Картотека игр по ФЭМП - "Играем в математику"
картотека по математике (старшая группа)

Дерунова Елена Александровна

Картотека игр по ФЭМП: "Логоформочки", "Кораблик Плюх-Плюх", "Домики", "Перестановки"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека игр для дошкольников по теме «Играем в математику»

 «Пчелка Жужа путешествует на кораблике Плюх-Плюх»

Возраст детей – 5-7 лет.

Задачи игры:

- развивать у детей внимание, память, мышление, наблюдательность, концентрацию внимания;

- развивать способность ориентироваться на плоскости – влево, вправо, вверх, вниз, вправо вверх - Павлин, вправо вниз - Пони, влево вверх - Лев, влево вниз – Лань;

- развивать навыки счета – количество шагов (флажков которые надо пролететь), умение сравнивать разное количество предметов (флажков и мачт).

Материалы и оборудование: «Кораблик Плюх-Плюх», Пчелка Жужа, Гусь Капитан, лягушки-матросы.

Игровая ситуация:

 Кораблик Плюх-Плюх отправляется в путешествие, Гусь Капитан проверяет, всё ли в порядке на корабле. Пчелка Жужа захотела поплавать вместе со своими друзьями. Во время путешествия она полюбила летать по разным мачтам и флажкам корабля. Гусь предупредил её, чтобы она была очень осторожна, а то крылышки могут намокнуть, корабль быстро уплывет и Пчелке будет не догнать своих друзей. И перед отплытием они договорились, куда может летать Пчелка.

Флажки могут висеть в горизонтальном направлении (полоски будут расположены как на тельняшке); в вертикальном направлении (полоски будут на каждой мачте одинаковые); в диагональном направлении (полоски будут расположены как на лесенке ступеньками).

Предварительная работа: с детьми обсуждаются варианты полета Жужи: с какого флажка, с какой мачты куда можно лететь, чтобы не утонуть и не отстать от корабля.

Определить с какой мачты и какого флажка можно лететь во все стороны одинаково

(на 5-й мачте средний флажок – 3-й снизу) – вверх, вниз, вправо, влево, вправо вверх, вправо вниз, влево вниз – на 2 флажка, и только влево вверх на 1 флажок.

Ход игры.

Даем детям задание понаблюдать за Жужей, куда она полетит и не отстанет ли от корабля (кто-то из детей переставляет фигурку Жужи по флажкам в соответствии с заданиями):

- Жужа сидела на самой низкой мачте - какого цвета флажки на ней висели? сколько на ней флажков? (при разном расположении флажков – горизонтальном, вертикальном, диагональном, цвета флажков будут разные).

- Потом она полетела вверх вправо на 2 флажка – на какую мачту она попала? На флажок какого цвета?

- Дальше ей захотелось полететь вниз, сколько флажков ей надо пролететь, чтобы не упасть в воду? (2). Куда она еще может полететь с этого флажка? (вверх вправо на 4 флажка; вправо на 4 флажка; вниз вправо на 2 флажка; вниз влево на 2 флажка).

- Она долетела до крайнего правого нижнего флажка – какого он цвета и на какой мачте расположен? Куда Жужа может лететь с этого флажка? (вверх на 6 флажков, влево на 6 флажков, влево вверх на 3 флажка).

Следом за Жужей по мачтам прыгали лягушки-матросы:

- сколько флажков они насчитали на самой высокой мачте? На втором снизу ряду сколько флажков? На каких трех мачтах висят 8 флажков?

Выполнять разнообразные задания из инструкции к игре.

В заданиях специально делать ошибки, чтобы не было решения: например, сделать так, чтобы Жужа или утонула в воде (точка ее полета была ниже уровня воды) или улетела в небо (точка полета будет вне зоны мачт корабля). При этом можно обсудить с детьми, как и кто может Жужу спасти.

«Галчонок Карчик гуляет по полю «Логоформочек»

Возраст детей – от 3-4 лет – легкие задания на поле «Логоформочек-3», 4-7 лет – задания на поле «Логоформочек-5».

Задачи игры:

- развивать у детей внимание, память, мышление, наблюдательность, концентрацию внимания;

- развивать способность ориентироваться на плоскости – влево, вправо, вверх, вниз, вправо вверх - Павлин, вправо вниз - Пони, влево вверх - Лев, влево вниз – Лань;

- развивать навыки счета – количество шагов, которые надо пролететь).

Материалы и оборудование: игра «Логоформочки Ларчик», игра «Логоформочки-3», «Логоформочки-5», галчонок Карчик.

Игровая ситуация:

Галчонок Карчик был большой непоседа, никогда не мог долго усидеть на месте, очень любил новые места для прогулок. Однажды ему захотелось погулять по полю «Логоформочек-5». Сначала он прыгал по красным фигуркам, потом по желтым, потом по зеленым (дети «прыгают пальчиками» по фигурам, которые называет воспитатель).

Ему нравились разные фигурки, он придумывал им названия, и размышлял, чем они могут ему пригодиться (воспитатель с детьми рассуждают, на что похожи фигуры и для чего они могут служить).

Ход игры:

Вдруг подул сильный ветер, и все фигурки разлетелись врассыпную. Карчик постарался их все собрать, но расставить на свои места не смог, ведь он никогда не задумывался, как же были расположены фигурки на поле.

- Давайте, ребята, поможем Карчику поставить фигурки «Логоформочек» на свои места. Как они стояли? Что обозначают красные и зеленые фигурки? (обсуждают, как зеленые фигурки образуются).

а). Для младшего возраста рассматриваются «Логоформочки-3». Дети смотрят на игровое поле деревянной игры и на поле «Коврографа Ларчик» (или на поле «Логоформочки Ларчик») расставляют фигуры по образцу с деревянного планшета; воспитатель меняет 2 фигурки местами на «Логоформочках Ларчик», и просит детей найти, какая фигура стоит не на своем месте и почему, из каких частей она состоит.

б). Воспитатель размещает красные фигурки в другом порядке, чем на деревянном планшете и просит детей расположить зеленые фигурки на нужных местах, объяснить, почему они должны стоять именно на этом месте (сначала воспитатель ставит 3 фигурки, потом 4 и позже 5).

в). Ребята помогли Карчику поставить все фигурки на свои места. Карчик не умел считать и спрашивает ребят, какая фигурка и где расположена – называет ряд и клеточку:

- на 1 ряду в 3 клеточке - стоит Кармашек;

- на 2 ряду в 1 клеточке - стоит Грибочек с толстой ножкой;

- и так далее.

г). Карчик летал с клеточки на клеточку по разным фигуркам:

- сначала он сидел на самой средней клеточке – какой? Что на ней изображено? – 3 ряд, 3 клеточка – красный квадрат;

- потом перелетел на 2 клеточки вниз – куда попал? Какая фигура? – зеленая фигура Кнопка – 5 ряд 3 клеточка;

- потом полетел вправо вверх на 2 клеточки – зеленая фигура Собор на 3 ряду на 5 клеточке;

- Карчик перелетел вверх на 2 клеточки – попал на 1 ряд на 5 клеточку - зеленая фигура Орех;

- а куда может теперь Карчик полететь? – только влево на 5 клеточек, влево вниз на 4 клеточки, и вниз на 5 клеточек (даются разные варианты полетов Карчика в разных направлениях и на разные расстояния – количество клеточек);

- Карчик устал и сидит на красной овальной фигуре, состоящей из 2-х половинок – где она расположена? – на 6 ряду с желтыми воротиками в 5 клеточке;

- теперь ему нужно попасть на красную треугольную целую фигуру – а как он может это сделать разными путями? – либо 4 клеточки вверх и 3 клеточки влево; либо 3 клеточки влево и 4 вверх; или 1 клеточка вверх и 3 клеточки влево вверх по красным фигуркам (дети называют разные способы перемещения Карчика).

«Кто где живет?»

Возраст детей – от 2-3 лет – легкие задания с 2-3 условиями, 4-7 лет – задания более сложные.

Задачи игры:

- развитие словесно-логического мышления - отвлеченное мышление, в ходе которого ребенок действует не с вещами и их образами, а с понятиями о них, оформленными в словах или знаках, с помощью которого устанавливаются отношения некоторого вида предметов к другому виду предметов;

- с помощью словесно-логического мышления можно формировать умение рассуждать, делать выводы из этих суждений;

- развивать умение сопоставлять несколько суждений; формировать и совершенствовать умения делать выводы, планировать решение задач, анализировать условия задач;

- развивать у детей внимание, память, логическое мышление, наблюдательность, концентрацию внимания.

Материалы и оборудование: фигурки героев Фиолетового Леса; детали игр «Фонарики», «Чудо-крестики-1», «Чудо-крестики-2», «Чудо-крестики-3», «Чудо-соты».

Предварительная работа: игры детей с развивающими играми, составление различных моделей, по образцу, по описанию, по собственному замыслу; обсуждение из каких деталей состоит каждая модель предмета, каким может быть тот или иной образ предмета; какими могут быть различные дома, из чего их можно построить, кто может в нем жить (Слон Ляп-Ляп или Гусеница Фифа) и почему.

Игровая ситуация:

Жителям Фиолетовом Лесу надоело жить в своих домиках и они решили поменяться домами. Так они менялись несколько раз и совсем запутались, где же чей домик.

- Ребята, давайте поможем нашим друзьям вернуться в свой родной дом.

1 вариант. Берутся любые 2 героя (например, Малыш Гео и Ворон Метр) и любые 2 простые геометрические фигуры из игры «Фонарики» - домики из квадрата и треугольника – красный и синий. (рис.1, 2) Воспитатель спрашивает детей:

- Малыш Гео живет в синем домике. Где живет Ворон? (в красном домике);

- маленький и большой домики. Малыш живет в большом доме, где живет Ворон? (в маленьком домике);

   

(рис.1)                                                        (рис.2)

- домики, построенные из деталей любой игры-«чудо-головоломок» – дома одинаковые по форме (квадрат, прямоугольник, треугольник, круг, овал) и размеру (большие или маленькие), но разные крыши и окна. Выбор из двух вариантов – крыша - маленькая или большая, полукруглая или треугольная, окна – два разных варианта из «Чудо-сот», «Чудо-крестиков 1, 2, 3» (рис.3, 4, 5).

Различные варианты заданий с использованием геометрических фигур разного размера, цвета, отделки (окна, крыши).

  

2 вариант. Берутся 3 героя (Пчелка Жужа, Мишик, Гусеница Фифа) и 3 разных дома.

Для домов выбираются разные геометрических фигуры, различные по форме и размеру: должны быть 2 разные формы и 2 размера – большой квадрат, маленький квадрат, большой треугольник.

Условие: Мишик живет в большом домике, Жужа живет в треугольнике. Где кто живет?

Размышления: Мишик живет в большом доме – значит, это могут быть или большой квадрат или большой треугольник. Но, так как Жужа живет в треугольнике, то Мишик может жить только в большом квадрате. Остался маленький квадрат для Фифы.

Условия могут включать в себя отрицание – не квадрат, не большой.

Дома те же. Жужа живет не в квадрате - значит, в треугольнике. Фифа живет не в большом домике – значит, в маленьком квадрате. Мишик живет в большом квадрате.

Вариант 3. Берутся 3 дома: 1-й и 2-й - одинаковые по форме, 3-й - другой по форме или цвету; 2-й и 3-й - одинаковые по отделке (крыша, окна, дверь, труба на крыше), 1-й – отличается от них по отделке дома (рис.6, 7, 8).

(рис.6)(рис. 7)(рис. 8)

Условие. 1-й дом – квадрат с одиночным окном, 2-й дом – квадрат с двойным окном, 3-й – прямоугольник с одиночным окном. Мишик живет в квадратном доме; Жужа живет в квадратном доме; Жужа живет в доме с двойным окном.

Ответ. Мишик - в 1-м доме, Жужа – во 2-м, Фифа – в 3-м доме.

Вариант 4. Рассматриваются 4 героя и 4 дома для них.

Варианты домов составляются из деталей игр (рис.9).

(рис.9)

«Перестановки»

Возраст детей – от 3-4 лет – легкие задания на 3-4 клеточках «Коврографа Ларчика», 4-7 лет – задания на 4-10 клеточках «Коврографа Ларчика».

Задачи игры:

- формировать и совершенствовать умение обследовать условия задач, умение планировать решение задач, умение сознательно решать задачи до конца;

- развивать внимание, память, мышление, наблюдательность, концентрацию внимания;

- развивать способность ориентироваться на плоскости – влево, вправо, вверх, вниз, вправо вверх - Павлин, вправо вниз - Пони, влево вверх - Лев, влево вниз – Лань;

- развивать навыки счета – количество шагов по клеточкам, вычитать из большего меньшее число.

Материалы и оборудование: «Коврограф Ларчик», карточки цифр любого варианта (цифрята-зверята, цифры из игры «Прозрачная цифра», «Домино», набора цифр на ковролине).

Ход игры.

Вариант 1. Для детей старшего дошкольного, младшего школьного возраста.

На «Коврографе Ларчик» в первом ряду, в каждой клеточке сверху располагаются цифры от 1 до 10 по порядку. Одной из цифр нет - 1, 2, 3, 4, 5, 6, …, 8, 9, 10. (нет 7) – (рис.10)

(рис. 10)

На втором ряду цифры от 1 до 10 располагаются в произвольном порядке. Нет цифры той же, что и в первом ряду. 2, 5, 6, 1, 3, …., 10, 4, 8,9.(нет 7).

Задание: переставить цифры во втором ряду так, чтобы они стояли так же, как и в первом, по порядку возрастания.

Условие: ставить цифру можно только на пустое место.

Игровая ситуация: одинаковые цифры (цифрята-зверята) гуляли парами по дорожкам Ковровой Поляны, но один из них хотел побаловаться и убежал от друга, и потом заблудился. Давайте, ребята, поможем ему найти и догнать своего друга.

Вопросы к детям:

- соседи чисел на первом ряду; кто за каким числом стоит; кто перед каким-то числом; кто стоит между двумя числами; кто стоит после какого-то числа; кто стоит пятый (любой) от конца.

- кто стоит на первом месте во втором ряду; кто 2-й, 3-й, 4-й и т.д; кто стоит перед 5, после 4, за 7, между 4-6 и т.д.

- какая цифра справа сверху от 6 на втором ряду; слева снизу от 5 в первом ряду; любой вопрос по ориентированию - Лев, Павлин, Пони, Лань;

- какой цифры не хватает в первом ряду? – 7;

- какое место пустое во втором ряду? – 6 клеточка;

- на каком месте стоит цифра, которую нужно сюда поставить? – цифра 6 стоит в 3 клеточке;

- какую цифру мы можем поставить на свое место? – 6;

- как это сделать? – передвинуть 6 на 3 клеточки вправо;

- как проверить, правильно ли мы сделали? – 6-3=3 шага вправо;

- какую следующую цифру мы можем поставить на свое место? Какая клеточка пустая? – цифру 3 поставить на 3 клеточку;

- где сейчас стоит цифра 3? – на 5 клеточке;

- как мы должны её передвинуть? - влево на 2 клеточки;

- как проверить? – 5-3=2 шага влево;

- какая клеточка стала пустая и какую цифру мы можем туда поставить? – в 5 клеточку можно поставить цифру 5;

- где сейчас стоит 5? Как ее переставить на свое место? – цифра 5 стоит во второй клетке, переставить на 3 клетки вправо;

- как проверить? – 5-2=3 шага вправо;

- что будем делать дальше? – пустая 2 клетка, в нее поставить цифру 2, сейчас она стоит в 1 клетке, передвинуть ее на 1 шаг вправо, проверить 2-1=1 шаг вправо;

- что делаем дальше? – пустая клетка 1, цифра 1 стоит в 4 клеточке, ее надо переставить на 3 шага влево, проверить 4-1=3 шага влево;

- следующие действия? – пустая клетка 4, цифра 4 стоит в 8 клетке, ее надо переставить на 4 шага влево, проверить 8-4=4 шага влево;

- что дальше? – пустая клетка 8, цифра 8 стоит в 9 клетке, нужно ее переставить на 1 шага влево, проверить 9-8=1 шага влево;

- дальше? – пустая клетка 9, цифра 9 стоит в 10 клетке, надо ее передвинуть на 1 шаг вправо, проверка 10-9=1 шаг вправо;

- и какая цифра последняя стоит не на своем месте? – цифра 10, она стоит в седьмой клеточке, нужно ее передвинуть вправо на 3 шага, проверка 10-7=3 шага вправо;

- теперь все цифры на своих местах, в первом и втором  ряду одинаково? – да;

- какой цифры не хватает в обоих рядах? - 7.

Вариант 2. Начиная с 3 лет.

На «Коврографе Ларчик» в трех клеточках на первом ряду расположены две любые фигуры (могут быть: изображения геометрических фигур, предметов, букв, цифр, людей, героев «Фиолетового Леса», животных, транспорта – на любую тему, изучаемую в данный момент в группе).

Во втором ряду, под ними, в трех клеточках, расположены эти же две фигуры в другом порядке (например, в 1 ряду – круг, треугольник, пустая клетка); во 2 ряду – треугольник, пустая клетка, круг) – (рис.11).

(рис. 11)

Задание: переставить фигуры во втором ряду так, чтобы они стояли в том же порядке, как и в первом ряду.

Условие: ставить фигуру можно только на пустое место.

Дети могут переставлять фигуры сами на «Коврографе Ларчик» по очереди; воспитатель побуждает детей проговаривать необходимые действия: какая клеточка свободная, что туда нужно поставить, где стоит нужная фигура, как можно поставить фигуру - на сколько клеточек вправо-влево её нужно передвинуть.

Действия: сначала нужно переставить треугольник вправо на 1 клеточку, затем круг влево на 2 клеточки.

Для детей, успешно выполняющих разные варианты заданий, упражнений, задействуют в игре большее количество клеточек – 4, 5, 6 и до 10.

Вся группа детей на своих «Миниларчиках» выполняет ту же работу, что и на «Коврографе Ларчик». Можно сначала попросить детей самостоятельно переставить фигуры на своих ковриках. Потом проверить, как получилось, на Коврографе, каждый раз ребенок должен проговаривать свои действия – какая клеточка пустая, какую фигуру нужно туда поставить, где находится эта фигура, как ее переставить на пустую клеточку.

Варианты решения задач могут быть у каждого ребенка разные, в зависимости от расстановки фигур. Когда дети справляются с легкими заданиями на 3-х клеточках, увеличиваем количество клеточек от 4 до 10 (рис.12, 13, 14).

(рис. 12)(рис.13)(рис.14)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по ФЭМП «Играем в математику» (с использованием игровой технологии В.В.Воскобовича)

использование развивающей технологии В.Воскобовича повышает познавательную мотивацию воспитанников и позволяет в игровой форме закреплять знания и представления детей по математическому развитию...

Интегрированная непосредственно образовательная деятельность по ФЭМП "Игра - путешествие в страну Математика" для детей подготовительной группы.

Интегрированная непосредственно образовательная деятельность по ФЭМП "Игра - путешествие в страну Математика" для детей подготовительной группы....

конспект ООД по ФЭМП Игра-квест "Путешествие к королю Математику"

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста Игра-квест "Путешествие к королю Математику"...

Конспект по элементарной математике (ФЭМП) подготовительной к школе группе Тема: «Развивающей игры по математике в подготовительной группе с палочками Кюизенера»

Цель: Формирование элементарных математических представлений посредством авторской методики Кюизенера.Задачи:• Закрепить основные цвета, формы и величину предметов (состоящих из палочек Кюизенера...

Мастер-класс по ФЭМП "Играем в математику"

Демонстрация дидактических игр по математике, через сказочный  сюжет р.н.с. "Колобок"....