Роль ментальной арифметики в педагогическом процессе.
статья по математике
Ментальная арифметика в педагогическом процессе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_mentalnoy_arifmetiki.docx | 24.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль ментальной арифметики в учебном процессе.
Ряд школ и учреждения социально-культурного типа (садики и школы, центры дополнительного образования) не в полной мере используют педагогические ресурсы учебно-игровых коммуникаций взрослых и детей, а также предметного общения самих детей. Использование тактильных и визуальных методик образования, в том числе ментальной арифметики, способствует развитию у детей готовности к эффективному взаимодействию в русле интенсивно-деятельностного и компетентностного подходов к их применению. Учащемуся необходимо помочь развивать социальное мышление, научить заниматься визуальным определением своих и чужих ментальных (мысленно представляемых) моделей. К основным ментальным арифметическим моделям можно отнести, например, процессы сложения, умножения или вычеркивания и разделения информации, которая не укладывается в рамки прежней существующей модели в сознании ребенка. Необходима аналитическая способность что-то убирать или прибавлять, что-то использовать, делить или складывать, копить, строить в уме картинки отношений, поведения взрослых и детей, своих сверстников. Такие «математические подходы» позволяют растущему человеку избегать препятствий или возникшего непонимания, ему важно осознавать свои схемы и «чертежи» поведения, и в том числе значимость наблюдений за успешными людьми и их стратегиями общения и деятельности. В современной науке существует множество теорий, описывающих социальное взаимодействие, формирование психологической устойчивости в выборе поведения, подготовку детей к нему. Многие деятели науки еще с давних времен считали, что математика тесно переплетается с психологией социального мышления и поведения. Логическое мышление, которое присутствует в точной науке, способствует правильному и последовательному развитию мысли, помогает в развитии коммуникативных навыков и творческого потенциала, в построении разных типов взаимодействия с людьми. Математика – это наиболее обширное понятие, которое включает в себя любые действия с числами. К арифметике, как одному из разделов математики, относятся знакомство с цифрами, простой счет и операции с числами. Обучение ментальной арифметике происходит в жизни ребенка, казалось бы, само собой, в процессе знакомства с окружающим миром. Термин «ментальная арифметика» означает, главным образом, «умение считать и просчитывать в уме».
Эта методика изучения ментальной арифметики пришла к нам из Японии, там она применяется уже несколько столетий. В соробане используются специальные счеты (абакус), они в чем-то похожи на обычные счеты, но более сложны в использовании.Программа обучения ментальной арифметики условно состоит из двух этапов. На первом дети осваивают технику счета на косточках, используя для этих операций сразу две руки. Включение в процесс счета обоих полушарий мозга обеспечивает быстрое выполнение и запоминание действий. Благодаря абакусу (соробану) дети могут свободно складывать, вычитать, делить и умножать, а также вычислять квадратный и кубический корень. На втором этапе программы ученики переходят к счету в уме представляя перед собой спицы абакуса, или на ментальном уровне. Каждое занятие здесь предполагает постепенное ослабление привязки к счетам и стимуляцию детского воображения. Левое полушарие воспринимает цифры, правое – картинку косточек счетов. Так, ребенок учится производить предлагаемые расчеты в уме. Он представляет перед собой счёты и мысленно проделывает необходимые операции. То есть происходит работа с воображаемым абакусом. Числа воспринимаются как картинки, а процесс вычисления ассоциируется с соответствующим движением косточек счетов.
Детям на занятии необходимо предлагать дополнительные игры, пособия и задания, а также видеоматериалы; упражнения на межполушарное взаимодействие: сюда включены упражнения, направленные на увеличение скорости мыслительных процессов; создание глубинной мотивации к общению и обучению.
Применение этой методики позволяет открыть новые способности ребенка и задействует оба полушария мозга, благодаря выполнению операций на счетах обеими руками. Ментальная арифметика не только помогает освоить навыки быстрого вычисления, но и способствует развитию аналитических способностей. Если современные калькуляторы расслабляют умственные процессы, то абакус, наоборот, тренирует и совершенствует их.
Преимущества использования ментальной арифметики заключаются в развитии у ребенка:
- Концентрации и усидчивости
- Фотографической памяти
- Скорости реакции и принятии решений
- Уверенности в своих силах
- Творческих способностей и мышления
- Наблюдательности.
Необходимость дальнейших теоретических и практических разработок технологий применения ментальных моделей арифметических и игровых задач, которые пробуждают устойчивую глубинную мотивацию ребенка к социальному взаимодействию. Формирование произвольных навыков деятельности и социализация растущего человека непосредственно связаны с использованием элементов ментальной арифметики как инновационного предмета в образовательных учреждениях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль воспитателя в музыкально-педагогическом процессе
Интерес педагогического коллектива к музыкальному воспитанию отражается на всей воспитательной работе, создает подъем, бодрость, особенно при проведении праздников....
Консультация для педагогов «Роль воспитателя в музыкально – педагогическом процессе». Подготовила: Хасанова Г.С.
Музыка должна стать частью естественной жизни ребенка в группе, жизни повседневной. Это возможно только в том случае, если задачами музыкального воспитания детей будут озабочены н...
Важнейшая роль дидактической игры в педагогическом процессе дошкольного образовательного учереждения
Роль дидактической игры в процессе образования...
Роль дидактической игры в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения
ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫДидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и средством ...
РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ ДЕТСКОГО САДА
Как игровой метод обучения дидактическая игра рассматривается в двух видах: игры-занятия и дидактические игры....
консультация для воспитателей "Роль театрализованной деятельности в педагогическом процессе детского сада"
В консультации раскрывается значение театрализованных игр в развитии дошкольника, их роль в коммуникативном, речевом, эстетическом и физическом развитии....
Консультация для педагогов «Роль воспитателя в музыкально – педагогическом процессе»
Консультация для педагогов о роли воспитателя на музыкальных занятиях...