Консультация «Палочки Кюизенера и логические блоки Дьенеша»
консультация по математике на тему
Во всем мире известен дидактический материал, разработанный Бельгийским учителем начальной школы Джордж Кюизинером для развития у детей математических способностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация «Палочки Кюизенера и логические блоки Дьенеша» | 25.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация «Палочки Кюизенера и
логические блоки Дьенеша»
Подготовила и провела:
воспитатель МКДОУ ЦРР –
детский сад №21 г. Россошь
Пегина О.А.
Палочками Кюизенера. (слайд №1)
Во всем мире известен дидактический материал, разработанный Бельгийским учителем начальной школы Джордж Кюизинером для развития у детей математических способностей. (слайд №2)
Палочки Кюизенера – это набор счетных палочек, которые еще называют «числа в цвете», "цветными палочками", "цветными числами", "цветными линеечками". В наборе содержатся четырехгранные палочки 10 разных цветов и длиной от 1 до 10 см. Разработал Кюизенер палочки так, что каждая палочка – это число, выраженное цветом и величиной. Чем больше длина палочки, тем большее числовое значение она выражает.
(слайд №3)
Счетные палочки Кюизенера являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет "через руки" ребенка формировать понятие числовой последовательности, состава числа, цвета, размера, отношений «больше – меньше», «право – лево», «между», «длиннее», «выше» и многое другое.
Набор способствует развитию детского творчества, развития фантазии и воображения, познавательной активности, мелкой моторики, наглядно-действенного мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей.
Можно организовать развитие и обучение детей с использованием палочек Кюизенера:
1.Вне занятий - наличие наборов палочек или полосок в предметно-развивающей среде группы (уголок занимательной математики).
2.В совместной или самостоятельной игровой деятельности.
3.На занятиях, обеспечивающих наглядность, системность и доступность, смену видов деятельности.
(слайд №4)
Палочки Кюизенера можно использовать с младших групп как игровой материал (как кубики, палочки, конструктор). Вместе с ребенком рассмотрите, переберите, потрогайте все палочки, расскажите какого они цвета, длины .
(слайд №5)
В старших группах используем как математическое пособие.
Уже в средней группе с помощью палочек учим детей сравнению, пространственному отношению, по образцу делать несложные рисунки (дорожки, заборы, домики)
В старших группах знакомим с числовой последовательностью, составом числа, с помощью палочек рисовать более сложные рисунки, развивая фантазию, выполнять логические задачки.
(слайд №6)
Игры и занятия с палочками Кюизенера
1. Знакомимся с палочками. Вместе с ребенком рассмотрите, переберите, потрогайте все палочки, расскажите какого они цвета, длины.
2. Можно выкладывать из палочек на плоскости дорожки, заборы, поезда, квадраты, прямоугольники, предметы мебели, разные домики, гаражи.
(слайд №7 - №8)
3. Выкладываем лесенку из 10 палочек Кюизенера от меньшей (белой) к большей (оранжевой) и наоборот. Пройдитесь пальчиками по ступенькам лесенки, можно посчитать вслух от 1до 10 и обратно.
4. Выкладываем лесенку, пропуская по 1 палочке. Ребенку нужно найти место для недостающих палочек.
(слайд №9)
5. Назовите число, а ребенку нужно будет найти соответствующую палочку Кюизенера (1 - белая, 2 - розовая и т.д.). И наоборот, вы показываете палочку, а ребенок называет нужное число. Тут же можно выкладывать карточки с изображенными на них точками или цифрами.
6. Из нескольких палочек нужно составить такую же по длине, как оранжевая.
(слайд №10)
Задания для воспитателей:
1. Найдите в наборе самую длинную и самую короткую палочку.
2. Покажите палочку, чтобы она была не желтой.
3. Найдите две любые палочки, которые не будут равны этой палочке.
4. Сколько белых палочек уложится в синей палочке?
Логические блоки Дьенеша. (слайд №1)
Логические блоки придумал венгерский математик и психолог Золтан Дьенеш. Играя с блоками Дьенеша дети знакомятся с формой, цветом и размером объектов, с математическими представлениями , ребенок выполняет разнообразные предметные действия (группирует по признаку, выкладыват ряды по заданному алгоритму).
(слайд №2)
Набор блоков состоит из 48 геометрических фигур:
а) четырех форм (круги, треугольники, квадраты, прямоугольники);
б) трех цветов (красные, синие и желтые фигуры);
в) двух размеров (большие и маленькие фигуры);
г) двух видов толщины (толстые и тонкие фигуры).
В наборе блоков нет ни одной одинаковой фигуры. Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: формой, цветом, размером, толщиной.
(слайд №3)
- Играя с блоками Дьенеша, ребенок научится решать логические задачи на разбиение по свойствам. Выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, сортировать по двум или одному общему свойству. Знакомится с простейшими геометрическими формами, понятиями "большой-маленький", "толстый-тонкий", "такой же","не такой". Учится сравнивать, обобщать, классифицировать предметы по нескольким признакам.
(слайд №4)
Знакомство с логическими блоками Дьенеша
Знакомство с блоками можно начать с младших групп. Выложите перед ребенком набор и дайте ему возможность изучить фигуры, потрогать, перебрать, подержать в ручках и поиграть с ними.
Чуть позже можно предложить следующие задания:
- отделить от общей кучки, например, все круги, или все синие фигуры, или только синие круги и т.д.
- Попросите малыша дать мишке все синие фигуры, зайчику - желтые, а мышке – красные; затем подобным образом группируем фигуры по размеру, форме, толщине.
- Попросите ребенка определить какую-нибудь фигуру по цвету, форме, размеру, толщине.
(слайд №5) - Из блоков можно составлять плоскостные изображения предметов: машинка, паровоз, дом, башня и т.д. (слайд №6
- Предлагаем таблицу из девяти клеток с выставленными в ней фигурами. Ребенку нужно подобрать недостающие блоки. (слайд №7)
Выложите три фигуры. Ребенку нужно догадаться, какая из них лишняя и по какому принципу (по цвету, форме, размеру или толщине). (слайд №8)
- Детям постарше уже можно предложить выстроить цепочку из фигурок с одним или двумя общими свойствами. Например, начинаем с красного большого круга, далее кладется такой же круг только синий, далее - синий большой квадрат, далее - синий маленький квадрат и т.д.
- Дети располагают блоки так, чтобы внутри синего обруча оказались все круглые блоки, а внутри красного обруча – все жёлтые. На первых порах вызывает затруднение, куда положить жёлтые и круглые блоки. Их место в общей части двух обручей. (слайд №9)
- Затем можно закодировать свойства кубиков (блоков) опознавательными знаками, и предложить расшифровать картинку, подобрав нужные кубики.
Задания для воспитателей:
1. Найдите в наборе все маленькие фигуры.
2. Покажите красный, маленький, тонкий квадрат.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Расширяем горизонты математического пространства с помощью палочек Кюизенера и блоков Дьенеша.
Развитие логического мышления, состава числа из двух меньших, классификация,обобщение систематизация....
Расширяем горизонты математического пространства с помощью палочек Кюизенера и блоков Дьенеша.
Развитие логического мышления, состава числа из двух меньших, классификация,обобщение систематизация....
Конспект математического досуга для детей с родителями "Путешествие по Петербургу"с использованием палочек Кюизенера и Блоков Дьенеша.
Цель: Знакомство родителей с развивающими играми....
Презентация "Палочки Кюизенера и блоки Дьенеша"
Современная концепция образования основывается на принципе ребенок – маленький исследователь, ребенок – маленький первооткрыватель. Блоки Дьенеша и палочки Кюизенера легко вписываются сейчас в сист...
"Использование палочек Кюизенера и блоков Дьенеша во второй младшей группе"
Занимательные игры с палочками Кюизенера: "Чудесный мешочек", дидактическая игра "Найди мне", " К нам гости пришли", "Кто быстрее", игра "Отгадай загадку, выбери отгатку"....
Консультация для родителей «Развитие умственных способностей с помощью палочек Кюизенера и блоков Дьенеша»
Один из самых удачных вариантов – методики Дьенеша и Кюизенера. Они помогут ребенку не только разобраться в мире чисел, но и свободно в нем ориентироваться, освоив попутно такие понятия, как «больше-м...
Консультация для родителей Картотека игр и упражнений с палочками Кюизенера и блоками Дьенеша
Счетные палочки Кюизенера являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет «через руки» ребенка формировать понятие числовой последовательности, состава числа, отнош...