Консультация для воспитателей "Содержание уголка занимательной математики"
консультация по математике
В косультации представлены списки материалов и игр для уголка математики
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_sod.ug_.zanim_.matem_.doc | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
Основные требования к уголку занимательной математики.
- Уголок - специально отведённая зона.
- свободный доступ детей к уголку.
- Содержание уголка знакомо ребёнку, сменяться, дополняться и взаимозаменяться.
- Все материалы красочно оформлены.
Зоны оформления.
- Стена (где будет расположено название уголка занимательной математики в виде больших красочных букв, красочные иллюстрации математического содержания)
- Полки и шкафчики (где будет храниться весь дидактический материал, который должен быть доступным для детей)
- Стол (где ребёнок один, вместе со взрослым или со сверстниками сможет работать)
В создании уголка занимательной математики могут принимать участие:
- воспитатели и помощники воспитателей (собирают дидактические материалы и оформляют уголок);
- родители (предоставление самодельных или готовых игр и пособий);
- дети (изготовление самостоятельно или с помощью взрослых пособий и игр);
- руководство ДОУ (обеспечение уголка готовыми дидактическими материалами, появляющимися в продаже).
Правила работы в уголке занимательной математики.
- дидактический материал из уголка никуда не уносится, работа с ним проводится непосредственно в уголке.
- уголок должен постоянно пополняться новыми играми и пособиями, менять через 1–2 месяца использования
- уважительное отношение к уголку, как к специфической развивающей зоне.
- одновременно работать могут не более двух человек;
- в зоне видимости воспитателя
- содержать уголок в чистоте и порядке, приучать детей самостоятельно убирать за собой
Обобщенное содержание уголка занимательной математики.
- Математические логические, развивающие и интеллектуальные игры.
- Дидактические игры с наглядным материалом, знакомые детям по занятиям.
- Математические развлечения: загадки, задачи-шутки, ребусы, кроссворды, игры-головоломки.
- Дидактические пособия (модели, схемы, графики, чертежи, карты, математические тетради, математический конструктор и другие пособия математического содержания).
- Литература для детей математического содержания (математические сказки, словесные задания).
- Шашки, шахматы и другие настольные игры.
- Дополнительный рабочий материал (цветные карандаши, ручки, фломастеры, бумага и т.д.).
А теперь подробнее по возрастам:
В ранних группах
не уголки математики, а сенсомоторные зоны, которые знакомят с:
- цветом
- формой
- величиной предметов
развитие:
- мелкой моторики
- крупной моторики
- ориентирование в пространстве
Математические уголки обустраивают в группах для детей четвёртого года жизни и старше.
Задачи:
- Обогатить развивающую среду группы материалами и оборудованием, направленными на формирование математических представлений.
- Упорядочить работу по формированию математических представлений детей.
- Повышать интерес детей к занятиям разнообразной деятельностью, связанной с математикой.
- Способствовать развитию одарённых детей, удовлетворять их повышенную потребность в познании нового.
- Формировать умение организовывать своё свободное время, выбирать занятие по интересам, заниматься любимой деятельностью вместе с товарищами, помогать им в овладении умениями.
- Развивать мыслительные процессы, сообразительность, находчивость, воспитывать самостоятельность, организованность.
Виды деятельности в математическом уголке
- Совместная деятельность педагога и воспитанников. Это может быть дидактическая игра, рассматривание и обсуждение плакатов, моделей, экспериментирование, постановка и решение проблемных ситуаций, отгадывание загадок, решение задач.
- Обучающая деятельность воспитателя, восприятие информации детьми. Это в основном знакомство с новой игрой, объяснение правил, обучение детей пользованию материалом, пособиями.
- Самостоятельная деятельность дошкольников. Ей отводится больше всего времени, и виды её разнообразны: предметно-практическая, исследовательская, экспериментальная, игровая, художественная, конструирование, моделирование.
Паспорт уголка математики
Чтобы всё оборудование и материалы уголка были учтены, а педагог мог наметить, что ещё следует изготовить, на какую область обратить особое внимание, ведётся паспорт математического уголка.
- руководители уголка
- место размещения (группа, ДОУ)
- цель и задачи уголка
- пояснительная записка
- оборудование (игровое, для экспериментирования)
- дидактические игры (перечень игр+краткое описание)
- литература, пособия (папки, альбомы с иллюстрациями, плакаты, модели часов, суток, года и т.д.)
- конспекты
Название уголка лучше выбрать не слишком «взрослое»
для младшей, и для средней групп «Малыши и математика», «С математикой мы дружим», «Весёлая (забавная) математика»
в старшей группе «Страна математики», «Королевство Феи математики», «Волшебная математика»
созвучно названию группы: «Зайки-знайки», «Математическая ромашка», «Гномики-математики»
Младшая группа
- осваивают мир с помощью всех органов чувств
- мышление переходит к наглядно-образному
Содержание уголка:
- пирамидки разного размера
- матрёшки
- игры со втулками, вкладышами (пластиковые или деревянные)
- блоки Дьенеша
- палочки Кюизенера (как игровой материал для создания несложных конструкций, картин)
- конструкторы пластиковый и деревянный с кубиками, конусами, цилиндрами, шарами
- мозаики: пазовые, коврики-пазлы, гвоздики
- настольно-печатные игры («Подбери варежку», «Подарки для зверят», «Игрушки по местам», «Найди фигуре братика» и т.д.)
- плакаты
- сюжетные картинки (о временах года, частях суток)
- д/и («Сделаем бусы для куклы Маши», «Соберём большие яблоки», «Найди предмет такой же формы» и др.)
- крупные фигурки персонажей сказок, детских книг (Колобок, Зайчик, Гномик, Клоун)
Средняя группа
- развитие абстрактного восприятия
- интересует мир звуков, запахов, тактильных ощущений
- период наилучшего восприятия знаков и символов
Содержание уголка, пополнение:
- коллекция ароматов
- коллекция звуков (шумовые игрушки)
- игры с цифрами
- игры с числами
- игры со счётом
- условное изображение предметов, схемы, пиктограммы
С помощью пиктограмм, геометрических фигур, чисел дети могут «зашифровывать» названия любимых рассказов, стихотворений, мультфильмов, песенок и сказок. Цвет и количество геометрических фигур или упрощённых значков дают малышам подсказку: три розовых круга — «Три поросёнка», один большой серый овал и семь маленьких белых — «Волк и семеро козлят», силуэт мишки и девочки — «Маша и Медведь».
- «Танграм», «Колумбово яйцо», «Пентамино», «Пифагор», «Квадрат Воскобовича»
- блоки Дьенеша
Игры с ними уже включают в себя разделение множества на подмножества по определённому признаку (блоки раскладывают в 1 или 2 обруча, причём множества пересекаются).
- палочки Кюизенера
(детям рассказывают о соотношении длины, цвета и числа в пределах 5)
- тетради с печатной основой для самостоятельной деятельности
(развивать пространственное воображение)
- картинки для раскрашивания и дорисовывания
- схематические изображения улицы, квартиры
- дома, на которых дети дорисовывают или выкладывают детали (дома, транспорт, мебель, цветы, людей)
- плоскостные макеты овощей, фруктов, грибов, цветов, а также изображения тарелок, ваз, корзинок с наклеенными цифрами (соотносить число с цифрой)
Вместо предметных картинок можно использовать и природный материал: шишки, каштаны, крупные орехи, камушки, ракушки
- игрушки-зверят (белочки, ежонка, зайчонка, которые попросят малышей помочь им собрать урожай, разложить гостинцы по корзинкам, выложить угощение на тарелочку в соответствии с указанным числом)
- тесёмки, ленты разной длины, стаканчики, ведёрки, крупы и сухой песок в контейнерах (освоение навыков измерения длины, высоты, объёма) вместе с воспитателем
- ведёрки, мисочки, каштаны, крупную мозаику, детали конструктора типа «Лего» (для самостоятельного измерения)
Старшая группа
- формируется абстрактное вербальное мышление
- умеют контролировать себя
- стремятся к самовыражению
Содержание уголка, пополнение:
- на смекалку «Найди отличия», «В чём ошибся художник», «Бывает—не бывает», «Что лишнее?»
игры и пособия на:
- классификацию по нескольким признакам
- сопоставление групп
- сериацию
- ориентировку по схеме или модели
- установление последовательностей
- модель часов или настоящие часы
- обычный календарь
- схемы и планы: групповая комната, кукольная комната, схемы маршрутов от дома до детского сада, от детского сада до библиотеки и др.
- «Волшебные часы»: модели частей суток, времен года, месяцев, дней недели.
- счеты напольные и настольные.
- счетные палочки.
- набор головоломок
- часы песочные (на разные отрезки времени); часы механические с прозрачными стенками (с зубчатой передачей)
- весы рычажные равноплечные (балансир) с набором разновесов
- литература математического содержания (математические сказки, логические задания)
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация и содержание уголков занимательной математики. Примерный перечень материала в уголке.
Организация и содержание уголков занимательной математикиПримерный перечень материала в уголке....
Доклад для воспитателей на тему: "Организация уголков занимательной математики"
Доклад раскрывает перед воспитателями возможности занимательной математики, которая помогает развитию у детей позновательных способностей, формированию интереса к действием с числами, геометрическим ф...
Консультация для воспитателей. "Руководство самостоятельной деятельностью детей в уголке занимательной математики".
Руководство самостоятельной деятельностью детей в уголке занимательной математики....
Консультация для воспитателей на тему: « Организация уголков занимательной математики »
Консультация для воспитателей на тему: « Организация уголков занимательной математики »в помощь воспитателям детских садов (из опыта работы)....
Виртуальная экскурсия по «Уголкам занимательной математики»
Виртуальная экскурсия по «Уголкам занимательной математики» выполнила:баженова Е.в...
Консультация для воспитателей "Организация уголка занимательной математики"
Одним из эффективных средств формирования математических представлений у детей 5-6 лет, является использование дидактических и настольно-печатных игр с математическим содержанием, которые можно ...
"Организация уголков занимательной математики"
Уголок занимательной математики - это специально отведенное тематически оснащенное играми, пособиями и материалами, и определенным образом художественно оформленное место....