Развитие математических способностей и формирование представлений о геометрической фигуре "круг" во 2 младшей группе
проект по математике (младшая группа) на тему

Персонаж Колобок в течении недели поможет нам с ребятами закрепить геометрическую фигуру "круг"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект

на тему:

«Развитие математических способностей

  • формирование представлений о геометрической фигуре «круг» во второй младшей группе»

Подготовила:

воспитатель МБОУ Гимназия

«Планета Детства»

Полякова А.А.

2017


Информационная карта проекта

Актуальность проекта:

Детей четвертого года жизни необходимо научить различать и называть круг, квадрат, треугольник. Для ребенка, как, впрочем, и для взрослого, геометрические фигуры — это эталоны, пользуясь которыми он определяет форму предметов и их частей.

Знакомство младших дошкольников с геометрическими фигурами начинается с освоения самой простой для восприятия формы – круг. Чем лучше ребенок усвоит эту форму, тем легче и свободнее он освоит и другие геометрические фигуры.

Основной метод знакомства с кругом заключается в его обследовании. Например – «Это, дети, мячик. Он круглый как шарик, и стоит неустойчиво на столе и катается». Затем предложить каждому ребѐнку по мячику и дать возможность поиграть с ними, наложить друг на друга, покатать круглые предметы, постигая на практике, что они не накладываются, но зато хорошо катаются.

  • процессе исследования включается также и движение руки по контуру предмета, по форме. Так, обведение предметов круглой формы требует плавного неотрывного движения, постепенно, равномерно поворачивающегося по кругу.

Во второй младшей группе начинается отработка навыка сохранения направления движения по окружности. Этого требует рисование предметов округлой формы. Научить детей изображению предметов круглой формы можно на разном содержании. Это изображение колечек, колесиков, воздушных шаров, елочных шариков, мыльных пузырей, мячей, баранок, яблок, апельсин, орехов, а также самого известного сказочного персонажа «Колобок», благодаря которому я решила реализовать свой проект по закреплению геометрической фигурой «Круг», сделав Колобка сквозным персонажем на протяжении всего недельного проекта.

Персонаж Колобок в течении недели поможет нам с ребятами закрепить геометрическую фигуру «круг».

Доминирующая образовательная область  познавательное развитие, которая интегрируется с такими образовательными областями: как социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое.

Продолжительность проекта: краткосрочный,

с 13 ноября – по 17 ноября.

Тип проекта: ролево-игровой, творческий.


Участники проекта: дети второй младшей группы, педагоги, родители.

Цель: формировать и закреплять представление о геометрической фигуре «круг».

Задачи:

Для детей:

  • закрепить умение различать и называть геометрическую фигуру круг;
  • учить обследовать круг осязательно – двигательным путем;

  • учить подбирать предметы, ориентируясь по форме, показу и словесному обозначению,

  • развитие навыков в художественном конструировании;
  • упражнять в рисовании круга путем обведения контура;
  • формировать у детей умение рисовать предметы круглой формы;
  • закреплять умение сравнивать круглые предметы по размеру;
  • развивать воображение;

  • воспитывать любознательность, расширять кругозор, разнообразить сенсорные впечатления.

Для педагогов:

- повышение профессиональной компетентности педагогов в образовательной области «Познание» (ФЭМП);

  • подбор предметных картинок и наглядно-демонстрационного материала с изображением геометрической фигуры «круг»;

  • создание тематической подборки по теме «круг»;
  • оформление информационного стенда «Математика для малышей;
  • оформление результатов проекта в форме презентации для родителей.

Для родителей:

  • Закрепить и развивать полученную информацию с детьми;

  • обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье.

Форма проведения итогового мероприятия:

Постановка кукольного театра «Колобок».


Продукты проекта:

Для детей:

  • выставка детских работ «Веселый круг» (рисунки, аппликации);
  • мини-музей «Круглые предметы»;

  • коллективная работа (художественное конструирование) «В стране Кругляндия»;

Для педагогов:

  • пополнение картотеки дидактических игр на знание геометрических фигур;

  • пополнение картотеки предметными картинками и наглядно-демонстрационным материалом с изображением геометрической фигуры «круг»;

  • оформление информационного стенда «Математика для малышей».

Для родителей:

  • Изготовление кукольных персонажей (круглых) для сказки «Колобок».

Ожидаемые результаты:

Для детей:

  • повышение уровня знаний о геометрической фигуре «Круг»;
  • дети становятся отзывчивы, эмоциональны, коммуникативны.

Для педагогов:

- повышение профессиональной компетентности педагогов в образовательной области «Познание» (ФЭМП);

  • обновление предметно-развивающей среды в области «Познание» (ФЭМП) в группе.

  • видят эмоциональный отклик от детей и родителей;
  • удовлетворение от своей работы.

Для родителей:

  • более тесная взаимосвязь с ребенком

Реализация проекта:

1 этап: подготовительный

  • подбор предметных картинок и наглядно-демонстрационного материала с изображением геометрической фигуры «круг»;

  • подбор художественной и методической литературы по данной теме;


  • подбор предметов круглой формы, карточек с геометрической фигурой «круг»;

  • пополнение развивающей среды группы по данной теме.

2 этап: основной

Мероприятия

Ответственный

Сроки

проведения

Работа с детьми

1.

Знакомство детей с Колобком.

воспитатели

понедельник

2.

Беседы  с  детьми  на  темы:  «Что

бывает

воспитатели

понедельник

круглым?»,  «Почему  Колобок  катится  по

дорожке?»   и   т.д.   –   образовательная

деятельность детей в режимных моментах.

воспитатели,

понедельник,

3.

Подвижная

игра

«Летучий

мяч»,

.

среда, пятница

«Карусель»,«Пузырь»-НОДи

образовательная

деятельность   детей   в

режимных моментах.

воспитатели

вторник

4.

Рассматривание

с

детьми   предметных

картинок с геометрической фигурой «круг»

и  натуральных игрушек  круглой  формы  -

воспитатели

вторник

НОД и режимные моменты.

  1. Игра  «Найди  свой  домик»,  «Найди  свою

пару»-

НОД

иобразовательная

воспитатели и

ежедневно

деятельность детей в режимных моментах.

родители

6.

Пальчиковая

гимнастика

«Мячик»,

образовательная

деятельность   детей   в

воспитатели и

среда

режимных моментах.

родители

7.

Аппликация

«Гусеница»,

воспитатели

«Весёлый светофоре» (на выбор) - НОД.

четверг

  1. Рисование   на   манке   и   выкладывание

горохом на манке «Веселый круг», - НОД.

воспитатели

ежедневно


  1. Заучивание стихотворения А. Барто «Мяч», деятельность детей в режимных моментах.

воспитатели

среда

10.

Чтение  стихотворения  «Круглый  кот»  В.

Степанов – в ходе режимных моментов.

11.

Рисование

пластилином

«Весёлые

воспитатели

четверг

шарики».

12.

Коллективная

работа   (Художественное

воспитатели

четверг

конструирование) «В стране Кругляндия».

13.

Пальчиковая

игра  «Шарик»  -  НОД

и

воспитатели и

ежедневно

родители

образовательная   деятельность

детей

в

режимных моментах.

14.

Разучивание песни «Шарики воздушные» -

воспитатели,

вторник

НОД и образовательная деятельность детей

в режимных моментах.

пятница

воспитатели

15.

Посещение

мини-музея

«Круглые

предметы».

воспитатели

пятница

  1. Просмотр сказки «Колобок» (кукольный театр)

Работа с родителями

1.

Предложить

принести  предметы

круглой

родители

В течение

формы для мини-музея «Круглые предметы».

недели

2.

Украшаем  сарафан  для  бабушки  колобка

родители

среда

(рисование красками)

3.

Создание  круглых  персонажей  для сказки

родители

с понедельника-

«Колобок».

по четверг

5.

Оформление

информационного

стенда

воспитатели

«Математика для малышей».

вторник


  1. Заключительный этап проекта

  • Экскурсия в мини-музей «Круглые предметы».

  • Оформление выставки с работами детей на тему «Волшебный круг».

  • Сравнительный анализ результатов начального и итогового мониторингов

  • Постановка новых задач, исходя из результатов мониторинга.

Полученные результаты:

Для детей:

  • у детей сформировано представление о геометрической фигуре «круг»;

  • повысился уровень творческой и речевой активности детей.

Для педагогов:

- повышение профессиональной компетентности педагогов в образовательной области «Познание» (ФЭМП);

  • умение планировать проектную деятельность;
  • мотивация использования метода проектов в педагогической деятельности.

Для родителей:

  • сотрудничество родителей с педагогами и детьми;

  • расширение знаний о выборе дидактического материала и формах проведения мероприятий для ознакомления детей с геометрическими фигурами.


Информационные источники:

  • Веракса Н.Е., Веракса А.Н./ Проектная деятельность дошкольников/. - М.: Мозаика-синтез, 2014.

  • Власенко О.П. / Театр кукол и игрушек в ДОУ. - Волгоград: «Учитель»,

2009.

  • Губанова Н.Ф. / Развитие игровой деятельности. - М.: Мозаика-синтез,

2014.

  • Колдина Д.Н./Лепка и рисование с детьми 2-3 лет. - М.: Мозаика-Синтез, 2013.

  • Комарова Т.С./Изобразительная деятельность в детском саду. Вторая младшая. – М.: Мозаика-Синтез, 2014.

  • Кривощекова Е.А./Пальчиковые игры и физкультминутки для детей дошкольного возраста. - М.: «Восхождение», 2014.

  • Мерзлякова С.И./Учим петь детей 3-4 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2014.

  • Новикова В.П., Тихонова Л.И./ Геометрическая мозаика в интегрированных занятиях. - М.: Мозаика-синтез, 2012

  • Новикова В.П./Математика в детском саду. - М.: Мозаика-синтез, 2012.

  • Овчинникова Т., Черная О., Баряева Л./ Игры, занятия и упражнения с мячами. – С.-П., Каро,2010.

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 N 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

  • Румянцева Е./Аппликация. Простые поделки. - М.: Айрис пресс, 2013.

  • Русская народная сказка «Колобок».

  • Степаненкова  Э.Я./  Сборник  подвижных  игр.  -  М.:  Мозаика-синтез,

2014.

  • Тихомирова О.Ю., Лебедева Г.А./ Пластилиновая картина. - М.: Мозаика-Синтез, 2013.


Приложение

Владимир Степанов

Круглый кот

Жил на свете круглый кот,

Круглым был он круглый год:

Кругло ел и кругло пил,

Кругло "мяу" говорил

Круглой лапой круглый кот

Умывал свой круглый рот.

Сядет он перед крыльцом -

Круглый сам и хвост кольцом.

Почему он круглым был?

Потому что спать любил.

Днем и ночью круглый кот

Никаких не знал забот.

Говорили про кота:

-Это просто смехота.

Это просто чудеса:

Кот круглее колеса.

Круглый кот на этот смех

Только уши прятал в мех.

Но однажды странный звук

Круглый кот услышал вдруг...

Поводил он круглым ухом:

Это муха? Нет, не муха.

"Может быть, - подумал кот, -

Где-то рядом жук ползѐт?

Нет, наверно, в час ночной

Кто-то шутит надо мной."

Рассердился круглый кот,

Грозно двинулся вперѐд,

Когти выпустил из лап:

-Мяу-мяу! Цап-царап!

Тут увидел кот в углу -

Тень мелькнула на полу.

Тень, шурша и шеборша,

Грызла корку не спеша.

Шерсть в кромешной темноте

Встала дыбом на коте.

Прыгнул кот - исчезла мышь.

Наступила в доме тишь.

  • этих пор, который год, Спать не может ночью кот.

По ночам, прогнав дремоту,

Кот выходит на охоту.

Стал он стройным, гибким, ловким,

Сальто крутит на верѐвке.

Даже маленький котѐнок задаѐт ему вопрос:

-Вы случайно не тигрѐнок?

Папа ваш не в джунглях рос?

Кот молчит и когти точит -

Снова круглым быть не хочет!


Консультация для родителей второй младшей группы «Математика для малышей»

Со 2 младшей группы проводится непосредственно образовательная деятельность (НОД) по формированию элементарных математических представлений (1раз в неделю, по 15 минут, по подгруппам). Работу с малышами начинают с заданий на подбор и объединение предметов в группы по общему признаку (отбери все синие кубики и т. п.). Малышей не учат считать, но организуя разнообразные действия с предметами, подводят к усвоению счета, создают возможности для формирования понятия о натуральном числе.

Большое внимание в младшей группе уделяется упражнениям в сравнении предметов по длине, высоте, широте. Малыши получают первоначальное представление о величинах и их свойствах, их начинают знакомить с геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник), узнавать модели этих фигур, не смотря на различия в их окраске и размерах. Первые сведения о геометрических фигурах дети получают в играх. В начале учебного года в группу вносят строительный материал, на основе которого дети знакомятся с шаром, кубом. Для развития навыков обследования формы

  • накопления соответствующих представлений организуют игры для детей с досками, в вырезы которых вставляются модели плоских фигур. Существенное значение придается обучению малышей приемам обследования фигур (обведение контуров моделей геометрических фигур и прослеживанию взглядом за движение руки).

Во второй младшей группе детей учат ориентироваться в пространственных направлениях (на, над, под…), а также во времени, правильно употреблять слова утро, день, вечер, ночь. Прочное усвоение

знаний обеспечивается неоднократным повторением однотипных упражнений, при этом меняется наглядный материал.

На одном занятии дается от 2 до 4 разных заданий. Каждый повторяется не более 2 – 3 раз. Педагог во время НОД следит за состоянием детей, так как утомление может привести к потере интереса к занятию. Обучение детей младшей группы носит наглядно-действенный характер. Новые знания ребѐнок усваивает на основе непосредственного восприятия, когда следит за действиями педагога, слушает его пояснения и указания и сам действует с дидактическим материалом. Занятия часто начинаются с элементов игры, сюрпризных моментов, это заинтересовывает и активизирует детей.

Большое значение придаѐтся работе детей с дидактическим материалом. Малыши уже способны выполнять довольно сложные действия в определенной последовательности (предметы на картинки). При этом происходит формирование логического мышления. Практика показывает, что решение логических задач расширяет словарный запас, облегчает общение со


сверстниками, позволяет научиться высказывать и обосновывать свои суждения. Повышает наблюдательность и внимание.

  • первых занятий у детей младшей группы начинают формировать навыки к учебной деятельности: дети занимают своѐ место, сидят смирно и встают только по предложению воспитателя; ребенок должен научиться слушать указания и пояснения педагога, воспринимать показываемое и делать то, что ему предлагают, отвечать на вопросы.

На занятиях и в повседневной жизни широко используется дидактические игры и игровые упражнения. Организуя игры вне занятий, мы закрепляем, углубляем и расширяем математические представления детей. В ряде случаев игры несут основную учебную нагрузку, например в работе по развитию ориентировки в пространстве. С детьми, пропустившими более одного занятия, занимаются индивидуально. Особое внимание уделяется индивидуальным занятиям с теми детьми, которые в силу особенностей развития не могут усваивать новые знания наравне со всеми.

Математические игры: «Разложи по цвету», «Геометрическое лото», «Найди отличия», «Найди пару», «Сосчитай и назови», «Что вокруг», «Прятки», «Что лишнее», «Продолжи узор», «Лабиринт», различные виды мозаики, различные виды строительного материала, счетные палочки, «Большой, маленький», «Сложи по порядку», «Сделай также», «Чего не стало», «Легкий счет».


Конспект.  Заучивание стихотворения А. Л. Барто «Мяч».

Цель: развивать речь детей, познакомить и помочь детям запомнить стихотворение А. Л. Барто "Мяч", учить рассказывать стихотворение с помощью презентации и воспитателя.

Материалы и оборудование: ноутбук, интерактивная доска, мячи на каждого ребёнка.

Детская деятельность /Формы и методы организации совместной деятельности

Игровая: Игра приветствие «Здравствуй, друг».

Двигательная Подвижная игра «Мой веселый, звонкий мяч».

Коммуникативная Ситуативные разговоры, вопросы.

Наглядные Презентация А. Барто «Мяч».

Ход занятия:

Установление эмоционального контакта.

Игра-приветствие «Здравствуй, друг»

Подойди ко мне, дружок,

Соберемся мы в кружок.

Мы за руки все возьмемся.

И друг другу улыбнемся.

Здравствуй, друг. Здравствуй, друг.

Здравствуй, весь наш дружный круг!

Дети выполняют действия согласно тексту.

Включение слайдов звука плача (слайд 2, Воспитатель: «Ой, слышите, кто-то плачет? Дети слушают и делятся впечатлениями от услышанного и увиденного

Чтение стихотворения А. Л. Барто «Мяч» воспитателем (по слайдам)

Наша Таня громко плачет:

Уронила в речку мячик.

— Тише, Танечка, не плачь:

Не утонет в речке мяч.

Дети слушают стихотворение А. Л. Барто «Мяч»

Воспитатель: А, теперь посмотрите, кто изображен?

Ответы детей: Девочка.

Воспитатель: Правильно, девочка.

Воспитатель: А, как ее зовут?

Ответы детей: Это девочка Таня.

Воспитатель: Что делает наша Таня?

Ответы детей: Наша Таня громко плачет.

Воспитатель: Почему наша Таня громко плачет?

Ответы детей: Наша Таня уронила в речку мячик.

Воспитатель: А, мячик утонул в речке?

Ответы детей: Не утонул.

Воспитатель: Правильно, вот же он, плавает! Посмотрите на мячик. Какой мячик?

Ответы детей: Он круглый.

Воспитатель: Какое у Тани настроение?

Ответы детей: Она расстроилась и плачет.

Воспитатель: Как она плачет?

Ответы детей: - А-а-а, У-у-у

Воспитатель: Таня всегда плакала?

Ответы детей: Не всегда.

Воспитатель: Какое у нее было настроение до того, как мяч упал в речку?

Ответы детей: Хорошее. А как еще можно сказать? Весёлое, радостное.

Воспитатель: Покажите.

Дети: - Улыбаются.

Воспитатель: Почему у неё было радостное настроение?

Ответы детей: Таня играла с мячом.

Воспитатель: Как она играла с мячом? Что она с ним делала?

Ответы детей: Она его кидала, бросала, катала.

Воспитатель: Ребята, с кем она могла играть?

Ответы детей: С бабушкой, с ребятами.

Воспитатель: Как вы думаете, почему мяч упал в речку?

Ответы детей: Таня не поймала мяч, и он укатился.

Воспитатель: Тане надо помочь?

Ответы детей: Надо помочь.

Воспитатель: Таня обрадуется, когда мяч снова окажется у неё в руках?

Ответы детей: Обрадуется.

Воспитатель: Давайте успокоим Таню, скажем«Тише, Танечка, не плачь. Не утонет в речке мяч».

Дети: Тише, Танечка, не плачь. Не утонет в речке мяч.

Молодцы.

Подвижная игра «Мой веселый, звонкий мяч»

-Поиграем?

Играют в игру, во время которой, проговаривают слова

«Мой веселый, звонкий мяч

Ты куда помчался вскачь.

Красный, желтый, голубой,

Не угнаться за тобой!»

-Молодцы! Хорошо поиграли!

-Вот наша Танечка уже и повеселела. Смотрите, она уже улыбается. Пусть она радуется и никогда не теряет мячика. (слайд-весёлая Танечка).

Воспитатель предлагает детям рассказать стихотворение про Таню и мячик. (по слайдам).

Вызвать 2-3 ребёнка по очереди.

Дети рассказывают стихотворение по слайдам.

Расскажите, что мы сегодня делали.

Дети: - Рассказывали про Таню, играли с мячом.

Воспитатель: - Молодцы!


Конспект занятия по аппликация " Веселый светофор"

Программное содержание:

·        познакомить детей со светофором, объяснить для чего он нужен;

·        учить наклеивать круги на прямоугольник, чередуя их последовательность ( красный, желтый, зеленый)

·        объяснить, что обозначает каждый свет светофора;

·        упражнять в применении правильных приемов наклеивания;

·        различать и называть геометрическую форму: круг

·        закрепить знание трех основных цветов: красный, желтый, зеленый;

·        закрепить понятие: один- много;

·        развивать внимание, память, мелкую моторику рук, речь ребенка, самостоятельность и аккуратность в работе, доводить начатое до конца;

воспитывать желание помогать всем, кто в этом нуждается и вызывать положительные эмоции от занятия.

Материалы к занятию:

Настольный театр;

тарелочка на каждого ребенка, с нарезанными кругами красного, желтого, зеленого цветов;

макет светофора;

прямоугольник светофора;

клей, кисточки, тканевые салфетки, подставки для кисточек, клеенки.

Предварительная работа:

Беседа о правилах дорожного движения;

Рассматривание иллюстраций;

«Дорожные знаки» лото;

Подвижная игра «Автомобили»

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сейчас я расскажу вам сказку.

«В одном лесу жили звери, Они очень дружно жили. А еще, они очень дружили с Колобком и его Бабушкой и Дедушкой. Звери часто ходили к ним в гости в деревню. Однажды, звери пошли к Колобку на день рождения. День провели очень весело. Но нужно было возвращаться к себе в лес. Для этого им нужно было перейти через дорогу. Но светофор на дороге сломался, и зверята не могли вернуться в лес. Тогда они вернулись к Колобку и написали нам письмо, с просьбой о помощи. (воспитатель читает письмо).»

Поможем зверям вернуться домой?

Починим светофор?

Ответы детей.

Воспитатель: А вы знаете для чего нужен светофор?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, светофор нужен для порядка на дорогах, чтобы люди и машины соблюдали правила дорожного движения.

Воспитатель достает макет светофора.

Ребята, посмотрите внимательно на светофор. Основная часть светофора прямоугольной формы, и на ней располагаются три основных сигнала: красный, желтый, зеленый. Сигналы светофора круглой формы. Красный сигнал означает- стоп; желтый- приготовиться; зеленый- можно продолжать движение.

Что означает красный сигнал светофора?

Ответы детей.

Что означает желтый сигнал светофора?

Ответы детей.

Что означает зеленый сигнал светофора?

Ответы детей.

Какой формы основная часть светофора?

Ответы детей.

Какого цвета сигналы светофора?

Ответы детей.

Какой формы сигналы светофора?

Ответы детей.

Сколько сигналов у светофора, один или много?

Ответы детей.

А сколько вы сделаете светофоров, один или много?

Ответы детей.

Воспитатель предлагает детям поиграть в подвижную игру «Автомобили».

Воспитатель.

Молодцы, на все вопросы ответили, а теперь садитесь за столы.

Обратите внимание, у вас на столах стоят тарелочки с готовыми деталями светофора - это разноцветные круги и прямоугольник, сам светофор, который еще не работает. А чтобы он заработал, необходимо разложить круги в правильной последовательности.

Воспитатель. Какого цвета первый круг?

Дети: красный.

Воспитатель: Правильно. Какого цвета второй круг?

Дети: желтый.

Воспитатель: Молодцы. Какого цвета третий круг?

Дети: зеленый.

Воспитатель: Все верно.

Пальчиковая гимнастика.

Утром солнышко проснулось                          указательным и большим                   пальцами обеих рук

                                                                                 показывают круг

Подмигнуло,

Улыбнулось.

Лучиками поиграло                                          сжимают и разжимают кулачки обеих рук

И за тучку убежало                                           двумя пальчиками «бегут» по ладошке

Воспитатель.  Ну вот, пальчики отдохнули, а теперь за дело.

Вы должны будете наклеить на этот прямоугольник круги светофора, оставляя между ними небольшое расстояние. Берете красный круг переворачиваете на клеенку цветной стороной вниз и намазываете круговыми движениями клей на весь круг, снова переворачиваете и наклеиваете туда, откуда вы его взяли. Прижимаете тряпочкой наклеенный круг. И точно так же наклеиваете другие круги.

Что у вас получилось?

Дети: светофор.

Воспитатель. Молодцы, ребята, вы очень помогли зверям. И теперь им не страшно будет возвращаться домой, и переходить дорогу. Вы починили светофор. Светофоры у вас получились аккуратные и правильные. Спасибо вам большое за помощь.

В конце занятия подводятся итоги (обобщение) на какой свет можно переходить улицу, а на какой нельзя. Поощряются ответы детей.


Пальчиковая гимнастика «Шарик».

Все пальчики обеих рук – «в щепотке» и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух «выходит», и пальчики принимают исходное положение.

Надуваем быстро шарик.

Он становится большой.

Вдруг шар лопнул, воздух вышел –

Стал он тонкий и худой.


Беседа «Что бывает круглое».

 

Направление работы: Сенсомоторные развитие.

Цели:

  1. Закреплять понятие «круг». Учить выделять предметы круглой формы в изображенных объектах.
  2. Развивать восприятие формы, зрительно-пространственную ориентировку на листе, умения выполнять действия по простой инструкции.
  3. Воспитывать доброту, готовность прийти на помощь.

Оборудование:, шаблон круга, конвертик с колесом, карточки с заданием «Разложи в 2 группы», карточка «Круглые предметы».

Ход занятия:

  1. Вводная часть (1,5 мин.).

- Какой замечательный день. Улыбнись и скажи «Добрый день».
- Протяни мне свои ладошки, закрой глаза, сейчас ты почувствуешь, что на ладошках у тебя что-то появилось (педагог кладет в ладошку ребенку геометрическую фигуру –  круг).
- Какая геометрическая фигура оказалась у тебя на ладошках?  (Круг.)
- Сегодня мы продолжим изучение темы «Круг», на занятии поговорим о предметах круглой и некруглой формы.

2) Работа с геометрической фигурой (6 мин.).
- Достань  из конвертика колесо.
- На какую геометрическую фигуру похоже колесо? (На круг).
- Положи колесо на лист бумаги и обведи его указательным пальцем 
- Если колесо похоже на круг, значит оно какое? (Круглое).
- А теперь возьми  простой карандаш и обведи колесо на листе.
- Молодец!
3) Выделение круглой формы в предметах (3,5 мин.).
- Вы сказали, что колесо похоже на геометрическую фигуру – круг. Посмотри внимательно на сюжетную картинку и скажи, какие предметы, изображенные на ней, напоминают круг.  - А какие еще предметы круглой формы ты можешь назвать?
Ребята , скажите, а колобок какой формы? А почему он катится?

4) Дифференциация предметов в две группы по указанному признаку (2 мин.).
- А сейчас давайтеразложим предметы в 2 группы: в верхнем ряду разложим предметы круглой формы, а в нижнем – некруглой /см. приложение 1/.
- Проверим – перечисли предметы, проверь себя сама.

.


http://ya-uchitel.ru/_ld/156/12264299.jpg


Конспект занятия по лепке «Воздушные шарики» (вторая младшая группа)

Задачи:

• Продолжать учить детей раскатывать комочки пластилина круговыми движениями рук;

• Закреплять умение прикреплять готовую форму на плоскость путем равномерного расплющивания по поверхности основы; закрепить знание основных цветов (красный, желтый, синий. зеленый)

• Развивать мелкую моторику рук;

• Воспитывать интерес к лепке.

Материал для занятия:

• Картон с нарисованными контурами разноцветных ниточек для шариков.

• Пластилин основных цветов.

• Салфетки для рук.

• Доска для лепки.

Ход занятия

Педагог показывает детям Колобка.

-Посмотрите ребята к нам в гости пришёл Колобок. Но он почему то грустный. Он рассказал мне такую историю. У его друга сегодня день рождения и Колобок решил подарить ему красивый воздушный шарик. Но по дороге к другу с Колобком  вот что произошло. Лопнули шарики

-Ребята, почему Колобок плачет? Что случилось? (Лопнул шарик). Теперь Колобок не знает, что подарить своему другу. Поэтому он пришел к нам за помощью. Мы поможем Колобку? Давайте слепим красивые шарики и поросенок подарит их своему другу.

Дети проходят к столам.

-Что у нас на столах? (Пластилин разного цвета)

И карточки с нарисованными разноцветными ниточками и контурами шарика. Скажите, шарик какой формы (Круглый) Давайте пальчиками в воздухе нарисуем кружок. Дети рисуют.

-А теперь посмотрите внимательно на свои карточки. Там нарисованы ниточки разного цвета. Педагог спрашивает у каждого ребенка какого цвета у него ниточка.

-Нам нужно подобрать пластилин такого же цвета, какого цвета ваша ниточка на картонке. Будем лепить из пластилина шарики. Я сейчас покажу, как мы это будем делать. Педагог показывает прием раскатывания шарика из пластилина сопровождая свой показ объяснением.

-После того, как мы раскатали шарик, кладем его на картон около верхнего конца ниточки и расплющиваем равномерно нажимая пальчиками от середины шарика к его краям. И у нас получится красивый шарик.

- А теперь возьмите пластилин и начинайте лепить.

Дети лепят. Педагог помогает. После выполнения работы педагог обходит столы детей, каждого хвалит за выполненную работу. Предлагает детям взять свои шарики, показать Пятачку. Педагог закрепляет шарики на общей картинке.

-Ребята мы с вами сегодня помогли Колобку. Что мы сделали? Красивые шары. Теперь Колобок подарит другу много красивых, разноцветных шариков. Колобок очень вам благодарен и принес для вас угощения. (Колобок угощает детей конфетами)


Песня «Воздушные шарики»

1 Куплет: Шарики, шарики

Подарили нам!

Красные, синие

Дали малышам!

2 Куплет: Шарики подняли

Мы над головой.

Заплясали шарики,

Красный, голубой!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план "Развитие математических способностей через конструирование у детей подготовительной к школе группе"

развитие математических способностей через конструирование на занятиях, в самостоятельной деятельности, индивидуальной работе и работе с родителями...

Конспект интегрированного НОД на формирование представления о величине в младшей группе.

Образовательные области: познавательная, художественно-эстетическая, речевое развитие, физическая культура.Цель. Учить подбирать предметы по тождеству, помогать называть величину предметов.Задачи.Обра...

Развитие познавательных способностей детей 4-5 лет при формировании представлении о геометрических фигурах средствами дидактических игр и игровых упражнений

Проблема ознакомления детей с формой предметов и геометрическими фигурами и в классической и в современной педагогике была и остается актуальной. Формирование начальных знаний о геометрических фигурах...

Формирование представлений у детей второй младшей группы о замечательном празднике «День Матери»

Формирование представлений у детей младшей группы (3-4 года) о замечательном празднике "День Матери"...

Педагогический проект по формированию и развитию сенсорных способностей средствами дидактической игры у детей первой младшей группы (2 – 3 года) "Учимся, играя"

Цель проекта:Формирование и развитие сенсорных способностей у детей 2 – 3 лет средствами дидактической игры. Задачи проекта:1. Подобрать и систематизировать материал по развитию сенсо...

Календарно-тематическое планирование по программе «Формирование элементарных математических представлений и понятий, а также развитие математических способностей у детей дошкольного возраста».

Календарно-тематическое планирование по программе «Формирование элементарных математических представлений и понятий,а также развитие математических способностей у детей дошкольного возраста&raqu...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений Тема «Формирование представлений о геометрических фигурах и форме предмета»

Конспект занятияОбразовательная область «Познавательное развитие»Раздел «Формирование элементарных математических представлений»Тема «Формирование представлений о геометр...