Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений. Тема: "Измерение объема. Литр"
план-конспект занятия по математике (старшая группа) на тему

Елховенкова Олеся Викторовна

В ходе НОД дети закрепляют знание о порядковом счете до 10. Знакомятся с единицей измерения жидкости (литр).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_-_obem._litr.docx22.62 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по математике.

Образовательная область  «Познание».

Тема « Измерение объема. Литр».

Этапы работы

Содержание этапа

(заполняется педагогом)

1.

Организационный момент, включающий:

  • постановку цели, которая должна быть достигнута воспитанниками на данном этапе занятия (что должно быть сделано воспитанниками, чтобы их дальнейшая работа на занятии была эффективной)
  • определение целей и задач, которых воспитатель хочет достичь на данном этапе урока;

  • описание методов организации работы воспитанников на начальном этапе занятия, настроя воспитанников на учебную деятельность (с учетом реальных особенностей группы, с которым работает педагог)

Понять, какими единицами измерения определяется объем.

Помочь детям сформулировать учебную цель, как последующие действия, направленные на решение проблемной задачи для активизации деятельности.

Ребята, скажите пожалуйста, вы знаете какие единицы измерения используются для обозначения количества жидкости в ёмкости? А хотите узнать?

2.

Опрос учащихся по заданному на дом материалу, включающий:

  • определение целей, которые педагог ставит перед воспитанниками на данном этапе занятия (какой результат должен быть достигнут учащимися);
  • определение целей и задач, которых воспитатель хочет достичь на данном этапе занятия;
  • описание методов, способствующих решению поставленных целей и задач;

  • описание критериев достижения целей и задач данного этапа занятия;

  • определение возможных действий педагога в случае, если ему или воспитанникам не удается достичь поставленных целей;
  • описание методов организации совместной деятельности воспитанников с учетом особенностей группы, с которым работает педагог;
  • описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности воспитанников в ходе занятия;
  • описание методов и критериев оценивания ответов воспитанников в ходе опроса.

Вспомнить счёт до 10, закрепить знание цифр.

Активизировать личный опыт детей.  Закрепить навык счёта. Развивать логическое мышление, память, внимание.  Вызвать желание рассуждать, объяснять.

Предлагаю детям встать в круг и поиграть с мячом «Посчитай до 10» (воспитатель бросает по очереди мяч детям, называют число, возвращают мяч воспитателю).

У детей на столах лежат карточки с цифрами, предлагаю поиграть в игру «Расставь цифры в порядке возрастания». Цель: закреплять знание цифр, умение расставлять их по порядку.

Проверить правильность выполнения задания детьми, используя подсказку, похвалу, положительный пример, предлагаю хорошо подумать и т.д.

Косвенная подсказка, активизирующий вопрос. Предлагаю детям проверить выполненное задание друг у друга. Детям, которые не справились с заданием, предлагаю проверить по готовому образцу (дифференцированный подход).

Использование раздаточного материала: карточки с цифрами.

Смена деятельности детей.        

Подбадривание, похвала, активизирующий вопрос по ситуации. Положительный пример.  Дифференцированный подход.

3.

Изучение нового учебного материала. Данный этап предполагает:

  • постановку конкретной учебной цели перед воспитанниками (какой результат должен быть достигнут воспитанниками на данном этапе урока);

  • определение целей и задач, которые ставит перед собой воспитатель на данном этапе занятия;

  • изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен воспитанниками;
  • описание форм и методов изложения (представления) нового учебного материала;

  • описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности воспитанников с учетом особенностей группы, в котором работает педагог;

  • описание критериев определения уровня внимания и интереса воспитанников к излагаемому педагогом учебному материалу;

  • описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности воспитанников в ходе освоения нового учебного материала

Познакомиться с единицей измерения объема жидкости в емкости.

Познакомить с единицей измерения объема. Заинтересовать детей в решении проблемной задачи, настроить на интеллектуальную деятельность.

- Основная единица измерения объема в обычной жизни – литр. Ребята, посмотрите, у меня есть банка и кувшин. Я предлагаю вам налить в них воду и посмотреть одинаковое в них окажется количество воды или нет. Ребята, посмотрите, где больше воды? А как вы думаете почему? Ребята, скажите, а как узнать, куда больше вошло воды? (нужно измерить) А чем можно измерить? (стаканами).  Для измерения объемов используют специальные мерные стаканы. У меня есть такие стаканы. Они позволяют измерить объем воды, масла, молока, а также муки, сахарного песка. Я сама пользуюсь им, когда готовлю по рецепту тесто. Посмотрите, на стенку стакана нанесена шкала - линия с делениями, отмеченными числами. Что вам это напоминает?  

Физкультминутка.

Я предлагаю вам перелить воду из банки в стаканы и посмотреть сколько же получится.

 После того, как вода будет разлита в стаканы:

— Посчитаем, сколько стаканов получилось. (5).

- Молодцы! А теперь давайте посчитаем, сколько воды получилось в кувшине. (5)

Какой мы можем сделать вывод? (В кувшине и банке одинаковое количество воды). Значит в одном литре воды 5 стаканов.

Проверить правильность выполнения задания детьми, используя подсказку, похвалу, положительный пример, предлагаю хорошо подумать и т.д.

Подбадривание, похвала, положительный пример. Молодцы! Правильно!

4.

Закрепление учебного материала, предполагающее:

  • постановку конкретной учебной цели перед воспитанниками (какой результат должен быть достигнут воспитанниками на данном этапе занятии);
  • определение целей и задач, которые ставит перед собой воспитатель на данном этапе занятия;
  • описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового учебного материала с учетом индивидуальных особенностей воспитанников, с которыми работает педагог.

  • описание критериев, позволяющих определить степень усвоения воспитанниками нового учебного материала;

  • описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда педагог определяет, что часть воспитанников не освоила новый учебный материал.

Вспомнить и применить полученную информацию об определении объема какой-либо емкости.

Создать условия для закрепления полученной информацию о единице измерения объема какой-либо емкости.

Работа в пособии «Моя математика».

Молодцы.  Скажите, пожалуйста,  что нового вы сегодня узнали? Что научились делать? Всё ли у вас получилось? Что вам было трудно сделать?

Закрепление изученного материала через индивидуальную работу.

5.

Задание на дом, включающее:

  • постановку целей самостоятельной работы для воспитанников (что должны сделать воспитанники в ходе выполнения домашнего задания);
  • определение целей, которые хочет достичь воспитатель, задавая задание на дом;
  • определение и разъяснение учащимся критериев успешного выполнения домашнего задания.

Воспитывать умение применять полученные знания в самостоятельной деятельности.

Закрепить полученную информацию, поддерживать математическую любознательность.

Предложить детям,  дома вместе с родителями измерить объем какой-либо емкости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений с элементами занимательной математики и использованием развивающих игр (ОО - познание и речевое развитие) . Формирование представлений о последовательности дней недели.

Непосредственная образовательная деятельность по формированию представлений о последовательности дней недели, о связи дней недели с  деятельностью, которой занимаются дети в эти дни.  Развит...

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в старшей группе по курсу «Игралочка» программы «Мир открытий» Тема: «Измерение длины» (апрель 2016 года)

Формирование элементарных математических представлений об измерении длины предметов с помощью мерки в старшей группе, работающей в режиме Всероссийского эксперимента "Апробация и внедрение примерн...

План - конспект занятия по формированию элементарных математических представлений на тему- измерение массы

Программное содержание:Обучающие:   Познакомить с понятием «масса» и единицами её измерения (килограммы, граммы), понятиями тяжелее – легче.   Формировать предста...

Занятие по Формированию Элементарных Математических Представлений Тема: «Измерение сыпучих веществ».

Занятие по познавательному развитию (ФЭМП)Тема: «Измерение сыпучих веществ».Цель: продолжать формировать элементарные математические представления.Задачи:...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений (на основе учебного пособия Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений: Средняя группа)

Конспект занятия по ФЭМП на основе учебного пособия Помараева И.А., Позина В.А.  "Формирование элементарных математических представлений" для детей среднегог возраста, дополненный и дор...

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в старшей группе Тема: «Измерение длины предмета с помощью условной меры»

Учить измерять длину предмета с помощью условной меры; упражнять в счете в пределах шести; закрепить знание геометрических фигур; ориентироваться на листе бумаги; развивать внимание....