план самообразования Тема: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр»
учебно-методический материал (младшая группа)
Я работаю в группе раннего возраста по программе « От рождения до школы » Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. При изучении программы, я пришла к выводу, что ранний возраст - самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребёнка.
Потому я выбрала данное направление по самообразованию, тема которого звучит как: «Сенсорное воспитание детей младшего возраста посредством дидактических игр».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_po_samoobrazovaniyu.doc | 65.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КУ «Урайский специализированный Дом ребенка»
ПЛАН
профессионального самообразования
воспитателя группы №7
Шаламовой Оксаны Сергеевны
на 2022 – 2023 уч.год
Тема: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр»
Я работаю в группе раннего возраста по программе « От рождения до школы » Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. При изучении программы, я пришла к выводу, что ранний возраст - самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребёнка.
Потому я выбрала данное направление по самообразованию, тема которого звучит как: «Сенсорное воспитание детей младшего возраста посредством дидактических игр».
Раннее детство – особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга. Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребенка. Этот период важен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, распознавания творческих способностей.
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов. их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накоплении представлений об окружающем мире.
Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий. представлений).
Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомится он и с произведениями искусства – музыкой, живописью, скульптурой. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то приходит на помощь сенсорное воспитание – последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой.
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессиональной компетентности в работе с детьми раннего возраста.
Задачи:
- изучить учебную и методическую литературу по проблеме;
- подготовить материал и внедрить в практику игры по сенсорному развитию детей раннего возраста;
- создание предметно-развивающей среды окружающей ребенка;
- подготовить и провести консультацию с родителями по теме:
«Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста»
Актуальность:
Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями. Познавательная активность ребенка 2-3 лет выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности. Проект актуален, т.к. его реализация позволяет расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения, создать условия для развития самостоятельной познавательной активности. Работа в данном направлении поможет мне:
- научить детей различать основные цвета;
- познакомить детей с величиной и формой предметов;
- сформировать навыки самостоятельной деятельности;
- повысить самооценку детей, их уверенность в себе;
- развить творческие способности, любознательность, наблюдательность;
- сплотить детский коллектив;
- развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;
- совершенствовать движения рук, развивая психические процессы:
произвольное внимание;
логическое мышление;
зрительное и слуховое восприятие;
память;
речь детей.
Ожидаемые результаты:
- Систематизация материала по развитию сенсорных способностей у детей 2-3 лет средствами дидактических игр в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.
- Сформированные сенсорные представления путём выделения формы, цвета, и величины предметов.
- Сформированные представления о разновидностях дидактических игр и основных приемах игры на них.
Литература:
1. Ефремова Н. Учимся различать цвета и запоминать их названия. /Н.Ефремова //Дошкольное воспитание.-2012-№12.
2. Э.Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша» - М.: «Мозаика-Синтез», 2003;
3. Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников [Текст]: кн. для воспитателей детского сада / Л.А.Венгер. - М.,2004.
4. Развивающие игры с малышами до трёх лет: Пособие для родителей и педагогов. Сост.Т.В.Галанова .-; Ярославль: Академия развития,2Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка » — М. «Просвещение». 1988;
5. Э. Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша » — М. «Мозаика-Синтез». 2003;
6. Сост. Т. В. Галанова «Развивающие игры с малышами до 3-х лет» — Ярославль «Академия развития». 1998.
7. Башаева, Т.Б. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук [ТЕКСТ]: Популярное пособие для родителей и педагогов./ Т.В. Башаева. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 240с.
8. Артемова, Л.В. Мир в дидактических играх дошкольников [ТЕКСТ]: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей./ Л.В. Артемова. – М.: Просвещение, 1992. – 96с.
9. Буянова, Р. Сенсорное развитие детей //Социальная работа. - №12. – 2006г. - 12с.
10. Вартан, В.П. Сенсорное развитие дошкольников. – Мн.: БрГУ, 2007.- 32с.
11. Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет [ТЕКСТ]: Кн. Для воспитателя детского сада/ Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер; под ред. Л.А. Венгера. – М.: Просвещение. 1988 – 144с.
12. Венгер, Л.А. Воспитание способностей к наглядному пространственному моделированию// Дошкольное воспитание – 2002.- № 3 – 398 с.
13. Вераксы, Н.Е. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. –3-е изд., испр.и доп.- М.: Мозаика-СИНТЕЗ, 2016. – 368с.
14. Гребенщикова, Е.А. История советской дошкольной педагогики [ТЕКСТ]: Хрестоматия. Учеб. пос. для студентов педагогических институтов по специальности «Дошкольная педагогика и психология»./ Е.А. Гребенщикова, А.А. Лебеденко, И.Б. Мчедлидзе, Л.К. Савинова, О.А. Фролова; под ред. М.Ф. Шабаевой. – М.: Просвещение, 1980. – 231 – 397с.
15. Дерягина, Л.Б. Радуга - дуга: Запоминаем цвета, развиваем речь и художественный вкус [ТЕКСТ]: пособие для детей, родителей и воспитателей/ Л.Б. Дерягина. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2005. – 32с.
16. Крулехт, М. В. Дошкольник и рукотворный мир.— СПб.: Детство-2002. – 302с.
17. Пилюгина, Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию [ТЕКСТ]: пособие для воспитателя детского сада/ Пилюгина Э.Г. – М.: Просвещение, 1983. – 96 с.
18. Е.А. Янушко. Сенсорное развитие детей раннего возраста. – Издательство «Мозаика-Синтез»-2011.
Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы, цвета, величины (большой, маленький):
Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины:
«Большой и маленький» (предложить ребенку разложить предложенные фигуры от самого большого предмета до самого маленького)
«Какой мяч больше, или меньше» (предложить найти самую большую фигуру или самую маленькую)
«Домики для медвежат» (найти каждому мишке домик по размеру)
Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета:
«Какого цвета предмет?» (предложить подобрать необходимый цвет для предмета)
«Найди предметы одинакового цвета» (из предложенных разноцветных предметов, найти предметы одного цвета по образцу)
«Домики и флажки» (найти по цвету подходящий флажок для каждого домика)
Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия формы:
«Разложи фигуры по местам» (ребенку предлагается разложить предложенные фигуры, на свое место)
«Найди предмет такой же формы» (учить выделять форму в конкретных предметах окружающей обстановки)
«Геометрическое лото» (умение сравнивать форму изображенного предмета с геометрической фигурой подбирать предметы по геометрическому образцу)
Дидактические игры и упражнения на закрепление сенсорных эталонов:
«Какого цвета предмет?» (предложить подобрать необходимый цвет для предмета)
«Найди предметы одинакового цвета» (из предложенных разноцветных предметов, найти предметы одного цвета по образцу)
«Домики и флажки» (найти по цвету подходящий флажок для каждого домика)
Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы.
- «Найди предмет указанной формы»
- «Найди предмет такой же формы»
- «Какая фигура лишняя?»
Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины.
- «Сравни предметы по высоте»
- «Самая длинная, самая короткая»
- «Разноцветные кружки»
- «В какую коробку?»
- «Дальше – ближе»
Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета:
- «Какого цвета не стало?»
- «Какого цвета предмет?»
- «Собери гирлянду»
- «Какие цвета использованы?»
- «Уточним цвет»
Сентябрь
Изучение методической литературы.
Д/И «Солнечный зайчик»
Цель: развивать зрительные ощущения, формировать представления о свете и темноте. С.12 (18)
Д/И «Цветные кубики»
Цель: Учить сравнивать цвета по принципу «такой-не такой», подбирать пары одинаковых по цвету предметов. С.16 (18)
Д/И «Спрячь в ладошке»
Цель: познакомить с понятием величины. С.30 (18)
Д/И «Катится – не катится»
Цель: познакомить с объемными геометрическими телами – шаром, кубом. С.24 (18)
Октябрь
Д/И «Тени на стене»
Цель: развивать зрительные ощущения, формировать представления о свете и темноте. С.12 (18)
Д/И «Цветные парочки»
Цель: учить сравнивать цвета по принципу «такой-не такой», подбирать пары одинаковых предметов. С.17 (18)
Д/И «Накрой платком»
Цель: познакомить с величиной предметов, с понятиями большой, маленький.
С.31 (18)
Д/И «Фигуры играют в прятки»
Цель: познакомить с объемными геометрическими телами – кубом и шаром; учить подбирать нужные формы. С.25 (18)
Ноябрь
Д/И «День и ночь»
Цель: развивать зрительные ощущения, формировать представления о темноте. С.11 (18)
Д/И «Цветная вода»
Цель: знакомить детей с цветами. С.16 (18)
Д/И «Накрой шляпой»
Цель: знакомить с величиной посредством практических действий с предметами, с понятиями большой, маленький. С.31 (18)
Д/И «Почтовый ящик»
Цель: познакомить с объемными геометрическими фигурами разной формы; учить подбирать нужные формы. С.25 (18)
Декабрь
Д/И «Фонарик»
Цель: развивать зрительные ощущения, формировать представления о свете и темноте. С.14 (18)
Д/И «Разноцветные палочки»
Цель: учить различать цвета по принципу «такой-не такой»; сортировать предметы по цвету. С.17 (18)
Д/И «Покормим кукол»
Цель: знакомить с величиной в ходе практических действий с предметами, с понятиями большой, маленький, средний по величине. С.32 (18)
Д/И «Башни»
Цель: познакомить с формой предметов; учить подбирать фигуры соответствующих форм. С.26 (18)
Январь
Д/И «Круглое и квадратное»
Цель: развивать осязание; учить ощупывать предметы. С.62 (18)
Д/И «Ниточки для шариков»
Цель: учить детей различать цвета по принципу «такой-не такой»; знакомить с названиями цветов. С.18 (18)
Д/И «Большие и маленькие кубики»
Цель: обучать умению сравнивать предметы по величине методом зрительного соотнесения; сортировать предметы двух резко различающихся размеров; учить понимать и использовать в речи понятия: большой, маленький, такой же, одинаковый по величине. С.32 (18)
Д/И «Найди пару по форме»
Цель: учить подбирать нужные формы методом зрительного соотнесения. С.26 (18).
Февраль
Д/И «Угадай, что в ящике»
Цель: развивать осязание; учить ощупывать предметы. С.62 (18)
Д/И «Построим башню»
Цель: учить различать цвета по принципу «такой-не такой». С.19 (18)
Д/И «Две коробки»
Цель: закреплять знания о величине, умение сравнивать предметы по величине способом зрительного соотнесения. С.33 (18)
Д/И «Переливание воды»
Цель: развивать осязание; знакомить со свойствами жидкости. С.63 (18)
Март
Д/И «Найди свою игрушку»
Цель: учить узнавать знакомые предметы среди других; развивать внимание и память. С.49 (18).
Д/И «Наряжаем кукол»
Цель: учить подбирать цвета по принципу «такой-не такой»; находить предмет определенного цвета по образцу; знакомить с названиями цветов. С.20 (18)
Д/И «Вкладыши и башенки»
Цель: знакомить детей с величиной в ходе практических действий со специальными игрушками; с понятием самый большой. С.34 (18)
Д/И «Ледяное царство»
Цель: развивать осязание; знакомить со свойствами льда. С.63 (18)
Апрель
Д/И « Предметы и картинки»
Цель: учить узнавать знакомые предметы на картинках; развивать внимание.
С.50 (18)
Д/И «Разложи по коробочкам»
Цель: учить находить предмет определенного цвета по образцу; закреплять знание цветов. С.20 (18)
Д/И «Пирамидки»
Цель: знакомить детей с величиной в ходе практических действий с игрушками, учить сравнивать предметы по величине способом наложения.с.35 (18)
Д/И «Помяли, пощипали»
Цель: развивать осязание, знакомить с различными пластичными материалами и их свойствами. С.64 (18)
Май
Д/И «Кто позвал?»
Цель: развивать речевой слух; учить различать на слух голоса знакомых людей; развивать слуховое внимание.с.59 (18)
Д/И «Четвертый лишний»
Цель: закреплять знание цветов. С.21 (18)
Д/И «Веселые матрешки»
Цель: закреплять знания о величине в ходе практических действий с игрушками (использование методов практического примеривания и зрительного соотнесения) с.36 (18)
Д/И «Вверх и вниз»
Цель: знакомить с пространственными отношениями, выраженными словами: сверху, снизу, вверх, вниз. С.46 (18).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План профессионального самообразования "Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр"
Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр...
Методические рекомендации по теме «Формирование сенсорной культуры детей младшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр»
Методические рекомендации по теме«Формирование сенсорной культуры детей младшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр»...
Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр
Статья рекомендована специалистам, работающим с детьми младшего дошкольного возраста...
Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр
план профессионального самообразования...
Методические рекомендации по теме «Формирование сенсорной культуры детей младшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр»
Сенсорное развитие ребенка раннего возраста и младшего дошкольного возраста – это формирование новых, несуществующих ранее сенсорных процессов и свойств (ощущений, восприятий, представлений); эт...
Тема: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»
Консультация для родителей с играми и упражнениями для сенсорного развития детей младшего возраста...