Картотека математических игр для младших дошкольников
картотека по математике

Мусягина Наталья Ивановна

Цель:

  • Активное воздействие на всестороннее развитие детей;
  • Обогащение новыми представлениями и понятиями;
  • Закрепление математических знаний;
  • Активизация мыслительной деятельности (умение сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_matematicheskih_igr.docx20.2 КБ

Предварительный просмотр:

Цель:

  • Активное воздействие на всестороннее развитие детей;
  • Обогащение новыми представлениями и понятиями;
  • Закрепление математических знаний;
  • Активизация мыслительной деятельности (умение сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать).

«Когда это бывает?»

Цель: познакомить детей с частями суток: «утро», «день», «вечер», «ночь». Учить правильно употреблять эти термины в речи.

***

Доброе утро птицы запели,

Добрые люди, вставайте с постели.

Прячется вся темнота по углам,

Солнце встаёт и идёт по делам.

***

Он кричит: «Ку-ка-ре-ку!»,

Солнцу, речке, ветерку.

И летит на всю округу:

«Добрый день! Ку-ка-ре-ку!»

***

Говорит зайчиха-мать:

«Ну-ка, дети, все в кровать!

Спать пора давным-давно,

На дворе уже темно!»

***

Спят медведи и слоны,

И лиса, и ёжик.

Все вокруг спать должны,

Наши дети – тоже.

***

Пусты поля, мокнет земля,

День убывает – когда это бывает?

(осенью)

***

Снег на полях, лед на реках,

Вьюга гуляет – когда это бывает?

(зимой)

***

Тает снежок, ожил лужок,

День прибывает – когда это бывает?

(весной)

***

Солнце печёт, липа цветет,

Золотится пшеница,

 Рожь колосится.

Кто скажет, кто знает – когда это бывает?

(летом)

«Посмотрим друг на друга»

Цель: закрепить умение пользоваться понятием «один», «много», «ни одного», развивать речь.

Содержание: у детей в руках игрушки: у кого-то – одна игрушка, у второго – три игрушки, у следующего – ни одной и т.д. Дети смотрят друг на друга и говорят  сколько игрушек у соседа.

 

«Игра с кубом»

Цель: закрепит умение различать шар и куб.

Содержание: воспитатель бьет по мячу и говорит: «Его бьют, а он не плачет, веселее только скачет».

Дети отгадывают, что это мяч. Воспитатель выясняет у детей почему мяч скачет (круглый, резиновый) и загадывает новую загадку : «Его бьют, а он не плачет, почему-то он не скачет» (куб). Дети отгадывают, затем выясняют, почему куб не может кататься и скакать. Рассматривают, какие особенности имеет куб (состоит из квадратов, сторон и углов).

«Внимание»

Цель: развивать способность внимательно рассматривать картинку и запоминать увиденное.

Содержание: дети рассматривают несложные изображения предметов, например: домик и треугольной крышей и двумя окнами, кораблик,  три ёлочки ( большая, поменьше и еще меньше) и т.п. Воспитатель: «Я буду показывать картинку, потом буду прятать, а вы должны запомнить и нарисовать».

«Воробьи»

Цель: помочь усвоить названия и порядок следования первых пяти чисел.

Содержание: воспитатель произносит слова и выполняет движения, дети повторяют:

«Пять воробьёв на заборе сидели.

(показать пять пальцев)

(загнуть один палец)

И пели,  пока не сморила усталость,

(загнуть один палец)

Один улетел, и их трое осталось.

Сидели втроём и немного скучали,

Один улетел, и их двое осталось».

(загнуть один палец)

«Справа, как слева»

Цель: развитие образного мышления, умения ориентироваться на листе бумаги.

Содержание: на  листе бумаги нарисовано пол рисунка. Нужно дорисовать рисунок так, чтобы одна половина была похожа на вторую.

«Кукла Маша купила мебель»

Цель: учит ориентироваться в пространстве, закрепит знание геометрических фигур.

Содержание: стол, стул, диван заменяются геометрическими фигурами: круг, квадрат, прямоугольник. Дети должны подумать, какая фигура будет вместо стола, какая вместо стула, какая вместо дивана. Дети вместе с воспитателем расставляют «мебель» в «комнате».

«Сравни предметы»

Цель: развитие мышления, внимания.

Содержание: воспитатель предлагает детям рассмотреть две игрушки и говорит чем они похожи и чем отличаются друг от друга. Например: рыбка и утка похожи тем, что они любят воду, есть глаза, а отличаются тем, что рыбка маленькая, а утка большая покрыта чешуёй, а утка  - перьями и т .п.

«Запомни узор»

Цель: тренировать зрительную память, учить составлять алгоритм, закреплять знание геометрических фигур.

Содержание: Кошечка принесла картинку с узором и хочет поиграть с детьми. Воспитатель показывает картинку с узором из геометрических фигур. Дети рассматривают, а затем рисуют точно такой же.

«Угадай кого загадали»

Цель: учить ориентироваться в пространстве и употреблять в речи предлоги

Содержание: посадить ребенка в центре, а игрушки разместить вокруг. Ребенку предлагается внимательно рассмотреть игрушки и запомнить где какая находится.  Загадывается одна игрушка.

Адрес загаданной игрушки, например, такой: она сидит сбоку от тебя (или перед тобой и т.д.). Ребенок должен назвать игрушку.

«Наш день»

Цель: закрепит представление о частях суток, учить правильно употреблять слова «утро», «день», «вечер», «ночь».

Содержание: дети сидят полукругом, воспитатель , при помощи куклы, производит действия, по которым дети должны определить части суток: кукла встает с постели, одевается, расчесывается (утро), обедает (день) и т.д. Затем воспитатель называет действия : «кукла умывается» -  предлагает ребенку сделать это действие и назвать часть суток. Затем показывает картинки во временной последовательности и спрашивает, в какую часть суток это происходит.

 

«Самолеты»

Цель: учит группировать предметы по цвету.

Содержание: на стульчиках разложены бумажные самолетики разных цветов. Вопросы: сколько всего самолетов? Какого они цвета? По сколько самолетов на каждом стуле? Затем детям предлагается взять в руки самолет и присесть на стульчик. По команде : «Полетели красные , желтые …» - дети выполняют игровые действия. В такой же последовательности самолеты приземляются.

«Скажи наоборот»

Цель: развивать умение анализировать; развивать речь детей.

Содержание: как сказать по-другому: не холодно – тепло; небольшой – маленький;  недлинный – короткий; небыстрый – медленный; немного – мало; не громко – тихо и т.д.

«Что изменилось или чего не стало»

Цель: развивать память, воображение; активизировать в речи детей предлоги.

Содержание: на столе стоят игрушки. Дети рассматривают их и запоминают место расположения. Воспитатель меняет местами игрушки (игрушку) или прячет игрушку.  Задается вопрос: «Чего не стало или что изменилось?»

«Где звенит колокольчик»

Цель: развивать пространственные представления у детей.

Содержание: дети сидят на ковре с закрытыми глазами. Воспитатель останавливается по очереди у каждого ребенка и звенит колокольчиком то справа, то слева, то вверху, то снизу. Ребенок определяет местонахождение колокольчика.

«Закончи предложение»

Цель: закреплять умение различать и называть части суток: утро, день, вечер, ночь.

Содержание: воспитатель предлагает детям закончить предложения.

Завтракаем мы утром,  а ужинаем … (вечером).

Спим мы ночью, а делаем зарядку … (утром).

Делаем зарядку мы утром, а обедаем … (днем).

Солнышко светит днем, а луна … (ночью).

«Загадки и отгадки»

Цель: учить отгадывать загадки и понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки; закреплять умение различать и называть времена года (осень, зима, весна, лето).

Содержание:  

Пусты поля,

Мокнет земля,

День убывает,

Когда это бывает?  

(осенью)

Снег на полях,

Лед на реках,

Вьюга гуляет …

Когда это бывает?

(зимой)

Тает снежок,

Ожил лужок,

День прибывает,

Когда это бывает?

(весной)

Солнце печет,

Липа цветет,

Золотится пшеница.

Рожь колосится.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?

(летом)

«Догадайся, что я вижу»

Цель: учить различать и называть геометрические формы, пользуясь зрительным путем обследования.

Содержание: воспитатель выбирает глазами предмет круглой ( квадратной и т.д.) формы, находящийся в комнате, и говорит детям, которые сидят по кругу: «Отгадайте, что я вижу: оно – круглое ( квадратное и т.д.)».  Ребенок, который отгадывает первым, становится ведущим вместе с воспитателем.

«Зеркало»

Цель: развитие умения ориентироваться в пространстве.

Содержание: дети встают свободно перед воспитателем, который предлагает им стать его зеркалом и повторять все движения. Когда он поднимает одну руку, дети делают тоже самое; если он топает ногами – дети также, он взмахивает сначала одной рукой, а потом обеими – дети повторяют.

Сначала лучше давать несложные движения.  Затем, когда ребята научатся с легкость копировать, их можно усложнить.

«Куда пойдёшь, то и найдёшь»

Цель: развивать умение двигаться в правильном направлении.

Содержание: в комнате спрятаны игрушки Воспитатель дает задание детям: «Иди вперед. Остановись. Направо пойдешь – машинку найдешь, налево пойдешь – зайчика найдешь. Куда пойдешь?»  Ребенок показывает и называет направление.  Идет в этом направлении и берет игрушку.

Игра повторяется несколько раз с различными детьми и игрушками.

«Мы шагаем»

Цель: развивать и применять понятия  короткий  -   длинный.

Содержание: дети ходят по комнате. При команде «Короткий!» они делают короткие шаги, а при команде «Длинный!» - очень длинные шаги.

После игры воспитатель предлагает детям попеременно произносить слова «длинный – короткий».

В игру могут вноситься дополнения.  Например, дети, которые физически более развиты, делают  длинные или короткие шаги на цыпочках.

«Отгадай длину»

Цель:  упражнять в сравнении предметов по длине.

Содержание: на столе лежат платочки, под  каждым платочком   палочка, палочки разной длины.  Ребенок должен ощупать под платочком палочки;  определить , какая длинная, а какая короткая;   положить на стол сначала длинную палочку, а потом  напротив – короткую.  При этом называть

их : «Это длинная палочка,  это короткая».

Игра повторяется 3 раза. Каждый раз под платок кладут новые парные предметы (например, длинный и короткий брусок из строительного материала, карандаши и т.д.).

Затем дети рассматривают ряды длинных и коротких  предметов, убеждаются, что  у всех предметов различная длина.

«Достань из мешочка»

Цель: различать понятия один, много, мало.

Содержание:  у воспитателя мешочек, в котором лежат пуговицы (орехи, бусины и п.р.).  Воспитатель предлагает ребенку достать из мешочка много пуговиц,  одну пуговицу.

Усложнение: «Возьми в левую руку много пуговиц из мешочка, а в правую – мало», - говорит воспитатель.

Если ребенок выполнил задание неверно, то пуговицы возвращаются в мешочек.

Игра повторяется с другими предметами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно математическая деятельность на занятиях по формированию элементарных математических представлений у младших дошкольников

Познавательно математическая деятельность на занятиях по формированию элементарных математических представлений у младших дошкольников...

КАРТОТЕКА ПОДВИЖНЫХ И НАСТОЛЬНЫХ ИГР С МАТЕМАТИЧЕСКИМ СОДЕРЖАНИЕМ ДЛЯ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ Составители: Гильмуллина Райса Виловна Тайчина Динара Фаилевна Надым 2019 год

Математика может и должна играть особую роль в гуманизации образования, т.е. в его ориентации на воспитание и развитие личности. Знания нужны не ради знаний, а как важная составляющая личности, включа...

КАРТОТЕКА ПОДВИЖНЫХ И НАСТОЛЬНЫХ ИГР С МАТЕМАТИЧЕСКИМ СОДЕРЖАНИЕМ ДЛЯ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ Составители: Гильмуллина Райса Виловна Надым 2019 год

Математика может и должна играть особую роль в гуманизации образования, т.е. в его ориентации на воспитание и развитие личности. Знания нужны не ради знаний, а как важная составляющая личности, включа...

Картотека математических игр в младшей группе

Картотека математических игр в младшей группе...

Картотека математических игр для младших дошкольников

Картотека математических игрво второй младшей группе....

Картотека математических игр в младшей группе.

Дидактические игры, направленные на формирование элементарныхматематических представлений у детей второй младшей группы....

Картотека математических игр с младшими дошкольниками

Картотека игр на развитие математических способностей дошкольников...