Формирование математических представлений у дошкольников через двигательную активность.
статья по математике на тему
"Формирование математических представлений у дошкольников через двигательную активность"
Данная статья предназначена как для воспитателей ДОУ, так и для родителей. Представленный материал поможет в игровой форме сформировать у дошкольников многие математические представления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_matematicheskih_predstavleniy_u_doshkolnikov_cherez_dvigatelnuyu_aktivnos.docx | 14.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование математических представлений у дошкольников через двигательную активнось.
Приводя ребёнка в детский сад, родители хотят видеть его не только здоровым, но и умным. Занятия же требуют у детей большого умственного напряжения, сидение за столом способствует перегрузке мышц-разгибателей, которые у дошкольников ещё недостаточно развиты. Как же быстрее научить ребёнка читать и считать, не нанося ущерба его здоровью?
Размышляя над этим, мы порой не замечаем рядом надёжного и верного помощника, название которому – движение.
Движение – это врождённая потребность каждого человека.Полное удовлетворение её особенно важно в дошкольном возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма. Без движений ребёнок не может вырасти здоровым, так как движение- это преграда любой болезни.
Двигательный дефицит приводит к нарушениям деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной системы, снижает силу и работоспособность скелетной мускулатуры, слабость которой вызывает изменение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития ловкости, быстроты, а также выносливости всего организма. Недостаток движения приводит также к обменным нарушениям и избыточному отложению жира. Следствием всего этого у детей являются частые простуды, вялость, раздражительность. При недостатке движений вместе с ростом ребёнка закрепляются недостатки его физического развития. Это, в свою очередь, тормозит развитие психологических процессов – внимания, памяти, мышления. Умственное развитие ребёнка будет наиболее совершенным, если взрослые возьмут себе в помощники движение. Поэтому, работая над математическим развитием детей, я стараюсь формировать у них математические представления через движения.
Дети дошкольного возраста с большим удовольствием играют в подвижные игры. Эти игры не только восполняют недостаток движения у детей, но и способствуют их эмоциональному подъёму, развитию внимания, организуют и сплачивают детский коллектив. Играя с детьми в подвижные игры, можно формировать и закреплять у них многие математические понятия.
Так, у младших дошкольников в процессе подвижных игр формируются такие представления, как «один-много» (например, в игре «Лиса и зайцы» лиса одна, а зайцев много, в игре «Медведь и пчёлы» медведь один, а пчёлок много и т.д.) Организуя детей на эти и другие игры, мы всегда обговариваем с малышами, кто один, а кого много. В дальнейшем при формировании счётных навыков считаем с детьми, сколько зайчиков поймала лиса, сколько пчёлок поймал медведь. Навыки счёта дети также приобретают, используя различные считалки, произнося тексты пальчиковых игр и физминуток с использованием счёта.
При формировании представлений о равенстве и неравенстве групп предметов также большую помощь оказывают подвижные игры и игровые упражнения. В играх «Жуки и цветы», «Цветы и пчёлы», «Птички в гнёздышках» дети сравнивают предметы по количеству с опорой на наглядную основу, определяя, всем ли пчёлкам или жукам хватило цветов, всем ли птичкам досталось гнёздышко и если не всем, то почему. Делая выводы, дети определяют, чего больше, а чего меньше и как сделать, чтобы стало поровну.
При знакомстве детей с размерами предметив в игровых упражнениях «Через ручеёк», «Пройди по дорожке», «Короткие и длинные шаги», «Допрыгни до предмета», «Карлики и великаны» и других дети осваивают такие понятия, как высокий – низкий, короткий – длинный, широкий – узкий, далеко – близко.
Формируя у малышей понятие о форме предметов и геометрических фигур, можно использовать такие игры, как «Самолёты», «Поезд», «Цветные автомобили», наполнив их математическим содержанием. Так, место посадки самолёта можно обозначить символами геометрических фигур, а сделав маски самолётов, наклеить на них геометрические фигуры. В этих играх также можно закрепить не только форму, но и цвет.
Развивая у детей представления о времени, можно использовать такие игры, как «День и ночь». «Разноцветные фонарики», «Огоньки», «Неделька, стройся!», «Месяцы, по-порядку!» и другие.
В развитии пространственных представлений помогут как подвижные игры и игровые упражнения («Где звенит колокольчик», «Куда пойдёшь, что найдёшь» и т.д.) , так и пальчиковые игры, так как многие пальчиковые игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево». «вверх». «вниз».
Многие игры и упражнения по измерительной деятельности, по ориентировке в пространстве и во времени целесообразно проводить на прогулке, где дети учатся ориентироваться по схемам, измерять расстояние шагами и условными мерками, ориентироваться в таких понятиях, как «выше-ниже», «налево-направо», «вперёд-назад», «тяжелее-легче».
Таким образом, используя различные формы работы по развитию у детей двигательной активности, можно сформировать у детей многие математические представления.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика работы по формированию математических представлений старших дошкольников через малые формы фольклора и художественное слово
Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упустить случая сделать его немного занимательным.Б.Паскаль...
Методика работы по формированию математических представлений старших дошкольников через малые формы фольклора и художественное слово
Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упустить случая сделать его немного занимательным.Б.Паскаль...
Консультация для родителей «Формирование математических представлений старших дошкольников через сказку»
Дошкольный возраст – это начало длинной дороги в мир познания, в мир чудес. Ведь именно в этом возрасте закладывается фундамент для дальнейшего обучения. Задача состоит не только в том, к...
Консультация для педагогов "Познавательно-математическая деятельность на занятиях по формированию элементарных математических представлений у дошкольников через игру в условиях внедрения ФГОС"
Одной из наиболее важных и актуальных задач подготовки детей к школе является развитие логического мышления и познавательн-математических способностей дошкольников, ф...
Проект "Игралочка" Формирование математических представлений у дошкольников через нетрадиционные приемы и методы работы
Проек "Игралочка" поможет воспитателям в том, чтот если применять игровые, нетрадиционные приемы и методы работы по формированию элементарных математических представлений у дошкольн...
Консультация для родителей «Формирование математических представлений старших дошкольников через сказку»
Консультация для родителей«Формирование математических представлений старших дошкольников через сказку»...
Формирование математических представлений у дошкольников через игровую деятельность.
Советы родителям. Формирование математических представлений у дошкольников через игровую деятельность....