Перспективный план игрового часа «Игралочка» для детей средней группы с использованием развивающих игр Воскобович, палочек Кюизнера, блоков Дьенеша
методическая разработка по математике (средняя группа) на тему
Методическая разработка игрового часа.
Цель:
Повышение уровня познавательных, интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста через развивающие игры.
Задачи:
1. Формировать познавательные, интеллектуальные способности детей.
2. Повышать умственную активность: мышление, память, внимание, воображение.
3. Развивать сенсорные способности восприятия цвета и формы, величина.
4. Тренировать мелкую моторику рук, тактильно-осязательных анализаторов.
5. Создавать условия для становления у дошкольников элементов коммуникативной культуры, воспитывать умение слушать и договариваться между собой в процессе решения игровых задач.
План составлен на детей 4-5 лет и рассчитан на один год.
Периодичность проведения игрового часа «Игралочка» – один раз в неделю во вторую половину дня, в соответствии с циклограммой совместной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов. В течение недели игры повторяются и закрепляются.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
методическая разработка игрового часа "Игралочка" | 27.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад №3 «Незабудка»
Перспективный план
игрового часа «Игралочка» для детей средней группы
с использованием развивающих игр Воскобович,
палочек Кюизнера, блоков Дьенеша
Методическая разработка
Автор-составитель:
Ковалева Татьяна Николаевна, воспитатель
Котлас, 2017г.
Пояснительная записка
Сегодня в дошкольной педагогике актуальным является эффективное развитие интеллектуальных и творческих способностей дошкольников. Использование развивающих игр в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность: перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности, организованной взрослым или самостоятельной. Игры с пособиями Воскобович, палочками Кюизенера, блоками Дьенеша важны и интересны для детей, разнообразны по содержанию. Принципы, заложенные в основу этих игр: интерес, познание, творчество.
С учетом актуальности проблемы организации образовательного процесса таким образом, чтобы ребенок играл, развивался и обучался одновременно, разработан перспективный план игрового часа «Игралочка»
Цель:
Повышение уровня познавательных, интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста через развивающие игры.
Задачи:
1. Формировать познавательные, интеллектуальные способности детей.
2. Повышать умственную активность: мышление, память, внимание, воображение.
3. Развивать сенсорные способности восприятия цвета и формы, величина.
4. Тренировать мелкую моторику рук, тактильно-осязательных анализаторов.
5. Создавать условия для становления у дошкольников элементов коммуникативной культуры, воспитывать умение слушать и договариваться между собой в процессе решения игровых задач.
План составлен на детей 4-5 лет и рассчитан на один год.
Периодичность проведения игрового часа «Игралочка» – один раз в неделю во вторую половину дня, в соответствии с циклограммой совместной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов. В течение недели игры повторяются и закрепляются.
Рекомендации по использованию в практике работы
с детьми и родителями
Для организации игрового часа с использованием развивающих игр необходимо создать условия. С этой целью в группе создан интеллектуально-игровой центр «Игралочка», в котором расположен коврограф «Ларчик», пособия к нему, а также развивающие игры и пособия: Воскобович, Дьенеша и Кюизенера.
1 раз в неделю проводится организованная деятельность, в соответствии с перспективным планом. Детей в игровой форме знакомят с играми, организуют совместную игровую деятельность. Очень важно заинтересовать детей данными играми, потому что, если игра нравится ребенку и служит материалом для проявления творчества, то малыш будет с ней заниматься на всех этапах, а соответственно повышать свой уровень развития, интерес
В ходе совместной деятельности необходимо поощрять и поддерживать детскую инициативу, рассматривать любые предложения детей. Постоянное усложнение игр позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности.
Организованная деятельность проводится со всеми желающими детьми, иногда дети делятся на подгруппы. Закреплять можно в индивидуальной форме в вечернее время, когда есть возможность больше уделить внимания каждому ребенку, его интересам.
В самостоятельной деятельности дети так же с удовольствием играют в эти развивающие игры, закрепляя усвоенные навыки, проявляют творчество и самостоятельность. Также игры и пособия можно использовать при организации непосредственно-образовательной деятельности: ФЭМП, ознакомление с окружающим, развитие речи.
С целью повышения эффективности работы с детьми, с родителями проводится просветительская работа. Так, на Совете родителей был проведен игрофестиваль «По сказочным лабиринтам игры», где родителей познакомили с некоторыми играми, показали, как в них играть, рассказали о значении развивающих игр в развитии ребенка. Также просветительская работа ведется с помощью письменных и устных консультаций, в том числе в социальных сетях.
Перспективный план игрового часа «Игралочка»
№ занятия | Тема | Задачи | Оборудование |
№ 1 | «Помоги Чебурашке» | Упражнять детей в группировке геометрических фигур. Учить детей находить геометрические фигуры наощупь. Закрепить знание о цвете. Развивать наблюдательность, внимание, память. | Набор блоков Дьенеша, игрушка Чебурашка. |
№ 2 | «Лабиринт» | Учить детей «читать» знаки – символы (признаки геометрических фигур (цвет, размер, форма). Выбирать необходимый блок из нескольких. Развивать практически действенное мышление. | Лабиринт, домик с любимыми игрушками, набор блоков Дьенеша, карточки с кодами геометрических фигур (цвет и форма). |
№ 3 | «Хоровод» | Развивать мелкую моторику рук, чередовать цвет. | Мелкие игрушки, палочки Кюизенера, блоки Дьенеша, коврограф Ларчик |
№4 | «Цветы для Пчелки Жужи» | Закрепить умения выделять предмет по цвету. | Разноцветные кружки и веревочки, персонаж Жужа |
№ 5 | «В гости на день рождения» | Учить детей выбирать палочки указанного цвета, составлять изображения простой формы. Развивать зрительный глазомер. | Палочки Кюзенера, блоки Дьенеша, прямоугольники и квадраты белого цвета, мелкие игрушки. |
№ 6 | «С двумя обручами» | Упражнять в умении классифицировать блоки по двум свойствам. | Два обруча, набор блоков Дьенеша, кодовые карточки. |
№7 | «Радужные гномы» | Познакомить с цветами радуги, с именами гномов. Закрепить знание о цвете и счете | Коврограф Ларчик, радужные гномы, цветные квадраты, разноцветные веревочки. |
№8 | «Дом для гномов» | Тренировать умения двигаться в заданном направлении, использовать в речи предлоги над, под. | Радужные гномы, разноцветные квадраты. |
№ 9 | «Улица разноцветных палочек» | Познакомить с принципом окраски палочек «Цветные семейки» | Палочки Кюзенера, палочки и цифры на коврографе. |
№10 | «Сложи узор» | Закрепить умение пользоваться схемой. Развивать пространственное воображение. | Кубики Никитина, палочки Кюзенера, схемы. |
№11 | «Веселый квадрат» | Учить детей получать фигуры, складывая квадрат. | Квадрат Воскобовича (двухцветный). |
№12 | «Цвет и число» | Учить детей отбирать полоски нужного цвета и числового обозначения по словесному указанию взрослого; подвести к выводу, что у палочки каждого цвета есть свое число. | Палочки Кюзенера. |
№13 | «Волшебные фигуры» | Закрепить названия геометрических фигур: «треугольник», «квадрат», «прямоугольник». | Геоконт, Квадрат Воскобовича (двухцветный), схемы |
№14 | «Подбираем к домику крышу» | Закрепить эталоны цвета и их названия. Закрепить умение выкладывать домики в порядке увеличения их размеров и подбирать к каждому домику крышу — палочки. | Палочки Кюзенера |
№ 15 | «Составь узор» | Упражнять детей в составлении узора по схеме. Развивать умение ориентироваться в пространстве. | Мини Ларчик, набор разноцветных кружочков, схемы, персонажи. |
№16 | «Подарки для гномов» | Развивать конструктивные способности детей. Развивать умение анализировать геометрические фигуры, соотносить целое и часть. | Квадрат Воскобовича (двухцветный), прозрачный квадрат. |
№17 | «Путешествие на корабле» | Упражнять в сравнении количества двух групп предметов. (на сколько больше, меньше) Формировать умение конструировать плоскостные фигуры» | Коврограф Ларчик, касса трехрядная, прозрачный квадрат, палочки Кьюзенера |
№18 | «Геоконт» | Закреплять умение определять верхние левый и правый углы. Развивать умение выкладывать волшебными резиночками углы разного типа по схеме, по образцу, по словесному заданию, по собственному замыслу. | Геоконт |
№ 19 | «Улитка» | Упражнять в умении классифицировать блоки по двум признакам: цвету и форме. | Игровое поле с изображением спирали, набор блоков Дьенеша, цветные карандаши. |
№20 | «Превращение квадрата» | Развивать конструктивные способности детей | Квадрат Воскобовича (двухцветный). |
№21 | «Где спрятался зайчонок?» | Развивать умение называть два свойства (цвет, форма, размер, толщину) предметов, обозначать словом отсутствие какого-либо конкретного свойства предмета (не красный, не треугольный и т.д.) Развивать логическое мышление, умение кодировать информацию о свойствах предметов с помощью знаков-символов и декодировать её. | Блоки Дьенеша, мелкие игрушки, кодовые карточки |
№22 | «Космичес-кое путешествие» | Закрепить счёт в пределах 5 (прямой, обратный), состав числа. Совершенствовать умение составлять целое из частей. Продолжать совершенствовать умение классифицировать множества по трём свойствам, (цвет, форма, размер). Развивать логическое мышление, внимание, воображение. | Геоконт, блоки Дьенеша, обручи, листы бумаги в клетку с заданиями, карандаши простые и цветные. |
№23 | «Чудо квадрат» | Формировать умение конструировать плоскостные фигуры. Учить детей конструировать все девять квадратов: пять из одинаковых геометрических фигур, четыре из разных; складывать придуманные ими фигуры. Развивать пространственное и логическое мышление | Квадрат Воскобовича (двухцветный), прозрачный квадрат |
№24 | «Цифроцирк» | Развивать умения сравнивать элементы игры по цвету или размеру, класифицировать и группировать их. | Коврограф Ларчик, разночветные кружки и веревочки, элемент Круговерт, персонаж Магнолик. |
№25 | «Превращение квадрата» (туфелька для Фифы) | Развивать конструктивные способности детей | Квадрат Воскобовича (двухцветный). |
№26 | «Машина для Фифы» | Развивать творческое мышление, речь. | Коврограф Ларчик, разноцветные веревочки, кружочки. |
№27 | «Путешествие в лес» | Закрепить пространственные отношения (слева, справа, посередине, на, около, за). Узнавать и называть геометрические фигуры, их свойства. Развивать логическое мышление, воспитывать у детей желание заниматься математикой через игру. | Блоки Дьенеша, коврограф Ларчик, разноцветные веревочки и кружочки, персонажи. |
№28 | «Чудо квадрат» | Развивать пространственные представления, умения сравнивать предметы, пользуясь приемом наложения, приложения. | Квадрат Воскобовича (четырехцветный) |
№29 | «Подарок Хранителя Озера Айс» | Развивать конструктивные способности детей. Развивать умение анализировать геометрические фигуры, соотносить целое и часть. | Прозрачный квадрат, персонаж |
№30 | «Фантастическое животное» | Развивать творческое мышление, речь. | Коврограф Ларчик, разноцветные веревочки и кружочки, персонажи «Слон Лип-Лип», «Гусеница Фифа». |
№31 | «Приключения вместе с Развивайкой» | Определять объем и качество знаний детей о числах и действиях с ним. Закрепить знания о геометрических фигурах, осуществлять сериацию по величине, форме, цвету, толщине. Развивать умение пользоваться схемами. Развивать логико - математические способности детей; учить анализировать, обследовать, сравнивать, рассуждать, систематизировать, декодировать информацию. Воспитывать интерес к логико - математической деятельности, упражнять в проявлении творческого отношения к выполнению практических и умственных заданий | Ковер-самолет, "дом" блоки Дьенеша, набор картинок, кубики Никитина, палочки Кьюзенера, обручи, кукла. |
№32 | «Как Девочка Долька подарила цветы Пчелке Жуже» | Развивать умения делить предмет на две части, сравнивать количество частей, понимать характеристику «поровну». Составлять силуэт «растение» по схеме, называть части растения, придумывать названия цветам. | Палочки Кьюзенера, персонажи Долька и Жужа, Коврограф Ларчик, схемы. |
№33 | «Подарок Хранителя Озера Айс» | Развивать конструктивные способности детей. Развивать умение анализировать геометрические фигуры, соотносить целое и часть. | Прозрачный квадрат, персонаж |
№34 | «Карта сокровищ малыша Гео» | Развивать пространственные отношения. | Коврограф Ларчик, разноцветные кружки, веревочки, квадраты, кармашки, персонажи Гео и Китенок Тимошка. |
№35 | Подарки для жителей Фиолетового леса» | Развивать конструктивные способности детей Складывание предметных форм по собственному замыслу. | Двухцветный квадрат Воскобовича, Персонажи. |
№36 | Обобщающее занятие «Путешествие в сказочный лес» | Закрепить полученные знания. | Палочки Кьюзенера, персонажи, квадрат Воскобовича, блоки Дьенеша, Коврограф Ларчик. |
Список используемой литературы.
- Воскобович В.В., Харько Т.Т., Балацкая Т.И. Игровая технология интеллектуально – творческого развития детей дошкольного возраста 3 – 7 лет «Сказочные лабиринты игры». // Санкт – Петербург, 2003.
- Комарова Л.Д «Как работать с палочками Кюизенера» Москва, 2013г.
- Финкельштейн Б.Б. На золотом крыльце … Конспект игр и упражнений с цветными счётными палочками Кюизенера.- ООО «Корвет»: СПб, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план работы кружка "Тестовичок" для детей средней группы
Дети любят лепить из теста....
Перспективный план по салфеточной аппликации для детей средней группы
Перспективное планирование по салфеточной аппликации для детей средней гуппы...
Перспективный план по культурно – гигиеническим навыкам детей средней группы
В плане отображены: навыки личной гигиены, самообслуживание, навыки культурной еды, воспитание навыков культурного поведения....
Перспективный план по теме «Человек», для детей средней группы.
Планирование работы с детьми средней группы по теме "Человек"....
Перспективный план по культурно – гигиеническим навыкам детей средней группы
Перспективный план по культурно – гигиеническим навыкам детей средней группы...
Перспективный плана образовательной работы по ознакомлению детей средней группы с природой
план организации образовательной деятельности с использованием разнобразных форм работы...
Перспективный план познавательно - исследовательской деятельности для детей средней группы
Подборка эксперементов для детей 4-5 лет....