Программа допобразования по математике
рабочая программа по математике (младшая группа)

Павлова Татьяна Васильевна

Вашему вниманию предлагается программа по математике для детей младшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozhenie_no_32.docx924.42 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\IAWASZNAIU\Desktop\таня\P_20181025_133849.jpg

Пояснительная записка

Дошкольный возраст – «благодатный» возраст, психика детей пластична, она легко дезорганизуется от тысячи причин, но также легко восстанавливается и помогает в этом взрослому игра.

Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд,  игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом. Однако если для воспитанника цель - в самой игре, то для взрослого, организующего игру, есть и другая цель - развитие детей, усвоение ими определенных знаний, формирование умений, выработка тех или иных качеств личности.
Игра ценна только в том случае, когда она содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний учащихся. Игры и игровые упражнения стимулируют общение, поскольку в процессе проведения  игр взаимоотношения между детьми, ребенком и родителем, ребенком и педагогом начинают носить более непринуждённый и эмоциональный характер.

Рабочая программа составлена на основе программ:

  1. Е.В.Колесниковой «Математические ступени»

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса:

  1. Л.С. Метлина «Занятия по математике в детском саду».,М.: Просвещение, 1985
  2. Колесникова Е.В. Математика для детей: Методическое пособие к рабочей тетради. — М.: ТЦ Сфера,  2005г.

      3. Учимся, играя. Занимательная математика для малышей, в стихах. Кузнецова Е.В.  – М.: ИРИАС, 2006. – 452 с.    (Электронный вариант в формате  А4, 406 с.).

Основные задачи программы

Дать детям возможность почувствовать радость познания, радость от получения новых знаний, иначе говоря, дать детям знания с радостью, привить вкус к учению.

Выработать у детей привычку максимально полно включаться в урок (в процесс обучения), что достигается благодаря заинтересованности и положительным эмоциям ребёнка.

Привить любовь к конкретному предмету – математике.

Дать необходимые современному дошкольнику знания в области математики и развить соответствующие способности детей.

  • Формирование представлений о числе и количестве:
  • Развивать общие представления о множестве: умение формировать множества по заданным основаниям, видеть составные части множества, в которых предметы отличаются определенными признаками.
  • Упражнять в операциях объединения множеств, удаления из множества части или отдельных его частей. Устанавливать отношения между отдельными частями множества, а также целым множеством и каждой частью на основе счета, составления пар предметов и соединения предметов стрелками.
  • Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 5.
  • Познакомить с цифрами от 0 до 5.
  • Закреплять понимание отношений между числами натурального ряда, умение увеличивать и уменьшать каждое число на 1.
  • Учить называть числа в прямом и обратном порядке, последующее и предыдущее число к названному или обозначенному цифрой, определять пропущенное число.
  • Познакомить с составом чисел второго пятка из единиц.
    Учить раскладывать числа на два меньших и составлять из двух меньших большее (в пределах 5, на наглядной основе).
  • Учить составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание; при решении задач пользоваться знаками действий с цифрами: плюс (+), минус (-), равно (=).

Занятия проводятся 1 раз в неделю: четверг.

Время занятий:15.30 – 15.45

Календарно- тематическое планирование занятий

дата

Тема занятия

Программное содержание

оборудование

литература

 2 -09 .09

Диагностика

12 .09

Один и много, сравнение множеств и установление соответствия между ними

Закреплять умение сравнивать количество предметов, различать, где один предмет, а где много, считать предметы

Раздаточный материал по количеству детей, цветные карандаши

Е.В.Колесникова

С.15

19.09

Число 1. Счет и количество.

Закрепить умение находить много предметов и один предмет.

Наглядный материал: зайчик, куколка, велосипед, матрешки

Л.С.Метлина, с. 45

26.09

Числа 1, 2. Много, мало

Научить определять, в какой из двух совокупностей больше – меньше предметов или в них равное число предметов

На каждого ребенка карточка с двумя полосками, раздаточный материал: матрешки

Л. С. Метлина, с. 46

03.10

Числа 0…2  Счёт (количество-число и число-количество). Прямой и обратный счет.

Познакомить с числом 2, учить соотносить количество и число, выстраивать числовой ряд, учить прямому и обратному счету.

Игрушки мишки, белочки, зайчата или картинки, картинка с улем и пчелами

Кузнецова Е.В., с. 25

 10 .10

Числа 0…2   Число 3  Размер  Счёт (число-количество)

Познакомить с числом 3, учить соотносить количество и число, выстраивать числовой ряд, закреплять умение считать в пределах трех

Картинки зверей, иллюстрации к сказке «Три медведя».

Кузнецова Е.В., с. 33

17.10

Закрепление понятия и цифре 3. Времена года

Продолжать учить детей соотносить цифру с количеством предметов, учить отгадывать загадки, учить определять характерные признаки осени

Тетради в клетку с прописанными цифрами 3

Колесникова Е.В., с. 34

24.10

Число 3  Прямой и обратный счёт  Счёт (число-количество)  

Закреплять навык счета в пределах 3, продолжать учить соотносить количество и число; учить называть числительные по порядку, соотносить последнее числительное со всей пересчитанной группой, понимать, что оно обозначает общее количество предметов в группе.

Подставка с двумя полочками, набор игрушек шести видов (по 3 шт.)

Л. С. Метлина, с. 49

31.10

Числа 0… 3  Счёт (количество-число)   Число 4  Прямой и обратный счёт  Пространственные отношения  Временное соотнесение (времена года)

Познакомить детей с образованием числа 4, учить считать до 4; продолжать учить называть правильно порядковые числительные, учить обратному счету (с 4…)

Сказка «Три поросенка» с иллюстрациями, четырехэтажный дом, изображение времен года

Кузнецова Е.В., с. 47

07.11

Число 4  Прямой и обратный счёт  Пространственные отношения  Временное соотнесение (времена года)

Закреплять навык счета в пределах 4, соотносить количество с числом. Закреплять представление о временах года.

Игрушка коза, 4 божьи коровки, сказка «Колобок» с иллюстрациями

Кузнецова Е.В., с. 53

14.11

Счет от 0до 4. Сравнение чисел в пределах 4. Пространственные соотношения.

Продолжать учить считать предметы; упражнять в сравнивании двух групп предметов, учить добавлять к меньшей группе недостающий предмет.

Рабочие тетради, цветные карандаши, раздаточный материал на каждого ребенка.

Колесникова Е.В., с. 22

28.11

Числа 0...4  Прямой и обратный счёт  Множества  Счёт (количество-число)  Порядковый счёт  Пространственные отношения

Закреплять навык счета в пределах 4, соотносить количество с числом. Закреплять представление о временах года.

Кукла Барби, мебель разная, игрушки – зверушки (черепаха, петух, корова, лягушка, олень; птицы: воробей, ворона, орел, сорока, чиж, клест.

Кузнецова Е.В., с. 65

05.12

Числа 0…4  Сравнение количественное   Счёт (количество-число)

Закрепить умение вести счет в пределах 4, учить детей находить те игрушки, которых столько же, сколько кружков на карточке, учить связно рассказывать, какие игрушки и сколько их, отражать в речи равенство количества игрушек и кружков на карточке.

Набор игрушек 3-4 видов по 4-5 штук, 4 карточки с кружками в количестве от 1 до 4, раздаточные карточки с кружочками на каждого ребенка

Метлина Л.С., с.51

12.12.

Закрепление знаний о цифрах 1,2,3,4. Высокий, низкий, развитие внимания

Закрепить знания о числах и цифрах до 4, закреплять умение писать цифры, развивать внимание при сравнении двух похожих картинок

Тетради в клетку с прописанными цифрами, картинки с домами, картинки с похожими собаками

Колесникова Е.В., с. 34

19.12

Число 5   Порядковый счёт  Прямой и обратный счёт  Сравнение количественное  Пространственные отношения Временное соотнесение (сутки)

Познакомить с составом числа 5, его образованием, учить обратному счету в пределах 5, учить соотносить понятия суток, пространственному соотношению (слева, справа)

Картинки транспорта наземного, фруктов, игрушки зверей, картинки с изображениями деревьев.

Кузнецова Е.В., с. 73

26.12.

Число 0…5. Пространственные соотношения. Прямой и обратный счет

Закрепить представление детей об образовании чисел 4 и 5 и навыки счета в пределах 5, учить согласовывать числительные с существительными, к которым они относятся, запоминать число предметов, упражнять в определении направления расположения предметов от самого себя (впереди, сзади)

Наборное полотно с двумя полосками, изображения фруктов, раздаточный материал на каждого ребенка.

Метлина Л.С., с. 52

16.01

Независимость числа от пространственного расположения предметов. Счет по образцу, сравнение смежных чисел.

Учить устанавливать равенство между двумя группами предметов, учить отсчитывать предметы по образцу, учить устанавливать равенство и неравенство, развивать зрительное внимание.

Рабочие тетради по количеству детей, цветные карандаши.

Колесникова Е.В., с. 38

23.01

Числа 0...5   Прямой и обратный счёт  Временное соотнесение (дни недели)  Пространственные отношения  Счёт (количество-число)

Учить образованию числа 5, прямому и обратному счету, учить запоминать дни недели, продолжать учить соотносить количество предметов и число предметов

Игрушка зайчика, шесть морковок, игрушки лисы и лягушки, барабан, два пенечка, игра «Разрезные картинки»

Кузнецова Е.В., с.151

30.01

Числа 0…5  Порядковый счёт  Множества  Качественное соотнесение  Счёт (число-количество и количество-число)

Продолжать учить считать до 5, продолжать учить соотносить количество предметов и число предметов

5 утят с одной уткой, муляжи бананов и мандаринов, раздаточный материал на каждого ребенка.

Кузнецова Е.В., с.157

06.02

Числа 0…5  Порядковый счёт  Счёт (число-количество и количество-число)  

Сформировать представление о числе и цифре 5, умение считать до 5 и обратно, соотносить цифру 5 с количеством, тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать память, логическое мышление, воображение

Карточки с цифрами 1-5, 5 кругов разного размера, раздаточный материал на каждого ребенка

Кузнецова Е.В., с.191

13.02

Числа 0...5  Счёт (количество-число и число-количество)  Порядковый счёт  Цвет  Работа по образцу  Пространственные отношения  Прямой и обратный счёт

Продолжать учить считать до 5, продолжать учить соотносить количество предметов и число предметов

Матрешки по 5 штук на каждого ребенка, набор из геометрических фигур на каждого ребенка

Кузнецова Е.В., с.199

20.02

Числа 0…5  Множества  Взаимно-однозначное соответствие  Счёт (количество-число)  И-или  Пространственные отношения  Прямой и обратный счёт

Продолжать учить соотносить количество и число, учить прямому и обратному счету в пределах 5

Геометрические фигуры разные, игрушки, тетради в клетку, цветные карандаши.

Кузнецова Е.В., с.206

27.02

Числа 0…5  Число 6  Счёт (количество-число)  Внимание  Память

Сформировать представление о числе и цифре 6, умение считать до 5, тренировать память, внимание, речь, логическое мышление

Набор из геометрических фигур на каждого ребенка, тетрадь в клетку, простой карандаш на каждого ребенка

Метлина Л.С., с. 59

06.03

Числа 0...5  Множества  Счёт (количество-число)  Порядковый счёт Прямой и обратный счёт  Качественное соотнесение

Закрепить представление и составе числа 5, продолжать учить обратному счету, соотносить количество предметов с обозначаемой цифрой.

Фланелеграф и с изображениями зверей, карточки разного цвета с изображениями бабочек, раздаточный материал на каждого ребенка.

Метлина Л.С., с. 61

13.03

Числа 0...5  Множества  Счёт (количество-число)  Порядковый счёт Прямой и обратный счёт  Качественное соотнесение  Размер  И-или

Закрепить представление и составе числа 5, продолжать учить обратному счету, соотносить количество предметов с обозначаемой цифрой, тренировать мыслительные операции, развивать память, внимание, речь, фантазию, воображение.

Карточки с пропущенными цифрами, раздаточный материал по количеству детей

Метлина Л.С., с. 62

20.03

Числа 0…5   Множества  Порядковый счёт  Работа по образцу  Прямой и обратный счёт  

Закрепить представление и составе числа 5, продолжать учить обратному счету, соотносить количество предметов с обозначаемой цифрой, тренировать мыслительные операции, развивать память, внимание, речь, фантазию, воображение.

Теплица, карточки картинки овощей, игрушки животных (взрослые и животные), игрушечные тарелки.

Кузнецова Е.В., с.238

27.03

Числа 0...5   Множества  Счёт (количество-число и число-количество)

Учить детей устанавливать соотношения между 3 предметами по ширине, раскладывать предметы в ряд, в порядке возрастания ширины, ориентируясь на образец. Учить видеть равное количество предметов, расположенных по-разному, закрепить навыки счета

Полоски разного цвета, геометрические фигуры для каждого ребенка

Метлина Л.С., с 64

03.04

Числа 0...5  Временное соотнесение (времена года)  Счёт (количество-число)  Порядковый счёт  Прямой и обратный счёт  Пространственные отношения   Игра «Разрезные картинки».

Закрепить представление и составе числа 5, продолжать учить обратному счету, соотносить количество предметов с обозначаемой цифрой, тренировать мыслительные операции, развивать память, внимание, речь, фантазию, воображение.

Семь домиков с их обитетелями, игрушки – зверюшки, яблоки, план с дорогой к зайцу и ежу, на плане дорога со схемой ведущей к разным зверям.

Кузнецова Е.В., с.253

10.04

Числа 0...5   Множества  Счёт (количество-число и число-количество)  Внимание  Память

Закреплять навык устного счета до 5, развивать внимание, память.

Бумажные муляжи овощей и фруктов на каждого ребенка, кукла

Кузнецова Е.В., с.261

17.04

Счет по образцу в пределах 5.

Упражнять детей в счете предметов по названному числу и запоминании его, учить находить равное количество предметов

Набор игрушек 4 видов (по 8-10 штук), барабан, металлофон, атрибуты игры «Самолеты» цветные шнуры, пропеллеры.

Метлина Л.С., с. 69

24.04

Счет по образцу в пределах 5. Сравнение группы предметов

Упражнять детей счету в прямом и обратном порядке, правильно произносить порядковые числительные

Раздаточный материал на каждого ребенка

Колесникова Е.В., с. 38

08.05

Счет по образцу в пределах 5. Внизу, вверху, слева, справа, под. Времена года

Продолжать закреплять знания детей об определении количества с числом, формирование пространственных отношений, закрепление знаний о временах года

Карточки с изображениями предметов, набор из геометрических фигур, картины времена года.

Колесникова Е.В., с.45

15.05.

Числа 0…5  Счёт (число-количество и количество-число)  Прямой и обратный счёт Пространственные отношения  Внимание  Память  

Закреплять навыки прямого и обратного счета, соотносить количество и число, развивать зрительную память, внимание

Картина к сказке «Теремок», игрушки персонажей к сказке, раздаточный материал

Кузнецова Е.В., с. 267

22.05

Итоговое занятие

Список литературы

  1. Ерофеева Т.И. и др. Математика для дошкольников. М.: Просвещение, 1997 г.
  2. Колесникова Е.В. Математика для детей: Методическое пособие к рабочей тетради. — М.: ТЦ Сфера, 2005г.
  3. Метлина Л.С. Занятия по математике в детском саду. Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1985 г.

6.     Кузнецова Е.В. Учимся, играя. Занимательная математика для малышей,
       в стихах. – М.: ИРИАС, 2006. – 452 с.(Электронный вариант в формате      

         А4, 406 с.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "Занимательная математика"

программа интеллектуального математического развития детей 4-5 лет...

Рабочая программа кружка "Волшебная математика"

Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному  воспитанию ребенка-дошкольника.Организация ...

Конспекты занятий по программе «Радуга» раздел «Математика»

Тема «Что внутри? Формирование пространственных представлений».Программное содержание:1. Знакомить детей со словами, выражающими пространственное расположение предметов «в» (внутри).2. Учить детей уст...

Программа по обучению математике для детей 5-6 лет "Занимательная математика"

Цеью программы "Занимательной математике" является комплексное познавательное развитие детей с помощью занимательного игрового материала (блоков Дьенеша, палочек Кюизенера, игр Воскобовича)....

Рабочая программа кружка по математике "Юный математик"

Программа дополнительного образования по математике,   разработанная для детей старшей группы...

Рабочая программа допобразования "Мастерская народного промысла"

Программа расчитана на дошкольников 5-6 лет...

Программа допобразования "Бумажные фантазии"

Развитие творческих способностей детей наша общая задача. Решение её должно начаться уже в дошкольном детстве. В процессе продуктивной деятельности ребёнок испытывает разнообразные чувства: радуется к...