статья "мерки длины, которые человек носит с собой"
статья по математике по теме
Изучение старинных мер длины- актуальна ли эта тема сегодня? В настоящее время сложилась пародоксальная ситуация, когда взрослые нередко оказываются в позиции обучаемых:дети порой учат нас пользоваться новыми технологиями и способами вычислений, но не знают, что такое вершок и аршин.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.mery_dliny.doc | 35 КБ |
Предварительный просмотр:
Меры длины, которые человек носит с собой
Изучение старинных мер длины – актуальна ли эта тема сегодня? В настоящее время сложилась такая культурная ситуация, которая ставит взрослых в положение обучаемых: дети порой сами учат нас, взрослых, пользоваться новыми технологиями и способами вычислений. Такие старинные русские слова, как «вершок», «пядь», «локоть», «аршин». «сажень», определяющие меры длины, кажутся для детей более отдаленными, чем, например, «бит», «байт», «пиксель» и др. Зачем нужны знания о старинных мерах длины современному ребенку? Как и где он сможет их применять? Встретить такие слова можно там, где гуляешь, и глаза встречают вывески, витрины. рекламу. Но эти слова специфичны и, наверное, там их не увидишь.
Однажды, гуляя по Ленинградскому проспекту, на одном из зданий я читаю: «Чужой земли мы не хотим ни пяди, но и своей вершка не отдадим!» Вот и встретились мои слова! И я представила: что если ребенок, проезжая очередной раз на дачу и остановившись в пробке напротив этой вывески, блеснет своими знаниями перед взрослыми и сам расскажет и покажет им, что такое пядь и сколько это – вершок?
На следующий день на занятии по математике я объявила о запуске нашего нового проекта, посвященного старинным мерам длины. Начался подготовительный этап.
Для родителей были составлены объявления с опросником:
«Дорогие родители!
- знаете ли Вы ширину двух своих пальцев – указательного и среднего?
- знаете ли Вы расстояние от кончика указательного пальца до большого?
- знаете ли Вы длину своей руки?
Если у Вас нет этих данных, просим срочно измерить, так как Вы не только будете знать эти размеры, но дети расскажут Вам, как они назывались в старину».
Потом мы стали собирать информацию. Тут и подоспел общегрупповой проект «Русские богатыри». Вот что нам встретилось в книге о богатырях: «вышиной он, как высокий дуб, меж плечами косая сажень», - так описан Тугарин змей, «он ростом больше двух саженей, сам толстый, как столетний дуб, а нос у него, что локоть торчит» - так изображен великан страшный Идолище со слов Ильи Муромца, «хвост у Бурушки трех саженей, грива – до колен, а шерсть – трех пядей», - таков конь Ильи Муромца.
Мы и не ожидали, что будет столько полезной нам информации: что-то родители нашли вместе с детьми, отпечатали и принесли (фото: мальчик рассматривает отпечатанный материал), кто-то принес книгу А. Усачева «Веселый» счет», Лиза принесла диск «Как жили люди на Руси», Антон с мамой и папой нашли много пословиц и поговорок в словаре В.И. Даля («Ты от дела на пядень, а оно от тебя на сажень», «Ты на безмен, а он с аршином», «Зверок с вершок, а хвост семи верст»), а я принесла детям детскую энциклопедию 1913 года (фото №1). В наше время, когда детям мало читают и потерян интерес к книге, очень важно показать ценность старинной книги, где необычен сам образ буквы (естественный интерес вызвала буква «Ять»). Читая описание хижины бобров, мы встретили старинное слово: «высотой она от пола до верхушки крыши, приблизительно в аршин».
Основной этап работы над проектом заключался в изучении старинных мер длины. Мы начали с вершка. Вот так выглядел вершок (фото). Дети по линейке мерили размер своего вершка, а я заносила данные в специальный лист мерок. Мы выяснили, что у всех детей размеры разные. Обобщив результаты, мы пришли к выводу, что размер зависит от личных данных человека. Дала задание детям с разной величиной вершка измерить вершками длину стола. Итоговое число вершков получилось разным. Сделали вывод: чем больше вершок, тем меньшее количество раз он уложится в измеряемый объект и наоборот: чем тоньше размер вершка, тем большее количество раз он уложится в измеряемый объект. А разве это не программная задача по математике по теме «Измерения» в старшей и подготовительной группах?! В программе читаем: «совершенствовать представления о способах измерения с помощью условной меры, применять измерительные навыки в новых ситуациях, делать вывод о том, что результат зависит от величины мерки». Значит, мы изучили и познакомились не только со старинной мерой длины, но и использовали вершок для измерения.
Порядок изучения мер длины шел от меньших к большим: следующей была пядь. И снова мерили по линейке (фото), заносили свои личные данные в тетрадь, измеряли предметы окружающей обстановки, получали разные результаты, но уже знали, от чего зависит эта разница.
Работа над изучением локтя и аршина снова адресовала меня к программе, где прописана задача: «познакомить с измерениями протяженных объектов с помощью условной мерки». Аршин и локоть – мерки, которыми неудобно мерить длину протяженных объектов непосредственно, что и заметили дети. «Что же делать?» -стимулирующий к раздумью вопрос. Так как дети подготовительной группы уже имеют опыт работы с условной мерки (полоска бумаги), то на помощь нам пришла веревочка. Таким образом, дети убедились, что условная мерка – это «палочка-выручалочка» в измерении.
Когда были изучены вершок, пядь, локоть, аршин дети уже могли их комбинировать для различных измерений.
Итогом проекта стали игровые занятия, где перед ребятами ставились задачи применения полученных знаний на практике. Была поставлена задача: пронести разные по ширине столы в дверной проем. Дети должны были измерить ширину столов и дверного проема без специальных приборов (линейка), а также им предстояло догадаться соотнести полученные данные.
Еще одна игра называлась «Купец и покупатель». Выбрали купца (ребенок маленького роста) и покупателя (ребенок высокого роста). Купец продает материю: при измерении аршинами у участников игры получается разное итоговое число. Возникает спор. Задача для обсуждающих: сколько же аршинов в куске материи – пять или три, кто прав? Вывод сделан в знаменитой поговорке: не мерь всех на свой аршин.
В результате проекта появилась таблица «Мои меры длины», куда были занесены размеры вершка, пяди, локтя, аршина каждого ребенка.
И я уверена, что теперь каждый ребенок, который был погружен в мир старинных мер длины, прочитав вывеску «чужой земли мы не хотим ни пяди, но и своей вершка не отдадим», будет точно знать, что представляет собой этот кусочек его земли, равный пяди и вершку. А нужно ли Вашим детям знакомиться с этими понятиями – решать Вам!
И.Л. Пичугина
Воспитатель. Преподаватель математики и грамоты
Начальная школа-детский сад «Радуга»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование во 2 младшей группе по теме Я человек.Моя семья; Я человек. Мы мальчики и девочки; Дом, в котором я живу; Мой одной город.
Календарно-тематическое планирование в детском саду по неделям. Ноябрь....
Новый план-модель НОД, который избавит воспитателей от длинных конспектов
Новый план-модель НОД, который избавит воспитателей от длинных конспектов...
проект по математике " мерки длины, которые человек носит с собой"
В ходе проекта дети познакомились со способами измерения ло появления метрической системы мер. Узнали о старинных мерах длины( вершок, пядь, локоть, аршин).Познакомились с понятием " условная мер...
Статья о пользе пальчиковых игр. Пальчиковые упражнения представляют собой специальные игры, которые направлены на развитие интеллектуальных способностей малышей.
Пальчиковые игры оказывают благотворное влияние на развитие мелкой моторики, речи и мышления у детей дошкольного возраста. Их польза заключается в следующем:...
Профессия – это труд, которому человек посвящает всю жизнь. Она должна приносить радость и человеку, и окружающим. Знакомимся с профессией "Инженер метролог"
28 февраля 2023г. в МБДОУ ПГО детском саду №49 прошёл городской фестиваль "Калейдоскоп профессий" в нём приняли участие воспитанники детских садов нашего города. Ребята представляли зн...
«История улицы в моей станицы, которая носит имя героя ВОВ - Александра Матвеевича Матросова»
Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине;дать представление, что такое малая Родина;воспитывать в ребёнке чувство гордости, уважения и любви к тому месту, в котором ...
Терапевтическая сказка про бельчонка, который не убирал за собой игрушки.
Терепевтическая сказка про бельчонка, который не убирал за собой игрушки.(с ссылкой на интернет-ресурс)...