Статья. Сенсорное развитие детей 2-3 лет с использованием дидактических игр на комплекте палочек Кюизенера
статья по математике (младшая группа) на тему
Рассмотрена острая необходимость сенсорного развития детей, особенности развития мозговой деятельности, психического развития детей 2-3 лет. Применение палочек Кюизенера оправдано по ряду признаков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 164 КБ |
Предварительный просмотр:
Сенсорное развитие детей 2-3 лет через дидактические игры с использованием палочек Кюизенера.
Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.
Много внимания сенсорному развитию уделял академик Венгер Леонид Абрамович. Он считал, что «Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие».
В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры.
На втором-третьем году жизни задачи сенсорного воспитания существенно усложняются. Начинают накапливаться представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразными.
В образовательной области «Познавательное развитие» указаны основные цели в части ФЭМП: формирование, первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени.
В своей работе педагог использует методики, технологии разных авторов. Приведу опыт своей работы с дидактическим материалом палочки Кюизенера. Получили свое название по фамилии бельгийского ученого, разработавший уникальную методику обучения детей математике, Джорджа Кюизенера.
Методика Кюизенера реализована в палочках. С помощью данной методики можно не только научиться математике. Методика Кюизенера универсальна - она не вступает в противоречие ни с одной из существующих методик, а наоборот, удачно их дополняет. Помимо явной эффективности обучения математике, данная методика задействует еще ряд пограничных областей: развивает мелкую моторику, зрительное и пространственное восприятие, стимулирует воображение, приучает к порядку.
«Ум ребёнка на кончиках его пальцев» В.А.Сухомлинский.
В возрасте 2-3 лет игра предметно манипулятивная. Палочки Кюизенера интересны детям, представляют яркий дидактический материал. Ребёнок выясняет взаимоотношения частей в пространстве и соотносит свойства образца со свойствами имеющегося материала. В качестве сенсорных эталонов выступают цвета спектра. Эталоны формы – геометрические фигуры, величина – метрическая система мер. В процессе игровых упражнений развивается глазомер, дети осваивают способы измерений (наложение, приложение).
Игры подготовительного этапа. Цель: ознакомление с палочками как с игровым материалом. Игры и упражнения состоят в группировке по разным признакам. Вводятся понятия «такой же», «не такой, как». Используются слова «одинаковый», «разный». Вопросы: «Сколько палочек?», «Какого цвета?».
Рисунок 1
Игры подготовительного этапа.
Игровое упражнение «Поезд». Цель: усвоение понятия «цвет». Приобщение к моделированию. Развитие внимания, памяти, воображения.
Рисунок 2
Игровое упражнение «Поезд».
Рисование палочками Кюизенера. Усвоение величины связано с умением подбирать на глаз предметы одинаковой величины.
Рисунок 3
Рисование палочками Кюизенера.
В образовательном предложении для детей палочки Кюизенера использование палочек Кюизенера решают:
Образовательные задачи:
Расширять знания об основных цветах, форме, величине предметов.
Формировать умение соотносить предметы по цвету, размеру.
Развивающие задачи:
Развивать мелкую моторику, образное логическое мышление, память, внимание.
Развивать слуховое внимание.
Воспитательная задача:
Воспитывать чувство дружбы и взаимовыручки.
В помощь педагогу список литературы для использования палочек Кюизенера для сенсорного развития.
- Венгер Л. А. и др. «Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет» М.: Просвещение, 1988.
- Е. А. Носов, Р.Л. Непомнящая «Логика и математика для дошкольников», СПб, «Детство-Пресс», 2004г.
- А. А. Смоленцова, О. В. Пустовойт «Математика до школы», СПб, «Детство-Пресс», 2003г.
- В. П. Новикова, Л. И. Тихонова «Развивающие и игры с палочками Кюизенера», Москва Мозаика-Синтез, 2010г.
- Л. Д. Комарова «Как работать с палочками Кюизенера?», Москва,2008г.
- Е. Н. Панова «Дидактические игры-занятия в ДОУ», Воронеж, ТЦ, «Учитель»,2007г.
- Б. Б. Финкельштейн, Э. Хвостова «Волшебные дорожки», СПб, «Корвет».
- А.А. Смоленцева, О.В. Суворова «Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей», СПб, 2003г.
- «Логика и математика для дошкольников» ( под редакцией З.А.Михайловой ), СПб, «Детство-Пресс», 2000г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/07/25/picture-274887-1374766622.jpg)
Использование дидактических игр на основе палочек Кюизенера для развития познавательной активности детей 4-5 лет
Актуальностью моей работы является использование дидактических игр на основе палочек Кюизенера как средства сенсорного развития, формирования элементарных математических ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/07/25/picture-274887-1374766622.jpg)
Конспект НОД с детьми 4-5 лет по развитию элементарных математических представлений с использованием дидактических игр на основе палочек Кюизенера.
Конспект НОД с детьми 4-5 лет по развитию элементарных математических представлений с использованием дидактических игр на основе палочек Кюизенера....
![](/sites/default/files/pictures/2018/05/03/picture-564494-1525353802.jpg)
План профессионального самообразования "Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр"
Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/14/picture-972081-1513245849.jpg)
Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр
Статья рекомендована специалистам, работающим с детьми младшего дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/14/picture-972081-1513245849.jpg)
Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр
план профессионального самообразования...
Статья "Интеллектуальное развитие детей старшего дошкольного возраста с использованием палочек Кюизенера".
Статья "Интеллектуальное развитие детей старшего дошкольного возраста с использованием палочек Кюизенера"....
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/14/picture-972081-1513245849.jpg)
план самообразования Тема: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр»
Я работаю в группе раннего возраста по программе « От рождения до школы » Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. При изучении программы, я пришла к выводу, что ран...