«Путешествие в мир математики и в прошлое счетных устройств»
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему
Организованная образовательная деятельность по формированию элементарных математических представлений с детьми подготовительной к школе группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_puteshestvie_v_mir_matematiki_i_proshloe_schetnyh_ustroystv.docx | 23.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Пестречинский детский сад №1 «Колокольчик»
Организованная образовательная деятельность по формированию элементарных математических представлений с детьми подготовительной к школе группы
Тема ООД:
«Путешествие в мир математики и в прошлое счетных устройств»
Подготовила воспитатель
первой категории
Миндукова Ольга Алексеевна
Февраль 2018г
Цель: Создавать условия и образовательные ситуации для поддержки и развития познавательного интереса и инициативы к овладению детьми математическими способами познания действительности (счет)
Развивающие задачи:
Развивать умение счетной и вычислительной деятельности. Развитие интеллектуально-творческих проявлений детей: находчивости, смекалки, догадки, сообразительности и т.д. Развитие познавательной активности и инициативности детей; Развивать у детей интерес к предлагаемым игровым заданиям; Развивать наблюдательность, внимательность, ориентировку в пространстве, мышление, память, воображение. Развитие точной, аргументированной и доказательной речи, обогащения словаря ребенка, координации движения глаз и мелкой моторики рук. Развивать умение сравнивать, классифицировать, обобщать и делать самостоятельные выводы. Развивать самостоятельность, самоорганизацию, самооценку, самоконтроль, самопознание, самовыражение.
Обучающие задачи:
Формировать познавательный интерес воспитанников к математической деятельности и окружающему миру. Овладение математическими способами познания действительности: счет, простейшие вычисления. Отсчитывать предметы из большого количества по образцу и заданному числу (в пределах 10). Познакомить со счетом в пределах 10 на счетах Абакус и учить отсчитывать предметы из большого количества по образцу и заданному числу (в пределах 10). Познакомить детей с историей счетных устройств, с процессом их преобразования человеком, побудить детей к пониманию того, что человек создал счетные устройства для облегчения счета.
Воспитательные задачи:
Воспитывать у детей положительный эмоциональный настрой и интерес к математической деятельности. Воспитывать любознательность, инициативу, творческую личность. Воспитывать выдержку и умение выслушивать ответы других детей. Воспитывать умение работать сообща или в подгруппах. Воспитывать культуру общения и доброжелательные отношения между детьми.
Материалы и оборудование: компьютер, мультимедийная презентация «Путешествие в прошлое счетных устройств»; образовательная ситуация в пещере первобытных людей, камешки, косточки, угольки, фрагмент скалы(камня); образовательна ситуация у жилища индейцев, узелковые счеты, веревочки, карточки с предметами на каждого ребенка; Абакус , счёты, карточки для составления задач .
Предварительная работа: Словарная работа: узелковые счеты, Абакус, ячейка, счеты, калькулятор, компьютер, компьютерные игры, компьютерные программ, математические знаки, сложение, вычитание. Беседа на тему: «Компьютер в жизни человека»,рисование на тему «Мой компьютер».
Ход занятия:
Дети заходят в группу, воспитатель встречает детей.
Воспитатель: Здравствуйте дети! Меня зовут Ольга Алексеевна! Я очень рада видеть вас.(Дети здороваются)
Слайд № 2
Звучит голос: «Внимание! Внимание! Приглашаем в путешествие на «машине времени»…»
Слайд № 3
Воспитатель: Ребята, примем приглашение? (Да!) Пройдемте к «машине времени», занимайте места. Как вы думаете какая тема нашего путешествия? (на столе стоит руль, вокруг руля лежат: цифры, знаки сложения и вычитания, счеты, счетные палочки, калькулятор и т.д.)
Дети: С цифрами, числами, будем считать…
Воспитатель: Правильно! Сегодня мы не только будем путешествовать, но и считать. И за каждый ответ, я буду раздавать вот такие браслеты – «кольца знаний», и в конце нашего путешествия мы посчитаем, кто больше получил –колец знаний…
Итак, готовы?
Дети: Готовы!!!
Воспитатель: Нажимаем на кнопку, поворачиваем руль, беремся за руки, закрываем глаза и считаем до 3-х.
Слайд № 4,5
Воспитатель: Посмотрите, где мы с вами оказались?
Дети: Мы попали в пещеру…К первобытным людям…(за правильный ответ раздать детям - кольца-знаний)
Воспитатель: Да, мы попали в пещеру первобытного человека. Давайте пойдем и присядем к костру.
Воспитатель: Как вы думаете, с помощью чего считали первобытные люди? (на пальцах, камушках, косточках….)…(за правильный ответ раздать детям - кольца-знаний)
Воспитатель: Да, давным-давно древние люди жили в пещерах и использовали для счёта камушки, косточки, палочки которые они рисовали угольками на скале.
- Как вы думаете, что могли считать древние люди? (ответы детей)
Дети: Древние люди считали добычу, звёзды на небе. Могли сосчитать, сколько рыбы поймали…
Воспитатель: Молодцы! Какие интересные у вас ответы. (дать кольцо-знаний)
Воспитатель: Отсчитайте сколько предметов, сколько человек в вашей семье, с помощью предметов которые вы выберете.(выбор детей: камушки или косточки, или уголек и фрагмент скалы) Какие вы молодцы, как быстро справились с заданием!!!
- Имя ребенка.., сколько камушек ты отсчитала? (3)
- Имя ребенка.., а у тебя сколько косточек? (5) А на сколько Имя ребенка у тебя больше, чем у Имя ребенка?(на 2) А сколько их будет вместе?(7)
- Ребята, а у кого всех больше камушек(косточек)? А кого всех меньше? А на сколько? А сколько их будет вместе?
- Имя ребенка, а почему ты столько камушек(косточек) посчитал?(спросить ребенка у которого всех больше косточек(камушек) А кто в твоей семье?(ребенок перечислят членов семьи) Здорово, какая большая и дружная у тебя семья. Спасибо тебе за рассказ. (дать кольцо знаний)
Воспитатель: Ребята, вы узнали как человек в первобытное время научился считать в уме, для этого они использовали, что? (пальцы рук и ног, разные палочки, камешки, косточки…) Да, то есть предметы находящиеся вокруг них. Мир развивался и люди придумывали разные счетные приспособления. А вот какие, как вы думаете? Мы сейчас и узнаем!
(тем временим «Машина времени» отправляет к Индейцам)
Слайд № 6,7
Воспитатель: Посмотрите куда мы попали на этот раз?
Дети: Мы попали к Индейцам…(дать кольцо знаний)
Воспитатель: Мы сейчас находимся у Индейцев племени мая. Давайте подойдем и присядем рядом с жилищем Индейцев, наденем головной убор. Воспитатель: Ребята, как вы думаете какое приспособление могли придумать Индейцы? Ответы детей:….. (дать кольца знаний за ответы)
Воспитатель: Индейцы племени мая придумали свой способ счета - на узелках. Посмотрите, это - узелковые счеты. Сделаны они из веревки, на которой было завязано множество узелков. А как вы думаете для чего завязывали узелки?
Дети: чтобы считать…(дать кольцо знаний)
Воспитатель: Правильно, при помощи этих узелков люди считали. Хотите попробовать?
Дети: Да.
Воспитатель: Возьмите карточки, которые лежат рядом с вами. И завяжите столько узелков, сколько предметов нарисовано на ваших карточках.
Дети: ( выполняют задание)
Воспитатель: Правда, интересно? У всех получается? (ДА)
Воспитатель: Ребята, как вы думаете удобно ли было считать большие цифры на этих счетах? Почему?
Дети: Нет, потому что человеку необходимо было много времени, что бы завязывать узелки…(дать кольцо знаний)
Воспитатель: Правильно. И поэтому люди не стояли на месте и придумывали, все новые и новые счетные устройства.
Снимаем головные уборы.
Воспитатель: Отправляемся дальше в наше путешествие. Подходим к «машине времени», нажимаем на кнопку, поворачиваем руль, беремся за руки, закрываем глаза и считаем до 3-х.
( «Машина времени» отправляет в Китай)
Слайд № 8,9
Воспитатель: Так, ребята, куда нас машина времени перенесла?
Дети: Машина времени нас переместила в Китай…(дать кольцо знаний)
Воспитатель: И правда, мы находимся в Китае… Пройдемте к столу, наденем китайский головной убор. - Жители Китая давным-давно придумали предмет, который им помогал считать. Как вы думаете, какое счетное устройство могли создать в Китае? (подсказка отсчет пальцем в воздухе)
Дети: …Счеты…(дать кольцо знаний)
Воспитатель: Да, это счеты, китайские счеты, а называются они Абакус. Повторим все вместе АБАКУС (повторить несколько раз)
Воспитатель: И сегодня ребята, я хочу вам предложить научиться считать на Абакусе. КАК УСТРОЕН АБАКУС Внешне абакус выглядит как прямоугольник с вертикальными спицами разделенный горизонтальной длинной перегородкой – расчетной линейкой. Справа у нас находится единицы. Затем десятки, потом сотни, тысячи и т.д. Каждому разряду своя спица. В каждом ряду абакуса находится пять бусинок: верхняя бусинка— это цифра пять и под перегородкой — четыре бусинки, каждая из которых равна единице.
А теперь изучим цифры на Абакусе. Приложене 1
Воспитатель: Задание №1. Посмотрите на карточку. Покажите ту цифру на Абакусе, сколько предметов изображено на карточке. Какая цифра у вас получилась? (ответ детей) Проверяем, (переворачиваю карточку) Правильно, молодцы! Имя ребенка, покажи это на Абакусе. Молодец! (повторить 2-3 раза)
- Какие вы молодцы, как быстро справились с заданием. Каждый из вас заслужил «кольцо-знаний»
Воспитатель: Задание №2. Приложение 2.
Ребята, поделитесь на две команды по пять человек. Вам нужно ответить на вопросы по рисунку и то количество предметов вы покажите на Абакусе. И какая команда быстро и правильно справится с заданием. Получает «кольца-знаний».
- Сколько облаков на рисунке?
- Сколько лягушек?
- Сколько деревьев?
- Сколько уток?
- Сколько коров?
Воспитатель: Какие вы молодцы, как хорошо справились с заданием. (дать кольцо знаний)
Воспитатель: Задание №3. Сейчас мы с вами попробуем складывать и вычитать.
- Отложите на Абакусе значение 1 и прибавте 2, сколько у вас получилось? (3) Здорово молодцы!
- Отложите на Абакусе значение 5 и прибавте 3, сколько получилось?(8), а теперь отнимите 2, сколько получилось? (6) (дать кольцо знаний)
Воспитатель: А сейчас предлагаю посмотреть фильм.
Слайд №10
Воспитатель: Правда, здорово как дети научились считать в уме с помощью Абакуса. Если и вы будете дальше заниматься на Абакусе, также будете считать.
Воспитатель: Ребята, вы молодцы! Вы научились считать на абакусе. Но нам пора возвращаться в детский сад.
Воспитатель: Подходим к «машине времени», нажимаем на кнопку, поворачиваем руль, беремся за руки, закрываем глаза и считаем до 3-х.
Слайд №11
Воспитатель: Вот мы и в детском саду. А сейчас посчитаем, кто же больше набрал – «колец знаний». У кого (число)…(назвать число, у кого больше всех) «колец-знаний», похлопаем Имя ребенка (детей) (и так с каждым ребенком) (считаем браслеты, хлопаем в ладоши каждому ребенку..)
Ребята, вам понравилось путешествие?
- Что вы узнали нового?
- Что больше всего запомнилось?
Предполагаемые индивидуальные вопросы: «Что тебе понравилось?», «Что тебе запомнилось?», «На что ты больше всего обратил внимание?», «Что ты сегодня расскажешь своим родителям?»
- Ребята, мне так понравилось с вами путешествовать, это было здорово!!!
Вы сегодня все молодцы!! Чтобы вы не забыли о нашем сегодняшнем путешествии и могли дальше учится считать на Абакусе, мои ребята приготовили для вас подарок, они своими руками сделали счеты Абакус.
-Ребята, и я очень надеюсь, что вы научите своих друзей и близких считать на счетах Абакус и расскажите им о том, что нового сегодня узнали.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по теме: «Путешествие в прошлое счетных устройств».
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе.Тема: «Путешествие в прошлое счетных устройств»....
Нелельный проект "Путешествие в прошлое счетных устройств"
Данный проект поможет познакомить детей старшего дошкольного возраста с прошлым и настоящим счетных устройств, с процессом их преобразования человеком; развивать и активизировать познавате...
Тема: «Путешествие в прошлое счетных устройств»
Тема: «Путешествие в прошлое счетных устройств»...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе. Тема: «Путешествие в прошлое счетных устройств»
Цель: познакомить детей с историей счетных устройств, с процессом их преобразования человеком, развить ретроспективный взгляд на предметырукотворного мира; активизировать познавательную деятельность д...
Проект "Путешествие в прошлое счетных устройств"
В проекте отображенны этапы работы и предоставлен фотоотчет проделанной работы с детьми подготовительной группы...
приложение к занятию «Путешествие в мир математики и в прошлое счетных устройств»
приложение к занятьию «Путешествие в мир математики и в прошлое счетных устройств»...