Конспект НОД по математике с применением ИКТ и ТРИЗ-технологий в старшей группе «Путешествие в страну математики»
методическая разработка по математике (старшая группа)
Открытое занятие по математике с применением ИКТ и ТРИЗ-технологий в старшей группе
«Путешествие в страну математики»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytye_zanyatiya.docx | 31.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №21
г. Павловска Пушкинского района г. Санкт-Петербурга
Открытое занятие по математике с применением ИКТ и ТРИЗ-технологий в старшей группе
«Путешествие в страну математики».
Воспитатель: Годунова Н. Н.
2019 год
Программное содержание:
Цель: закрепление у детей полученных знаний, при использовании развивающих игр, формировать умение радоваться, достигая цели.
Задачи:
Образовательные:
- добиться усвоения счета в пределах 10;
- добиться усвоения умения находить в числовом ряду число и соседние с ним числа;
- обеспечить узнавание геометрических фигур по форме, цвету, величине;
- обеспечить применение умения ориентироваться в пространстве;
- добиться повторения знания названий дней недели, их последовательность;
- вызвать желание упражняться в порядковом счете.
Развивающие:
- обеспечить развитие умение анализировать;
- обеспечить развитие умения устанавливать причинно-следственные связи;
- обеспечить развитие памяти.
Воспитательные:
- вызвать интерес к математике;
- пробудить чувство радости от совместных действий, успешно выполненных заданий.
Материалы и оборудование:
- воздушный шар,
- конверт (с письмом и разрезной картинкой волшебника,
- шкатулка с призами,
- карточки с цифрами от 0 до 10, от 1 до 5,
- кубик с цифрами на каждой стороне 1,2,3,4,5,6;
- слово «ПОБЕДА» на кругах.
- Дидактическая игра «Живая неделя»,
- Цветные полоски,
- Медальоны.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Используемые технологии: ИКТ, обучение в сотрудничестве (работа в группе, ТРИЗ (теория решения изобретательных задач).
Предварительная работа:
- игры с геометрическими фигурами,
- игры с цветными полосками,
- игры на ориентировку в пространстве.
Ход:
Группа разделена на зоны: столы. На каждом столе цифры от 1 до 6, и задания:
1. Пустой – на нём дети будут собирать картинку.
2. Цветные полоски (индивидуально на каждого).
3. Д/И: «Живая неделя» - части лежат хаотично, цветной стороной вниз.
4. Карточки с цифрами, разложены хаотично.
5. Резиновый мяч.
6. игра" Закончи ряд"
Дети заходят в группу. В группе летает шар, к ниточке которого привязан конверт. В конверте письмо и разрезная картинка «Профессор – Математик».
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это такое? (обращает внимание детей на воздушный шарик, с привязанным конвертом, конверт не подписан). Странный конверт какой-то, на нем ничего не написано, только какие-то цифры и геометрические фигуры.
Воспитатель: Давайте откроем конверт и узнаем от кого мы его получили.
(открываю конверт - в нем разрезная картинка и письмо).
Воспитатель: Что это? Что надо сделать, чтобы узнать от кого это письмо пришло к нам.
Дети: Собрать картинку.
(Дети собирают картинку)
Воспитатель: Все ясно! Это написал нам Профессор-математик! (слайд 2)
На экране появляется Профессор – Математик.
Нужно скорее прочитать его, может там что-то важное!
Воспитатель читает письмо:
«Здравствуйте, дорогие ребята! Я знаю, что вы многому научились за этот учебный год. И я хотел бы вас поздравить с успешной учебой. Я приготовил вам подарок – сокровища! Но, чтобы их получить, вам необходимо пройти испытание. Только смелые и дружные ребята смогут получить мои сокровища. Вы готовы к путешествию? (ответы детей).
Тогда удачи!
Воспитатель: Ну что, ребята, начнем наше путешествие?
Воспитатель: «Чтобы справиться со всеми трудностями, вы должны быть сообразительными, смелыми, внимательными и наблюдательными. Но самое главное, что получить сокровища мы сможем только в том случае, если справимся со всеми заданиями. Ну, что, не передумали? Тогда начнём! Для начала, Профессор – математик предлагает вам математическую разминку.»
Математическая разминка.
Цель: закреплять у детей образное мышление и восприятие, умение воспринимать задание на слух, считать в уме, развивать сообразительность и быстроту реакции.
Ход: Дети выстраиваются в колонну и по очереди отвечают на вопросы воспитателя:
1. Сколько ушей у двух собак? (4)
2. Сколько дней в неделе? (7)
3. Сколько глаз у светофора? (3)
4. Сколько пальцев на одной руке? (5)
5. Сколько солнышек на небе? (1)
6. Сколько носов у двух котов? (2)
7. Сколько пальцев на двух руках? (10)
8. Сколько в неделе выходных дней? (2)
9. Сколько солнышек на небе ночью? (0)
10. Какое число больше 8, но меньше 10?
11. Какое число стоит после 4?
(После выполнения задания дети получают первый медальон).
Воспитатель: Молодцы! Мы добыли первую подсказку- медальон, вперед за следующей! А этот медальон поставим на доску.
Воспитатель: И теперь мы отправляемся в замок геометрических фигур. (слайд 3)
Вот какой красивый замок у Профессора – Математика.
Какие геометрические фигуры вы видите, назовите?
Дети: Прямоугольники, квадраты, овалы, круги, ромбы, трапеции.
Воспитатель: Ребята я вам предлагаю игру "Закончи ряд".
Воспитатель: Молодцы, вы справились с заданием.
Воспитатель: Чтобы получить медальон, вы должны отгадать. загадки про геометрические фигуры (слайды 4-8)
Нет углов у меня
И похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку,
На кольцо, на колесо.
Кто же я такой, друзья? Назовите вы меня! (круг)
Три вершины, три угла, три сторонки
Кто же я? (треугольник)
Не овал я и не круг, треугольнику недруг.
Прямоугольнику я брат, а зовут меня… (квадрат)
Медальон ставим на доску.
Воспитатель: Молодцы, ребята! На нас ждет следующее задание
Воспитатель: Ребята! Сейчас мы отправимся в царство волшебных полосок.
Воспитатель: И задание такое: постройте лесенку от самой длинной полоски, до самой короткой.
На экране появляется лесенка (слайд 9)
Воспитатель: Какая полоска по цвету на 3 месте, какому числу она соответствует.
Дети: голубая
Воспитатель: какая полоска по цвету находиться между 3 и 5, какому числу она соответствует. Дети: красная, четыре.
Воспитатель: какая по счету синяя полоска и т. д. Дети: девятая
Воспитатель: Какому числу соответствует жёлтая полоска? Дети: Пять.
Воспитатель: Вот какие молодцы и с этим заданием справились! Получите награду!
Медальон выставляют на доску.
Воспитатель: Ребята, я вам предлагаю немного отдохнуть и выполнить физминутку.
Дети выполняют физминутку под музыку.
Воспитатель: а теперь мы с вами попадаем в город времени. (слайд 10)
Дидактические игры: «Живая неделя», «Назови соседей».
Цель: закреплять умение последовательно называть дни недели, сопоставлять каждый день недели с определенным цветом; называть «соседей» дня.
Материал: На столе части круга с цветами спектра. Семь частей. На каждой части изображены соответствующие числа точками.
Ход: семь цветных карточек перевернуты цветной стороной вниз. Каждый цвет соответствует какому-либо дню недели:
понедельник – красный – 1точка,
вторник – оранжевый – 2 точки,
среда – желтый – 3 точки,
четверг – зеленый – 4 точки,
пятница – голубой – 5 точки,
суббота – синий – 6 точки,
воскресенье – фиолетовый – 7 точек.
Дети берут по одной карточке.
Воспитатель обращается к детям: «Неделя, стройся!»
Дети выстраиваются в указанном порядке.
Воспитатель: «Назовите свой день недели!»
Называют свой день недели.
Воспитатель: Вторник, топни ногой! Назови своих соседей (понедельник, среда);
- пятница, хлопни в ладоши! Назови своих соседей (четверг, суббота);
- воскресенье, подпрыгни! Назови своих соседей (суббота, понедельник);
- суббота, помаши рукой! Назови своих соседей (пятница и воскресенье).
Воспитатель: Молодцы! Все справились с заданием, и вы получаете следующий медальон.
Воспитатель: А теперь в путь! Мы уже близко к нашим сокровищам! Но у нас остались еще задания.
И мы отправляемся с вами в гости к цифрам и числам. (слайд 12)
Воспитатель: На столе лежат цифры. Посмотрите правильно они лежат?
Дети: Нет.
Воспитатель: Чтобы получить наш следующий медальон - нам надо выполнить задание. Выложите все цифры правильно в порядке возрастания.
Дети выкладывают числовую прямую.
Воспитатель: Проверьте себя. Посмотрите на экран. (слайд 13)
Воспитатель: (ИМЯ) Сосчитай от 1до 10.
(ребёнок считает)
Воспитатель: (ИМЯ, ты посчитай теперь в обратном порядке.
(ребёнок считает)
Воспитатель: Д\и «Брось кубик и считай». Дети бросают кубик, цифру называют и считают от неё до 10 (индивидуально).
Воспитатель: Посмотрите на экран: какое число пропущено? (2…4, 8…9) (слайды 14-18)
Воспитатель: Приготовьте свои ручки.
Пальчиковая игра:
Пальчики уснули,
В кулачки свернулись.
Один, два, три, четыре, пять –
Захотели поиграть!
Разбудили дом, соседей –
Там проснулись шесть и семь.
Восемь, девять десять –
Веселятся все!
Но пора обратно всем –
Десять, девять, восемь, семь.
Шесть – калачиком свернулся,
Пять зевнул и отвернулся.
Четыре, три, два, один –
Снова в домике мы спим.
Воспитатель: И с этим заданием вы справились! Вот награда!
(медальон выкладывают на доску)
Воспитатель: Нам осталось выполнить последнее задание. Будем работать с карточками и отвечать на мои вопросы. (Воспитатель показывает слайды и задает вопросы на ориентацию в пространстве, дети должны находить нужные карточки и отвечать на вопрос воспитателя). (слайды 19-27)
Итог
Воспитатель: Вот, мы и собрали все медальоны. Чтобы открыть сундук надо вспомнить, за что мы получили их.
(дети вспоминают все задания, которые они выполняли).
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы все очень внимательные! Вы прекрасно справились со всеми заданиями. Ну, а теперь, последнее задание. Пожалуй, оно самое сложное и необычное, сундук откроется только, если мы правильно сложим по порядку наши медальоны и прочитаем волшебное слово, которое зашифровано в наших медальонах - давайте его скорее прочитаем.
(дети составляют слово из медальонов и получают слово «ПОБЕДА», воспитатель хвалит их и предлагает открыть сундук). (слайд 28)
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №21
г. Павловска Пушкинского района г. Санкт-Петербурга
Открытое занятие в старшей группе опытно-экспериментальной деятельности «Волшебная соль»
Воспитатель: Годунова Н. Н.
2019 год
Программное содержание:
Цель: Систематизировать представление детей о соли и её свойствах.
Задачи:
Образовательные:
-подвести детей к умению анализировать, делать выводы, развивать логическое мышление;
- вызвать желание понять "волшебные явления" с точки зрения науки;
-подвести детей к выводу о необходимости математических знаний в различных ситуациях,
-вызвать желание исследовать предмет с помощью разных органов чувств, называть его свойства и особенности.
Развивающие:
-обеспечить развитие мыслительных процессов: внимания, мышления, памяти, тактильной чувствительности;
-обеспечить развитие умения работать в группах, самостоятельно и дисциплинировано;
- обеспечить развитие умения пользоваться условной меркой.
Воспитательные:
-пробудить желание участвовать в совместной деятельности;
-пробудить чувства доброжелательности, самостоятельности, дисциплинированности;
- вызвать интерес к окружающему миру, открывая новое в знакомом;
-способствовать развитию умения исследовать предмет с помощью разных органов чувств, называть его свойства и особенности;
-способствовать формированию навыка аккуратности в работе, соблюдение правил техники безопасности;
-помочь получить эстетическое наслаждение от экспериментирования, открывая новое в знакомом.
Предварительная работа: рассматривание картинок и презентаций. Беседа о добычи соли, чтение художественной литературы о соли, загадывание загадок. Рассматривание соли
Оборудование: тарелочки с солью, увеличительные стекла (на каждого ребёнка, сырые куриные яйца, ложечки, одноразовые стаканчики, салфетки, пипетки.
Ход занятия:
Вкруг широкий вижу я встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо, а теперь пойдём налево,
В центре круга соберёмся, и на место все вернёмся.
Улыбнёмся, подмигнём и к гостям здороваться пойдём!
- Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей. Давайте с ними поздороваемся, подойдем к гостям и прикоснёмся ладошками к их ладошкам.
-У гостей ладошки теплые? Наши гости добрые и они поделились своим теплом с нами.
- Ребята, посмотрите, мы с вами попали в научную лабораторию, в которой проводят разные опыты и эксперименты. А кто работает в лабораториях? (ученые).
-Вот и мы сегодня будем учеными, которые проводят эти опыты. А вот с каким материалом мы будем экспериментировать вы должны отгадать. Загадывает загадка про соль:
На столе стоит всегда,
Внешне, белая она.
И на вкус, не вкусна:
Но в пищу – каждому нужна.
Правильно это соль. А какую соль вы знаете? (морская, крупная, мелкая). Вот сегодня мы будем проводить эксперименты с мелкой солью.
(Стук в дверь входит журналист)
Ребята к нам пришёл в гости журналист (он будет у нас брать интервью)
Давайте с вами Пройдём в 1 корпус лаборатории.
- Возьмите стаканчики с солью, давайте определим, есть ли у соли запах? Понюхайте её (без запаха). Какая она на вкус? (соленая). Насыпьте немного соли в разеточку. Что вы сделали, насыпали или налили? (насыпали). Значит соль какая (сыпучая, рассыпчатая).
-Рассмотрите соль через увеличительное стекло, на что похожа соль? (зернышки, кристаллы, крупинки).
-Возьмите пипетки и капните на соль. Что произошло? (соль впитала воду). А как вы думаете, почему соль не растворилась от воды, а впитала её? (соли много, воды мало). Возьмите баночку с водой и насыпьте в неё ложечку соли, размешайте, что произошло с солью? (растворилась). Изменился ли цвет воды? (нет). А как вы думаете какой стал вкус у воды? (солёная). Молодцы.
-А теперь давайте повторим что мы узнали о соли. (Она сыпучая, рассыпчатая, без запаха, солёная, впитывает не большое количество воды, растворяется в воде и меняет вкус воды). Ребята, а скажите мне, нужна ли людям соль? Где её применяют (солят еду, в заготовках на зиму, можно чистить посуду, в медицине полоскать нос и горло, чтобы не болеть).
-Ребята, а еще соль не заменимый помощник зимой в гололед. А как она помогает мы сейчас и узнаем.
- Перед вами на блюдцах лежат кусочки льда, посыпьте их солью, послушайте, что происходит (соль начинает трещать). Так соль начинает растапливать лед. Ну а мы с вами, пока отставим блюдца в сторонку и отдохнем.
Физминутка
«Буратино»
Буратино потянулся, (руки поднять через стороны вверх, потянуться, поднявшись на носочки)
Раз - нагнулся,
Два - нагнулся, (наклоны корпуса вперед)
Руки в сторону развел, (руки развести в стороны)
Ключик, видно, не нашел. (повороты вправо и влево)
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать. (руки на поясе, подняться на носочки)
(Дети садятся на стульчики, воспитатель читает сказку-загадку)
- А сейчас ребята я хочу рассказать вам сказку - загадку, а вы слушайте и запоминайте.
Шли домой два ослика и несли груз в мешках. Один нёс мешки с солью, а другой нес мешки с поролоном. Одному ослику было очень тяжело идти, а другому легко. Путь к дому проходил через реку, и осликам пришлось переплывать на другой берег реки. Вошли они в воду и поплыли. Мешки с грузом промокли. Одному ослику было легко плыть, и он быстро переплыл реку, а вот другому пришлось приложить много сил чтобы не утонуть и доплыть до берега. Когда ослики пришли домой, то оказалось, что только один ослик принес весь груз. А вот какой ослик принес груз, и почему только он мы с вами узнаем в нашей лаборатории.
- Давайте пройдём с вами в корпус 2
-Возьмите мешочки с солью в одну руку, а в другую поролон. Что легче? (поролон). Значит, какому ослику было легко идти? (который нес поролон, а который нес соль, ему было тяжело.
-Возьмите мешочки с солью и опустите их в воду. Что происходит с солью? (она растворилась). А теперь возьмите поролон и намочите его в этой воде. А теперь проверьте, что тяжелее мешочки или поролон? Давайте подумаем какому ослику было легко плыть. Почему? (соль в мешках растворилась). Какому ослику было плыть тяжело? Почему? (поролон впитал воду).
-Мы с вами уже знаем, что когда соль растворяется в воде, вода становится соленой. Значит, поролон впитал какую воду? (соленую).
-А теперь нам понадобятся два больших стакана с водой и два сырых яйца. Попробуем узнать, что будет с яйцом, если его положить в воду. Сначала положим яйцо в чистую (не солёную) воду. Что произошло с яйцом? (оно опустилось на дно) .
-Во второй стакан добавим соль, и размешаем. Опустим в этот стакан яйцо. Что произошло с яйцом (оно плавает на поверхности). Соль повышает плотность воды, поэтому в соленой воде многие предметы не тонут.
Журналист задаёт вопросы детям используя микрофон:
- Понравилось ли вам экспериментальная деятельность?
- Про что вы сегодня говорили?
- Что нового узнали про соль?
- Что именно вам запомнилось? Рассказы детей.
- Молодцы, мне очень понравилось, как вы сегодня поработали и и я вам приготовила подарки. (дарят раскраски и мыльные пузыри)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия по математике в старшей группе «Путешествие в страну Математики»
Конспект занятия по областям: конструирование, познание, коммуникация...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по математике в старшей группе «Путешествие в страну математики»
Задачи:Образовательные:Закреплять умение решать логические задачи;Закрепить знания детей о геометрических фигурах;Закрепить умение составлять узоры по схемам.Развивающие:Развивать слуховое и зрительно...
Конспект НОД по математике в старшей группе «Путешествие по стране МАТЕМАТИКИ»
Это конспект контрольно-проверочного занятия в старшей группе ДОУ с использованием Блоков Дьенеша....
Конспект занятия по математике в старшей группе «Путешествие в страну Математики
Конспект занятия по математике в старшей группе «Путешествие в страну Математики» Конспект занятия по математике в старшей группе «Путешествие в страну Математики» «Путешествие в страну Математик...
Методическая разработка развлечения по математике с применением ИКТ в старшей группе «Путешествие в страну Математики»
laquo;Путешествие в страну Математики»...
Открытое занятие по математике с применением ИКТ и ТРИЗ-технологий в старшей группе "Путешествие в страну Математики"
quot;ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ МАТЕМАТИКИ" Открытое занятие по математике с применением ИКТ и ТРИЗ-технологий в старшей группе «Б»...
Конспект занятия по математике с использованием ТРИЗ технологии в старшей группе «Путешествие в страну Математика»
Конспект занятия по математике с использованием ТРИЗ в старшей группе....