план самообразования 2015-2016 г.г.
материал (подготовительная группа) по теме
Предварительный просмотр:
План самообразования воспитателя «Влияние занимательной математики на развитие дошкольника» на 2015-2016 учебный год
Воспитателя МАДОУ « Детский сад общеразвивающего вида № 58 « г. Нижнекамска РТ. Мустафиной Гузель Дилюсовны
Цель: создать оптимальные условия для математического развития дошкольников; объединить усилия педагогов и родителей для развития математических способностей детей.
Актуальность выбранной темы
В течение всей жизни человек формируется и развивается в деятельности. Дошкольный возраст – короткий, но очень важный период становления личности: именно в это время ребёнок приобретает первоначальные знания об окружающем его мире и у него вырабатываются навыки адекватного поведения. Первостепенное значение для умственного развития детей имеет приобретение ими математических представлений, т.к. математика необходима как для познания окружающего мира и решения различного рода практических задач и, конечно, для успешного обучения в школе.
В рамках Концепции развития математического образования в Российской Федерации тема «Развитие математических представлений в детском саду» становится очень важной и актуальной. Целью Концепции является выведение российского математического образования на лидирующие позиции в мире. «Математика в России должна стать передовой и привлекательной областью знания и деятельности, получение математических знаний – осознанным и внутренне мотивированным процессом», - так гласит Концепция.
Формирование математических представлений, согласно Образовательной программе дошкольного образовательного учреждения, начинается в младшей группе детского сада. Но уже в раннем возрасте воспитатели проводят работу по сенсорному развитию детей, таким образом, создавая условия для успешного освоения математических понятий в будущем.
Знакомство с математикой не должно стать скучным занятием для детей. Ведь, как известно, память ребёнка избирательна. Ребёнок запомнит лишь то, что ему интересно, что его удивило, вызвало какие-либо эмоции. Именно, поэтому задача педагогов и родителей вызвать неподдельный, живой интерес к занятиям математикой.
Следует отметить, что не всегда малыши понимают смысл выполняемых ими действий, не ведают, для чего нужно считать, измерять, сравнивать. Во избежание этого следует правильно подбирать методы и формы работы с детьми, опираясь на предметно-чувственную деятельность. Воспитателю необходимо вести поиск и применять методы обучения, обеспечивающие кроме формирования у детей математических представлений ещё и развитие психических функций – восприятия, памяти, мышления, воображения. Это и станет залогом успешной подготовки детей к обучению математике в школе.
План работы на год по данной теме на год
Раздел | Сроки | Содержание работы | Практические выходы |
Изучение методической литературы | сентябрь - май | 1. Арапова – Пискарёва Н.А. «Формирование элементарных математических представлений в детском саду», Мозаика-Синтез Москва, 2008. 2. Ерофеева Т.И., Павлова Л.Н., Новикова В.П. «Математика для дошкольников», Москва, 1997. 3. Венгер Л.А. Больше, меньше, поровну, «Дошкольное воспитание», 1996 №6 4. Метлина Л.С. «Математика в детском саду», Просвещение, Москва, 1977. 5. Михайлова З.А. «Игровые занимательные задачи для дошкольников, Москва, 1985. | Анализ изученной литературы. |
Работа с детьми | сентябрь-май | Игровая деятельность математической направленности в группе, на прогулках. | Игры во время самостоятельной и совместной деятельности в группе и на прогулках. |
сентябрь-май | Отражение и закрепление полученных знаний в творческой деятельности. | Математика в изобразительной деятельности (лепке, аппликации, рисовании). | |
январь | Придумывание сказок про геометрические фигуры. | Сборник сказок. | |
март | Игровая деятельность с использованием математических заданий. | Развлечение «Весёлая математика» | |
Работа с семьёй | сентябрь | Привлечение родителей к изготовлению пособий и игр по математики для оборудования математического уголка. | Создание уголка «Занимательная математика». |
октябрь | Консультация для родителей «Как привить интерес к математике?» | Родительское собрание «Основные направления работы на учебный год» | |
март | Открытый показ образовательной ситуации. | День открытых дверей. | |
апрель | Информация в уголок для родителей «Математика вокруг нас» | Папка-передвижка. | |
Самореализация | ноябрь | Составление картотеки игр по развитию математических представлений. | Представление картотеки на педчасе. |
январь | Консультация для педагогов «Царица наук - математика» | Выступление на педагогическом совете. | |
Доклад и презентация по теме «Развитие интереса к математике у детей дошкольного возраста» | Выступление на семинаре-практикуме. | ||
май | Отчёт по теме самообразования. | Выступление на итоговом педсовете. |
Консультация для родителей
Немного о математике.
«Математика всегда… остаётся для учеников трудной работой». Так утверждал почти полтора века назад Д.И.Писарев. С тех пор восприятие математики мало изменилось. Об этом говорят родители, и учителя, и сами ученики.
А дошкольники? Они не знают, что математика трудная дисциплина. Задача взрослых - дать ребёнку почувствовать, что он сможет понять, усвоить не только частные понятия, но и общие закономерности. А главное - познать радость при преодолении трудностей.
Учёные отмечают, что, оберегая ребёнка от необходимости осмысливать окружающий мир, мы наносим детям непоправимый ущерб: способствуем развитию у них интеллектуальной пассивности.
Конечной целью, как отмечал отечественный психолог Д.Б. Эльконин, является вклад в умственное развитие, количественные и качественные позитивные сдвиги в нём. Немаловажно также дать ребёнку уверенность, что он способен постичь математику.
В дошкольные годы у ребёнка создаётся круг представлений «обо всём понемногу» на понятийном ему уровне. Возникают связи между новыми и уже усвоенными знаниями. Взрослые должны поддерживать и направлять проявления активности детей, а также специально создавать такие ситуации, в которых они ощущали бы радость открытий. Необходимо и дома создать такую обстановку, чтобы ребёнок посредством практических действий мог подтвердить свои предположения, утвердиться в понимании каких-либо понятий. Например, сравнение объёмов жидкости в сосудах разной формы, измерение сыпучих тел( крупы) при приготовлении пищи, использование измерения при перестановке мебели и другое. Хорошо, если равноправными партнёрами по игре становятся родители. Ребёнок, рассказывая им о правилах игры, выбирая тип задания, не только совершенствует объяснительную речь, но и начинает лучше осознавать математические понятия, прослеживать зависимости.
«Учиться можно только весело…»- с этими словами трудно не согласиться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План самообразования 2015 - 2016 год с дошкольниками ср.гр. по ПДД
План самообразования 2015 - 2016 год с дошкольниками ср.гр. по ПДД...
План самообразования 2015-2016
План самообразования 2015-2016...
план самообразования 2015-2016 учебный год
План работы по самообразованию....
План самообразования 2015-2016 год
В данном материалле, мой план самообразования по теме «Формирование патриотических чувств у дошкольников»...
План по самообразованию 2015-2016 г. «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества».
План по самообразованию 2015-2016 г....
План самообразования 2015-2016 учебный год.
quot;Влияние народной игры на физическое развитие детей"....
план самообразования 2015-2016 учебный год
план самообразования...