Выявление и поддержка логико-математических способностей у детей дошкольного возраста
статья по математике
Развитие ителлектуально-творческих способностей средствами логико-математических игр и упражнений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 36.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Выявление и поддержка (развитие) логико-математических способностей у детей дошкольного возраста.
Самым сенситивным периодом для развития способностей является раннее детство и дошкольный возраст. Для ребенка этого возраста характерна высокая познавательная активность, повышенная впечатлительность, потребность в умственной нагрузке. У него развита интуиция, яркость, конкретность представляемых образов и легкость манипулирования ими. «Родовыми» чертами дошкольного возраста является фантазия, творческое воображение, нестандартность мышления, кроме этого, проявляется особая чувствительность, отзывчивость на окружающее. Исходя из этого, для развития творческих способностей в образовательных учреждениях необходимо своевременно выявлять детей с предпосылками одаренности, проводить специальную работу по сохранению и дальнейшему развитию их способностей, опираясь на собственную активность детей, объединяя усилия педагога-психолога, воспитателей, узких специалистов, родителей. Хочется подробно остановиться на развитии умственной активности, являющейся существенным условием роста интеллекта у детей.
Интеллектуальное развитие и воспитание детей дошкольного возраста является одной из самых актуальных проблем педагогики и психологии в начале XXI века - века информационных технологий, т. к. учитывает новые социальные и психолого-педагогические условия, предъявляющие детям повышенные требования к развитию восприятия и мышления, умственной работоспособности.
Исходя из этого, педагоги в своей практической деятельности должны выявлять и развивать логико-математические способности детей.
Есть великая формула « дедушки» космонавтики К.Э. Циолковского, приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого ума: « Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, инаконец стал открывать истины, никому еще неизвестные». Это и есть путь становления творческой стороны интеллекта, путь развития изобретательского и исследовательского таланта. Наша обязанность – помочь ребенку встать на этот путь.
Все должны стать творцами? Да! Пусть одни в меньшей мере, другие – в большей, но обязательно все. Откуда же взять столько талантливых и способных? Природа не столь щедра на таланты. Они, как алмазы, встречаются редко…
И вот, что важно понять с самого начала: развивающие игры – вовсе не эликсир талантливости, принимая который « через день по столовой ложке», можно достичь желаемых результатов. Это только одно из средств развития способностей. И если в детском саду и семье дают простор для исследований и деятельности ребенка, там, где развивающие игры войдут в жизнь ребенка, то они смогут стать мощным стимулом развития творческих способностей ребенка.
Учитывая положение отечественной педагогики и психологии о том, что игра является ведущим видом деятельности дошкольника, считаю, что именно в ней, возможно, найти резервы, позволяющие осуществить необходимое развитие мышления ребенка. Игра – самоценная деятельность для дошкольника, обеспечивающая ему ощущение свободы, подвластности вещей, действий, отношений, позволяющая наиболее полно реализовать себя «здесь и теперь», достичь состояния эмоционального комфорта. В игре развиваются способности к воображению, произвольной регуляции действий и чувств, приобретается опыт взаимодействия и взаимопонимания.
Средства развития мышления различны, но наиболее эффективными являются логико-математические игры и упражнения. Существует много разновидностей игр.
Дидактическая игра – условная занимательная для ребёнка деятельность, которая направлена на формирование знаний, умений, навыков. Иными словами, дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребёнка.
Цель дидактических игр – учить детей тренировать и развивать их умственные способности и прививать им положительные черты характера.
Дидактическая игра, как форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Воспитатель одновременно является и учителем и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся.
Цель игры всегда имеет два аспекта:
- познавательный, т.е. то, чему мы должны научить ребёнка, какие способы действия с предметами хотим ему передать;
- воспитательный, т.е. те способы сотрудничества, формы общения и отношения к другим людям, которые следует привить детям.
Давайте ещё раз вернёмся к классификации игр. Как вы уже знаете, дидактические игры включают в себя игры направленные на развитие познавательных процессов ребёнка, т.е. развивающие игры.
Развивающие игры – это интеграция психологических и педагогических технологий, осуществляющая стимуляцию развития познавательной сферы и выработку определённых навыков и умений.
Задачи развивающих игр:
1. Развивать интерес к решению познавательных и творческих задач, самостоятельность и инициативность;
2. Развивать образное и логическое мышление;
3. Развивать стремление к творческому процессу познания и выполнению действий по алгоритму;
4. Развивать произвольное внимание, память;
5. Формировать способы познания (сенсорный анализ, построение и использование наглядных моделей);
6.Моделирование, развитие речи, развитие воображения.
Я, в своей работе использую проблемно-игровые методы:
Они могут применяться в комплексе с другими методами: проблемными, исследовательскими, ситуационными.
Средства реализации проблемно-игровых методов л-м развития:
-логические и математические игры;
-проблемные ситуации, задачи, вопросы;
- творческие ситуации, задачи, вопросы;
- экспериментирование и исследовательская деятельность;
- логико-математические сюжетные игры.
Цель использования проблемно-игровых методов – развитие у детей познавательной активности, интеллектуально-творческих способностей.
Эти методы успешно реализуются при условии:
- последовательного целенаправленного выдвижения познавательных задач;
-обеспечения детской активности в поиске решения;
-стимулирования детской самодеятельности.
Требования к организации игр:
- отсутствие принуждения;
- развитие игровой динамики (от малых успехов к большим);
- поддержка игровой атмосферы, реальных чувств детей;
- взаимосвязь игровой и неигровой деятельности;
- переход от простейших форм и способов осуществления игровых действий к сложным.
Условно можно выделить три этапа в освоении ребенком игр:
1. игры со взрослыми и сверстниками (совместные);
2. игры на уровне проявления самодеятельности;
3. игры со взрослыми и сверстниками на более высоком уровне (по сравнению с первым этапом).
Одним из показателей интеллектуальной одаренности является креативность (или способность к творчеству, творческое мышление), которая является залогом успешного обучения детей в школе.
Для развития творческого мышления детей старшего дошкольного возраста в д/с, ведется кружок «Развивай-ка». Цель программы кружка - развитие интеллектуально - творческих способностей, совершенствование психических процессов дошкольника, всестороннееразвитие личности ребенка.
В дошкольной педагогике существует множество разнообразных технологий, которые обеспечивают интеллектуальное развитие детей, но
для того, чтобы обеспечить активность детей в математическом развитии я использовала систему авторских игр и считаю их наиболее эффективными: логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера. В своей практической деятельности я использую также: «Сложи узор», «Геоконт»,
«Математический планшет», «Чудо-головоломки», игры А.А.Столяра, головоломки с палочками.
Хочу сказать, что удобство блоков Дьенеша в том, что разнообразие игр воспитатель может создать сам, меняя сюжет игр в зависимости от возраста детей.
Все игры с блоками можно разделить на 4 группы:
- Развитие умения выявлять и абстрагировать свойства;
- Развитие умения сравнивать предметы по их свойствам;
- Развитие действий классификации и обобщения;
- Развитие способности к логическимдействиям и операциям;
- Каждую игру можно проводить в 3степенях сложности.
Для поднятия интереса некоторые игры провожу в зале с использованием шнуров, обручей, знаков. Использую блоки в подвижных играх: дорожки, лабиринты. Как настольно-печатные: « Какой фигуры не хватает», « Найди место фигуре», « Засели домики», « Домино», «Построй дом», «Лото» и др.
В сюжетно-ролевых: «Магазин» (деньги-блоки, цены на товар кодовыми карточками), «Поезд» (билеты, места), «День рождения»,
«Кондитерская фабрика». С помощью блоков дети моделируют, конструируют, рисуют.
Игра « Код в сундуке» в начале года играли по готовому алгоритму, а сейчас придумали свой сюжет и составили зашифрованные «письмена».
Цветные числа - палочки Кюизенера дают огромное желание у детей овладеть числом, счетом, измерением, простейшими вычислениями. Дети с удовольствием конструируют, моделируют. Сначала по рисунку, потом по схеме, затем воплощают собственные замыслы. Переносят модели на бумагу.
В работе над развитием мышления у старших дошкольников принимали активное участие родители. Они были не менее заинтересованы, принимали участие в изготовлении авторских игр и дидактических пособий; присутствовали на родительских собраниях; получали индивидуальные консультации.
Принципы построения программы: (кружок «Развивай-ка»).
- Принцип психологической комфортности.
- Принцип подбора и сочетания различных видов деятельности.
- Принцип занимательности.
- Принцип новизны.
- Принцип доступности.
- Принцип систематичности и последовательности.
- Принцип учёта индивидуальных особенностей детей.
- Принцип деятельности (новое знание вводится, не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его детьми).
- Принцип творчества - приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.
- Принцип эмоционального стимулирования (похвала, опора на положительные качества ребёнка).
- Принцип соответствия развивающей среды особенностям саморазвития и развития дошкольника.
Мониторинг личностных проявлений ребенка в логико-математической деятельности.
Познавательная инициатива- это одно из значимых личностных проявлений. Самый удобный и эффективный метод оценки продвижений ребенка в развитии является наблюдение. О познавательной инициативе педагог может судить по степени его включенности в логико-математическую деятельность. Это проявляется на разных уровнях: средний, высокий, очень высокий. На основе качественных сдвигов в ПИ детей педагог заполняет карту развития (составлены критерии).
Карта заполняется 3 раза в год (октябрь, январь, май). В итоге заполнения карты развития у воспитателя появляется картина уровня развития каждого отдельного ребенка. По результатам воспитатель может выделить детей, требующих особой работе с ними.
Исследовательско-диагностический этап ведется в 3-х направлениях:
1. Работа с педагогами (беседы, заполнение экспертных листов на воспитанников, анализ результатов педагогического мониторинга или индивидуальных карт развития);
2. Работа с детьми (наблюдение, тестирование, анализ продуктов детского творчества, упражнения, задания);
3. Работа с родителями (беседы, анкетирование).
Принципы тестирования детей:
1. Соответствие тестовых методик возрастным нормам;
2. Игровой характер тестовых методик;
3. Доброжелательная атмосфера во время тестирования;
4. Психологическая готовность ребенка к процессу тестирования;
5. Согласие родителей на психолого-педагогическое сопровождение ребенка.
Педагогическая поддержка ребенка в логико-математической деятельности.
Стимулирование проявления познавательно и творческой инициативы, возможно в ситуации поддержки ребенка в логико-математической деятельности и оказания ему своевременной помощи.
Чаще всего ребенок испытывает трудности:
- в выборе деятельности: игры, пособия, материалов;
- в осмыслении и формулировке целевых установок;
- в открытии разных способов достижения цели и выборе;
-в сохранении интереса и исследовательской активности, в проявлении настойчивости и интеллектуального напряжения.
В таких случаях педагогу следует оказывать поддержку, опираясь на знание возможностей каждого ребенка. В совместной деятельности педагог выявляет логико-математический опыт ребенка, стимулирует его интерес к л-м играм. Совместная деятельность взрослого и ребенка способствует продвижению ребенка на новый уровень в познании. Она осуществляется на том же материале, в той же среде, но отличается своей индивидуально-дифференцированной направленностью.
Успешность л-м деятельности дошкольников зависит от средств ее осуществления:
- качества и количества материалов и пособий;
- доступности материалов и пособий;
- наличия в материалах и пособиях занимательности, неожиданности, проблемности.
Мною были выделены некоторые направления совместной деятельности педагогов и родителей для продуктивного продвижения ребенка в л-м развитии:
1. Информировать родителей о задачах и содержании логико- математических и развивающих игр, используемых в детском саду;
2. Участие родителей в работе по развитию познавательной активности логического мышления дошкольников (математические ярмарки, праздники, конкурсы);
3. Создание обогащенной развивающей среды дома;
4. Организация сотрудничества детского сада с семьей;
5. Координировать и интегрировать деятельность специалистов и родителей в этом направлении.
Вывод: 5 условий развития способностей детей.
- раннее начало;
- создание среды, способствующей развивающей деятельности ребенка и стимулирующей ее;
- организация максимального напряжения сил в процессе этой деятельности, достижение «потолка» возможностей;
- обеспечение большой свободы в выборе деятельности;
- помощь взрослых.
Ни одно из этих условий, взятое отдельно, не приведет к успеху. Только их совокупность даст определенные результаты. В практическом применении это:
- «Пища» для ума с раннего возраста.
- Условия для опережающего развития способностей.
- Поднимаясь, каждый раз самостоятельно до своего «потолка» ребенок развивается наиболее успешно.
- Игры не терпят принуждения и создают атмосферу радостного творчества.
- Взрослые учатся не мешать ребенку в самостоятельной деятельности.
В дальнейшем хочу продолжить работу по развитию и выявлению предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/08/picture-743427-1454948113.jpg)
"Логико-математические сюжетные игры для детей дошкольного возраста"
Методические рекомендации для педагогов...
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/20/picture-439370-1397994798.jpg)
Технологии, формы и средства логико-математического развития и обучения детей дошкольного возраста
Разработка и выбор технологий логико-математического развития детей зависит от того, что подлежит освоению, и от направления развития мыслительной деятельности ребёнка.В дошкольном возрасте ребё...
Консультация для воспитателей «Современные технологии логико-математического развития и обучения детей дошкольного возраста»
В данной консультации дефектолог знакомит воспитателей с современными технологиями логико-математического развития и обучения дошкольников....
Конспект занятия по логико-математическому и экономическому развитию детей дошкольного возраста с элементами сюжетно – ролевой игры «Магазин»
Цель: Развитие у воспитанников логического мышления.Задачи:Продолжать формировать мыслительные операции анализа и синтеза.Развивать воображение, сообразительность. Развивать умение кл...
Современные технологии логико-математического развития и обучения детей дошкольного возраста.
В современном мире умение логически мыслить, анализировать информацию и делать верные умозаключения является неотъемлемой частью жизни любого успешного человека и общества в целом. Работая воспитателе...
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/13/picture-1268106-1600018578.jpg)
Консультация «Значение логико-математических игр для развития детей дошкольного возраста».
Консультация для родителей...
![](/sites/default/files/pictures/2023/07/05/picture-1114309-1688569239.jpg)
Презентация "Игровые методы и приемы логико - математического развития и обучения детей дошкольного возраста"
Предназначена для педагогов ДО...