КАРТОТЕКА ПОДВИЖНЫХ И НАСТОЛЬНЫХ ИГР С МАТЕМАТИЧЕСКИМ СОДЕРЖАНИЕМ ДЛЯ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ Составители: Гильмуллина Райса Виловна Тайчина Динара Фаилевна Надым 2019 год
картотека по математике (младшая группа)

Математика может и должна играть особую роль в гуманизации образования, т.е. в его ориентации на воспитание и развитие личности. Знания нужны не ради знаний, а как важная составляющая личности, включающая умственное, нравственное, эмоциональное (эстетическое) и физическое воспитание и развитие. Особая роль математики — в умственном воспитании, в развитии интеллекта.

Это объясняется тем, что результатами обучения математике являются не только знания, но и определенный стиль мышления. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста.

Методика развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста постоянно развивается, совершенствуется, обогащается за счет новых технологии обучения. Разработка и внедрение в практику эффективных дидактических средств, развивающих методов позволяет педагогам разнообразить занятия с детьми, познакомить со сложными, абстрактными математическими понятиями в доступной малышам форме.

Игра является естественным состоянием, потребностью детского организма, средством общения и совместной деятельностью детей. Игра выявляет индивидуальные способности ребенка, позволяет определить уровень его знаний и представлений. Так, для закрепления и повторения математических представлений с малышами 2-4 лет уместно использовать не только настольные, но и подвижные игры. Широкое использование игровых методов в обучении и воспитании в детском саду имеет ряд преимуществ.

Практика нашей работы показала, что чем интересней игровые действия, использованные на занятиях, тем не заметнее и эффективнее закрепляются полученные знания у детей. Малыши активны в восприятии головоломок, логических упражнений, дидактических и развивающих игр. Поэтому в своей работе для активизации детей мы стараемся использовать занимательный материал, ведь он не только развлекает детей, дает возможность отдохнуть, переключиться, но и заставляет их задуматься, развивает инициативу, стимулирует развитие не стандартного мышления.

Предлагаем вашему вниманию следующие настольные и подвижные игры для детей 2-4 лет.

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА

ПОДВИЖНЫХ И НАСТОЛЬНЫХ ИГР

 С МАТЕМАТИЧЕСКИМ СОДЕРЖАНИЕМ

ДЛЯ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Составители:

Гильмуллина Райса Виловна

Тайчина Динара Фаилевна

Надым

2019 год

Математика может и должна играть особую роль в гуманизации образования, т.е. в его ориентации на воспитание и развитие личности. Знания нужны не ради знаний, а как важная составляющая личности, включающая умственное, нравственное, эмоциональное (эстетическое) и физическое воспитание и развитие. Особая роль математики — в умственном воспитании, в развитии интеллекта.

Это объясняется тем, что результатами обучения математике являются не только знания, но и определенный стиль мышления. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста.

Методика развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста постоянно развивается, совершенствуется, обогащается за счет новых технологии обучения. Разработка и внедрение в практику эффективных дидактических средств, развивающих методов позволяет педагогам разнообразить занятия с детьми, познакомить со сложными, абстрактными математическими понятиями в доступной малышам форме.

Игра является естественным состоянием, потребностью детского организма, средством общения и совместной деятельностью детей. Игра выявляет индивидуальные способности ребенка, позволяет определить уровень его знаний и представлений. Так, для закрепления и повторения математических представлений с малышами 2-4 лет уместно использовать не только настольные, но и подвижные игры. Широкое использование игровых методов в обучении и воспитании в детском саду имеет ряд преимуществ.

Практика нашей работы показала, что чем интересней игровые действия, использованные на занятиях, тем не заметнее и эффективнее закрепляются полученные знания у детей. Малыши активны в восприятии головоломок, логических упражнений, дидактических и развивающих игр. Поэтому в своей работе для активизации детей мы стараемся использовать занимательный материал, ведь он не только развлекает детей, дает возможность отдохнуть, переключиться, но и заставляет их задуматься, развивает инициативу, стимулирует развитие не стандартного мышления.

Предлагаем вашему вниманию следующие настольные и подвижные игры для детей 2-4 лет.

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ С МАТЕМАТИЧЕСКИМ СОДЕРЖАНИЕМ

НАВЕДЕМ ПОРЯДОК

Цель: закрепление умения сравнивать величины предметов.

Расположи предметы в порядке убывания (увеличения) величины (предметы различаются по длине, либо ширине, высоте).

ВОЗЬМИ СТОЛЬКО ЖЕ

Цель: закрепление счета, отсчета, сравнение количества.

Возьми столько же предметов, сколько у меня. Сколько предметов ты взял, посчитай.

           КАКОЙ ЦИФРЫ НЕ СТАЛО

Цель: закрепление цифр, развитие внимания.

Выстраивается числовой ряд из знакомых чисел. Одно число убирается, когда дети закрыли глаза (ночь). Затем дети рассматривают числа и называют недостающее. Аналогично можно играть с геометрическими фигурами, любыми предметами.

БУДЬ ВНИМАТЕЛЕН

Цель: закрепление частей суток, развитие внимания.

Если я скажу правильно, хлопаем в ладоши если нет - топаем ногами.

  • Сначала вечер, а потом - ночь.
  • Мы завтракаем вечером.
  • Мы гуляем ночью.
  • После дня наступит вечер....

СНАЧАЛА - ПОТОМ

Цель: закрепление временных и количественных представлений.

Сначала весна, а потом....

Сначала день, а потом....

 Сначала маленький, а потом...

Сначала 2, а потом...

Сначала 4, а потом....

Сначала яйцо, а потом....

Сначала гусеница, а потом...

Сначала цветочек, а потом...

 

ОДИН - МНОГО. 

Цель: соотнесение количества с движениями, развитие внимания.

Если предмет бывает только один - хлопни один раз. Если предметов много - хлопни много раз

  • Сколько голов у человека?
  • Сколько рыб в море?
  • Сколько полосок у зебры?
  • Сколько хвостов у собаки?
  • Сколько песчинок на дне реки?

                           •    Сколько листьев на дереве?

  • Сколько стебельков у цветочка?....

КАТИТСЯ - НЕ КАТИТСЯ 

Цель: Определение формы предмета. Свойства фигур.

Хлопни, если названный предмет катится, топни - если не катится Арбуз, кубик, книга, колесо, карандаш, банка, морковка, листочек, апельсин, домик, мяч...

«ДЛИННОЕ - КОРОТКОЕ»

Цель: развитие у детей четкого дифференцированного восприятия новых качеств величины.

Материал. Атласные и капроновые ленты разных цветов и размеров, картонные полоски, сюжетные игрушки: толстый мишка и тоненькая кукла.

Перед началом игры В. заранее раскладывает на двух столах комплекты игрового дидактического материала (разноцветные ленточки, полоски). Педагог достает две игрушки - плюшевого мишку и куклу Катю. Он говорит детям, что Мише и Кате хочется сегодня быть нарядными, а для этого им нужны пояски. Подзывает двух детей и дает им свернутые в трубочку ленточки: одну короткую - поясок для Кати, другую длинную = поясок для мишки. Дети с помощью В. примеряют и завязывают пояски игрушкам. Игрушки выражают радость и кланяются. Но затем игрушки хотят поменяться поясками. Педагог предлагает снять пояски и поменять их игрушки. Вдруг обнаруживает, что на мишке поясок куклы не сходится, а для куклы поясок слишком велик. Педагог предлагает рассмотреть пояски и расстилает их рядом на столе, а затем накладывает короткую ленточку на длинную. Он объясняет, какая ленточка длинная, а какая короткая, т. е. дает название качества величины - длина. После этого В. показывает детям две картонные полоски - длинную и короткую. Показывает детям, как можно сравнить полоски с ленточками путем накладывания и сказать, какая из них короткая, какая - длинная.

НАЙДИ ПАРУ

Цель: развитие внимания, восприятия, умения сравнивать

Материалы: карточки с нарисованными парными предметами, или парные игрушки. Можно воспользоваться специальными наборами, купленными в магазине.

Расставьте карточки (игрушки) перед детьми, раздайте детям вторую картинку (игрушку) и предложите по сигналу найти подходящую пару для каждого предмета. 

СОБИРАЕМ УРОЖАЙ

Цель: развитие навыков классифицирования

Материалы: муляжи или картинки с изображениями овощей и фруктов.

Воспитатель раскладывает овощи и фрукты (или картинки с их изображением) вперемешку. Попросить детей собрать и сложить в одну корзинку фрукты, а в другую — овощи.

Затем можно отсортировать овощи и фрукты по видам.

ОДИН И МНОГО

Цель: упражнять детей в беге по различным направлениям; закреплять у детей представления о понятиях «один» и «много», умение различать геометрические фигуры.

Воспитатель раскладывает обручи в разных местах на площадке и кладёт в них одну или много фигур. По команде: «Один квадрат», - дети бегут к обручу, в котором находится один кубик, По команде: «Много кругов, - к обручу, в котором много шариков и т.д. Воспитатель отмечает самых быстрых и внимательных детей.

Можно менять положение фигур на площадке.

НАЙДИ СВОЁ МЕСТО

Цель: упражнять в беге в разных направлениях; развивать умение называть и различать геометрические фигуры.

 Воспитатель разлаживает в обручи большие модели геометрических фигур, а маленькие фигуры раздаёт детям.

 По сигналу: «Найди своё место», - дети должны построится возле фигуры такой же, как у них в руках. Подгруппа, построившаяся первой, выигрывает. Игра повторяется 4-5 раз.

Усложнение: воспитатель меняет фигуры местами, когда дети бегают по площадке.

ДЕНЬ – НОЧЬ

Цель: упражнять детей в беге, ходьбе, прыжках; закреплять представления о понятиях «день» и «ночь».

 Когда воспитатель говорит: «День», - дети ходят, бегают, прыгают по площадке. Когда: «Ночь», - дети приседают и замирают («спят»).

 Вопросы:

 *Что ты делаешь днём?

 *Когда все люди спят?

УТРО – ВЕЧЕР

Цель: упражнять в лазании по гимнастической стенке на 1-2 рейки, в беге в быстром темпе; закреплять представления о частях суток.

 Воспитатель выбирает 2-3 ребёнка – это «котята». Воспитатель – «собака». Когда воспитатель говорит: «Вечер»- «собака» засыпает, а «котята» весело резвятся. По команде: «Утро», - просыпается и бежит за «котятами». Те убегают и залезают на «дерево»- гимнастическую стенку. Игра повторяется 5-6 раз.

Вопрос:

 *Что вы делаете утром, вечером, ночью?

 Воспитатель отмечает самых внимательных из ребят, правильно и быстро выполняющих команды.

СТОЛЬКО ЖЕ

Цель: упражнять в разных видах ходьбы; закреплять умение выполнять заданное количество движений.

 Дети стоят по кругу. Воспитатель даёт задание детям сделать столько шагов на носках, сколько раз он хлопнет в ладоши (ударит в бубен).

 Воспитатель хвалит детей и отмечает самых внимательных.

Вариант: можно предложить делать шаги на пятках, высоко поднимая колени, на внешней стороне стопы, с различным положением рук.

БЕГАЮЩИЕ ФИГУРЫ

Цель: упражнять детей в беге с одной стороны площадки на другую (расстояние около 10 м); развивать умение различать геометрические фигуры, умение ориентироваться на себе (правая и левая рука); закреплять представления о понятиях «один» и «много», представления о частях суток, временах года, их характерных признаках.

 Детям раздаётся по одной фигуре. Каждый ребёнок называет фигуру, которая ему достаётся. Дети выстраиваются вдоль линии. Воспитатель просит взять фигуры в правую (затем в левую) руку и поднять их над головой. Далее воспитатель называет фигуру, например: «Квадраты». По этому сигналу бегут те дети, у которых в руках находятся квадраты. Остальные должны остаться на месте. Добежав до противоположной стороны площадки, дети останавливаются. Затем воспитатель называет другие фигуры и т.д. При повторении названия фигуры дети бегут в обратную сторону площадки. Можно менять фигуры у детей. Воспитатель отмечает тех ребят, которые выполнили задание более успешно.

 Можно предложить детям изображения с несколькими или одной фигурой. После сигнала: «Один»,_ бегут дети, у которых изображён один предмет. «Много»,- у кого много предметов.

Можно раздать карточки с изображением характерных явлений и действий для каждой части суток (или времени года) и давать соответствующие задания детям.

НАЙДИ СВОЙ ДОМИК

Цель: упражнять в беге; закреплять навыки счёта, понимание сущности цифр, понимание независимости количества от расположения предметов, умение различать геометрические фигуры.

Детям раздаются карточки с разным количеством точек, которые расположены по-разному в пространстве. Сначала дети бегают по залу, а по сигналу: «Найди свой домик», - они должны найти такой «домик» (стульчик), на котором карточка с цифрой соответствовала бы количеству точек на их эмблеме. Если ребёнок правильно нашёл свой «домик», то получает фишку. Затем воспитатель меняет у детей карточки и игра повторяется. В конце игры воспитатель выясняет, сколько точек нарисовано на карточке, какая цифра нарисована на «домике», кто сколько фишек заработал.

Вариант: детям можно раздать модели геометрических фигур и предложить искать «домик» определённой формы.

ДОБЕГИ ДО ФИГУРЫ

Цель: упражнять в беге; закреплять умения различать по названию объёмные геометрические фигуры.

 Объёмные геометрические фигуры расставляются по площадке на расстоянии 5-10 м от детей. Воспитатель называет геометрическую фигуру для каждого ребёнка. После удара в бубен дети должны добежать до указанной фигуры и вернуться шагом обратно. Кто правильно выполнил задание и не задел во время бега товарищей, получает фишку. Игра повторяется несколько раз (детям называются разные геометрические фигуры), после чего воспитатель выясняет, кто сколько заработал фишек.

ЧТО НА СВЕТЕ БЫВАЕТ ТОЛЬКО ОДНО?

Цели: формировать представление о числе 1 как существенном признаке явлений окружающего мира; развивать внимание, быстроту и координацию движений, умение действовать по сигналу.

Содержание: дошкольники совместно с воспитателем выясняют, что в природе бывает только одно (например: мама, сердце, голова, тело человека, Солнце, Луна), и закрепляют это в игре. Дети становятся в круг, выполняя движения согласно стихотворению: указательным пальцем правой руки касаются носа, указательным пальцем левой руки - рта; затем разводят прямые руки в стороны и обхватывают себя как можно крепче; далее изображают солнышко: воспитатель стоит в центре, а дети, расставив прямые руки в стороны, касаются его одной рукой. Луну изображают, выполняя наклон в сторону с вытянутой над головой рукой. На слова «И Земля на всех одна» дети выполняют ходьбу по кругу, взявшись за руки.

Нос один и рот один.

Солнце в небе, и Луна,

Я один у мамы сын.

И Земля на всех одна.

Правила: обратить внимание детей на точность и быстроту

сменяемых действий: смена движений выполняется по словесному

сигналу, нужно стараться не наталкиваться друг на друга, При разведении

рук в стороны необходимо проследить, чтобы лопатки были сомкнуты.

ПОКАЖИ ДВИЖЕНИЕМ ЦИФРУ 1

Цели: ознакомить с цифрой 1; учить изображать цифру разными движениями; развивать воображение, внимание, координацию и ловкость движений.

Содержание: воспитатель предлагает детям вспомнить цифру 1, найти ее изображение среди других цифр и выполнить движения согласно стихотворному ритму, изображая цифру 1.

Очень трудно так стоять,

Ножку на пол не спускать.

И не падать, не качаться,

за соседа не держаться.

Дети перемещаются по пространству группы и находят цифру 1

среди других цифр, изображают ее движением: основная стойка, ноги

вместе, руки прижаты к туловищу, на (хлопок) - поднять правую ногу и

согнуть в колене, правую руку отвести чуть в сторону.

Правила: обратить внимание детей на правильность выполнения

движений при изображении цифры 1, на необходимость сохранять

равновесие.

В КАКИХ ИЗОБРАЖЕНИЯХ СПРЯТАЛАСЬ ЦИФРА 1

Цели: формировать представление о числе как существенном признаке явления; раз внимание (сосредоточенность), выносливость, мелкую моторику рук, мышление.

Содержание: встав в колонну, друг за другом, дети обходят «Великий Дуб», вы разные виды ходьбы (на носках, на пятках, с перекатом с пятки на носок, приставным в полуприседе и приседе).

Педагог напоминает детям о величии и могуществе дуба в царстве растений и предлагает по картинкам определить, кто спрятался в ветвях дерева - найти цифру в изображениях ежа, ели, жирафа, дерева, лица.

Цифра 1 обводится пальчиком. Дуб «дарит детям картинки с цифрой 1 и изображением того, что встречается в жизни только по одному: сердце, солнце, планета Земля.

Правила: напомнить детям, что идти надо по кругу, пружиня на передней части, не касаясь пяткой пола, сохранять хорошую осанку, спину держать прямо. Нацелить детей что, увидев цифру 1 на картинке, необходимо объяснить, где она изображена.

ПОКАЖИ НУЖНУЮ ЦИФРУ

Цели: знакомить с цифрами 1 и 2; учить изображать цифры разными движениями; развивать внимание, сенсомоторные координации, воображение, быстроту реакции, логику мышления, навыки контроля.

Содержание: воспитатель раздает детям карточки с цифрами 1 и 2. затем показывает картинки с одним или двумя предметами, дети считают и показывают движением ту цифру, которой соответствует количеству предметов.

Вот «один», иль единица.

Очень тощая, как спица.

А вот это - цифра «два»

Полюбуйтесь, какова.

Выгибает двойка шею.

Волочится хвост за нею

Изображая единицу, дети слегка отводят в сторону правую руку, ноги вместе, левая рука прижата к туловищу.

Изображая двойку, встают на колени. Голову наклоняют вперед, руки полукругом над головой.

Правила: обратить внимание детей на то, что при показе цифры 1 движением надо отводить в сторону правую руку, а при изображение цифры 2 – сильно наклонить голову вперед, сгибая спину.

Напомнить, что нужно правильно считать количество предметов на карточке и показывать соответствующую цифру, следить за правильностью выполнения задания другими детьми.

ПОСТРОЙСЯ В РЯД ПО ПОРЯДКУ

Цели: закрепить знание цифр 1 и 2; развивать пространственную ориентировку, ориентировку в направлениях: справа, слева, внимание, быстроту реакции, логику мышления, навыки контроля и самоконтроля.

Содержание:

У детей в руках карточки с цифрами (у одних детей - цифра 1, а у других - цифра 2).

Покажите единицу,

Видишь, как она гордится.

А ты знаешь, почему?

Начинает счет всему.

Дети показывают цифру 1, обводят ее пальцем по контуру и встают в круг слева от воспитателя.

Цифра 2 - лошадка-диво.

Мчит, размахивая гривой.

Дети, у которых цифра 2, показывают ее, обводят по контуру, встают в круг справа от воспитателя.

Вопросы: Что меньше: 1 или 2? Что больше? На сколько число 2 больше, чем 1? Какое число должно стоять первым? вторым? Дети строятся в ряд так, чтобы цифры чередовались: 1,2, 1, 2 и т. д., называют каждый свою цифру, чтобы проверить, что никто не ошибся; затем считаются наоборот: 2, 1, 2, 1 и т. д. Правила: напомнить детям, где правая, где левая рука; побуждать быть внимательными при построении в два круга, правильно выбирать местоположение - слева или справа. Обратить внимание детей на то, что необходимо строиться, чередуя цифры, осуществлять пересчет на первыйвторой, называя свою цифру, внимательно слушать, отмечать ошибки в построении.

РАЗ-ДВА, НЕ ЗЕВАЙ, ДРУЖНО ВМЕСТЕ ВЫПОЛНЯЙ

Цели: закрепить знание цифр 1 и 2; развивать внимание, зрительную ориентировку, ловкость, быстроту реакции, смену движений и координацию.

Содержание: воспитатель показывает детям карточки с цифрами 1 и 2, предлагая выполнить движения, например, одно приседание на число 1, два прыжка на число 2 и т. д. (любые виды движений).

Правила: карточки менять в быстром темпе; обратить внимание детей на правильность выполнения задания: прыжки осуществлять как можно выше, сильно отталкиваясь от иола, приседания - как можно ниже, смену движений выполнять быстро, не наталкиваясь друг на друга.

ПЛОВЦЫ ЗА ЖЕМЧУГОМ

Цели: закрепить знание цифр и умение пересчитываться на первый - второй; развивать внимание, зрительную ориентировку, ловкость, быстроту и координацию движений, умение действовать по сигналу.

Содержание: Царица числа 2 знакомит детей со своим любимым камнем - жемчугом, который можно найти только в воде, в раковинах ракушек (показ картинок). Дошкольники рассматривают жемчуг, отмечая его необычную расцветку, называют цвета и оттенки (белый, розовый, сиреневый, серый, черный). Далее детям предлагается встать в ряд и рассчитаться на первый-второй, разделиться на 2 команды (по номерам), согласно цифрам, показанным воспитателем (1 и 2). Члены команд поочередно, выполняя быструю ходьбу по прямой, переносят жемчужину

в ложке и кладут на поднос. Выполнив задание, все вместе считают собранный жемчуг и делают выводы о количестве собранного жемчуга в командах (выясняют, у кого больше).

Правила: обратить внимание детей на правильность и быстроту выполнения задания. Движения выполнять, не наталкиваясь друг на друга; при пересчете не пропускать идущие по порядку числа и запоминать свой номер, исходя из показанной карточки; при ходьбе не ронять предметы; двигаться быстро; вернувшись, отдать ложку следующему игроку и встать в конец колонны.

РУЧЕЕК

Цели: закрепить знание цифр 1 и 2; развивать внимание, быстроту, ловкость и координацию движений, умение действовать по сигналу.

Содержание: педагог предлагает детям сначала выполнить перестроения по сигналу (показу карточки с цифрой), а затем поиграть в игру «Ручеек»: увидев цифру 1, дети становятся в колонну по одному, цифру 2 - перестраиваются в пары, взявшись за руки, поднимают их образуя «воротца». Ребёнок, оставшийся без пары, будет «ручейком», он пробегает под « воротцами», прогнувшись, поворачивая голову из стороны в сторону, и выбирает одного человека . из любой пары, становится в пару

с ним. Ребенок, оставшийся без пары, - следующий «ручеек» Правила: обратить внимание детей на быстроту и правильность выполнения задания действовать по сигналу - карточке; смену движений выполнять быстро, сохраняя равновесие( не мешая друг другу; имитируя течение ручейка, проходя под «воротцами», прогибать спи лову держать прямо.


ОДИН, ДВА

Цели: закрепить знание цифр; учить считать при продвижении вперед; развивать внимание, зрительную ориентировку, быстроту, ловкость и координацию движений, умение действовать по сигналу.

Содержание: чтобы попасть к «водоему», детям необходимо прыгать по кочкам с цифрами 1 и 2. Дети передвигаются друг за другом: на «кочку» с цифрой 1 выполняют движение ноги вместе, на «кочку» с цифрой 2 - прыжок ноги врозь.

Правила: обратить внимание детей на правильность выполнения движений; учить сохранять равновесие при выполнении прыжков в соответствии цифрой, обозначающей кочку проговаривая счет: «Один, два».

СОБЕРИ ДРАГОЦЕННЫЕ КАМНИ В СУНДУКИ

Цели: закрепить знание цифр 1, 2, 3 и последовательности их построения в ряду друг за другом; развивать мышление, внимание, быстроту реакции на сигнал, самостоятельность в решении задачи, навыки контроля и самоконтроля.

Содержание: сложить камни на полу, ведущие выполняют бег змейкой, собирают «камни» в порядке следования друг за другом, указывая «иголочкой» на ребенка с шариком, которому надо ухватиться за ленту, бегут в колонне друг за другом до сундука такой формы, которая обозначена на карточке (цилиндр, пирамида) и «складывают» в него «драгоценные камни».

Вопросы: Какая цифра первая? Почему? За какой цифрой идет 2? Что больше: На сколько? За какой цифрой идет 3? Что больше: 2 или 3? На сколько?

Правила: обратить внимание детей на то, что «камни» надо собирать в порядке следования цифр, друг за другом, бег змейкой осуществлять легко. Ребенок, на которого показала «иголочка» должен зацепиться за ленту позади ведущего или крайнего в цепочке ребенка – встать последним.

ПОПАДИ В ЦЕЛЬ В ТИРЕ

Цели: закрепить знание цифр; развивать внимание, зрительную ориентировку, быстроту реакции, умения действовать по сигналу, оценивать правильно свои действия и действия товарищей, логику мышления.

Содержание: воспитатель предлагает детям представить, что они попали на аттракцион в парк - «Тир», где им необходимо выполнить задание: попасть в треугольную мишень с цифрами от 1 до 3 (цифры для каждого ребенка располагаются в разной последовательности). Пока один игрок осуществляет метание мяча в треугольную цель с номерами от 1до 3, все остальные отслеживают правильность выполнения задания. За правильность выполнения вручаются треугольные жетоны. Правила: обратить внимание детей на быстроту и правильность выполнения задания, объяснить, что если номера мишеней идут вразброс, то необходимо быстро сориентироваться и выполнять бросок в нужной

последовательности (по порядку).

ВОССТАНОВИ ПРОГРАММУ

Цели: закрепить знание цифр от 1 до 3, их последовательность в числовом ряду, учить соотносить количество предметов и число; развивать самостоятельность, инициативу, логику пения, активность мысли, быстроту, ловкость, внимание, память, навыки контроля и самоконтроля.

Содержание: путешествуя на звездолете, дети находят сломанных роботов. Они ищут пути - решения: как им помочь? Детям раздаются цифры от 1 до 3, предлагается восстановить цифровую программу, чтобы роботы заработали снова (расставить цифры по порядку).

Дети бегают врассыпную, по сигналу (удар бубна) должны построиться в колонну по трое, соблюдая последовательность цифр.

Вопросы: Почему цифра 1 стоит первой? (Начинает счет.) За какой цифрой стоит 2?

На сколько она больше чем 1? За какой цифрой стоит 3? На сколько она больше чем 2? Дети меняются цифрами, игра повторяется вновь. По окончании игры последовательность цифр размещается па мольберте.

ЦИФРА 4 В ДВИЖЕНИЯХ

Цели: развивать воображение, зрительное внимание, память; учить изображать цифру разжижениями.

Содержание: детям предлагается воспроизвести цифру 4 различными движениями: представить, что в небе пролетел самолет и оставил след в виде цифры 4; представить, как нарисовал бы цифру 4 Буратино (носом), представить, как нарисуют цифру 4 футболист, маляр.

Дети, стоя или сидя на ковре, изображают цифру 4: воздухе пальцем; движением головы - прямо сверху вниз, вправо, прямо сверху вниз; движениями ног, кистей рук.

Правила: обратить внимание детей на то, что движения должны быть чёткими и согласовывать - все движения нужно осуществлять в соответствии с контуром цифры 4.

ПРЫГНИ, НЕ ОШИБИСЬ

Цели: закрепить знание цифр и их последовательность в числовом ряду; развивать внимание, логическое мышление, быстроту реакции и координацию движений, самостоятельность инициативу, умение правильно оценивать свои действия и действия других детей.

Содержание: дети (по 4 человека) стоят внутри обруча, вокруг них «кочки» с цифрами от 1 до 4. Педагог называет имя любого ребенка, стоящего в обруче, и предлагает ему выполнить задание, а остальным детям - проверить правильность выполнения, исправляя при необходимости ошибку. Ребенок из четверки выполняет движения соответственно заданию: выпрыгнуть из обруча на кочку с заданной  педагогом цифрой, предварительно обдумав свой ответ. Следующее задание выполняет ребенок из другой четверки.

Задания:

1)прыгнуть на цифру, с которой начинается счёт;

2) прыгнуть на цифру, которая идёт вслед за 2;

3) прыгнуть на цифру, которая больше 1 на 1;

4) прыгнуть на цифру, которая меньше 4 на 1;

5)прыгнуть на цифру, которая показывает, количество времён года;

6)прыгнуть на цифру, которая больше 2 на 1;

7)прыгнуть на цифру, которая означает пару;

8)прыгнуть на цифру, любимый металл которой - золото;

9)прыгнуть на цифру, любимая форма которой - треугольник;

10)прыгнуть на цифру, показывающую, сколько ног у лесных зверей.

Выполнив правильно задание, дети «попадают на лесную поляну».

Правила: обратить внимание детей на правильность выполнения задания: прыгать необходимо на «кочку» с цифрой, предварительно обдумав задание; выполняя прыжок, нужно сохранять равновесие, руки держать на поясе. Побуждать детей правильно оценивать свои действия и действия своих товарищей.

НАСТОЛЬНЫЕ ИГРЫ С МАТЕМАТИЧЕСКИМ СОДЕРЖАНИЕМ

«ЕЖИК»

Цель: закрепление умения  соотносить предметы по величине, выделять величину в качестве значимого признака, определяющего действия; закреплять значение слов «большой», «маленький», «больше», «меньше», вводить их в активный словарь детей.

Оборудование. Картонные трафареты с изображением ежей, зонтиков четырех величин.

Педагог говорит, что сейчас он расскажет сказку о ежах: «В лесу жила семья ежей: папа, мама и двое ежат. Вот один раз ежи пошли гулять, и вышли в поле. Там не было ни дома, ни дерева (Предлагает детям найти на подносах фигурки ежей и положить их перед собой. Подходит к каждому и располагает фигурки в ряд по величине). Вдруг папа еж сказал: «Посмотрите, какая большая туча. Сейчас пойдет дождь». «Побежали в лес, - предложила мама ежиха. - Спрячемся под елкой». Но тут пошел дождь, и ежи не успели спрятаться. У вас ребята есть зонтики. Помогите ежам, дайте им зонтики. Только смотрите внимательно, кому, какой зонтик подходит. (Смотрит, используют ли дети принцип сопоставления предметов по величине). «Молодцы, теперь все ежи спрятались под зонтиками. И они благодарят вас». Педагог спрашивает кого-либо, почему он дал один зонтик папе-ежу, а другой - маме-ежихе; следующего ребенка - почему маленьким ежатам дал другие зонтики. Дети отвечают, а педагог помогает им правильно сформулировать ответ.

Работая с детьми, я сделала вывод, что игры, подобранные с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, являются одним из эффективных средств активизации ребят.

ДВЕ ДОРОГИ

Цель: способствовать развитию навыков классифицирования

Необходимый инвентарь: картон или бумага, машинки разного размера.

◈ Вырежьте из картона (бумаги) две полосы разной ширины. Объясните ребенку, что узкая полоска — это дорога для маленьких машин, а широкая — для больших.

◈ Покажите, как наложением полос друг на друга можно определить, какая из них шире.

◈ Поинтересуйтесь, почему большая машина не сможет проехать по узкой дороге.

◈ Покатайте машины по дорогам.

◈ Склеивая между собой полоски различной ширины, можно построить целую сеть дорог.

ВЫБЕРИ ДОРОГУ

Цель: способствовать развитию навыков классифицирования, развивает умение сравнивать.

Необходимый инвентарь: картон или бумага, машинки разного размера.

◈ Вырежьте из картона (бумаги) две полосы разной ширины. Объясните ребенку, что это дороги для машин.

◈ Попросите его выбрать машины, для которых подойдет узкая дорога. И наоборот, выбрать дорогу, по которой сможет проехать та или иная машина.

МАТРЁШКА

Цель: развитие мелкой моторики, навыков сравнения предметов по величине.

Материал:  набор матрешек.

Покажите ребенку большую матрешку. Потрясите ее. Откройте вместе с ребенком и достаньте матрешку меньшего размера. Поставьте их рядом и сравните.

Пусть ребенок вкладывает маленькую матрешку в большую и достает ее.

Постепенно покажите ему всех матрешек.

РАЗБЕРЕМСЯ

Цель: способствовать развитию навыков классифицирования

Необходимый инвентарь: 3 круга и 3 квадрата, вырезанных из картона.

◈ Перемешайте фигуры. Попросите ребенка помочь вам отобрать только круги.

◈ После этого раскрасьте круги одним цветом, а для раскрашивания квадратов используйте другой цвет.

ОДИН – ТУДА, ОДИН - СЮДА

Цель: способствовать развитию мелкой моторики, обучает счету.

Необходимый инвентарь: две емкости (ведерки, коробки), кубики или мелкие предметы.

◈ Выложите перед малышом кубики и поставьте два ведерка или две коробки. Предложите малышу разложить кубики по коробкам.

◈ Беря в руку кубик и помещая его в коробку, говорите: «Один — в эту коробку, вот еще один — в другую».

◈ Когда ребенок усвоит понятие «один», начинайте брать по два предмета: «Я положу два кубика в эту коробку, а ты положи, пожалуйста, два кубика в другую коробку».

Много мало

Игра способствует развитию логического мышления, знакомит с элементарными математическими понятиями

Необходимый инвентарь: две одинаковые коробки, кубики одного цвета.

◈ В одну коробку положите 10 кубиков, а в другую — 3. Предложив малышу построить башню или дом, попросите: «Принеси мне, пожалуйста, коробку, в которой лежит много кубиков». Если ребенок затрудняется, помогите ему.

◈ После того, как вы построили башни, сравните, какая из них выше (та, в которой кубиков больше).

◈ Чаще повторяйте слова «много», «мало», употребляя их в различных ситуациях.

«Раз ступенька...»

Игра помогает освоить счет

◈ Поднимаясь по лестнице, считайте ступеньки. Не просите ребенка повторять за вами, он будет делать это сам, когда поймет суть игры.

◈ Считайте, сколько яблок или конфет вы купили, сколько тарелок ставите на стол и т. д.

РАЗДАЙ ТАРЕЛОЧКИ

Цель: знакомство с понятиями «много», «мало», «одна», «по одной»

Необходимый инвентарь: 10 пластиковых тарелок.

Дайте малышу стопку пластиковых тарелок. Обратите его внимание на количество посуды, оперируя словами «много», «целая стопка тарелок».

Попросите раздать по одной тарелке всем членам семьи или игрушкам. Комментируйте действия ребенка: «Папе дали тарелку, теперь у папы одна тарелка...».

После раздачи посуды сделайте заключение: «Раздали целую стопку посуды и у всех по одной тарелочке. Теперь давай соберем тарелки обратно. Смотри, у тебя опять много тарелок».

ГРИБОК К ГРИБКУ

Цель: способствовать развитию моторики, умению соотносить количественные множества, помогает освоить понятие «столько же, сколько»

Необходимый инвентарь: 5 желтых и 5 оранжевых грибов, вырезанных из картона.

Объясните малышу правила: вы выкладываете один грибок, под ним малыш должен положить свой гриб. Обращайте внимание малыша на то, что выкладывать фигурки надо слева направо. Это позволит ребенку приобрести навыки, в дальнейшем необходимые для того, чтобы правильно писать. Выложив все грибы, прокомментируйте: «Я положила 5 грибов, и ты положил 5 грибов. Значит твоих грибов столько же, сколько моих, их поровну».

Вместо вырезанных грибов можно использовать кубики двух цветов или любые другие игрушки, которые можно разделить на две части.

ПОДБЕРИ КРЫШКУ

Цель: развитие навыков классифицирования и сопоставления предметов

Необходимый инвентарь: кастрюли с крышками.

Дети с удовольствием проводят время вместе с мамой на кухне.

Пока вы готовите, расскажите ребенку, что у вас перепутались крышки и теперь вы не знаете, какая крышка от какой кастрюли.

Попросите малыша помочь вам подобрать крышки по размеру.

БАБУШКИНЫ БЛИНЫ

Цель: способствовать развитию навыков сопоставления, умения систематизировать предметы по определенному признаку

Необходимый инвентарь: 4 вырезанных из бумаги круга диаметром 3 см, 4 круга диаметром 6 см, коробка для больших кругов, коробка для маленьких кругов.

 Придумайте сюжет игры. Например, бабушка пекла блины, большие и маленькие. Большие для мамы с папой, маленькие для внуков. Но все блины перепутались. Нужно помочь бабушке разложить блины по тарелкам.

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

1. https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2018/10/19/master-klass-dlya-vospitateley-po-teme-ispolzovanie-igr 

2.https://osip-dcrr.schools.by/pages/podvizhnye-igry-dopolnennye-matematicheskim-soderzhaniem-dlja-detej-starshej-gruppy 

3.

https://www.maam.ru/detskijsad/ves-lye-starty-podvizhnaja-matematika-dlja-detei-starshih-i-podgotovitelnyh-grup.html

4.

https://alegri.ru/deti/vospitanie-i-razvitie-rebenka/igry-dlja-detei/matematicheskie-igry-dlja-detei-2-3-let.html

5.  https://nsportal.ru/detskiy-sad/matematika/2016/07/26/matematicheskie-igry-dlya-detey-2-3-let 

6. http://asds10.ru/ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подвижно-дидактические игры с математическим содержанием

ПОДВИЖНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ С МАТЕМАТИЧЕСКИМ СОДЕРЖАНИЕМ можно использовать с детьми старшего дошкольного возраста при организации режимных моментов...

ПРОЕКТ по формированию элементарных математических представлений у детей 3-4 лет «Дидактические игры математического содержания» (2 младшая группа)

МБДОУ Д/с №27 «Сказка»     ПРОЕКТ по формированию элементарных математических представлений у детей 3-4 лет«Дидактические игры математического содержан...

КАРТОТЕКА ПОДВИЖНЫХ И НАСТОЛЬНЫХ ИГР С МАТЕМАТИЧЕСКИМ СОДЕРЖАНИЕМ ДЛЯ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ Составители: Гильмуллина Райса Виловна Надым 2019 год

Математика может и должна играть особую роль в гуманизации образования, т.е. в его ориентации на воспитание и развитие личности. Знания нужны не ради знаний, а как важная составляющая личности, включа...

Картотека подвижно- дидактических игр с математическим содержанием

Картотека подвижно- дидактических игр с математическим содержанием...

Картотека подвижно- дидактических игр с математическим содержанием

Картотека подвижно- дидактических игр с математическим содержанием...

Картотека подвижных игр ,эстафет с математическим содержанием для детей старшего возраста

Подвижные игры и эстафеты для детей с математическим содержанием....