«Занимательная математика»
проект по математике (старшая группа) на тему

Чернова Мария Юрьевна

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математическое развитие. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию мышления, памяти, речи, воображения, эмоций,  формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Практика обучения дошкольников показала, что на его успешность влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма подачи, которая способна вызвать заинтересованность детей и познавательную активность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 7

муниципального образования Усть - Лабинский район

Проект по математическому развитию дошкольников  «Познаём, исследуем, творим»

Номинация «Дошкольный возраст»

                                                                                                                                                        Выполнили:

                                                                                                 воспитатели

                                                                                                    Панкова О. В.

Чернова М. Ю.

Ст. Ладожская

2017 год


Тема «Занимательная математика»

Пояснительная записка: 

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математическое развитие. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию мышления, памяти, речи, воображения, эмоций,  формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Практика обучения дошкольников показала, что на его успешность влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма подачи, которая способна вызвать заинтересованность детей и познавательную активность. 

 Актуальность проекта:

 В настоящее время, в эпоху компьютерной революции, точка зрения «Не каждый будет математиком» безнадежно устарела.

Сегодня, а тем более завтра, математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста.

Обучению дошкольников началам математики в настоящее время отводится важное место. Преследуется главная цель: вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения.        Знания, данные детям в занимательной форме, усваиваются быстрее, прочнее. 

      Занимательная математика ставит дошкольников в условия поиска, пробуждает интерес к победе, следовательно, дети стремятся быть быстрыми и находчивыми. Занимательность может быть задана необычайной формой обучения. Надо только найти золотую середину: не усложнять — дети не поймут и не упрощать, облегчая учение, — дети будут постоянно искать легкие пути, чтобы поменьше трудиться. Получая пищу для своего ума, ребенок охотно участвует в занятиях, ждет их, радуется им.

Занимательный материал не только увлекает ребенка, но и способствует совершенствованию наблюдательности, внимания, памяти, мышления и речи дошкольника. Стихотворный материал, загадки, считалки применяются в зависимости от целей познавательного общения. Возможности их использования широки: на групповых занятиях в детском саду, при индивидуальной работе с детьми в семье, на викторинах, досугах, праздниках, в ходе познавательной беседы, в игротеке, когда дети принимают родителей в гости и играют с ними в математические игры.

Проблема: 

На занятиях по формированию математических представлений у многих детей старшей группы компенсирующей направленности отсутствует интерес к математике, имеются затруднения с мышлением и вниманием. Для того чтобы повысить уровень математического развития, активность детей и  развить у них интерес к математике, нами было принято решение использовать занимательный материал: загадки, стихи, дидактические игры, занимательные вопросы, задачи-шутки, математические сказки, пословицы и поговорки, пальчиковую гимнастику, лабиринты, логические концовки, математические КВНы.

Сроки реализации: с 20.02.2017 по 31.05.2017

Вид проекта: познавательный

Тип: среднесрочный.

Участники: дети старшей группы компенсирующей направленности, воспитатели, родители.

Цель проекта: Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через занимательный материал.

Задачи:

  1. Развивать интерес к математике у детей старшего дошкольного возраста, эмоциональную отзывчивость через игры с математическим содержанием.
  2. Формирование базисных математических представлений, речевых умений.
  3. Способствовать развитию мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, классификация), логического мышления.
  4. Развивать самостоятельность познания, поощрять проявления творческой инициативы, находчивости.
  5. Увеличить объём внимания и памяти.
  6. Развивать речь, умение высказывать и обосновывать свои суждения.
  7. Воспитывать интерес к предмету и процессу обучения в целом.

Ожидаемый результат:

Развитие у детей интереса к математике, стремления к преодолению трудностей. Формирование  операций логического мышления. Применение математических знаний и умений в самостоятельной деятельности. Осознание родителями важности формирования элементарных математических представлений у детей с помощью занимательного материала, расширение знаний родителей о занимательном материале. В итоге предполагается, что организованная работа по развитию математических способностей дошкольников в соответствии с современными требованиями будет способствовать повышению уровня развития математических способностей детей:

  • у детей будет выработан интерес к самому процессу познания математики;
  • преодолевают трудности;
  • не бояться совершения ошибок;
  • самостоятельно находят способы решения познавательных задач;
  • стремятся к достижению поставленной цели.

Этапы реализации проекта:

  1. Организационный этап

Сроки: с 20.02.17 -31.05.2017г.

Цель: создание условий для мотивационной и технологической готовности к совместной творческой, познавательной деятельности.

№ п/п

Наименование мероприятия

1.

2.

3.

4.

Подбор методической литературы и пособий по математическому развитию.

Подготовка информационного пространства.

Сбор дидактического наглядного материала по теме проекта.

Составление плана работы:

- разработка перспективного планирования работы с детьми (с учётом разных видов деятельности и указанием интеграции образовательных областей);

- анкетирование, разработка перспективного планирования в рамках сотрудничества с родителями;

- разработка плана работы с педагогами ДОУ.

Подбор и систематизация наглядно - дидактического материала, ЦОР.

  1. Деятельностный этап

Сроки: март 2017- май 2017 г.

Цель: создание условий для развития творческих и познавательных способностей.

№ п\п

Наименование мероприятий

Образовательная область

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

- ООД «Королевство математики»;

- ООД «Математика – логика».

- Дидактические игры:  «Подбери колеса к вагончикам», «Дни недели», «Назови похожий предмет», «Ориентировка в пространстве», «Собери бусы», «Кто знает, пусть дальше считает», «Подбери фигуру», «Встань на место», «Собери целое»;

- игра «Сложи фигуру» (Танграм, счетные палочки, Геоконт, палочки Кьюзнера, блоки Дьенеша);

- интерактивные игры: «Какие из этих фигур не имеют углов», «Какой фигуры не хватает»

- словесные игры: «Назови скорей»,

«Что, где?», «Покажи столько же», «Не ошибись», «Кто больше назовет?», «Кто знает – пусть дальше считает», «Кто больше запомнит?», «Посчитай и ответь», «Отзовись»;

- пальчиковые игры: «Налим», «Белки-непоседы», «Улей», «Вот пятеро котят», «Пальчики уснули», «Мышка и часы»;

- подвижные игры: «Путешествие», «Неделя, стройся»,  «Живые числа», «Классики», «Составь число», «Найди пару»;

- Сказка об удивительных приключениях — превращениях квадрата

- математические сказки: «Как родилась линия», «Плюсы и минусы», «Путешествие по стране геометрии», «Сказка об отрезке», «Приключения точки», «О треугольникусе»;

- математические загадки;

- пословицы и поговорки;

- скороговорки (с использованием мнемотаблиц);

- математические стихи;

- считалки;

- чистоговорки;

 

- математические фокусы;

- настольно - печатные игры:

«игры – лабиринты» (с использованием игровизора), «игры – бродилки»;

- настольные игры: «Шашки», «Домино»;

- сюжетно – ролевые игры: «Магазин», «Аптека», «Семья»;

- раскраски.

«Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Речевое», «Художественно – эстетическое».

Работа с родителями

- Консультация «Занимательная математика дома»;

- интеллектуальная игра «Математический каламбур»;

- памятка «Игры и упражнения по математике»

Работа с воспитателями

- Консультация «Загадки, задачи-шутки, занимательные вопросы в обучении детей математики»;

- Мастер – класс «Изготовление дидактических игр

Воскобовича своими руками».

Заключительный этап

Сроки: июнь 2017 г.

Цель: подвести итог работы над проектом, озвучить полученные результаты в процессе создания продуктов работы.

№ п/п

Наименование мероприятия

Ответственные

1.

Математическое развлечение КВН

Воспитатели:

М.Ю. Чернова

О. В. Панкова

2.

Презентация «Занимательная математика»

Полученный результат: Системное использование дидактических и развивающих игр, а также использование фольклора в математике способствует развитию логического мышления у дошкольников, формированию математических представлений, умению использовать знания и умения в повседневной жизни.

Список использованной литературы:

  1.   Волонина В.В. Занимательная математика С-Петербург, 1996
  2.   Ерофеев Т.И., Павлова Л.Н., В.П.Новикова В.П. Математика для дошкольников. – М., 1992.
  3. Михайлова З.А. и др. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС». 2008. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников-М.,-1990 
  4. Нищева Н.В. ИГРАЙКА. Игры и упражнения для формирования и развития элементарных математических представлений и речи у дошкольников. — СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003. – 16 с., ил.
  5. Репина Г.А. «Математическое развитие дошкольников» современные направления. М.ТЦ Сфера,2008
  6. Интернет - ресурсы



Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Занимательная математика» Выполнили воспитатели: М. Ю. Чернова О. В. Панкова МБДОУ № 7 Ст. Ладожская

Слайд 2

танграм

Слайд 3

Геоконт

Слайд 4

Собери целое

Слайд 5

Раскрась цифры

Слайд 6

Двухцветный квадрат Воскобовича

Слайд 7

Дидактический материал



Подписи к слайдам:

Слайд 1

Игровизор (лабиринты)

Слайд 2

Классики

Слайд 3

Счетные палочки Шестигранник


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Занимательная математика" (конспект занятия по математике в средней группе)

занятие по математике для следней группы детского сада...

Конспект НОД по математике «Занимательная математика» в старшей группе

Конспект НОД по математике «Занимательная математика» в старшей группеПрограммные задачи:-- закреплять у детей навык ориентировки в тетради по клеточкам;-- продолжать учить детей составлять и решать а...

"Занимательная математика" (конспект занятия по математике в средней группе)

Задачи: закрепить умение детей считать до 5; формировать представление о равенстве и неравенстве 2-х групп предметов на основе счета; закрепить умение различать шар, куб, цилиндр; закрепить умение раз...

Занятие по математике "Занимательная математика"

Конспект итогового занятия по математике в подготовительной группе...

Занятие по математике в старшей группе "Занимательная математика"

Итоговое занятие по математике для старшей группы....

Лэпбук по использованию занимательного математического материала в развитии познавательной активности воспитанников старшего дошкольного возраста « Занимательная математика»

     « Занимательная математика»Cоздание лэпбука поможет закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежит...