статья по теме "Игры Марии Монтессори"
статья по математике (младшая группа)
В даной статье представлены дидактические игры для детей 2 группы раннего возраста( 2-3 года) по методике М.Монтессори
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_marii_montessori.docx | 18.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры Марии Монтессори
На сегодняшний день педагогика Монтессори – одна из самых востребованных методик развития ребенка, в которой совмещено, казалось бы, несовместимое: свобода и дисциплина, увлекательная игра и серьезная работа. В настоящее время в нашей стране открыто много различных центров и детских садов, обучающих детей по системе Монтессори.
Суть метода: Мария Монтессори - она создала уникальную систему самовоспитания и саморазвития маленьких детей, где в специально организованной окружающей среде ребенок вправе сам выбирать интересующие его материалы и играть с ними столько, сколько ему самому хочется.
Большое значение М. Монтессори придавала воспитанию самостоятельности, развитию чувств (зрения, слуха, обоняния, вкуса и т.д.) и мелкой моторики.
Дети, занимающиеся по её системе, очень любознательны и стремятся к получению глубоких и разносторонних знаний. Малыши проявляют себя как свободные, независимые личности, умеющие найти свое место в обществе.
Роль взрослого: Основная задача взрослого на занятии с ребенком – помочь ему сделать всё самому. Сначала взрослому нужно заинтересовать ребенка выбранным им материалом. Для этого он показывает малышу, как справиться с заданием. А далее ребенок уже играет самостоятельно, но не только так, как ему показали, а методом проб и ошибок, придумывает новые способы использования материала.
В ходе такой творческой активности и совершается великое открытие! И вот тут самое главное, чтобы взрослый сумел предоставить ребенку возможность творить самому! Взрослый должен предложить ребенку ровно столько помощи, сколько ему необходимо, и не больше. Ведь даже маленькое замечание может сбить ребенка с толку, не дав ему сделать шаг в нужном направлении.
Принципы использования материала: Мария Монтессори считала, что ребенок учится, прежде всего, играя с предметами.
Игры Монтессори – это не обязательно какие-то специальные игрушки. Игрушкой может стать любая вещь: тазик, сито, стаканчик, ложка, салфетка, губка, крупа, вода и т.д. Но есть и специальные классические Монтессори-материалы – знаменитая Розовая башня, Коричневая лестница, формочки-вкладыши т.д.
У каждого из этих материалов, по уникальной методе Монтессори, огромный потенциал и большие творческие возможности.
Любое упражнение с дидактическим материалом Монтессори имеет две цели - прямую и косвенную. Первая способствует актуальному движению ребенка (расстегивание и застегивание пуговиц, нахождение одинаково звучащих цилиндров и т.д.), а вторая - служит работе на будущее (развитие самостоятельности, координации движений, утончение слуха и т.д.).
Чтобы способствовать независимости ребенка от взрослых, Монтессори-материалы дают ему возможность самостоятельно контролировать ошибки, а затем их устранять, восстанавливая нарушенный порядок.
Основные правила пользования Монтессори-материалами:
Материал находится в свободном доступе, на уровне глаз ребенка. Это носит характер призыва к действию.
Каждый вид материала имеется только в одном экземпляре. Это должно научить ребенка социальному поведению в отношении других детей, учитывать их потребности.
Ребенок должен относиться к материалам аккуратно и приступать к работе только после того, как понято их использование.
Когда ребенок хочет выполнить какое-то упражнение, он приносит все необходимые материалы и аккуратно раскладывает их на коврике или столе в определенном порядке. На групповых занятиях нельзя передавать материал из рук в руки!
Когда упражнение закончено, материалы возвращаются на свое место, и только после этого берется следующее пособие.
Если выбранный ребенком материал сейчас занят, он наблюдает за работой другого ребенка или выбирает какой-то другой материал.
Все эти правила не касаются коллективных игр, построенных на общении и умении сотрудничать.
Коллективные игры
Круг: На полу нарисован круг. Дети встают на линию круга друг за другом и идут вслед за взрослым, стараясь не сойти с линии. На следующих занятиях во время движения по кругу можно использовать ношение предметов (колокольчик, свеча, вода и др.).
Колокольчики: Дети сидят на стульчике вокруг круга. Взрослый ставит около каждого ребенка по колокольчику и называет одного ребенка по имени. Ребенок со своим колокольчиком идет по кругу, звонит в него, а потом садится на место. Затем вызывается следующий ребенок.
Передай палочку: Дети сидят на полу. В центре круга стоит металлофон с ударной палочкой. Взрослый несколько раз ударяет по металлофону и передает палочку другому ребенку. Тот сочиняет свою музыку и передает палочку дальше.
Упражнения в повседневной жизни
Коврик: Покажите ребенку, как можно скатывать и раскатывать коврик.
Пересыпь зерно: Ребенку надо из одной миски пересыпать гречку, горох или рис в другую миску при помощи чайной ложки.
Переливание воды: Приготовьте три кувшинчика (баночки), в одном из которых вода, поднос и губку. Научите ребенка, как приподнимать кувшинчик с водой, наклонять его и переливать воду в другой кувшинчик. Если вода прольется на поднос – ребенок вытирает ее губочкой.
Переливание воды через воронку: При переливании воды можно использовать воронку. Но здесь уже понадобятся бутылочки с зауженными горлышками.
Вылавливание шариков: В миску налита вода, в которой плавают теннисные шарики. Ребенку нужно ситечком выловить все шарики и переложить их в пустую миску.
Рамки со шнурками, кнопками, пуговицами, крючками и петлями, бантиками, застежками «молния» и т.д.Изготовьте квадратную рамку с двумя половинками ткани, скрепленными с помощью кнопок (или шнурков, или английских булавок, или липучек и т.д.). Покажите ребенку, как нужно расстегивать и застегивать данные приспособления.
Упражнения в сенсомоторике
Для развития зрения
Цилиндры и блоки с углублениями: 4 деревянных блока с углублениями, чтобы можно было туда вставлять и вынимать цилиндры. На цилиндрах необходима кнопка, чтобы брать тремя пальцами. Цилиндры различаются по высоте и диаметру. Подбирая подходящие цилиндры, нужно ориентироваться на размер (высокий - низкий, толстый - тонкий, большой - маленький и т.д.) и соответствия цилиндра и углубления (глубокий - мелкий, широкий - узкий и т.д.).
Розовая башня: Понадобится 10 деревянных кубиков розового цвета и разного размера. Длина ребра наименьшего кубика 1 см, длина ребра наибольшего кубика - 10 см. Кубики выкладываются в вертикальной и в горизонтальной плоскости различными способами.
Коричневая лестница: Приготовьте 10 деревянных брусков (прямоугольных призм), каждый длиной 20 см. Боковые стороны их - квадраты. Длины ребер квадратов уменьшаются от 10 см до 1 см. Нужно выстроить лестницу от самой толстой призмы к самой тонкой.
Красные штанги: Приготовьте 10 деревянных штанг, покрашенных в красный цвет. Самая короткая штанга имеет длину 10 см. Каждая следующая штанга длиннее предыдущей на 10 см. Самая длинная штанга длиной 1 метр. Все штанги по 2,5 см шириной и высотой. Ребенку нужно построить лестницу, начиная с самой длинной и заканчивая самой короткой.
Цветные таблички : Нужны деревянные коробки с несколькими пар табличек разных цветов и оттенков. Ребенок подбирает одинаковые по цвету таблички.
Для развития термического чувства
Тепловые бутылочки: Несколько бутылочек с водой разной температуры. Необходимо рассортировать их по парам.
Для развития чувства обоняния
Цилиндры с запахами: Приготовьте две коробочки с пахнущими веществами, внутри которых кофе, чай, гвоздика, анис, перец и др.). Необходимо научиться нюхать и подбирать пары.
Для развития чувства вкуса
Угадай, что ты съел: Дети пробуют кусочки нарезанных фруктов и овощей и определяют, что они съели.
Для развития слуха
Шумящие цилиндры: Приготовьте красные и синие коробочки, заполненные цилиндрами. Цилиндры наполнены материалами, которые издают разные шумы: от тихого до громкого. Каждой красной коробочке соответствует одна синяя. Необходимо путем сравнения подобрать пары.
Что шуршит: За ширмой пошуршите газетной бумагой, целлофановым пакетом, постучите двумя камнями друг о друга или деревянными палочками и т.д. Дети отгадывают, что за предметы могут издавать такой звук.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья «Ранняя помощь ребенку с особыми потребностями по методике Марии Монтессори»
Мария Монтессори считала, что с первого дня появления на свет, любой ребенок как губка впитывает все, что его окружает, поэтому педагогическая деятельность в Монтессори-классе строится с учетом сензит...
статья " Дидактика Марии Монтессори"
Система Марии Монтессори. Использование некоторых положений и моментов такие как дидактические игры, развитие сенсорного опыта, создание пространственной среды для использования в работе в детск...
Статья на тему: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАТЕРИАЛОВ МАРИИ МОНТЕССОРИ В СОВРЕМЕННОМ ДОУ»
Теперь многие, и я в их числе, полагают, что наиболее важный отрезок жизни приходится не на студенческие годы, но скорее на первый период, от рождения до шести лет, поскольку именно тогда фо...
Статья "Реализация требований ФГОС ДО с использованием педагогической системы Марии Монтессори"
В нашей стране, как и во всем мире , стремительно происходят изменения. Поэтому мы, педагоги, должны изучать мировую педагогическую культуру и сохранять и преумножать наше культурно-педагогическое нас...
Методика М. Монтессори для детей 2-3 лет «Помоги мне сделать самому»- девиз Марии Монтессори
Чтобы воспитать гармонично развитую личность, желательно не терять ни минуты, начиная с самого нежного возраста. Существует множество методик дошкольного развития, но все они ставят своей целью адапта...
Статья: "Система обучения и методы Марии Монтессори"
Метод Марии Монтессори можно рассматривать как заботу о грядущих поколениях и защиту жизни на земле. Главная задача педагога - это давать занятия, которые обязательно включают движение: ребёнок должен...
Статья на тему:"Система Марии Монтессори"
Развитие детей по методике Монтессори - это свобода дисциплина,увлекательная игра и серьезная работа одновременно....