Авторская программа "Цветные палочки"
методическая разработка по математике по теме
Авторская программа по развитию математических способностей у детей младшего дошкольного возраста с помощьб палочек Кюизенера.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_razvitiyu_matematicheskih_sposobnostey_tsvetnye_palochki.docx | 31.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное
образовательное учреждение г. Новосибирска
«Детский сад № 373 Скворушка»
Авторская программа по развитию математических способностей
«ЦВЕТНЫЕ ПАЛОЧКИ»
на 2016-2017 учебный год
для детей младшего возраста
Разработчик программы Андреева Вероника Анатольевна
Воспитатель 1 квалификационной категории
Новосибирск 2016
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ:
1. Пояснительная записка
Вариативная часть образовательной программы разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155).
Содержание воспитательно-образовательного процесса для детей определяется основной общеобразовательной программой дошкольного образования в соответствии возрастных особенностей детей младшего возраста, парциальной программы и авторскими программами участников образовательного процесса.
В программе выделена закономерность, поэтапного формирования соответствующих навыков математического развития детей младшего возраста на основе использования системы упражнений и игр. Математическое развитие детей дошкольного возраста осуществляется как в результате приобретения ребенком знаний в повседневной жизни (прежде всего в результате общения со взрослым), так и путем целенаправленного обучения на занятиях по формированию элементарных математических знаний. Именно элементарные математические знания и умения детей следует рассматривать как главное средство математического развития .В процессе обучения у детей развивается способность точнее и полнее воспринимать окружающий мир, выделять признаки предметов и явлений, раскрывать их связи; формируются мыслительные действия, приемы умственной деятельности, создаются внутренние условия для перехода к новым формам памяти, мышления и воображения.
Психологические экспериментальные исследования и педагогический опыт свидетельствуют о том, что благодаря систематическому обучению дошкольников математике у них формируются сенсорные, перцептивные, мыслительные, вербальные и другие компоненты общих и специальных способностей.
В нашем детском саду математическое развитие детей происходит во время интересных занятий. Цветные палочки являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет "через руки" ребенка формировать понятия числовой последовательности, состава числа, отношений «больше – меньше», «право – лево», «между», «длиннее», «выше», способствует развитию детского творчества, фантазии и воображения, познавательной активности, мелкой моторики, наглядно-действенного мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей. Интересные занятия помогают каждому ребенку проявить и раскрыть свои способности, узнать много нового, а также быстрее развиваться и расти . Для этого в детском саду организована работа кружков.
Для организации кружковой работы созданы все необходимые условия, предметно-развивающая среда, разработан учебно-тематический план. Работа по дополнительному образованию рационально сочетается с выполнением программных задач.
2. Цель реализации программы
Создание условий для развития у детей математических способностей.
3. Задачи реализации программы
- КОЛИЧЕСТВО И СЧЕТ
- Классифицировать предметы по разным признакам (цвету, величине).
- Устанавливать равенства и неравенства между группами предметов на основе сопоставления элементов (палочек) (путем наложения и приложения).
- Различать понятия много, одна, по одной, ни одной.
- Развивать умение понимать вопросы «Поровну ли?», «Чего больше (меньше)?»
- ВЕЛИЧИНА
- Сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров; при сравнении предметов соизмерять один предмет с другим по заданному признаку величины (длине, ширине, высоте), пользуясь приемами наложения и приложения; обозначать результат сравнения словами:
- ФОРМА
- Познакомить с геометрическими фигурами: квадрат, треугольник. Обследовать форму этих фигур, используя зрение и осязание.
- ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ
- Различать пространственные направления:
- ОРИЕНТИРОВКА ВО ВРЕМЕНИ
- Что сначала, что потом.
4. Возрастные особенности развития детей раннего возраста
Содержание программы учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей.
Младший возраст - важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям со взрослыми, сверстниками, с предметным миром. Память дошкольника 3-4-х лет непроизвольная, характеризуется образностью. Преобладает узнавание, а не запоминание. Хорошо запоминается только то, что было непосредственно связано с его деятельностью, было интересно и эмоционально окрашено. Тем не менее, то, что запомнилось, сохраняется надолго. Ребенок не способен длительное время удерживать свое внимание на каком-то одном предмете, он быстро переключается с одной деятельности на другую. Ребенок владеет разнообразными действиями с предметами, хорошо ориентируется в различении таких форм, как круг, квадрат, треугольник, объединяет предметы по признаку формы, сравнивает их по размеру (по длине, ширине, высоте). Ребенка отличает высокая речевая активность; его словарь содержит все части речи. Ребенок живо интересуется окружающим, запас его представлений об окружающем непрерывно пополняется. Он внимательно присматривается к действиям и поведению старших и подражает им. Ему свойственны высокая эмоциональность, готовность самостоятельно воспроизводить действия и поступки, одобряемые взрослыми. Он жизнерадостен и активен. Три года — это возраст, который можно рассматривать как определенный рубеж развития ребенка с момента его рождения. Основные потребности в этом возрасте — потребность в общении, уважении и признании. Основной и самый важный для ребенка вид деятельности — игра.
5. Целевые ориентиры
Результатами программы являются целевые ориентиры, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка.
К ним относятся следующие возрастные характеристики возможных достижений ребенка: Формирование элементарных математических представлений, первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени.
II. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ:
1. Продолжительность 15 минут.
2. Перспективное планирование
Месяц | Неделя | Кол-во Занятий | Тема | Цель |
СЕНТЯБРЬ | 3 | 2 | Знакомство с палочками Кюизенера | Найти и показать одну палочку, много палочек, две палочки, столько же палочек. |
Знакомство с палочками Кюизенера | Развивать умение группировать палочки по цвету. Накапливать у детей цветовые впечатления, закреплять элементарные действия с палочками. | |||
4 | 2 | Знакомство с палочками Кюизенера | Развивать умение группировать палочки по величине. | |
Знакомство с палочками Кюизенера | Выкладывать из палочек на плоскости дорожки, заборы,домики. | |||
ОКТЯБРЬ | 1 | 2 | Строим пирамидку | Определяем, какая палочка в самом низу, какая в верху, какая между голубой и жёлтой, под синей, над розовой, какая палочка ниже (бордовая или синяя). |
Составляем ковёр | Построить ковер из палочек только определенного цвета. | |||
2 | 2 | Составляем ковёр | Построить ковёр из палочек разного цвета. | |
Составь два поезда | Закреплять форму и цвет предмета. | |||
3 | 2 | Выложи по образцу | Закреплять форму и цвет предметов, выкладывание по образцу. | |
Игра «Змейка» | Упражнять детей составлять группу из отдельных предметов. Закреплять понятия «один» и «много». Упражнять сравнивать предметы по длине, обозначать словами результат сравнения: длиннее, короче, равные по длине. | |||
4 | 2 | Игра «У кого больше» | Закреплять название геометрической фигуры «треугольник». Упражнять составлять фигуру из палочек, сравнивать фигуры по величине. Развивать воображение. | |
Игра «Разноцветные вагончики» | Упражнять детей классифицировать предметы по цвету и длине. Упражнять работать по алгоритму; сравнивать предметы по длине; определять, в каком поезде больше вагонов, без счета («столько – сколько», «поровну»). | |||
НОЯБРЬ | 1 | 2 | Игра «Столбики» | Упражнять детей классифицировать предметы по высоте, в сравнении называть, какой «выше», «ниже», «одинаковые по высоте». Развивать мелкую моторику. |
Дидактическая игра «Большой, маленький» | Развивать умение детей обращать внимание на величину предметов. | |||
2 | 2 | Дидактическая игра «Такие же» | Формировать умение детей фиксировать внимание на форме предметов. | |
Игра «Сушим полотенца» | Упражнять детей сравнивать предметы по длине; находить сходство между предметами; классифицировать предметы по длине и цвету, обозначать результаты сравнения словами (длиннее – короче, равные по длине). | |||
3 | 2 | Игра «Числа 1 и 2» | Упражнять детей сравнивать предметы по длине и обозначать словами результат сравнения. Познакомить с образованием числа 2, цифрами 1 и 2. | |
Игра «Строительство домов» | Упражнять детей моделировать предмет из четырех палочек одной длины, сравнивать предметы по высоте. Упражнять в счете; в различении количественного и порядкового счета, умении отвечать на вопросы: «Сколько? Который по счету?» | |||
4 | 2 | Дидактическая игра «Цветные палочки» | Развивать умение детей обращать внимание на цвет предмета. | |
Игра «Число 3» | Познакомить детей с образованием числа 3 и соответствующей цифрой; учить называть по порядку числительные от 1 до 3; упражнять в ориентировке в пространстве. | |||
ДЕКАБРЬ | 1 | 2 | Дидактическая игра «Разные» | Фиксировать внимание на форме предметов, формировать умение сопоставлять форму объекта с образцом. |
Дидактическая игра «Домик» | Фиксировать внимание на форме предметов, формировать умение сопоставлять форму объекта с образцом. | |||
2 | 2 | Игра «Треугольники» | Упражнять детей составлять треугольники из палочек разной длины. Упражнять в счете в пределах 3. Учить различать количественный и порядковый счет, отвечать на вопросы: «Сколько?», «Который?» Учить ориентироваться в пространстве («слева», «справа», «перед», «за»). | |
Игра «У кого больше» | Закреплять название геометрической фигуры «треугольник». Упражнять составлять фигуру из палочек, сравнивать фигуры по величине. Развивать воображение. | |||
3 | 2 | Выложи по образцу | Закреплять форму и цвет предметов, выкладывание по образцу. | |
Игра «Рамка для картины» | Упражнять детей строить прямоугольник в соответствии с размерами придуманной картины. Формировать знания о пространственных отношениях. Развивать творческую фантазию. | |||
4 | 2 | Дидактическая игра «Форма» | Закреплять умение детей различать и называть знакомые геометрические формы. | |
Игра «Разноцветные флажки» | Закреплять названия геометрических фигур. Упражнять в счете, умении отвечать на вопросы: «Сколько? Который по счету?» | |||
ЯНВАРЬ | 2 | 2 | Игра «Бусы» | Упражнять детей классифицировать предметы по длине; сравнивать группы предметов по количеству входящих в них элементов; обозначать словами результат сравнения (больше, меньше, столько – сколько). |
Дидактическая игра «Собери пирамидку» | Развитие умения составлять пирамидку из разных по величине палочек. | |||
3 | 2 | Игра «Число 4» | Познакомить детей с образованием числа четыре и цифрой четыре; упражнять считать в пределах четырех; закреплять умение различать количественный счет от порядкового. | |
Игра «Новоселье» | Закреплять умение сравнивать палочки по длине; соотносить величину предмета с ограниченным пространством | |||
4 | 2 | Игра «Столбики» | Упражнять детей классифицировать предметы по высоте, в сравнении называть, какой «выше», «ниже», «одинаковые по высоте». Развивать мелкую моторику. | |
Дидактическая игра «Бусы» | Упражнять детей классифицировать предметы по длине; сравнивать группы предметов по количеству входящих в них элементов; обозначать словами результат сравнения (больше, меньше, столько – сколько). | |||
ФЕВРАЛЬ | 1 | 2 | Игра «Строительство домов» | Упражнять детей моделировать предмет из четырех палочек одной длины, сравнивать предметы по высоте. Упражнять в счете; в различении количественного и порядкового счета, умении отвечать на вопросы: «Сколько? Который по счету?» |
Игра «Число 5» | Познакомить детей с образованием числа пять и цифрой 5; учить называть числительные по порядку. Закреплять умение различать количественный и порядковый счет, правильно отвечать на вопросы: «Сколько? Который по счету?» | |||
2 | 2 | Игра «Скворечник» | Закреплять знание чисел в пределах 5; умение сравнивать предметы по длине; преобразовывать конструкцию предмета. | |
Игра «Елка» | Упражнять детей в определении длины предмета, используя прием наложения; закреплять умение пользоваться словами: длиннее – короче, самая короткая; развивать представления об эталонах цвета. | |||
3 | 2 | Игра «Кукла Маша» | Упражнять детей сравнивать предметы по длине, обозначать словами результат сравнения (длиннее, короче, равные по длине); моделировать предмет по словесной инструкции; ориентироваться в пространстве. | |
Игра «Зайка» | Закреплять умение сравнивать предметы по длине и высоте; обозначать словами результат сравнения. | |||
4 | 2 | Игра «Кастрюльки» | Упражнять детей воспроизводить сходство модели с реальным предметом. Упражнять в счете в пределах 5, умении находить одинаковые по величине предметы. | |
Игра «Дети нашего двора» | Упражнять детей сравнивать предметы по высоте путем приложения, определять словом результат сравнения (выше, ниже, одинаковые по высоте). Развивать творческое воображение. | |||
МАРТ | 1 | 2 | Игра «Найди свой домик» | Закреплять умение узнавать и называть цвет. |
Игра «По порядку стройся» | Упражнять детей классифицировать предметы по длине и цвету. | |||
2 | 2 | Дидактическая игра «Разноцветные палочки» | Упражнять детей узнавать и называть цвет. | |
Игра «У кого больше» | Закреплять название геометрической фигуры «треугольник». Упражнять составлять фигуру из палочек, сравнивать фигуры по величине. Развивать воображение. | |||
3 | 2 | Дидактическая игра «Разные» | Фиксировать внимание на форме предметов, формировать умение сопоставлять форму объекта с образцом. | |
Составляем ковёр | Построить ковёр из палочек разного цвета. | |||
4 | 2 | « Паровозик» | Развитие познавательно исследовательской и конструктивной деятельности. | |
« Машинка» | Развитие познавательно исследовательской и конструктивной деятельности. | |||
АПРЕЛЬ | 1 | 2 | Дидактическая игра «Подбери пару» | Упражнять детей в сравнении предметов по цвету. |
« Мебель для куклы» | Развитие познавательно исследовательской и конструктивной деятельности. | |||
2 | 2 | Игра «Зайка» | Закреплять умение сравнивать предметы по длине и высоте; обозначать словами результат сравнения. | |
Строим пирамидку | Определяем, какая палочка в самом низу, какая в верху, какая между голубой и жёлтой, под синей, над розовой, какая палочка ниже (бордовая или синяя). | |||
3 | 2 | Игра «Числа 1 и 2» | Игра «Числа 1 и 2» | |
Дидактическая игра «Подбери по цвету» | Выбирать цвет по образцу, закреплять знание названий основных цветов, фиксировать внимание на величине предметов. | |||
4 | 2 | Дидактическая игра «Собери палочки» | Закреплять умение детей раскладывать палочки разной величины на 3 подгруппы. | |
Игра «Строительство домов» | Упражнять детей моделировать предмет из четырех палочек одной длины, сравнивать предметы по высоте. Упражнять в счете; в различении количественного и порядкового счета, умении отвечать на вопросы: «Сколько? Который по счету?» | |||
МАЙ | 1 | 2 | Дидактическая игра «Собери пирамидку» | Развитие умения составлять пирамидку из разных по величине палочек. |
Игра «Кукла Маша» | Упражнять детей сравнивать предметы по длине, обозначать словами результат сравнения (длиннее, короче, равные по длине); моделировать предмет по словесной инструкции; ориентироваться в пространстве. | |||
2 | 2 | Игра «Число 3» | Познакомить детей с образованием числа 3 и соответствующей цифрой; учить называть по порядку числительные от 1 до 3; упражнять в ориентировке в пространстве. | |
Дидактическая игра «Подбери по цвету» | Выбирать цвет по образцу, закреплять знание названий основных цветов, фиксировать внимание на величине предметов. | |||
3 | 2 | Игра «По порядку стройся» | Упражнять детей классифицировать предметы по длине и цвету. | |
Дидактическая игра «Форма» | Закреплять знания детей различать и называть знакомые геометрические формы: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. | |||
4 | 2 | « Мебель для куклы» | Развитие познавательно исследовательской и конструктивной деятельности. | |
Игра «У кого больше» | Закреплять название геометрической фигуры «треугольник». Упражнять составлять фигуру из палочек, сравнивать фигуры по величине. Развивать воображение. |
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ:
1. Материалы
Наборы палочек состоящих из полосок 2x2 см, 2x4 см, 2x6 см, 2x8 см, 2x10 см, 2x12 см, 2x14 см, 2x16 см, 2x18 см, 2x20 см. Изготовлены полоски из плотного цветного картона. Палочки 10 цветов: белые, розовые, голубые, красные, желтые, фиолетовые, черные, бордовые, оранжевые и одна коричневая палочка. Картотека игр и заданий для работы с палочками.
2. Методические источники
-Непомнящая Р.А., Михайлова З.А. Палочки Х. Кюизинера как средство предматематической подготовки дошкольников.
-Носова Е.А., Непомнящая Р.А. логика и математика для дошкольников
-Сумина И.В., Михайлова З.А., Серова З.А. формирование элементарных математических представлений с использованием игровых предметов.
-Комарова Л.Д. Как работать с палочками Кюизенера. Игры и упражнения.
- maam.ru
- detsad-kitty.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская игра с палочками Кюизенера.
Конспект по ФЭМП с использованием палочек Кюизенера в старшей группе....
Авторская разработка. Развивающая игра "Фигурки из палочек"
Развивающая игра "Фигурки из палочек"Цель: развитие логического мышления.Задачи:- уточнить знания геометрических фигур, упражнять в колличественном и порядковом счете, сравнении фигур по вел...
Конспект организованной образовательной деятельности в средней группе с использованием авторской игры: «Кормушки для снегирей», из палочек Кюизенера, в рамках конкурса «От призвания к признанию»
Обобщение и закрепление у детей представлений о зимующих и перелётных птицах в совместной деятельности, с использованием математических знаний в игровой ситуации....
Конспект открытой интегрированной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие в Страну математики» с использованием авторских технологий «Палочки Кюизенера» и «Логические блоки Дьенеша»
Конспект открытой интегрированной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие в Страну математики» с использованием авторских технологий палочки ...
Открытая образовательная деятельность по познавательному развитию в старшей группе с использованием палочек Кюизенера «Поможем Айболиту» в рамках педагогического совета №2 «Развитие интеллектуальных способностей ребёнка-дошкольника посредством авторских м
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе с использованием палочек КюизенераТип занятия: занятие-путешествиеТема занятия: «Поможем Айболиту» Форма занятия: интег...
Занятие по ФЭМП "Домики для друзей" с использованием авторского пособия (цветные счетные палочки Кюизера) в средней группе
Совершенствовать навыки счета в пределах 5 с помощью палочек Кюизера, дети учатся группировать предметы по цвету и длине;закрепляют основные цвета, представления о форме и величине предметов;упражняют...
Авторская программа " Учимся играя" с палочками Кюизенера и блоками Дьенеша
Пояснительная записка Дополнительная обще...
- Мне нравится (1)