ННОД "В гостях у царицы наук"
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему

Лаптева Татьяна Валерьевна

ННОД по ФЭМП с использованием технологии "Путешествие по карте".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 19 «Ракета»

Конструкт организации непосредственно образовательной деятельности

по познавательному развитию (ФЭМП): «В гостях у царицы наук»

Подготовила: Лаптева Т.В.

Воспитатель МАДОУ № 19

        I квалификационная категория

        Дата проведения: 23.03.2018 г.

пос. Двуреченск

2018 г.

Тема: «В гостях у царицы наук».

Возрастная группа:  дети 7-го года жизни.

Вид НОД: комплексная НОД

Форма организации обучения: фронтальная.

Используемые технологии: технология «Путешествие по карте».

Интеграция областей: «Речевое развитие», «Художественно - эстетическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Учебно-методический комплект:

1. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А Васильевой. – М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ; 

2. Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений: Подготовительная к школе группа.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.- 176 с.

3. Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста: методическое пособие /авт.-сост. О.В. Толстикова, О.В. Савельева, Т.В. Иванова [и др.] – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО»,2014. – 193с.

Средства:

  • наглядные – картинка «Царица Математика», карта «Страна Математика», план группы, конверты с заданиями, цифры от 1 до 10, знаки «+», «-», «=», «<», «>» по количеству детей, картинки «птичка меньше», «птичка больше», цифры на веревочках от 1 до 19, картинки «4 банана на тарелке», «2 банана», «5 птиц на ветке», «5 мороженого», «1 мороженое», «3 торта», «6 тортов», полоски голубой бумаги по количеству детей, линейки по количеству детей, крыши для домиков чисел «7», «8», «9», «10», палочки Кюизинера по количеству детей, медали «Знатоку математики» по количеству детей.
  • литературные – стихотворение «Математика» А.Чернышовой.
  • музыкальные –  музыка «Фанфары».
  • оборудование –  магнитная доска, музыкальная колонка, карта флеш-памяти с USB выходом.

Цель: Создание условий для систематизации полученных в течении учебного года знаний, представлений, умений в рамках раздела ФЭМП.

Задачи: 

1. Обучающая задача: Формировать у детей представление о знаках «больше», «меньше» и «равно», умения сравнивать величину чисел.

2. Развивающие задач:

  • Способствовать закреплению у детей умения составлять и решать задачи на сложение и вычитание в пределах десяти
  • Развивать у детей умение ориентироваться в числовом порядке, в составе чисел, умения измерять длину полос с помощью линейки, ориентироваться по плану местности.

3. Воспитательные задачи: Воспитывать у детей усидчивость, умение работать в коллективе, взаимопомощь и коммуникабельность.

Ход деятельности:

Этап деятельности

Содержание совместной деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей

Планируемый результат

1 этап-

Организационный.

Мотивационная готовность

Ребята, вы знаете какое сейчас время года? А что наступает после весны? А за летом, что следует? И вы, наверно, все помните, что произойдёт осенью!? Да, ребята, вы все пойдёте в первый класс. А знаете ли вы, какими должны быть ученики? Мы с вами каждый день готовимся к школе. А вы знаете, существует такая наука, без которой, говорят, умным не стать. И называется она – «Математика».

Математика важна,

Математика нужна,

Математика – наука точная,

Математика – наука сложная,

Без неё нам никуда,

Мыслить учит нас она,

Математика – гимнастика ума!

 Математику называют царицей всех наук. Как вы думаете, действительно, без математики в жизни не обойтись. Например, как узнать, сколько пальцев у нас на руках? (Посчитать) Счёт относится к математике. Как узнать, какого мы роста? (Измерить) Измерение относится к математике. А как узнать, сколько каши в тарелке? (Измерить) А на какую геометрическую фигуру похоже окно? (Прямоугольник). А мяч? (Круг) Можем ли мы сказать, что нас окружает математика?

Педагог задаёт вопросы, выслушивает ответы детей, по мере необходимости подводит детей к правильному ответу. Читает стихотворение, пытается своими высказываниями и наводящими вопроса подвести детей к пониманию роли математики в жизни человека.

Дети внимательно слушают, отвечают на вопросы педагога, рассуждают на тему роли математики в жизни человека.

Дети настроены на общение.

Проявляют интерес к предстоящей деятельности.

2 этап-

Работа над темой

 Ребята, а хотели бы вы проверить, насколько у вас гибкий ум, насколько хорошо вы знаете математику? Я приглашаю вас в страну Математики. А чтобы в неё попасть, нам необходимо отыскать карту этой страны. И у меня есть план нашей группы, на ней крестиком обозначено, где спрятана карта страны Математика.

Вот мы с вами нашли карту, давайте её рассмотрим. Здесь есть горы задач, море цифр, холмы величин чисел, река измерения длины, улица состава чисел и, наконец, дворец царицы наук – Математики. Видите, как много нам необходимо преодолеть, чтобы добраться до замка царицы наук. Приступим?

Педагог задаёт вопросы, выслушивает ответы детей. Предлагает найти карту, рассмотреть её, отправиться в путешествие.

Дети внимательно слушают педагога, отвечают на вопросы, по плану отыскивают карту, рассматривают её, соглашаются отправиться в путешествие.

Дети умеют ориентироваться по плану группы.

Задание «Горы задач»

Итак, первое наше препятствие – это горы задач, посмотрим, какое задание приготовила для нас царица наук.

«Чтоб на горы задач Вы взобраться смогли,

Не упали при подъёме, не сбились с пути,

По картинкам задачи Вам нужно составить,

Да решение верное к этому прибавить.

Арифметическое действие правильно выбирайте,

Знаки «+» и «-» к числам подставляйте».

И ещё к заданию прилагаются вот такие картинки (4 банана на тарелке, 5 бананов). Давайте попробуем составить и решить эту задачу. Какое арифметическое действие мы будем использовать, какой арифметический знак? А теперь достаньте из лотков цифры и знаки и попробуйте решить эту задачу у себя на столе. В конверте есть ещё картинки (6 птиц сидят на ветке, 3 птицы сидят на ветке, а три улетают). Давайте решим и эту задачу. Какое арифметическое действие мы будем использовать, какой арифметический знак? Предлагаю решить и эту задачу у себя на столе. Как вы считаете, мы справились с заданием? Преодолели горы задач? Идём дальше?

Педагог зачитывает задание, по мере необходимости помогает детям с ним справиться. Проводит рефлексию этапа и предлагает детям продолжить задание.

Дети внимательно выслушивают задание, составляют условие задачи, решают её, используя цифры и знаки из лотков, отвечают, легко ли им было выполнять задание.

Дети умеют составлять условие задачи, определяют арифметическое действие, подходящее условиям задачи, решают задачи, используя арифметические знаки «+», «-», «=».

Задание «Море цифр»

 И вот мы подошли к морю цифр, какое же нас ждёт задание?

«Чтобы море цифр переплыть

И не потеряться Вам в них,

Вам самим нужно цифрами стать,

В числовом ряду своё место отыскать.

Как ответите на вопросы мои –

Продолжение будет пути»

Ребята, чтобы в цифры нам превратиться, необходимо взять со стола цифру на верёвочке и одеть себе на шею. А вот и вопросы от царицы наук: Кто соседи числа 5? Последующее число числа 7? Предыдущее число числа 8? Число меньше 4 на единицу? Число больше числа 9 на единицу? Кто стоит между 8 и 10? Как стоят цифры по порядку от 1 до 18? Как вы считаете, мы справились с заданием? Преодолели море цифр? Идём дальше?

Педагог зачитывает детям задание, предлагает надеть веревочку с цифрой на шею, ответить на вопросы задания. Проводит рефлексию задания, предлагает продолжить занятие.

Дети внимательно слушают, надевают веревочки с цифрой, отвечают на вопросы задания, отвечают, легко ли им было выполнять задание.

Дети знают порядок числового ряда от 1 до 18, соседей чисел, умеют прибавить на один и отнять единицу.

Задание «Холмы величин чисел»

Мы с вами подошли к холмам величин чисел. А вот и задание от царицы:

«Чтоб холмы величин без труда преодолеть,

Знаки больше и меньше вы должны одолеть.

Птичку с клювом большим я к вам отправляю,

Вам помочь в этом деле я ей доверяю.

Птичка клюв свой повернёт,

Там, где больше вкусного,

А где меньше – отвернётся,

Ничего не скушает».

А к заданию прилагаются картинки: «мороженое в количестве 5 штук» и «мороженое в количестве 1 штуки». Где мороженого больше, куда птичка свой клювик повернёт? Значит сюда ставим знак больше, Попробуйте тоже самое сделать у себя на столах. А ещё тут есть картинки «3 торта», «8 тортов». Где больше вкусного, куда свой клювик птица повернёт? Значит сюда ставим знак меньше. Попробуйте тоже самое сделать у себя на столах. И ещё с одним заданием мы справились. Идём дальше?

Педагог зачитывает детям задание, по мере необходимости помогает детям с ним справиться. Проводит рефлексию задания, предлагает продолжить занятие.

Дети внимательно выслушивают задание, сравнивают числа по величине и подставляют соответствующие знаки «>» и «<», отвечают, легко ли им было выполнять задание.

Дети могут сравнить числа и подставить соответствующие знаки «>» и «<».

Задание «Река измерения длины»

Перед нами река «Измерения длины»:

«Вот река пред вами стала,

Где конец, а где начало

Чтобы реку перейти,

Нужно знать её длину,

Инструментом вооружитесь

И скорее за дело беритесь».

Ох, и задание нам царица задала, посмотрите какая река длинная да извилистая. А чтоб нам легче её было измерить, я разделила реку на части, подойдите к столу, посмотрите какая у нас здесь река получилась из цветных полос. Возьмите себе одну полосу и попробуйте её измерить. Получилось? Легко ли вам было выполнять это задание? Идём дальше?

Педагог зачитывает детям задание, по мере необходимости помогает детям с ним справиться. Проводит рефлексию задания, предлагает продолжить занятие.

Дети внимательно выслушивают задание, измеряют длину полосы путём приложения к ней линейки, отвечают, легко ли им было выполнять задание.

Дети умеют измерять длину полосы с помощью линейки.

Задание «Улица состава чисел»

И наконец, ребята, последнее испытание в стране Математики – это улица «Состава чисел»:

«Чтоб через улицу «Состава чисел» вам пройти,

Необходимо домики восстановить вам по пути.

Дома с седьмого по десятый вы постойте,

И в мой дворец вы наконец-то попадёте».

Ребята, у вас на столах лежат коробочки с палочками «Кюизинера», откройте их, там вы увидите крышу от домика с какой-то цифрой, какая цифра на крыше, домик такого числа вам и необходимо построить.

Педагог зачитывает детям задание, по мере необходимости помогает детям с ним справиться.

Дети внимательно выслушивают задание, строят домики для чисел, отвечают, легко ли им было выполнять задание.

Дети умеют соотносить число с цветной палочкой Кюизинера, разбирать число по составу в пределах 10.

3 этап - подведение итогов и рефлексии

По окончании работы звучат «Фанфары».

Ребята, вам понравилось наше путешествие по стране Математики, как вы думаете, вы хорошо справились с заданиями? А что вам понравилось больше всего, какое задание?

Мы с вами справились со всеми заданиями и царица всех наук – Математика награждает вам всех заслуженными медалями «Знаток математики».

Педагог проводит рефлексию занятия, надевает детям медали.

Дети отвечают на вопросы, делятся своими впечатлениями в отношении занятия, принимают медали от воспитателя.

Умение делиться с педагогом и детьми своими впечатлениями, переживаниями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе. «В гости к Царице Наук».

Цель: развитие интереса к предмету математики, на основе познавательной активности и любознательности.Задачи: Образовательные: продолжать учить детей составлять и решать простые арифметические за...

квест-игра "В гости к царице наук-Математике"

занятие в форме квест-игры, где материал преподносится в игровой форме...

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе "В гости к Царице наук"

Конспект открытого заниятия по ФЭМП с использованием интерактивного оборудования, наглядного и раздаточного материала, вовлечением родителей в учебно-воспитательный процесс...

Квест – игра «В гостях у царицы точных наук»

Квест – игра разработана для детей 5-6 лет. Воспитанники, перемещаются по точкам (геометрические фигуры), выполняя различные задания. Выполнив каждое  задание, получают  ключ для откры...

Тема «Математика царица наук» в рамках реализации плана «Год науки и технологий

Цель: Формировать интерес к математическим занятиямЗадачи: Обучающие:Закрепить знания детей о днях недели, частей суток, временах года;Закрепить понятие «литр», «пол литра»;Про...

«Математика - Царица наук» (организация площадки во внегрупповом пространстве «Любознательное детство, в рамках развлечения «День науки» для детей старшего дошкольного возраста)

laquo;Математика - Царица наук» (организация площадки во внегрупповом пространстве «Любознательное детство, в рамках развлечения «День науки»  для детей старшего дошкольн...