Проект "Логическое развитие детей старшего дошкольного возраста"
проект по математике (старшая группа)
В данном проекте показано, как через специальные игры и упражнения можно сформировать умение детей самостоятельно устанавливать логические отношения в окружающей действительности. В работе с дошкольниками над развитием познавательных процессов одним из необходимых условий их успешного развития и обучения является системность, т. е. система специальных игр и упражнений с последовательно развивающимся и усложняющимся содержанием, с дидактическими задачами, игровыми действиями и правилами. Отдельно взятые игры и упражнения могут быть очень интересны, но, используя их вне системы трудно достичь желаемого обучающего и развивающего результата.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehkarta_proekta_logicheskoe_myshlenie.docx | 23.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта
Инновационного проекта «Логическое развитие детей старшего дошкольного возраста»
Труфанова Татьяна Сергеевна,
Воспитатель детского сада «Ивушка»
Структурного подразделения
Детского сада «Светлячок»
Тема проекта: «Логическое развитие детей старшего дошкольного возраста»
Направление проекта: образовательный
Сроки реализации: 2018 – 2019 учебный год
Участники проекта: педагоги, дети, родители
- Пояснительная записка
Проект учитывает образовательные потребности и интересы воспитанников группы, членов их семей и педагогов, и ориентирован на сложившиеся традиции группы.
Одна из важнейших задач воспитания ребенка — развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. Дети старшего дошкольного возраста активно осваивают счет, пользуются числами, осуществляют элементарные вычисления по наглядной основе и устно, осваивают простейшие временные и пространственные отношения, преобразуют предметы различных форм и размеров. Ребенок, не осознавая того, практически включается в простую математическую деятельность, осваивая при этом свойства, отношения, связи и зависимости на предметном и числовом уровнях. У детей расширяется общий кругозор и интеллектуальные возможности, складываются предпосылки для развития логического мышления. В умственном развитии ребёнка процессу овладения логическими отношениями принадлежит существенная роль.
В данном проекте показано, как через специальные игры и упражнения можно сформировать умение детей самостоятельно устанавливать логические отношения в окружающей действительности. В работе с дошкольниками над развитием познавательных процессов одним из необходимых условий их успешного развития и обучения является системность, т. е. система специальных игр и упражнений с последовательно развивающимся и усложняющимся содержанием, с дидактическими задачами, игровыми действиями и правилами. Отдельно взятые игры и упражнения могут быть очень интересны, но, используя их вне системы трудно достичь желаемого обучающего и развивающего результата.
Актуальность проблемы определяется важностью логического мышления для развития личности в целом. Занимаясь с детьми, нами было замечено, что многие дети не справляются с простыми на первый взгляд логическими задачами.
Проект обусловлен тем, что начинать работу по становлению высших психических процессов: памяти, внимания, воображения, логического мышления необходимо с дошкольного возраста. Детей необходимо учить, не только лепить, рисовать, считать, но и рассуждать, но и развивать логическое мышление с раннего детства, так японский профессор Макото Шичида был уверен, что все рождаются гениями просто вовремя их нужно развивать и доводить до совершенства. Он говорил образование должно быть направлено на развитие логики, изучения аналитики, математики.
Цель: создание условий для максимального развития логического мышления дошкольников старшего возраста через приемы сравнения, обобщения, классификации, систематизации и смыслового соотнесения. Способствовать формированию и развитию у старших дошкольников простейших логических структур мышления через специально организованные занятия с математическим планшетом, блоками Дъенеша, логическими заданиями и задачами.
Задачи:
- обучать детей основным логическим операциям: анализу, синтезу, сравнению, отрицанию, классификации, систематизации, ограничению, обобщению, умозаключениям;
- учить детей ориентироваться в пространстве;
- развивать у детей высшие психические функции, умение рассуждать, доказывать;
- Развивать самостоятельность, мышление, память, внимание, восприятие
Ожидаемый результат – овладение детьми 6-7 летнего возраста приемами логического мышления.
Способ проверки результатов работы: мониторинг усвоения детьми операций логического мышления (вводный – сентябрь; промежуточный – январь; итоговый – май); открытые занятия кружка .
Для изучения полученных детьми знаний, умений и навыков проводится мониторинг развития логического мышления и его операций, для чего применяются следующие методики:
1. «Невербальная классификация». Алябьева Е. А. «Развитие логического мышления и речи у детей 5-8 лет», -М., Сфера, 2005г., с. 69.
2. «Последовательные картинки» (-//-, с 70,
3. «Исключение лишнего» (-//-, с71,
4. «Размести фигуры» (см. Заводнова Н. В. «Развитие логики и речи у детей», -Ростов н/Д: Феникс, 2005., с163,
5. «Обобщающее слово» (-//-, с 164).
Основная идея проекта: создать максимально комфортные и благоприятные условия для активного развития детей, и способствовать активизации умственных способностей с помощью математического планшета, блоков Дъенеше, логических заданий.
Новизна проекта: процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта, новые знания не даются в готовом виде, а постигаются ими путем проб и ошибок.
Продукты проекта: Методические рекомендации по использованию математического планшета в деятельности педагогов
- Материалы из опыта работы по направлению «Математический планшет средство развития математических способностей детей старшего дошкольного возраста.
Этапы проекта:
этапы проекта, продолжитель- ность | задачи | деятельность педагога | деятельность воспитанников | методы, формы, приемы, возможные виды деятельности | предполагаемый результат |
1 этап, 3 недели. | Составление проекта поэтапного плана работы. | Анализ проблемы, как повысить логическое мышление детей, создание банка идей, подбор литературы по данной теме. | Познакомить детей с игровым материалом, развивать способность детей к выкладыванию узоров по образцу | Сайт – экспедиция. Поиск резервов повышения через самообразование и сотрудничество. Диагностическое исследование детей. | Динамика логического мышления Дети со средним уровнем 60%, высоким 25%, низким 15% |
2 этап деятельност-ный | Разработка конспектов игр, занятий, соревнование между детьми, составление сказок с помощью математического планшета, блоков Дъенеша, логических задач и заданий | Воспитатель дает ребёнку планшет, просит сосчитать штырьки, а потом, взяв резиночки (небольшое количество), показывает, как натягивать резинки на штырьки. Необходимо объяснить ребёнку, что сначала цепляем резиночку за штырёк, а потом тянем снизу вверх или слева направо. Обратите его внимание, что это можно делать не только по прямой, но и наискосок, разворачивая резинку; что резинок может быть не одна, а две, три, де еще разного цвета - пусть ребенок попробует пофантазировать. |
| ||
Закреплять знание цифр, продолжить учить работать со схемой, развивать моторики рук, творческого воображения, внимания ребенка. Находить сходства, сравнивать, анализировать с использованием логических задач и заданий. | Детям предлагается вспомнить, какие цифры они знают. Задумать любую из цифр. Выложить ее на планшете одним цветом, а затем «спрятать», превратить с помощью резиночек и геометрических фигур во что-либо. По готовности ребёнок представляет всем получившееся изображение, а остальные участники разгадывают, какая цифра «спрятана». | Показ, схемы | |||
. Развивать глазомер; формировать понятие о том, что предмет можно разделить на несколько равных частей; формировать умение называть части, полученные от деления, сравнивать целое и части, понимать, что целый предмет больше каждой своей части, а часть меньше целого. | . Воспитатель выкладывает на планшете большую фигуру, включающую несколько рядов гвоздиков, например трапецию, прямоугольник, треугольник. Затем предлагает ребенку поделить ее на равные части, проводя «линии» резиночками или разделить на максимальное количество частей (какое, посчитайте вместе) и назвать эти кусочки - геометрические фигуры. | Игровые методы и приемы: создание проблемных ситуаций для развертывания игры | Старшие дети вносят креативные предложения и гипотезы, а младшие учатся на их опыте, | ||
Совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве, понимать смысл пространственных отношений (вверху, внизу, слева, справа); закреплять знания названий геометрических фигур, цвета и величины. | Воспитатель «рисует» на планшете геометрические фигуры (или просит детей «нарисовать») и задает вопросы: ∙ Сколько треугольников сверху?; ∙ Какого цвета треугольник снизу?; ∙ Какая фигура справа от квадрата?; ∙ Какие фигуры и какого цвета расположены слева на планшете? Задание можно разнообразить, давая детям задания: ∙ расположи слева квадрат и треугольник, а справа – две трапеции; ∙ расположи снизу большой зеленый треугольник, а сверху два маленьких: красный и синий и т.д. | В команде они развивают лидерские качества. Улучшается состояние психического здоровья, взаимодействие с социумом, снижается уровень тревожности и позитивно влияет на самочувствие детей | |||
Организация новых интересных форм для развития логического мышления, желание взаимодействовать в коллективе, развивать свои индивидуальные способности | Дети активные участники различных турниров, выступают в роли артистов, создают героев сказок из резиночек и рассказывают сказки | ||||
Знакомиться с логическими блоками. Называет геометрические фигуры, основные цвета, понятия «большой – маленький», «толстый – тонкий». Умеет сравнивать геометрически фигуры между собой, выявляет общий признак и находит фигуру по заданному признаку. | Педагог дает детям задания – Найди все фигуры (блоки), как эта по цвету (по размеру, форме). Найди не такую фигуру, как эта по цвету (по форме, размеру). Найди все такие фигуры, как эта по цвету и форме (по форме и размеру, по размеру и цвету). Найди не такие фигуры как эта по цвету и размеру (по цвету и форме, по форме и размеру; по цвету, форме и размеру). Найди такие же, как эта по цвету, но другой формы или такие же по форме, но другого размера, или такие же по размеру, но другого цвета. Найди такую же, как предъявляемая фигура, по цвету и форме, но другие по размеру ( такие же по размеру и цвету, но другие по форме; такие же по форме и размеру, но другого цвета). | Дети выполняют задания | Показ, схемы, игровые приемы | ||
3 этап заключительный | Выявление результатов педагогической деятельности по внедрению проекта | Анализ деятельности. Подведение итогов, внесение корректировок в совместную проектную деятельность с учетом разновозрастных групп. | Результативность воспитанников, соревнования, конкурсы | Выставки, мастер классы | Развито логическое мышление, дети умеют анализировать, обобщать |
Трансляция проекта | Перспектива развития и пропаганда инновационных и эффективных методов по развитию логического мышления | Обобщение опыта на разных уровнях |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование проектной деятельности в социально-личностном развитии детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы воспитателя старшей группы Янбулатова Е.Н.)
В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста. ...
Практикум для родителей с детьми старшей группы Тема: «Интеллектуальное развитие детей старшего дошкольного возраста»
В этой работе представлен материал, который поможет сконцентрировать внимание детей и родителей на игровые правила, погрузить участников в особую игровую атмосферу, быстро и без усилий настроиться на ...
Родительское собрание в старшей группе "Возрастные особенности развития детей старшего дошкольного возраста"
"Возрастные особенности развития детей старшего дошкольного возраста"...
ООД в подготовительной группе по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста через развитие мелкой моторики в соответствии с ФГОС ДО( в рамках муниципальной экспериментальной площадки« Этнокультурное развитие детей посредство
1.Расширять представления детей о признаках зимы. 2.Научить детей изготавливать элемент мордовского орнамента круг и из них изготавливать листок (лопа).3. Учить детей говорить сл...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста по приобщению детей к истокам русской народной культуры кружок « В Горнице» для детей 5 – 6 лет
Дополнительная образовательная программа «В Горнице» - это комплексная программа по ознакомлению детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, ориентированная на нравственно-патриотическое и ху...
Дистанционное обучение. ООД по муз. развитию детей разных групп. Дисциплина 4. Модуль 2 Обязательная образовательная деятельность по музыкальному развитию детей старшего дошкольного возраста
1.Методика музыкального образовательного процесса2.Характеристика основ муз. деятельности3.Возрастные характериcтики музыкального восприятия4.Практическое задание 5.Итоговый тест дисциплины 4...
Из опыта работы по реализации образовательной области Физического развития:«Развитие детей старшего дошкольного возраста по физическому развитию через приобщение детей к здоровому образу жизни».
Из опыта работы по реализации образовательной области Физического развития.Презентация....