Конспект организованной образовательной деятельности "Поможем Маше" в старшей группе.
план-конспект занятия по математике (старшая группа) по теме

Филатова Марина Геннадьевна

Формирование элементарных математических представлений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл filatova_na_konkurs_3.docx311.26 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  автономное дошкольное  

образовательное  учреждение

центр развития ребенка - детский сад  № 23 «РОМАШКА»

Ступинского муниципального района

символ1

Конспект

 организованной образовательной деятельности  

«Поможем Маше»

в старшей группе.

Воспитатель

Филатова Марина Геннадьевна                                                                

Ступино - 2016

Цель: формирование элементарных математических представлений

Задачи:

ОО «Познавательное развитие»:

- Развитие познавательно-исследовательской деятельности: развитие восприятия, внимания, памяти, творческого воображения, познавательной мотивации через игровую деятельность, способности анализировать, сравнивать, выделять характерные существенные признаки предметов, умения устанавливать простейшие связи между предметами, делать простейшие умозаключения.

- ФЭМП: Закрепление  навыков счета в пределах 7. Формирование умения понимать отношения рядом стоящих чисел, умения устанавливать размерные отношения между предметами разной величины, различать вопросы «Сколько?», «Который по счету?»,  закрепление названий детей о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник), о свойствах предметов (цвет, форма, величина).

Совершенствование умения ориентироваться в окружающем пространстве, на листе бумаги, понимать смысл пространственных отношений (справа-слева),  знание последовательности дней недели.

- Сенсорное развитие: закрепление  представлений детей о цветах спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый).

- Ознакомление с миром природы: упражнение  в умении определять время года (лето) по сезонным признакам, закрепление  представлений о съедобных и не съедобных грибах и ягодах.

ОО «Социально-коммуникативное развитие»: развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослым и сверстниками, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий. Формирование  готовности к совместной деятельности, воспитание отзывчивости, желания помочь.

ОО «Речевое развитие»: воспитание интереса и любви к чтению, развитие  умения следить за развитием действий, аргументировать свои ответы: обогащение активного словаря, развитие грамматически правильной речи, упражнение в умении согласовывать прилагательные с существительными.

ОО «Художественно-эстетическое развитие»: закрепление названий уже знакомых цветов. Упражнять в умении закрашивать предметы по контуру  карандашом с легким нажимом.

ОО «Физическое развитие»: развитие крупной и мелкой моторики рук, координации движений, повышение умственной и физической работоспособности, предупреждение утомления.

Оборудование: мультимедийное сопровождение, презентация «Поможем Маше» (прилагается)

Раздаточный материал: листы с ориентирами (приложение 1);

листы с «заборчиком»  из геометрических фигур (приложение 2),

 цветные карандаши, простой грифельный карандаш.

Предварительная работа: чтение русской народной сказки «Три медведя», дидактические игры на развитие ориентировки в пространстве, на закрепление знания геометрических фигур, игра «Съедобное-несъедобное», игры на закрепление представления детей о цветах спектра, дидактические игры на закрепление сезонных признаков и пр.

Используемая литературы:

1. Программа «От рождения до школы». Под редакцией Н.Е.Веракса, Т.С.Комаровой,  М.А.Васильевой. М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2015.

2. Издание для досуга /серия «Смекалочка» для детей дошкольного возраста/. Под редакцией О.Н.Наумова. Нижний Новгород: ООО «Издательство «Доброе слово», 2013.

Ход занятия:

I этап. Введение в образовательную ситуацию. Проблемная ситуация, мотивирование к деятельности.

В: Ребята, сегодня, когда я утром пришла в нашу группу, книги на полках были очень взволнованы. Они рассказали мне, о том, что на свете есть злой волшебник. Он хочет, чтобы дети и взрослые забыли сказки, и забыли то добро, которому они учат. Ребята, что же делать, чтобы этого не случилось?

Дети высказывают свои предположения (постоянно читать книги, рассказывать друг другу сказки,  самим сочинить новые сказки, чаще  вспоминать разные сказки и пр.). Воспитатель подводит итог предложений детей и предлагает вместе вспомнить русскую народную  сказку «Три медведя» и придумать свою сказку «Поможем Маше», пофантазировать о  том,  какие еще герои могут встретиться в сказке.

 Я  начну, а вы  будете помогать. Согласны?

  1. Выполнение действий,  решение  проблемной  ситуации.

Дети располагаются  на стульчиках.

В: Жили-были в деревне бабушка с дедушкой, и была у них внученька Машенька. Слайд 2.

В деревне было всего 3 дома.

Слайд 3 (Изображены три дома: большой-синий, средний-желтый, маленький – зеленый).

 Ребята, давайте угадаем в каком домике жила Машенька. Известно, что не в самом маленьком и не в желтом. В каком домике жила Машенька? (В большом синем. Появляется слайд 4 с правильным ответом).

В: Маша собралась в лес с подружками по грибы и ягоды. Какое это время года?(лето).

После ответов детей демонстрируется слайд 5 «Лето».

В: В какой день недели собралась Маша в лес, если известно, что вчера была среда, а завтра будет пятница? (Четверг).

В: Взяла Маша корзинку. Какую Маша взяла корзинку, если известно,  что она не самая большая и не самая маленькая? (Среднюю). Слайд 6 (с тремя корзинками), после ответа детей картинка с изображением средней корзинки выделяется красным цветом  слайд 7).

В: пришли девочки в лес и разошлись по разным дорожкам, стали собирать грибы и ягоды. Пришла Маша на полянку, а там грибов и ягод видимо - не видимо. Ребята, подскажите Маше - все грибы можно собирать? (Нет).

В: какие грибы можно? (съедобные: белые, лисички, подберезовики и пр.).

В: какие нельзя есть? (несъедобные, ядовитые: белые  поганки, мухоморы и др.)

Воспитатель предлагает  выполнить игровое упражнение «Четвертый лишний». Слайд 8  («Четвертый лишний: лисички, белый, подосиновик, мухомор). После ответов детей делается проверка, мухомор исчезает    слайд 9).

В: ребята, а ягоды все можно есть?(нет, ядовитые нельзя; вороний глаз, волчьи ягоды. Съедобные можно, земляника, малина и пр.)

Слайд 10 «Четвертый  лишний» (на слайде: земляника, малина, черника, вороний глаз).  После ответов детей проверяется правильность ответа, Вороний глаз исчезает слайд 11).

В: набрала Маша грибов и ягод полную корзину и пошла дальше. Смотрит подружек не видно. Стала девочка их кликать. Как она стала звать подружек? (Ау).

Слайд 12

В: дети давайте сделаем дыхательную гимнастику, что бы помочь Маше позвать подруг.

Дыхательная гимнастика «Листочки»

(Текст произносит только воспитатель).

Дует легкий ветерок

И качает так листок.

(Выдох спокойный, ненапряженный).

Дует сильный ветерок

И качает так листок.

(Сила выдоха постепенно увеличивается).

Зеленые листочки на веточке сидят,

Зеленые листочки детям говорят:

Осиновый – А-А-А,

Рябиновый – И-И-И,

Березовый – О-О-О,

Дубовый – У-У-У.

А-ууу. (Пропевание гласных).

В: никто не откликается Маше, испугалась девочка, заплакала. Идет она «куда глаза глядят». Навстречу ей белочка с зайчиком. Спрашивают, о чем она так горько плачет. Она им отвечает, что….. заблудилась, что ей страшно (дети договаривают слова).

Звери ей отвечают - не плачь и не горюй. Тебе поможет план, где нарисовано как можно пройти к домику, где можно отдохнуть.

В: Прежде чем мы начнем с вами рисовать план для Маши, сделаем разминку.

Физкультминутка

А сейчас все по порядку

Встанем дружно на зарядку.            (Встают, руки на поясе).

Руки в стороны – согнули,                 (Выполняют данные движения).

Вверх подняли – помахали.

Спрятали за спину их,

Оглянулись:

Через правое плечо

Через левое еще.

Дружно присели –

Пяточки задели.

На носочки поднялись.

Опустили руки вниз.

В: мы с вами сделали разминку, вспомнили, где у нас находится правая и левая сторона. Теперь мы с вами можем нарисовать карту. Следуйте моим указаниям, и мы сможем помочь Маше. У детей листы бумаги с ориентирами. Дети выполняют задание по инструкции  воспитателя. Слайд 13.

Маша у вас на карте обозначена звездочкой, значит, выполнять задание мы будем от звездочки. Поставьте свои карандаши на звездочку. Проведите линию в право до ели. От ели - до пруда. От  пруда направо до зеленой березы. От березы - к мостику, через мостик – налево. И если вы были внимательны и сделали все правильно, то Маша оказалась у домика. (Появляется слайд 14, дети проверяют, правильно ли они выполнили задание).

 Слайд 15 (домик  медведей с забором из геометрических фигур)

В:  Пришла Маша к домику, а калитку в заборе  найти не может. Тут мышка пробегала и говорит: Я тебе подскажу, как пройти через забор. Его надо правильно раскрасить. Ребята поможем Маше?

В: У вас на столах лежат рисунки домика с забором. Забор не простой. Из чего он построен? (Из геометрических фигур).

В: Как они называются? (треугольник, квадрат, прямоугольник, круг, овал).

В: Правильно, но  узнать какую фигуру, каким цветом надо  раскрасить, нам поможет подсказка «Радуга»: Слайд 16 (радуга, геометрические фигуры, напротив каждой фигуры точки, обозначающие цвет).

Сколько точек - напротив  треугольника? (одна)

Какой первый цвет в радуге? (красный), значит, треугольник надо разукрасить …красным цветом.  

Сколько точек  - напротив квадрата? (две)

Какой цвет второй по счету в радуге? (оранжевый)

Напротив прямоугольника сколько точек? (три, надо раскрасить его желтым. Желтый цвет третий по счету в радуге.)

Круг разукрасить зеленым цветом, потому что  напротив него 4 точки, и он четвертый  по счету в радуге.

Второй прямоугольник (после круга) расположен вертикально. Его разукрашиваем  голубым, напротив 5 точек, голубой стоит пятый  по счету в радуге.

Овал синим, напротив него 6 точек, он шестой по счету в радуге.

Второй  треугольник фиолетовым,  напротив него 7 точек, фиолетовый в радуге седьмой  по счету.

Слайд 17 -  дети проверяют правильность выполненного задания.

В: Ребята, вы такие молодцы помогли Маше пройти через забор.

Слайд 18 (домик медведей)

Вошла она в домик -  видит, нет никого, села на стульчик и стала дожидаться хозяев. Хозяевами домика оказались…. три медведя

Слайд 19. Напоили они Машу чаем  с конфетами.

 Маше дали 3 конфеты, а Настасье Петровне - на одну  больше. Сколько дали конфет Настасье Петровне? (4). Слайд 20, слайд 21(появляется после ответов детей)

В: Михайло Потапычу дали 5 конфет, а Мишутке - на одну  меньше.

Слайд 22, слайд23 (появляется после ответов детей) Сколько дали Мишутке конфет?(4). Настасье Петровне и Мишутке дали… поровну конфет, по четыре.

Слайд 24 (появляется после ответов детей).

В: Попили они чай и проводили девочку домой. Поблагодарила она  медведей и побежала к бабушке с дедушкой. Слайд 25.

  1. Этап подведения итогов и рефлексии.

Вот и закончилась наша сказка, благодаря вашей помощи   Маша смогла вернуться домой.

У вас было желание помогать Маше? (эмоциональная оценка деятельности).

Что мы сделали для этого? (фиксация движения по содержанию).

Вам все сегодня удалось? А у кого что-то не получилось? Как вы думаете почему?

Слайд 26. Ребята вы такие молодцы! Книги говорят, что злой волшебник  исчез! Давайте больше читать книги, сказки,  фантазировать, помогать друг другу и тогда, никакой злодей не будет нам страшен!

Раздаточный материал для детей

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

                

        

                        

ПРИЛОЖЕНИЕ 2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе (образовательная область "Коммуникация").

Цель. Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста....

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе по образовательной области "Речевое развитие" с использованием ИКТ

Занятие направлено на развитие всех компонентов устной речи. Дети попадают в сказку "Белоснежка и семь гномов". Превращаясь в гномов, дети  выполняют любимые увлечения гномов, такие как добы...

КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ: "ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ"

Методическая разработка включает образовательную деятельность с использованием электронных образовательных ресурсов по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с правилами противопожарной безо...

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе по реализации образовательной области «Речевое развитие» Тема: «В гостях у сказки».

Занятие - игра по сказкам с сюрпризным моментом "Чудо - дерево с конфетами" с последующими драматизацием сказки "Колобок" на новый лад...

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе «Портфолио для Маши»

Цель: Создание социальной ситуации развития в процессе формирования представления о себе и своих индивидуальных особенностях.Задачи:- Создать условия для ознакомления детей со способом самопрезентации...

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе с использованием метода сторителлинга и конверт – доски в старшей группе Тема: «Необычная поляна»

Организация организованной образовательной деятельности с использованием метода сторителлинга и конверт-доски на примере занятия в старшей группе по теме "Необычная поляна"...