«Путешествие в мир математики и в прошлое счетных устройств»
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему

Миндукова Ольга Алексеевна

Организованная образовательная деятельность по формированию элементарных математических представлений с детьми подготовительной к школе группы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Пестречинский детский сад №1 «Колокольчик»

Организованная образовательная деятельность по формированию элементарных математических представлений с детьми подготовительной к школе группы

Тема ООД:

 «Путешествие в мир математики и в прошлое счетных устройств»

Подготовила воспитатель

первой категории

Миндукова Ольга Алексеевна

Февраль  2018г

Цель: Создавать условия и образовательные ситуации для поддержки и развития познавательного интереса и инициативы к овладению детьми математическими способами познания действительности (счет)

Развивающие задачи:

Развивать умение счетной и вычислительной деятельности.                                  Развитие интеллектуально-творческих проявлений детей: находчивости, смекалки, догадки, сообразительности и т.д.                                                               Развитие познавательной активности и инициативности детей;                               Развивать у детей интерес к предлагаемым игровым заданиям;                                      Развивать наблюдательность, внимательность, ориентировку в пространстве, мышление, память, воображение.                                                                                                                                                                              Развитие точной, аргументированной и доказательной речи, обогащения словаря ребенка, координации движения глаз и мелкой моторики рук. Развивать умение сравнивать, классифицировать, обобщать и делать самостоятельные выводы.                                                                                               Развивать самостоятельность, самоорганизацию, самооценку, самоконтроль, самопознание, самовыражение.    

Обучающие задачи:

Формировать познавательный интерес воспитанников к математической деятельности и окружающему миру.                                                                                   Овладение математическими способами познания действительности: счет, простейшие вычисления.                                                                                                                                                                                     Отсчитывать предметы из большого количества по образцу и заданному числу (в пределах 10).                                                                                 Познакомить со счетом в пределах 10  на счетах Абакус и учить отсчитывать предметы из большого количества по образцу и заданному числу (в пределах 10).                                                                                                                            Познакомить детей с историей счетных устройств, с процессом их преобразования человеком, побудить детей к пониманию того, что человек создал счетные устройства для облегчения счета.

Воспитательные задачи:

Воспитывать у детей положительный эмоциональный настрой и интерес к математической деятельности.                                                                                                           Воспитывать любознательность, инициативу, творческую личность. Воспитывать выдержку и умение выслушивать ответы других детей. Воспитывать умение работать сообща или в подгруппах.                                Воспитывать культуру общения и доброжелательные отношения между детьми.  

Материалы и оборудование:  компьютер, мультимедийная презентация «Путешествие в прошлое счетных устройств»; образовательная ситуация в пещере первобытных людей, камешки, косточки, угольки, фрагмент скалы(камня); образовательна ситуация у жилища индейцев, узелковые счеты, веревочки, карточки с предметами на каждого ребенка; Абакус , счёты, карточки для составления задач .

Предварительная работа: Словарная работа: узелковые счеты, Абакус, ячейка, счеты, калькулятор, компьютер, компьютерные игры, компьютерные программ, математические знаки, сложение, вычитание. Беседа на тему: «Компьютер в жизни человека»,рисование на тему «Мой компьютер».

Ход занятия:

Дети заходят в группу,  воспитатель встречает детей.                      

 Воспитатель: Здравствуйте дети! Меня зовут Ольга Алексеевна! Я очень рада видеть вас.(Дети здороваются)

Слайд № 2

Звучит голос: «Внимание! Внимание! Приглашаем в путешествие на «машине времени»…»

Слайд № 3

Воспитатель: Ребята, примем приглашение? (Да!) Пройдемте к «машине времени», занимайте места. Как вы думаете какая тема нашего путешествия? (на столе стоит руль, вокруг руля лежат: цифры, знаки сложения и вычитания, счеты, счетные палочки, калькулятор и т.д.)

Дети: С цифрами, числами, будем считать… 

Воспитатель: Правильно! Сегодня мы не только будем путешествовать, но и считать. И за каждый ответ, я буду раздавать вот такие браслеты – «кольца знаний», и в конце нашего путешествия мы посчитаем, кто больше получил –колец знаний…

 Итак, готовы?

Дети: Готовы!!!

Воспитатель: Нажимаем на кнопку, поворачиваем руль, беремся за руки, закрываем глаза и считаем до 3-х.

Слайд № 4,5

Воспитатель: Посмотрите, где мы с вами оказались?

Дети: Мы попали в пещеру…К первобытным людям…(за правильный ответ раздать детям -  кольца-знаний)

Воспитатель: Да, мы попали в пещеру первобытного человека. Давайте пойдем и присядем к костру.

Воспитатель: Как вы думаете, с помощью чего считали первобытные люди? (на пальцах, камушках, косточках….)…(за правильный ответ раздать детям -  кольца-знаний)

Воспитатель: Да, давным-давно древние люди жили в пещерах и использовали для счёта камушки, косточки, палочки которые они рисовали угольками на скале.

- Как вы думаете, что могли считать древние люди? (ответы детей)

Дети: Древние люди считали добычу, звёзды на небе. Могли сосчитать, сколько рыбы поймали…

Воспитатель: Молодцы! Какие интересные у вас ответы. (дать кольцо-знаний)

Воспитатель:  Отсчитайте сколько предметов, сколько человек в вашей семье, с помощью предметов которые вы выберете.(выбор детей: камушки или косточки, или уголек и фрагмент скалы)                                                                                                                                                                                  Какие вы молодцы, как быстро справились с заданием!!!

- Имя ребенка.., сколько камушек ты отсчитала? (3)

- Имя ребенка.., а у тебя сколько косточек? (5) А на сколько Имя ребенка у тебя больше, чем у Имя ребенка?(на 2) А сколько их будет  вместе?(7) 

- Ребята, а у кого всех больше камушек(косточек)? А кого всех меньше? А на сколько? А сколько их будет  вместе? 

- Имя ребенка, а почему ты столько камушек(косточек) посчитал?(спросить ребенка у которого всех больше косточек(камушек) А кто в твоей семье?(ребенок перечислят членов семьи) Здорово, какая большая и дружная у тебя семья. Спасибо тебе за рассказ. (дать кольцо знаний)

 Воспитатель: Ребята, вы узнали как человек в первобытное время научился считать в уме, для этого они использовали, что? (пальцы рук и ног, разные палочки, камешки, косточки…)                                                                                                           Да, то есть предметы находящиеся вокруг них.  Мир развивался и люди придумывали разные счетные приспособления. А вот какие, как вы думаете?  Мы сейчас и узнаем! 

(тем временим «Машина времени» отправляет к Индейцам)

Слайд № 6,7

Воспитатель: Посмотрите куда мы попали на этот раз?

Дети: Мы попали к Индейцам…(дать кольцо знаний)

Воспитатель: Мы сейчас находимся у  Индейцев племени мая. Давайте подойдем и присядем рядом с жилищем Индейцев, наденем головной убор. Воспитатель: Ребята, как вы думаете какое приспособление могли придумать Индейцы? Ответы детей:….. (дать кольца знаний за ответы)

Воспитатель: Индейцы племени мая придумали свой способ счета - на узелках. Посмотрите, это -  узелковые счеты. Сделаны они из веревки, на которой было завязано множество узелков.                                                                                                                                                  А как вы думаете для чего завязывали узелки?

Дети: чтобы считать…(дать кольцо знаний)

Воспитатель: Правильно,  при помощи этих узелков люди считали. Хотите попробовать?

Дети: Да.

Воспитатель: Возьмите карточки, которые лежат рядом с вами. И завяжите столько узелков, сколько предметов нарисовано на ваших карточках.

Дети: ( выполняют задание)

Воспитатель: Правда, интересно? У всех получается? (ДА)

Воспитатель: Ребята, как вы думаете удобно ли было считать большие цифры на этих счетах? Почему?

Дети: Нет, потому что человеку необходимо было много времени, что бы завязывать узелки…(дать кольцо знаний)

Воспитатель: Правильно. И поэтому люди не стояли на месте и придумывали, все новые и новые счетные устройства.

 Снимаем головные уборы.

Воспитатель: Отправляемся дальше в наше путешествие. Подходим к «машине времени», нажимаем на кнопку, поворачиваем руль, беремся за руки, закрываем глаза и считаем до 3-х.

 ( «Машина времени» отправляет в Китай) 

Слайд № 8,9

Воспитатель: Так, ребята, куда нас машина времени перенесла?

Дети: Машина времени нас переместила в Китай…(дать кольцо знаний)

Воспитатель: И правда, мы находимся в Китае… Пройдемте к столу, наденем китайский головной убор.                                                                                            -  Жители Китая давным-давно придумали предмет, который им помогал считать. Как вы думаете, какое счетное устройство могли создать в Китае? (подсказка отсчет пальцем в воздухе)

Дети: …Счеты…(дать кольцо знаний)

Воспитатель: Да, это счеты, китайские счеты, а называются они Абакус. Повторим все вместе АБАКУС  (повторить несколько раз)

Воспитатель: И сегодня ребята, я хочу вам предложить научиться считать на Абакусе.                                                                                                                                          КАК УСТРОЕН АБАКУС                                                                                                            Внешне абакус выглядит как прямоугольник с вертикальными спицами разделенный горизонтальной длинной перегородкой – расчетной линейкой. Справа у нас находится единицы. Затем десятки, потом сотни, тысячи и т.д. Каждому разряду своя спица. В каждом ряду абакуса находится пять бусинок: верхняя бусинка— это цифра пять  и под перегородкой — четыре бусинки, каждая из которых равна единице.

А теперь изучим цифры  на Абакусе. Приложене 1

 

Воспитатель: Задание №1. Посмотрите на карточку. Покажите ту цифру на Абакусе, сколько предметов изображено на карточке. Какая цифра у вас получилась? (ответ детей) Проверяем, (переворачиваю карточку) Правильно, молодцы! Имя ребенка, покажи это на Абакусе. Молодец! (повторить 2-3 раза) 

- Какие вы молодцы, как быстро справились с заданием. Каждый из вас заслужил «кольцо-знаний»

Воспитатель: Задание №2. Приложение 2.

Ребята, поделитесь на две команды по пять человек. Вам нужно ответить на вопросы по рисунку и  то количество предметов  вы покажите на Абакусе. И какая команда быстро и правильно справится с заданием. Получает «кольца-знаний».                         

- Сколько облаков на рисунке?

- Сколько лягушек?

- Сколько деревьев?

- Сколько уток?

- Сколько коров?

Воспитатель: Какие вы молодцы, как хорошо справились  с заданием. (дать кольцо знаний)

Воспитатель: Задание №3. Сейчас мы с вами попробуем складывать и вычитать.

- Отложите на Абакусе значение 1 и прибавте 2, сколько у вас получилось? (3) Здорово молодцы!

- Отложите на Абакусе значение 5 и прибавте 3, сколько получилось?(8), а теперь отнимите 2, сколько получилось? (6) (дать кольцо знаний)

Воспитатель: А сейчас предлагаю посмотреть фильм. 

Слайд №10

Воспитатель: Правда, здорово как дети научились считать в уме с помощью Абакуса. Если и вы будете дальше заниматься на Абакусе, также будете считать.

Воспитатель: Ребята, вы молодцы! Вы научились считать на абакусе.  Но нам пора возвращаться  в детский сад.

Воспитатель:  Подходим к «машине времени», нажимаем на кнопку, поворачиваем руль, беремся за руки, закрываем глаза и считаем до 3-х.

Слайд №11

 Воспитатель: Вот мы и в детском саду. А сейчас посчитаем, кто же больше набрал  – «колец знаний». У кого (число)…(назвать число, у кого больше всех) «колец-знаний», похлопаем Имя ребенка (детей) (и так с каждым ребенком) (считаем браслеты, хлопаем в ладоши каждому ребенку..)

Ребята, вам понравилось путешествие?

- Что вы узнали нового?

- Что больше всего запомнилось?

Предполагаемые индивидуальные вопросы: «Что тебе понравилось?», «Что тебе запомнилось?», «На что ты больше всего обратил внимание?», «Что ты сегодня расскажешь своим родителям?»

 - Ребята, мне так понравилось с вами путешествовать, это было здорово!!!

Вы сегодня все молодцы!! Чтобы вы не забыли о нашем сегодняшнем путешествии и могли дальше учится считать на Абакусе, мои ребята приготовили для вас подарок, они своими руками сделали счеты Абакус.

-Ребята, и я очень надеюсь, что вы научите своих друзей и близких считать на счетах Абакус и расскажите им о том, что нового сегодня узнали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по теме: «Путешествие в прошлое счетных устройств».

Конспект  занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе.Тема: «Путешествие в прошлое счетных устройств»....

Нелельный проект "Путешествие в прошлое счетных устройств"

Данный проект поможет  познакомить детей старшего дошкольного возраста с прошлым и настоящим счетных устройств, с процессом их преобразования человеком; развивать и активизировать познавате...

Тема: «Путешествие в прошлое счетных устройств»

Тема: «Путешествие в прошлое счетных устройств»...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе. Тема: «Путешествие в прошлое счетных устройств»

Цель: познакомить детей с историей счетных устройств, с процессом их преобразования человеком, развить ретроспективный взгляд на предметырукотворного мира; активизировать познавательную деятельность д...

Проект "Путешествие в прошлое счетных устройств"

В проекте отображенны этапы работы и предоставлен фотоотчет проделанной работы с детьми подготовительной группы...

приложение к занятию «Путешествие в мир математики и в прошлое счетных устройств»

приложение к занятьию «Путешествие в мир математики и в прошлое счетных устройств»...