Пространственные отношения : внутри-снаружи
учебно-методический материал по математике (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Тема: ВНУТРИ СНАРУЖИ
Цель:
1) уточнить понимание смысла слов «внутри», «снаружи» и грамотно
употреблять их в речи;
- закрепить представления об овале, счетные умения в пределах 5,
умение соотносить цифру с количеством предметов, определять, называть
и сравнивать свойства предметов, упорядочивать предметы по размеру; - тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, разви-
вать внимание, память, речь, фантазию, воображение, мелкую мотори-
ку рук и мимику лица.
Материалы к занятию:
Демонстрационный: обручи разного цвета, картинка с изображением
банки с яблоками и грушами.
Раздаточный: по 5 овалов разного цвета и размера.
Ход занятия:
- Введение в игровую ситуацию.
Дети садятся ковер.
- Какое сейчас время года? (Осень.)
- Что будет после осени? (Зима.)
- Как звери готовятся к зиме? (Делают запасы орехов, грибов и т. д.)
После ответов детей воспитатель предлагает детям представить, что
все они — белочки, которые днем делают запасы орехов, грибов, а но-
чью ложатся спать.
- Хотите стать белочками? (да)
- Где у белки дом? (В дупле.)
Воспитатель раскладывает на полу обручи четырех цветов, напри-
мер, красные, зеленые, синие и желтые, — это дупла.
На группу из 8 человек должно быть по два обруча одного цвета.
- Чем похожи (чем отличаются) дупла? (Похожи формой и разме-
ром, отличаются цветом.)
По сигналу «день» дети бегают по группе собирают грибы и орехи».
По сигналу «ночь» дети должны залезть в дупло, то есть встать внутрь
обруча.
Воспитатель задает детям вопросы:
- Внутри какого дупла ты находишься?
- Кто находится внутри красного (зеленого) дупла?
- Кто находится снаружи дупла? (Воспитатель.)
- Что находится снаружи дупла? (Столы, стулья и т. д.)
Игра проводится несколько раз.
Воспитатель собирает детей около себя и говорит, что они снова
превратились в детей.
- Что находится внутри (снаружи) нашего детского сада?
Дети должны ответить, используя обобщающие слова, например,
внутри дома находится посуда, мебель, а снаружи - деревья, машины.
2. Игра «Бабушкины запасы».
Дети садятся за столы. Перед каждым лежат по 4 овала разного раз-
мера. На середине стола находятся мелкие предметы — фишки (кубики
ЛЕГО, пуговицы).
Воспитатель рассказывает детям, что не только звери делают запасы.
- У кого из вас бабушка или мама варят компоты и варенье, солят
на зиму огурцы и капусту?
Воспитатель предлагает детям помочь бабушке засолить огурцы и,
показывая на овалы, говорит, что это банки.
- Какую форму имеют банки? (Форму овала, овальную.)
- Чем отличаются банки? (Цветом и размером.)
- Разложите банки от самой маленькой до самой большой.
Овалы раскладываются слева направо.
- Сколько у вас банок? (Четыре.)
Воспитатель говорит, что бабушке нужно 5 банок.
- Что нужно сделать, чтобы банок стало 5? (Добавить еще одну
банку.)
Воспитатель кладет на стол овалы одинакового размера (в нашем
случае — зеленые). Дети должны взять по одному овалу и найти его
место в ряду.
— В желтую банку бабушка попросила положить вот столько (5)
огурцов.Дети отсчитывают от общего количества 5 кубиков и кладут на жел-
тый овал.
- В красную банку положите три огурца.
- В зеленую положите вот столько (4) огурцов.
- В самую маленькую банку положите один огурец.
- В синюю банку — вот столько (2) огурцов.
- Сколько огурцов находится внутри красной (зеленой банки)?
- Внутри какой банки лежат два огурца?
Воспитатель показывает детям рисунок, на котором изображена бан-
ка, в которой находятся 2 яблока и 1 груша. Рядом с банкой лежат
кочан капусты, морковка. Воспитатель говорит, что у бабушки есть ещё одна банка.
- Что находится внутри банки? (2 яблока и 1 груша.)
- Как вы думаете, что собирается делать бабушка из яблок и груш?
(Компот.) - Что находится снаружи банки? (Капуста и морковка.)
3.Игра «Засолка капусты».
Воспитатель предлагает детям помочь бабушке засолить капусту.
Мы капусту рубим, рубим.
Мы капусту мнем, мнем.
Мы капусту солим, солим.
Мы морковку трем, трем.
(Дети стучат ребром ладони по столу.)
(Дети сжимают и разжимают кулачки.)
(Дети делают движения пальцами,
как будто посыпают солью.)
(Дети делают движения,
как будто трут на терке.)
Воспитатель предлагает детям попробовать капусту.
- Не пересолили?
Оказывается, что соли многовато: дети показывают это мимикой
лица.
- Что можно сделать, чтобы исправить положение?
Выслушиваются все предложения детей, после чего решаем нарубить
еще капусты и добавить ее в уже готовую.
Игра проводится еще один раз.
Бабушка благодарит детей за помощь.
4. Итог занятия.
Дети собираются около воспитателя.
- Во что вы сегодня играли?
- Что вам больше всего понравилось на занятии?
Воспитатель хвалит детей и говорит, что они смогли помочь бабуш-
ке, потому что понимают значение слов «внутри» и «снаружи», а также
умеют считать до пяти.
Во второй половине дня можно предложить детям поиграть в игру
«Внутри — снаружи». Воспитатель показывает детям иллюстрации к
сказке, например, «Теремок» и называет персонаж сказки или какой-
либо предмет, изображенный на рисунке. Дети должны сказать, внутри
теремка или снаружи он находится.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по ФЭМП "Внутри, снаружи"
Уточнить понимание смысла слов «внутри», «снаружи» и грамотно употреблять их в речи. Закрепить представления об овале, счетные умения в пределах 5, умение соотносить цифру с количеством предметов, опр...
Презентация "Внутри,снаружи"
Презентация "Внутри,снаружи"...
«Знакомство с понятиями «внутри»,«снаружи» Конспект НОД по ФЭМП во второй младшей группе
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, изобразительная. Цель: формировать пространственные отношения «внутри», «снаружи»; учить наклеивать...
Занятие по ФЭМП средняя группа "Внутри , снаружи".
Цель: Уточнить понимание смысла слов «внутри», «снаружи» и грамотно употреблять их в речи; закрепить представления об овале, счетные умения в ...
«Познавательное развитие. РЭМП». Тема: «Внутри, снаружи». 6-7 лет.
Сценарий образовательной ситуации составлен на основе дидактической системы деятельностного метода обучения Л.Г. Петерсон как инструмента реализации современных целей образования. Тип образовательной ...
Конспект НОД "Внутри-снаружи"
Конспект НОД "Внутри-снаружи"...
занятия по ФЭМП в старшей группе на тему «Внутри, снаружи».
Занятия по ФЭМП в старшей группе на тему «Внутри, снаружи». Задачи:Образовательные:Закрепить навыки порядкового счёта в пределах 10, называть смежные числа заданного числа. Учит...