Конспект занятия по ФЭМП у глухих детей старшей группы
план-конспект занятия по математике (старшая группа) на тему

Любовь Борисовна Алпатова

В плане-конспекте занятия по ФЭМП указаны программные задачи, предварительная работа и ход занятия из тех частей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt_zanyatiya_po_femp_word.docx36.23 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект фронтального занятия по развитию элементарных математических представлений с глухими детьми 5 – 6 лет (старшая группа)

 Тема: «Сопоставление действий сложения и вычитания. Решение примеров в пределах 8. Запись арифметической строки»

Задачи:

  1. Образовательные: формировать математические навыки как способ анализа детьми окружающей действительности.
  2. Обучающие: продолжать учить сопоставлять действия сложения и вычитания в пределах 8; закреплять значение слов: плюс, минус, равно;
  3. Развивающие: учить анализировать количественные и пространственные взаимоотношения в реальных ситуациях;
  4. Создавать условия для развития слухового восприятия и произносительных навыков: все типы фраз (вопросы, сообщения, отрицания) употреблять в краткой и развернутой форме;
  5. Воспитательные: воспитывать практический интерес к занятиям по математике. Побуждать детей использовать «вежливые» слова: здравствуйте (*привет), спасибо, пожалуйста, до свидания (*пока).

Тип занятия: изучение нового материала и закрепление изученного ранее.

Количество детей: 6 человек.

Методическая литература:

  1. Программы для специальных дошкольных учреждений. Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста. –  Авторы: Л.П. Носкова, Л.А. Головчиц, Н.Д. Шматко, Т.В. Пелымская, А.А. Катаева и др.  –  М.: Просвещение, 1991. – 160с.
  2. Специальная дошкольная педагогика: Учебное пособие / Под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Изд. центр Академия, 2002. – 312с.
  3. Новикова В.П. Математика в детском саду / В.П. Новикова. – М.: Мозаика-Синтез, 2009.

Предшествующая работа и связь с другими видами деятельности:

дидактические игры: «Кто знает, тот дальше считает», «Найди игрушку», «Что вверху, что внизу», наблюдения на прогулке,  действия с предметами в сюжетных играх «Магазин», «Строим дом», музыкальные и физкультурные занятия, занятия по развитию слухового восприятия и обучению произношению.

Оборудование:

индивидуальные слуховые аппараты, демонстрационные и индивидуальные таблички с названиями количественных числительных,  таблички с цифрами (от 1 до 8), тетради, карандаши; ноутбук, smart-стол, демонстрационная магнитная доска, кукла-Буратино, матрешка, пирамида, мишка, кукла, мяч.

Словарь: один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, считай, сколько? – столько, плюс, минус, равно, больше, меньше, желтый, красный, верху – внизу, далеко – близко, осень, листопад, понедельник, вторник, среда, вчера, сегодня, завтра,

Фразы:  Тут и тут поровну. Тут 8 и тут 8. Красных и желтых листьев поровну. Тут больше, а тут меньше. Тут 8, а тут 7. Восемь минус один будет семь.  Тут 7 и тут 7 – поровну. Пять плюс один будет (равно) шесть. Шары вверху. Ведро внизу. Машина далеко (близко).

Условные обозначения:

                    [  ] –  речевой материал предъявляется только на слух.                                                                                      

  План-конспект занятия:

      I. Организационный момент. (3 мин.)

  1. Фонетическая зарядка.  

II. Основная часть. (13мин.)

  1. Сравнение количества предметов и чисел. Составление арифметической строки из разрезных цифр.  
  2.  Динамическая пауза.
  3. Чтение и решение примеров по наглядной ситуации.
  4. Определение пространственного расположения предметов.

     III. Заключение.  (4мин.)

Ход занятия

                                              Действия и речь сурдопедагога

        Предполагаемые действия и речь детей

      I.Организационный момент.

Сурдопедагог демонстрирует детям циферблат, стрелки показывают – 09.00. Звенит колокольчик.

[ – Идите в класс.  Сегодня среда. Что будем делать? Читать? Рисовать?

 Верно. Будем считать – сегодня среда.

Сурдопедагог обращает внимание детей на плакат «Дни недели». А какой завтра будет день? Завтра будет четверг. Вчера был какой день? Вчера был вторник.

  1. Фонетическая зарядка.

– Да-да-да, сегодня сре-да! Ду-ду-ду, мы считаем в сре-ду!

  К нам пришел мальчик. Как его зовут? (сурдопедагог показывает куклу Буратино)

  ти-ти-ти – Бу-ра-ТИ-но.

 Привет, Буратино! Поприветствуйте  Буратино. Артем, скажи: «Привет, Буратино!» (2 – 3 вызова детей для приветствия)]

.

II. Основная часть.

1.Сравнение количества предметов и чисел. Составление арифметической строки из разрезных цифр.  

Посмотрите, что принес Буратино (показывает букет желтых осенних листьев)

[Это листья]. На улице осень – листопад (сурдопедагог демонстрирует фото:  дети на прогулке собирают листья). па-па-па - листоПАД

Сколько листьев? Какого цвета листья?

Будем считать желтые листья (сурдопедагог показывает по одному листья, размещает их на верхней полоске наборного полотна, дети считают).

Сурдопедагог обозначает соответствующей цифрой на демонстрационной доске процесс счета.

– Всего восемь желтых листьев!

 

  Я сегодня собрала красные листья. Будем считать красные листья (сурдопедагог показывает по одному красные листья, размещает их на нижней полоске наборного полотна, дети считают).

Сурдопедагог обозначает соответствующей цифрой на демонстрационной доске процесс счета.

– Всего восемь красных листьев! Тут и тут поровну. Красных и желтых листьев поровну.

– Подул ветер, и 1 желтый лист улетел. Сколько желтых листьев осталось?

– Каких листьев стало больше?

Сурдопедагог составляет на демонстрационной доске арифметическую строку 8 – 1= 7  и вместе с детьми читает ее.

– Откройте тетради, запишите: 8 – 1=7. Восемь больше семи. Семь меньше восьми.

– Опять подул ветер и еще 1 желтый лист улетел. Сколько желтых листьев осталось?

Сурдопедагог составляет на демонстрационной доске арифметическую строку 7 – 1= 6  и вместе с детьми читает ее.

– Запишите:  7 – 1= 6. Сравните: желтых листьев осталось 6, а красных листьев 8.

– Восемь больше шести.

 –  Как сделать поровну? По восемь? Надо добавить 2 желтых листочка. Верно?

– Запишите:  6 + 2 = 8. Сравните: красных листьев 8, и желтых 8.

– Красных листьев  8 и желтых листьев 8 – поровну! По восемь!

–  Как сделать поровну? По шесть? Надо убрать 2 красных листочка. Верно?

– Запишите:  8 – 2 = 6. Сравните: красных листьев 6, и желтых 6.

– Красных листьев  6 и желтых листьев 6 – поровну! По шесть!

2.Динамическая пауза.

Хоровая ритмодекламация

Детки, детки, потянись, потянись!

Деткам,  деткам улыбнись, улыбнись!

Пальчики сожми и разожми –

Вот какие сильные они!

3.Чтение и решение примеров по наглядной ситуации.

На экране ноутбука последовательно появляются иллюстрированные примеры на сложение:

3+2 =

5+1 =

6+2 =

3+3 =

2+6 =

4.Определение пространственного расположения предметов.

 – Встаньте. Идите ко мне. На экране smart-стола сюжетная картинка «Дети на прогулке».

– Смотрите, что делают дети? Дети гуляют на улице. У детей игрушки.

  Разместите игрушки:  вверху и внизу (далеко – близко). Где шары (вертушки)?

  Где машина (велосипед, тележка, ведро)?

  Верно! Сурдопедагог одобряет действия детей, выключает smart-стол.

III. Заключение.  

 

  Игровое упражнение «Найди игрушку» (матрешка, пирамида, мишка, кукла, мяч).

  Сурдопедагог последовательно называет игрушки и предлагает детям определить, где они   находились (слева – справа, вверху – внизу).  

–  Что мы делали? Какой сегодня день недели?

Завтра, какой день недели? Что будем делать в четверг? Верно, будем петь. Пойдем в зал.

  – Слышите? Звенит звонок – Буратино зовет нас в группу.

I.

Дети входят в класс.

– Нет! Будем считать. Сегодня среда.

– Да-да-да, сегодня сре-да!

   Ду-ду-ду, мы считаем в сре-ду! (хоровая ритмодекламация)

А какой завтра будет день?

– Завтра – четверг; вчера – вторник.

Буратино!

Индивидуальные ответы детей: «Привет, Буратино!»

Привет, Буратино!

Ти-ти-ти – Бу-ра-ТИ-но.

II.

– Это листья.

па-па-па-листоПАД (хоровая ритмодекламация).

Много листьев. Листья желтые.

Дети считают (счет цепочкой: 1,2,3,4,5,6,7,8)

– Всего восемь листьев.

Листья красные.

Дети считают (счет цепочкой: 1,2,3,4,5,6,7,8)

– Всего восемь красных листьев.

Красных  8 и желтых 8 – поровну.

– Осталось 7 желтых листьев.

Красных листьев больше – 8.

– Восемь минус один равно семь. (2 – 3 ответа по вызову).

Дети записывают арифметическую строку в тетради. 8 – 1= 7  

Дети записывают: 7 – 1= 6

– Семь минус один равно шесть. (2 – 3 ответа по вызову).

 – Осталось 6 желтых листьев.

Желтых листьев 6, а красных – 8.

– Восемь больше шести.

Дети записывают в тетради пример на сложение: 6 + 2 = 8.

– Красных  8 и желтых 8 – поровну!

Дети записывают в тетради пример на вычитание: 8 – 2 = 6.

– Красных  6 и желтых 6 – поровну!

Дети хором произносят и выполняют движения по показу сурдопедагога:

Детки, детки, потянись, потянись!

Деткам,  деткам улыбнись, улыбнись!

Пальчики сожми и разожми –

Вот какие сильные они!

Дети вместе с сурдопедагогом читают арифметические строки и записывают решение в тетрадях.

Дети подходят к smart-столу. Отвечают на вопросы сурдопедагога и выполняют его задания.

– Дети гуляют. Это игрушки: машина, ведро, шары, велосипед, вертушки.

Шары вверху. Вертушки вверху.

Машина (велосипед, тележка, ведро) внизу.

III. 

Дети по заданию педагога отыскивают заданную игрушку в пространстве класса (слева – справа, вверху – внизу), и называют, где она находится.

– Мы считали.   Сегодня среда.

Завтра будет четверг. Будем петь. Пойдем в зал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы "Пересказ рассказа Е. Пермяка "Про нос и язык"

Данное занятие способствует    закреплению  лексики  по теме «Части тела", дети  учатся подбирать антонимы; активизировать глагольный    словарь,   согласовыват...

Конспект занятия по нравственному воспитанию для детей старшей группы. Тема занятия: "Родной свой край люби и знай"

Конспект занятия по нравственному   воспитанию для детей старшей группыТема занятия: "Родной свой край люби и знай".Составила: педагог дополнительного образования Булатова И.Н.МАДОУ МО...

Конспект ООД по ФЭМП ("Цирк") для детей старшей группы

Познавательное развитие конспект ООД по ФЭМП "Цирк"...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ФЭМП «МАТЕМАТИЧЕСКИЙ КВН» (В СТАРШЕЙ ГРУППЕ)

Занимательнный материал по математике для детей старшей группы детского сада с использованием блоков Дьенеша и палочек Кюизенера....

Конспект занятия по ФЭМП Полёт в космос старшая группа

Занятие прошло в рабочей обстановке. Был открытый просмотр педагогами ДОУ.  По методике Помораевой и Позиной....

Конспект занятия по ФЭМП «ТЕРЕМОК» для детей средней группы

Данный конспект можно использовать в средней группе для развития математических представлений. Обыгрывание сюжета русской народной сказки "Теремок" поможет детям освоить учебный материал в б...

Конспект занятия по ФЭМП «Помощь планете «МАТЕМАТИКА» (старшая группа)

На данном занятии дети знакомятся с новым приёмом "Кубиком Блум"...