Конспект НОД по ФЭМП "Счет до 10. Четырехугольник. Дикие животные и их детеныши"
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Вайцеховская Анастасия Владимировна
  • Дать представление о четырехугольнике на основе квадрата и прямоугольника, используя приемы приложения и наложения, об объемных фигурах (шар и куб).
  • Закреплять представление о том, что результат счета не зависит от величины предметов и расстояния между ними (счет в пределах 10).
  • Закреплять умение определять пространственное направление относительно себя и другого лица: слева, справа, впереди, сзади.
  • Развивать логическое мышление, внимание, ассоциативное мышление.
  • Воспитывать чувство коллективизма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_femp_vaytsehovskaya_a.v.docx28.37 КБ

Предварительный просмотр:

   

Конспект непосредственно образовательной деятельности

Группа старшая (5-6 лет)

Воспитатель: Вайцеховская А.В.
Образовательная область: Познавательное развитие

(Формирование элементарных математических представлений)
Тема занятия: «Счет до 10. Четырехугольник»

Тема недели: «Дикие животные и их детеныши»       

Задачи:

  • Дать представление о четырехугольнике на основе квадрата и прямоугольника, используя приемы приложения и наложения, об объемных фигурах (шар и куб).
  • Закреплять представление о том, что результат счета не зависит от величины предметов и расстояния между ними (счет в пределах 10).
  • Закреплять умение определять пространственное направление относительно себя и другого лица: слева, справа, впереди, сзади.
  • Развивать логическое мышление, внимание, ассоциативное мышление.
  • Воспитывать чувство коллективизма.

Демонстрационный материал. Мультимедийное оборудование, аудиозапись «Рычание волка», «Метель», магнитная доска, два квадрата, прямоугольник, коробочка-сюрприз, мешок-сюрприз, шар, куб, цифры 1 и 2, большие и маленькие круги (по 10 штук).

Раздаточный материал. Снежинки (голубые и розовые), наборы плоских геометрических фигур, картинки-ассоциации – вагоны поезда с изображением предметов прямоугольной и квадратной формы, цифры 1 и 2.

Словарная работа: заячьи следы, дикие животные, четырехугольник, приложение, куб, шар, поровну.

Ход НОД:

Организационный момент:

(Воспитатель включает презентацию, аудиозапись «Рычание волка»)

(1 слайд «Зимний лес»)

Воспитатель: Ой, ребята, вы это слышите? Как вы думаете, кто это?

 (Дети высказывают свои варианты)

Воспитатель: Послушайте стихотворение про этого зверя.

Дружбу водит он с лисой,
Для других ужасно злой.
Всё зубами щёлк да щёлк,
Очень страшный серый волк.

(2 слайд «Волк»)

Воспитатель: Посмотрите, ребята, а волк то в лесу не один ходит. Здесь еще чьи-то следы есть.

(3 слайд)

(Дети рассматривают следы, и предлагают свои варианты ответов).

Воспитатель: Как вы думаете, чьи это следы?

Дети: Заячьи следы. (Хоровые и индивидуальные ответы).

Воспитатель: Правильно!

Косоглазый, маленький,

В белой шубке в валенках.

(4 слайд)

Воспитатель: Молодцы, ребята. Всех животных угадали. Скажите, пожалуйста, где мы можем встретить этих животных?

Дети: В лесу.

Воспитатель: Значит они какие?

Дети: Дикие животные. (Хоровые и индивидуальные ответы).

(5 слайд)

Воспитатель: Отлично. Ребята, вы знаете, что дикие животные любят бегать, играть. Вот и мы с вами сегодня поиграем. Но для этого нам необходимо разделиться на 2 команды. Я вам предлагаю выбрать любую снежинку.

(Детям предлагаются розовые и голубые снежинки).

Воспитатель: У нас получились две команды. Команда розовых снежинок и команда голубых снежинок. Ну что, приступим!

Воспитатель: За каждое правильно выполненное задание вы будете получать по одной снежинке. А к концу нашей игры мы подведем итоги. А вот и первое наше задание. Давайте разделимся на пары в своих командах.

(Дети делятся на пары и садятся за столы)

Воспитатель: Ребята, нас ждет интересная игра «Сравни фигуры».

(На магнитной доске педагог выкладывает квадрат и прямоугольник.)

Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, как называются эти геометрические фигуры?

Дети: Квадрат и прямоугольник.

Воспитатель: Верно! Что общего у этих фигур?

Дети: Четыре стороны и четыре угла.

Воспитатель: Значит, как мы их можем назвать по-другому?

Дети: Четырехугольники. (Хоровые и индивидуальные ответы).

Воспитатель: Отлично. Посмотрите и скажите, эти фигуры чем-нибудь отличаются друг от друга?

Дети: Да.

Воспитатель: Как вы думаете, чем?

Дети: Ответы.

Воспитатель: Конечно, ребята, они отличаются длиной своих сторон. Но чтобы нам убедиться в этом, мы должны проверить. Как это сделать?

Дети: Ответы.

Воспитатель: Верно, приемом наложения.

(Ребенок выходит к доске, накладывает на прямоугольник квадрат).

Воспитатель: Что мы с вами видим?

Дети: Квадрат меньше прямоугольника.

(Ребенок накладывает на прямоугольник еще один квадрат).

Дети: На прямоугольнике помещается два квадрата.  

Воспитатель: Хорошо, мы с вами вспомнили прием наложения. Есть еще один способ, с помощью которого можно отличить квадрат от прямоугольника. Это приложение.

(Педагог показывает прием приложения). 

Дети: Приложение. (Хоровые и индивидуальные ответы).

Воспитатель: Я вам, ребята, предлагаю сравнить геометрические фигуры любыми способами. Выполнять это задание мы будем парами, договариваясь друг с другом.

(Дети в парах выполняют задания)

Воспитатель: Вы справились с этим заданием, и за это каждая команда получает снежинку. Нас ждет следующая игра, для всей команды, « Найди четырехугольники».

(На 2 столах стоят 2 тарелочки с геометрическими фигурами.)

Воспитатель:  Ребята, из множества геометрических фигур необходимо найти только четырехугольники. Чтобы правильно выполнить это задание необходимо быть внимательными, дружными, ведь вы будете совещаться.

(Каждая команда подходит к своему столу, выполняет задание, после чего воспитатель вместе с детьми проверяют правильность выполнения задания).

Воспитатель: Молодцы, ребята, нас ждет следующая интересная игра. Одна команда находит вагоны для поезда с предметами квадратной формы, а другая – с предметами прямоугольной формы. Начинаем!

(Дети выполняют командное задание, после чего воспитатель вместе с детьми проверяет правильность выполнения задания).

Воспитатель: Отлично, ребята! И получаете еще по одной снежинке. Следующая игра – с цифрами! Я вам буду называть части тела животного, а вы должны поднять ту цифру, сколько этих частей у животного. Например: если я скажу «Голова», то вы какую цифру должны поднять?

Дети: 1.

Воспитатель: Молодцы, а теперь будьте внимательны.

(Воспитатель называет части тела: глаз, рот, ухо, хвост, задняя лапа, передняя лапа….. Дети показывают соответствующие цифры).  

Воспитатель: Снова каждая команда получает по одной снежинке. У меня для вас есть сюрприз, предлагаю выбрать, в какой руке он находится. С помощью считалки выберем, какая команда будет первой.

(Воспитатель вместе с детьми проговаривает считалку и выбирает первую команду).

ЗАЙЧИК

Раз, два, три, четыре, пять,
Вышел зайчик погулять.
Вдруг охотник выбегает -
Прямо в Зайчика стреляет:
Пиф-паф!
Не попал

Зайчик быстро убежал!

       (Дети выполняют задание, находят сюрпризы (коробочка и мешочек), открывают коробочку и достают шар)

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что это?

Дети: Шар. (Хоровые и индивидуальные ответы).

Воспитатель: Сколько у нас всего шаров?

Дети: Один шар.

Воспитатель: Хорошо, скажите мне, пожалуйста, какой цифрой мы можем обозначить число один?

Дети: Цифрой 1.

Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно и скажите, на что похожа цифра 1?

Дети: На столб……

Воспитатель: Отлично справилась со своим заданием первая команда, а мы переходим к заданию второй команды. Открывайте скорее свой мешочек и смотрите, какое задание вас ждет.

(Дети открывают свой мешочек и достают 2 кубика)

Воспитатель: Ребята посмотрите, что это за предмет?

Дети: Кубик.

Воспитатель: Правильно! Это кубик. Но большие ребята называют эту объемную геометрическую фигуру куб. Давайте все вместе проговорим «КУБ».

Дети: Куб. (Хоровые и индивидуальные ответы).

Воспитатель: Ребята, скажите мне, сколько всего у вас кубов?

Дети: Два куба.

Воспитатель: Какой цифрой мы можем обозначить это число?

Дети: Цифрой 2.

Воспитатель: Правильно, посмотрите внимательно на эту цифру и скажите, на что она похожа?

Дети: На лебедя…..

Воспитатель: Отлично справились и с этим заданием, и каждая из команд получает по одной снежинке. А наша игра продолжается дальше, и следующая игра будет называться «Не ошибись». Давайте встанем в круг и будем повторять движения.

(Дети встают и выполняют все движения)

Воспитатель: Поднимите вверх правую руку, а теперь поднимите вверх левую руку, сделайте наклоны вправо, сделайте наклоны влево. А теперь скажите, что находится сзади меня, а спереди меня.

Воспитатель: Здорово, ребята вы отлично справились с этим заданием и получаете снежинку. У нас еще одна игра. Скажите, пожалуйста, что можно сделать из снега?

Дети:  Снеговика, крепость, снежки….

Воспитатель: Конечно, ребята, вот и я для вас слепила снежки. Снежки могут быть разного цвета, если их покрасить. Вот и у меня получились разноцветные снежки. Мы сейчас с ними поиграем.

(У воспитателя на столе лежат 10 больших «снежков» и 10 маленьких «снежков». Педагог предлагает ребенку выйти к доске. Ребенок выставляет 10 больших кругов, а снизу 10 маленьких.)

Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, чем отличаются снежки в верхнем ряду от снежков, которые находятся в нижнем ряду?

Дети: Снежки в верхнем ряду больше, чем снежки в нижнем ряду.

Воспитатель: Хорошо, что мы можем сказать о количестве снежков?

Дети: Снежков по 10 в каждом ряду.

Воспитатель: Как мы можем сказать по-другому?

Дети:  Их поровну. (Хоровые и индивидуальные ответы).

Воспитатель: А как мы это можем проверить?

(Дети высказывают свои варианты ответов).

Воспитатель: Правильно, способом наложения  и приложения.

(Воспитатель предлагает выйти ребенку из одной команды, который выполняет способ наложения, и другого ребенка из второй команды, который выполняет способ приложения).

 Воспитатель: Ребята, как вы хорошо справились и с этим заданием. Еще по снежинке получайте! Ну вот наша игра подошла к концу, будем подводить итоги. Давайте все вместе посчитаем, сколько снежинок получила первая команда.

Дети: 1,2,3,4,5.

Воспитатель: А теперь посчитаем, сколько снежинок получила вторая команда?

Дети: 1,2,3,4,5.

Воспитатель: В наших соревнованиях победила дружба. Ребята, давайте вспомним, в какие игры мы с вами сегодня играли?

Что нового вы сегодня узнали?

Что-нибудь трудное было для вас?

Что понравилось больше всего?

(Дети называют свои варианты).

Воспитатель: Отлично мы сегодня с вами поиграли. Вы молодцы!

(Слайд 6  «Метель»).

Воспитатель: Ой, ребята, что это?

Дети: Метель, вьюга.

Воспитатель: И правда, ребята, посмотрите, в лесу разыгралась такая метель, что наши звери убежали в лес. Метель замела все следы. Я для вас приготовила очень интересную игру «Чьи следы?», в которую вы сейчас сможете поиграть. 

(Дети играют в игру «Чьи следы?»).                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект занятия по развитию речи на тему «Дикие животные и их детеныши» в подготовительной к школе логопедической группе

Занятие по развитию речи в подготовительной логопедической группе на тему "Дикие животные"...

Конспект открытого занятия по развитию речи. Тема: "Дикие животные и их детеныши"

·         закрепить знания детей об обитателях леса «Дикие животные и их детеныши», учить соотносить слова, обозначающие названия животных с названием их детены...

Конспект ОД по развитию речи на тему «Дикие животные и их детеныши» в подготовительной к школе группе

Конспект ОД по развитию речи на тему «Дикие животные и их детеныши» в подготовительной к школе группеВоспитатель: Калягина Е.С.Цель: закрепление представлений о диких животных.Задачи: &mid...

Конспект занятия по развитию речи на тему «Дикие животные и их детеныши» в подготовительной группе.

Дети учатся  составлять рассказ по картинно-графическому  плану, образовывать сложные слова типа «длинноногий»....

Конспект занятия по ознакомлению с миром природы "Дикие животные и их детеныши Дальнего Востока"

Цель:Закрепить представления детей о диких животных, их детенышах, внешнем виде и жизнидеятельности в зимнее время года.Задачи:1.Вызвать интерес у детей к жизни животных;2.Формировать навыки экологиче...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром "Дикие животные и их детеныши"

Цель:- обобщение представления детей о диких животных, их детенышах. Задачи: Образовательные: -Закрепление представлений об особенностях внешнего вида диких животных. -Уточнение предста...