Сенсорика.
методическая разработка по математике (младшая группа) на тему

Натали Наумова

Программа доп. образования по сенсорике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_sensorike.docx22.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение.

Центр развития детский сад «Аленушка».

УТВЕРЖДАЮ:

                                                                                                     Заведующая

 МАДОУ ЦРР – детского сада

 «Аленушка»

                                                                                                                     ___________/Ерофеевская В.Н.

План-программа

Дополнительного образования

 «Сенсорика»

Программа рассчитана на детей 3-4 лет.

Воспитатель: Наумова Н. А.

Селенгинск.

Пояснительная записка:

Данная программа направлена на всестороннее развитие ребенка, на развитие осязания и мелкой моторики, необходимых для выполнения предметно-практических действий. Занятия направлены на развитие познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально- волевой сферы и мелкой моторики.  

 Актуальность. Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Мелкая моторика - это точные и тонкие движения пальцев руки. От развития мелкой моторики напрямую зависит подготовленность руки к письму, работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Навыки моторики помогают ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать и тем самым позволяют ему лучше понять мир, в котором он живет. Очень важно в дошкольном возрасте как можно раньше создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развивать навыки ручной умелости, формировать механизмы, необходимые для будущего овладения письмом. Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности. Высокое развитие познавательных процессов является актуальным и значимым в современном обществе. Данная программа позволяет не только развить познавательные процессы, но и реализовать индивидуальный творческий потенциал личности, наладить коммуникации с взрослыми и со сверстниками на основе совместной деятельности. Развитие мелкой моторики, воображения, познавательных процессов - служит одним из важнейших источников при подготовке детей к начальному школьному обучению.  

Программа рассчитана для детей дошкольного возраста 3-4 лет. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 15-20 минут

Цель: Создание условий для развития мелкой моторики и движений пальцев рук; развитие двигательных и познавательных способностей детей; развитие мелкой моторики, ручной умелости через выполнение предметно- практических действий и с помощью использования нетрадиционных способов и материалов.

Задачи:

  1. Познакомить и научить детей использовать в своей работе различные материалы (разные сорта бумаги, макароны, манка, песок, горох, фасоль, бобы, счетные и гибкие палочки (бигуди), прищепки, заколки, зажимы).
  2. Учить работать с бумагой, осваивать различные виды сгибания (оригами).
  3. Обучать приемам работы с пластилиновой техникой.
  4. Обогащать тактильный опыт детей: учить узнавать на ощупь предметы и материалы.
  5. Развивать мелкую моторику рук и координацию (силу, ловкость, точность, скорость движений).
  6. Формировать интерес и желание работать с подручным материалом нетрадиционным способом.
  7. Развивать творческую активность, пространственное мышление, фантазию.

Результатом работы по данной программе должно стать:

1.Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук до уровня, соответствующего данному возрасту.

2.Овладение разными видами ручной умелости.

3.Овладение приемами работы с разными нетрадиционными материалами.

4.Творческое применение изученных техник, приемов и материалов в художественной деятельности.

5.Овладение нормами этики поведения.

К концу года детская рука должна приобрести уверенность, точность, пальцы должны быть гибкими. Дети будут испытывать радость и интерес от работы с обычным материалом нетрадиционным способом. У ребенка сформированы определенные умения и навыки, необходимые для их деятельности с обычным материалом нетрадиционным способом.

Программа предусмотрена для детей младшего дошкольного возраста. Работа ведется по модулям:

  1. Работа с сыпучими материалами.
  2. Веселый мир прищепок.
  3. Поделки из макарон и бобовых.
  4. Бумажные фантазии.
  5. Игры со счетными и гибкими палочками.
  6. Нанизывание бусин.

Основной формой является кружковое занятие, плавно переходящее в игровую деятельность. Занятия в кружке проводится 1 раз в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятия – 15 минут.

Технология программы предусматривает проведение занятий по подгруппам, что обусловлено необходимостью учета индивидуальных особенностей детей. Все занятия проводятся в игровой форме. В начале и конце года проводится мониторинг уровня развитие  мелкой моторики и сенсорных эталонов детей.

Структура занятия:

  1. Вводная часть. (Сюрпризный момент, или игровая мотивация, массаж пальцев, гимнастика для рук, художественное слово.)
  2. Основная часть.

а) показ

б) самостоятельная работа детей

3. Заключительная часть. Итог.

Структура занятия кружка вариативна, где предполагается знакомство с новым материалом, освоение новых приемов, обыгрывание поделки, позволяет глубже и шире ввести ребенка в мир окружающих его вещей и предметов.

Тематический план занятий II младшей группы.

Месяц

Неделя

Тема

Сентябрь

3-4

Работа с сыпучим материалом (манка, песок)

Октябрь

1-4

Ноябрь

1-4

Веселый мир прищепок

Декабрь

1-4

Макароны

Январь

3-4

Бобовые

Февраль

1-4

Бумага (салфетки, туалетная бумага, гофрированная и т.д.)

Март

1-4

Апрель

1-4

Счетные палочки

Май

1-4

Нанизывание бусин (бусы из трубочек из-под сока)

На каждый модуль составлена технологическая карта

Месяц

Название

Задачи

Материал

Сентябрь

3

«Знакомство с кабинетом»

Развивать тактильную чувствительность и сложно-координированные движения пальцев и кистей рук.

Сосуд с песком, водой, манкой, горохом; мелкие игрушки; лист бумаги, карандаш.

4

«Чудесный сундучок»

Октябрь

1

«Волшебный поднос»

Знакомство с песком, манкой. Развивать мелкую моторику рук, творчество, воображение, интерес.

Крышки от ведерка из под майонеза, песок, манка, фольга.

2

«Яркий поднос с песком»

3

«Рисуем по манке»

4

«Зеркальный поднос»

Ноябрь

1

«Разноцветные прищепки»

Знакомство с различными прищепками и зажимами. Развивать ручной праксис, мышление, воображение.

Разноцветные прищепки, заколки, зажимы, макеты различных предметов.

2

«Осеннее дерево»

3

«В гостях у ежика»

4

«Тучка»

Декабрь

1

«Зимний вечер»

Учить выкладывать рисунок из макарон, нанизывать их на шнурок, украшать предмет.

Различные окрашенные в разные цвета макароны, картон, пластилин, шнурки.

2

«Мяч»

3

«Новогодняя елка»

4

«Бусы»

Январь

3

«В гостях у петушка»

Учить ребенка брать горошину двумя пальцами поочередно.

Горох, фасоль, бобы.

4

«Собери правильно»

Февраль

1

«Знакомство с бумагой»

Познакомить детей со свойствами бумаги, учить сминать, рвать, скатывать бумагу в шарик, скручивать в жгутик.

Салфетка, гофрированная бумага, фольга, туалетная бумага.

2

«Ком снега»

3

«Валентина»

4

«Салют»

Март

1

«Мимоза»

2

«Шубка барашка»

3

«Хоровод»

4

«Верба»

Апрель

1

«Лопатка»

Учить выкладывать из палочек предмет.

Счетные палочки.

2

«Дерево»

3

«Дом для зайчика»

4

«Стрекоза»

Май

1

«Солнышко»

Соединять концы в кольцо, скручивать в жгутик.

Гибкие палочки (бигуди).

2

«Цепочка»

3

«Косичка»

4

«Цветочек»

Список литературы

  1.  Безруких М.М. Тренируем пальчики. – М.: ООО “Дрофа”, 2000.
  2. Белая А.Е. Пальчиковые игры. - М.: “Астрель”, 2001.
  3. Виноградова Н.Ф. Все о младшем школьнике. – М.: “Вентана-Граф”, 2004. 400с.
  4. Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: “Просвещение”, 1991. 93 с.
  5. Гаврина С.Е. Развиваем руки – чтоб - учиться и писать, и красиво рисовать. – Ярославль: “Академия Холдинг”, 2002. 200с.
  6. Дегтярева Т. Умные поделки. – М.: “Лист”, 1999. 133 с.
  7. Нагибина Н.И. Природные дары для поделок и игры. – Ярославль: “Академия развития”, 1998. 190 с.
  8. Потапова Е.Н. Радость познания. – М.: “Просвещение”, 1990. 94 с.
  9. Рейд Б. Обыкновенный пластилин. – М.: “АСТ – ПРЕСС”, 1998.128 с.
  10. Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика. – М.: “Астрель”, 2006.
  11. Шульгина В.П. Методическая копилка для учителей начальных классов.// Школа радости. – Ростов – на – Дону: “Феникс”, 2002. 319 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД по сенсорике в 1 младшей группе. Педагог Бойкова О.В.

Организованная образовательная деятельность с детьми раннего возраста. Сенсорное развитие детей в процессе игры с "Волшебной картиной". Картина создана самим педагогом....

Конспект по сенсорике с использованием русского народного фольклора <<Снеговики в гостях у ребят>>

Конспект по сенсорике с использованием русского народного фольклора <<Cнеговики в гостях у ребят>>...

Конспект занятия по сенсорике в 1-й младшей группе

Занятие по ознакомлению детей с основными цветами (красный, желтый, синий) и различными предметами....

Венгер. Сенсорика. 2 мл гр.

Занятия программы "Развитие" по сенсорике....

Занятие по сенсорике

ЗАНЯТИЯ ПО СЕНСОРИКЕ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

Консультация для родителей по сенсорике

СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА...

Проект по сенсорике "Веселая сенсорика"

Актуальность проекта. В дошкольной педагогике одним из вопросов требующих пристального внимания, является проблема формирования сенсорной культуры детей дошкольного возраста.Сенсорная культура ре...