Проект "Математика вокруг нас" для детей старшей группы
проект по математике (старшая группа)

Александрова Елена Геннадьевна

 развивать познавательную активность детей старшего дошкольного возраста  на основе сотрудничества и повышения родительской  компетенции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект "Математика вокруг нас"42.1 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка- д.с. №1 с. Малета»

Проект

«Математика вокруг нас»

(сотрудничество дошкольной образовательной организации и семьи

 по развитию познавательной активности старших дошкольников)

Направление: «Инновационный образовательный проект»

Разработала: воспитатель

Александрова Е.Г.

Математика в России должна стать передовой

и привлекательной областью знания и деятельности,

получение математических знаний -осознанным

 и внутренне мотивированным процессом.

Д.А.Медведев

Актуальность проекта, проблема, решаемая при реализации проекта:

Математика занимает особое место в науке, культуре и общественной жизни, являясь одной из важнейших составляющих мирового научно-технического прогресса. Изучение математики играет системообразующую роль в образовании, развивая познавательные способности человека, в том числе к логическому мышлению. Качественное математическое образование необходимо каждому для его успешной жизни в современном обществе. Успех нашей страны в XXI веке, эффективность использования природных ресурсов, развитие экономики, обороноспособность, создание современных технологий зависят от уровня математической науки, математического образования и математической грамотности всего населения, от эффективного использования современных математических методов. (Концепция развития математического образования в Российской Федерации).

В последние годы в системе дошкольного образования на фоне общих изменений в образовательном пространстве в целом произошли существенные перемены, связанные с обновлением организационно-содержательных аспектов образования и воспитания детей на принципиально новой нормативно-правовой основе.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования содержит важную позицию относительно повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, вовлечении семей непосредственно в образовательную деятельность. Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых форм его организации, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового  взаимодействия.

Проблема усвоения знаний по математике актуальна из-за недостаточности игровых образовательных ситуаций, дети быстро забывают пройденный материал. Необходимость создания данного проекта направлена на более углубленное усвоение знаний и умений, применение знаний в повседневной жизни. Для этого создаются специальные условия, подключаются родители. Важно привить детям любовь к математике. Показать ее значимость вокруг нас.  Ее важное участие во всех видах деятельности.

Считая данную проблему актуальной, пришла к выводу: необходимо использовать новые формы, методы, разнообразить содержание работы по познавательному развитию детей в тесном сотрудничестве с родителями, при которых бы реализовывались основные принципы ФГОС ДО:

- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;

- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

- сотрудничество дошкольных образовательных организаций с семьей.

Вместе с тем принципиально важно, чтобы математика вошла в жизнь детей не как теория, а как знакомство с интересным новым явлением окружающего мира. Нельзя допустить формальности знаний ребенка. Весь процесс обучения должен быть настроен на более раннее возникновениевопроса «почему?». Это возникновение интереса к процессу, к причине, первые «открытия», горящие глаза, и желание узнать «еще и еще». Здесь закладывается мотивационная база дальнейшего развития личности, формируется познавательный интерес, желание узнать что-то новое.

Цель проекта: развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста  на основе сотрудничества и повышения родительской  компетенции.

Задачи проекта:  

  • Изучить проблему формирования познавательной активности детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации и семьи.
  • Создать или разработать систему эффективных мероприятий  по развитию познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации и семьи.
  • Определить наиболее эффективные формы, методы и приёмы деятельности педагога, направленные на формирование познавательной активности ребенка в образовательном пространстве семьи и детского сада.
  • Повысить компетентность педагогов и педагогическую грамотность родителей в рамках проекта.

Гипотеза проекта:

процесс усвоения знаний по познавательному развитию  и применение их в повседневной жизни будет успешным, если:

будут разработаны эффективные формы, методы и приёмы деятельности педагога, направленные на формирование познавательной активности ребенка в образовательном пространстве семьи и детского сада.

Объект исследования:

процесс формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в условиях сотрудничества дошкольной образовательной организации и семьи.

Предмет исследования:

система мероприятий детского сада и семьи,  направленной на развитие познавательной  активности детей старшего дошкольного возраста.

Субъект исследования:

участники образовательного процесса: дети дошкольного возраста, родители воспитанников, педагоги дошкольной образовательной организации.

Основные этапы и сроки реализации проекта

№ п.п

Направление работы

(вид мероприятия, форма проведения)

Наименование мероприятия (публикации,

другой формы)

Категория участников

Сроки реализации

I  этап - подготовительный

1.

2.

3.

Информационно-аналитическая деятельность

Создание необходимых условий для реализации проекта

Определение содержания совместной деятельности ДОО и семьи

Изучение и подбор научно-практической, методической литературы по данной теме.

Информирование участников об актуальности проекта.

Пополнение развивающей предметно-пространственной среды в группе.

Составление перспективного планирования различных видов деятельности по теме проекта.

Разработка планов -  конспектов мероприятий.

Воспитатели группы

Воспитатели группы, родители

Воспитатели группы, родители

Воспитатели группы

Воспитатели группы

Август- сентябрь

2015

Сентябрь

Август-сентябрь

Август

В течение учебного  года

II – основной (практический)

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

Анкетирование  родителей

Консультации для родителей

Мастер - класс для родителей

Практикум для родителей

Самостоятельный выбор детьми игр на выходные дни для игры в семейном кругу

Шахматные турниры среди детей и родителей

Круглый стол

Творческий конкурс для  детей и родителей

Театр геометрических фигур

Мини-презентации

Математические двигательные минутки

«Организация работы по развитию познавательно-математической активности  детей»

«Что такое занимательный математический материал?»

 «Математика на кухне»

«Как работать с блоками Дьенеша»,

«Сложи квадрат»

«Использование нестандартного обору-дования для развития логического мышления дошкольников»

«Игры напрокат»

        

        

        

«Школа шахматистов»

«Математика вокруг нас»

        

«Чудесное превращения цифр»

«Как Фигурята искали друзей»

«Математическая игротека»

(знакомство родителей с

настольно-печатными, дидактическими играми: набор Фребеля, «Математические весы»,  «Умный шнурок», «Часы, минуты, сутки», «Чудо – куб», палочки Кюизенера, блоки Дьенеша и др.)

        

«Классные игры» (соревнования в прыжках «резиночки», «классики»)

Воспитатели группы, родители

Воспитатели группы, родители

Воспитатели группы, родители

Воспитатели группы, родители

Воспитатели группы, родители, дети старшего дошкольного возраста

Воспитатели группы, родители, дети старшего дошкольного возраста

Воспитатели группы, заместитель заведующего по ВМР, родители

Воспитатели группы, родители, дети старшего дошкольного возраста

Воспитатели группы, родители, дети старшего дошкольного возраста, музыкальный руководитель

Воспитатели группы, родители, дети старшего дошкольного возраста

Октябрь

Октябрь

Декабрь

Ноябрь

Январь

Февраль

В течение учебного года

В течение учебного года

Март

Март

Апрель

В течение учебного года

Октябрь, апрель, май

III этап - заключительный

1.

2.

Познавательно –игровое развлечение совместно с родителями и специалистами ДОО.

Популяризация проекта

«Путешествие по островам»

        

Создание презентации по итогам реализации проекта.

Разработка методических рекомендаций для педагогов.

Размещение статей на сайте ДОО «Математика вокруг нас», «Обучайте, играя!»

Сборник игр «Математика в кругу семьи»

Воспитатели группы, родители, дети старшего дошкольного возраста, инструктор по физической культуре, педагог-психолог, музыкальный руководитель.

Воспитатели группы

Воспитатели группы

Воспитатели группы

Воспитатели группы

Май

Май

Июнь-июль

Апрель,

Июль

Август

2016

Полученные результаты:

        Мониторинг математического развития детей старшего дошкольного возраста   основе игровых ситуаций: «Кто не нарисован на картинке?», «Войди в избушку», «Восстанови лесенку», «Какие дни пропущены?», «Исправь ошибку, назови следующий ход», «Чей рюкзак тяжелее?»,  разработанных З.А. Михайловой, И.Н. Чеплашкиной. В начале учебного года было отмечено, что дети затрудняются в определении последовательности выполнения игровых и практических действий с ориентировкой на символ, эталонных представлений, в речевых формулировках, касающихся определения свойств, результатов сравнения.

Следует отметить, что большинство родителей принимало активное участие в мероприятиях, однако практически никто из них не был инициатором. Сначала многие семьи не проявляли активности, старались минимально включаться в совместную деятельность. По мере включения в совместные дела активность родителей возрастала, все семьи дали положительные отклики по результатам участия, отметили, что этот опыт позволил им по-новому посмотреть на роль семьи в деятельности детского сада, переоценить свою роль в познавательной активности  детей.

В ходе реализации проекта педагоги и родители смогли овладеть такими приемами работы с детьми, которые позволили им в непринужденной форме решать вопросы развития познавательной активности детей.Большинство детейосвоило умение выявлять связи, зависимости, устанавливать и менять последовательность, свободно используют знания и умения в игровой самостоятельной деятельности, а не только во время специально организованных занятий.

                

Социальная значимость проекта:

В результате комплексного подхода, тесного сотрудничества педагогов и родителей по вопросам познавательнойактивности детей:

•        расширятся возможности детей свободно использовать математические знания и умения в разных видах детской деятельности;

•        родители от осознания активного участия в развитии детей, в том числе математическом, смогут перейти к активной практической деятельности по этому вопросу; педагоги помогут вооружить родителей необходимыми знаниями, умениями и навыками в развитии у детей познавательной активности;

• педагоги научатся свободно использовать с родителями те формы работы, которые помогут в решении проблем именно их группы; научатся анализировать свою деятельность, опираясь на результат; смогут максимально эффективно строить свою работу с детьми и родителями.

Список литературы:

  1. Агапова-Пискарёва Н.А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду: программа и методические рекомендации. 2-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2009.
  2. Гоголева В.Г. «Логическая азбука для детей 4-6 лет». С.-Пб., «Детство-пресс», 1998г.
  3. Детский сад – семья: аспекты взаимодействия. Практическое пособия для методистов, воспитателей и родителей./Авт.-сост. Глебова С.В. – Воронеж: 2007.
  4. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкльного учреждения с родителями. Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. – М., 2002.
  5.  Звонкин  А.К. Малыши и математика. Домашний кружок для дошкольников. – М.: изд-во Московского центра непрерывного математического образования, 2007.
  6. Зубкого Н.М. Научные ответы на детские «почему». Опыты и эксперименты для детей от 5до 9 лет. Не только для бабушек. – СПб.: Речь, 2007.
  7. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности: Сборник/ Под ред. Т.И.Бабаевой, З.А.Михайловой.-СПб.: «Детство – Пресс», 2007.
  8. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников:/Л.Г.Нисканен, Е.В.Родина и др.; Под ред. Л.Г. Нисканен.- М.: ИЦ « Академия», 2002.
  9. Короткова Н. Организация познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста// Ребёнок в детском саду. 2002, № 1.
  10. Майер А.А., Давыдова О.И., Воронина Н.В. «555 идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада».- М.: ТЦ Сфера,2011.
  11. Михайлова З.А., Полякова М.Н. Современные технологии логико-математического развития детей дошкольного возраста// Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008.
  12. Сертакова Н.М. Инновационные формы работы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьёй: Метод.пособия. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2013


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий новогоднего праздника для детей старшей группы « Туристическое агентство «Вокруг света»

Сценарий новогоднего праздника для детей старшей группы              « Туристическое агентство «Вокруг света» Звучит музыкал...

Познавательно - исследовательский проект для детей старшей группы «Мир вокруг нас» (Опытно-экспериментальная деятельность)

Данная работа посвящена опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста. Сегодня в России детские дошкольные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении развития познавательного ра...

Викторина для детей старшей группы «Природа вокруг нас».

Цель: обобщение знаний детей о растительном и животном мире, воспитании любви к родной природе.Задачи:Образовательные: систематизировать знания детей по экологии;формировать целостное представлен...

Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшей группы Тема: «Мир вокруг нас».

Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшей группы Тема: «Мир вокруг нас»....

Познавательно - исследовательский проект для детей старшей группы Тема :«Мир вокруг нас» (Опытно-экспериментальная деятельность)

Краткая аннотацияДанная работа посвящена опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста. Сегодня в России детские дошкольные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении развития п...

Познавательно - исследовательский проект "Измерим всё вокруг" для детей старшей группы

В современной образовательной практике знакомство с величиной традиционно включено в дошкольные программы математического образования, что вызывает положительную оценку. Однако, сомнение вызывает то, ...