Консультация для педагогов " Роль математических представлений у детей дошкольного возраста"
консультация по математике на тему

Безуглова Наталья Владимировна

Роль развития  математических представлений у дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_po_matematike.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:


Математическое развитие дошкольников — это сложный процесс, теоретическими основами которого являются:развитие сенсорики;закономерности и логика начального понимания детьми дошкольного возраста математической организации мира (число, форма и т. д.);учет возрастных, индивидуальных особенностей, уровня развития каждого ребенка при отборе содержания;ориентировка на личностное развитие, саморазвитие и самореализацию ребенка;целесообразность интегрированного подхода к процессу обучения.

Математическое развитие ребенка — это не только умение дошкольника считать и решать арифметические задачи, это и развитие способности видеть в окружающем мире отношения, зависимости, оперировать предметами, знаками, символами. Наша задача — развивать эти способности, дать возможность маленькому человеку познавать мир на каждом этапе его взросления. Это, действительно, реально, если правильно, грамотно организовать окружающую (развивающую) среду ребенка.

Хочется привести примеры влияния окружающей среды на развитие ребенка. Маленькая девочка Софья с самого детства обожала и целыми днями рассматривала математические формулы на листах из книги, которые использовали вместо обоев в ее комнате. Благодаря удачно появившейся развивающей среде эта юная особа стала знаменитым математиком Ковалевской.

Не менее интересный случай приводят педагоги и психологи Ассоциации педагогов-новаторов «МИР». Они рассказывают о чрезвычайно одаренном мальчике, выросшем в семье безнадежных алкоголиков, которые совсем не занимались ребенком. «Это же точно врожденное дарование», — думали они, пока не выяснили, что мальчику, как и знаменитой девочке, помогли... стены. Квартира, где жил ребенок, была буквально завалена альбомами по искусству, на стенах всюду висели рисунки и репродукции.

Первые впечатления запоминаются ребенком на всю жизнь. То, что взрослые усваивают часами, неделями, годами, дети схватывают мгновенно. Главное сейчас для нас, педагогов, — дать малышу то, что он достоин увидеть и узнать в дошкольном возрасте. И все это нужно не для того, чтобы он стал гениальным математиком, лингвистом, художником (хотя тому немало примеров), а для того, чтобы развивались его безграничные способности, чтобы было больше радости в его жизни.

Развивающая предметная среда — это совокупность природных, социальных и культурных предметных средств, удовлетворяющих потребности актуального, ближайшего и перспективного развития ребенка, становления его творческих способностей, обеспечивающих разнообразие деятельности.

Основной неотъемлемой частью развивающей среды являются игры, способствующие развитию интеллектуальных и творческих способностей ребенка. «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра — это искра, зажигающая огоньки пытливости и любознательности», — писал выдающийся педагог В. А. Сухомлинский.

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. В настоящее время, в эпоху компьютерной революции, точка зрения «Не каждый будет математиком» безнадежно устарела.

Сегодня, а тем более завтра, математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста.

Работая по теме «Развитие математических способностей младших дошкольников в разных видах деятельности», нужно всегда ставить педагогические задачи развития у детей памяти, внимания, мышления, воображения, так как без этих качеств немыслимо развитие ребенка в целом.

Залогом успеха в реализации данных задач, несомненно, является грамотное построение и оснащение развивающей среды в группе: создание комфортных и удобных условий для продуктивной игровой деятельности дошкольников.

Важным условием в организации развивающей среды я считаю отбор педагогом игр, игрушек, игрового оборудования. Насыщение предметно-развивающей среды должно быть разумным. Игры должны соответствовать возрасту детей и задачам, которые решаются на данном этапе. Полки не должны захламляться избыточным материалом. Педагогу необходимо своевременно изменять предметно-игровую среду за счет новых атрибутов, игр, игрушек, игрового оборудования в соответствии с новым содержанием игр. Конечно же, важна и доступность содержания предметно-развивающей среды для детей: игры, игрушки, различные игровые атрибуты должны располагаться не выше вытянутой руки ребенка..

Счетные палочки традиционно использовались как счетный материал. Однако их многообразные конструктивные возможности позволяют формировать геометрические представления у детей, развивать пространственное воображение. В играх со счетными палочками создаются большие возможности для развития не только смекалки и сообразительности, но и благодаря открытию новых способов действия с материалом активности и самостоятельности. Как из квадрата получить 2 треугольника, а из 8 палочек построить 2 квадрата? Как переложить одну палочку, чтобы домик был перевернут в другую сторону? И пальчики работают. Ведь мелкая моторика у детей развита еще слабо, а так хочется построить глубокий колодец, да еще постараться, чтобы он был ровный, не развалился. Не сразу такой получится, много усилий и стараний надо приложить.

Работать с детьми, заниматься с ними, развивать и обучать их возможно только в системе и на основе личностно - ориентированной модели общения, предполагающей наличие между взрослыми и детьми отношений сотрудничества и партнерства. Педагогом создаются условия и обстановка, благоприятные для вовлечения ребенка в деятельность сравнения, сосчитывания, воссоздания, группировки, перегруппировки и т д., — будь то занятие, игровая деятельность, прогулка или другие режимные моменты. При этом инициатива в развертывании игры, действия принадлежит ребенку. Воспитатель вычленяет, анализирует ситуацию, направляет процесс ее развития, способствует получению результата. Например, во время уборки игрушек предложите мальчикам поставить все маленькие машинки на полку, большие — под стеллаж, а девочкам — посадить за один стол больших кукол, а за другой — маленьких. Проверьте, как дети выполнили задание. Спросите, как они расставили игрушки, сколько каких игрушек, какой они величины? Предложите им обосновать свой выбор: эта кукла (машина) меньше (больше), чем... Спросите, каких игрушек больше. Как узнать?

Предложите ребятам на прогулке посмотреть вокруг и найти парные предметы: у птицы 2 крыла, 2 лапки; у собаки (кошки) 2 глаза, 2 уха. Спросите у детей, чего у них по два: две руки, два уха, два глаза, два плеча, два локтя, две ступни, две пятки. Ребенок может не только назвать, но и показать их.

Предложите детям сделать из мокрого песка куличики с помощью формочек разного размера. Сравните их по величине. Найдите одинаковые. Спросите, сколько каких куличиков? Каких куличиков больше, меньше?

Соберите вместе с ребятами опавшие листья в небольшие букеты. Затем предложите детям отгадать, в каком букете больше листьев, и обосновать свой ответ. Не подсказывайте, как это сделать. Пусть дети самостоятельно найдут способ решения: разложат листья один под другим или наложат листья одного из букетов на листья из другого.

В свободное время расскажите детям о больших и маленьких животных. Для этого заранее подготовьте в группе выставку картинок с изображением этих животных. Тех, кто умеет считать, попросите посчитать животных, спросите, есть ли среди них одинаковые. Спросите, сколько у животных лап.

Чаще беседуйте с детьми о том, какое время суток сейчас, какая погода (дождь, сыро, небо серое). Вспомните, какое было утро летом (солнце, небо голубое, тепло). Расскажите осенние приметы: «В октябре лист на дереве не держится»; «В сентябре лето кончается, осень начинается».

На прогулке спросите у детей, какое сейчас время суток. Поинтересуйтесь, ем дети будут заниматься утром, днем, вечером. Спросите, какие изменения происходят в природе (дни становятся короче, а ночи длиннее). Предложите вспомнить, какие дни были летом; когда темнело.

Предложите детям нарисовать на земле или асфальте треугольник, а затем подумать и сказать, что может быть такой формы (косынка, балалайка, горка, дорожный знак).

Дайте детям набор одинаковых кубиков и предложите построить из них два гаража: один для грузовика, другой для легкового автомобиля. Уточните, какой гараж надо построить для грузовика, а какой — для легкового автомобиля. Из каких кубиков построены гаражи? (Кубики одинаковые, одной и той же величины). Какой гараж больше? Для какого гаража понадобилось больше кубиков? Проверьте, понимают ли дети зависимость между размером гаражей и количеством использованных кубиков.

Во время сервировки столов спросите, какой посуды больше: чашек или блюдец, ложек или чашек и т. д.

Слепите с детьми снеговиков. Спросите, какие по величине шары они скатали? Какой шар внизу? Какой наверху? Самый большой шар который по счету? А шар поменьше который по счету? Предложите сравнить снеговиков: у кого снеговик самый высокий, у кого — низкий? Пусть дети найдут одинаковых по высоте снеговиков.

Обратите внимание детей на тонкие и толстые стволы деревьев. Дети, обхватив их руками, могут определить, какие из них толще. Предложите найти толстые и тонкие сучья, тонкие ветки, высокие и низкие предметы.

Уточняя представления детей о величине предметов, можно поговорить о том, кто из детей в группе самый высокий. Дети по двое встают затылок в затылок, а остальные определяют, кто из них выше.

Нарисуйте на снегу палочками широкие и узкие дорожки. Предложите детям перепрыгнуть через них. Спросите, через какие дорожки легче перепрыгнуть. Почему?

Детей, испытывающих затруднения при сравнении предметов по величине, можно поупражнять следующим образом. Педагог выкладывает на стол разноцветные карандаши разной длины (два самых длинных, один короче, один еще короче, два самых коротких) и дает задания: «Выбери самый длинный карандаш»; «Выбери карандаши покороче»; «Положи рядом два карандаша, одинаковые по длине»; «Разложи карандаши по порядку: самый длинный, короче, еще короче, самый короткий». Когда дети выбирают самый длинный и самый короткий карандаши, они должны обратить внимание на то, что самых длинных карандашей два (столько же, сколько и самых коротких). Дети заметят это, если будут пользоваться уже знакомым способом измерения (наложения и приложения).

На прогулке предложите детям покататься с горки. Уточните, сколько детей спустилось с горки, кто был первым, третьим, пятым и т. д. Кто забрался выше всех, кто — ниже? Кто первым поднялся на горку, кто — вторым? Сколько всего детей поднялось на горку?

Во время сбора детей на прогулку спросите, у кого из них самый длинный шарф, а у кого — самый короткий; у кого — длинный и широкий, у кого — короткий и узкий. Как это узнать?

 «Сюжетно- ролевые игры».

В разнообразных сюжетно-ролевых играх закрепляются пространственные, количественные и временные представления детей. Например, организуя сюжетно-ролевую игру «Магазин»«Кафе» или «Аптека» дети считают предметы, которые будут продавать, ставят к ним ценники (цифры, готовят денежные купюры, проводят манипуляции с ними. Знакомятся с монетами достоинством 1, 5, 10 копеек, 1, 2, 5,10 рублей. Знакомятся с весами.

 «На зарядку становись»

На занятиях по физическому воспитанию дети часто сталкиваются с количественным и порядковым счетом при построениях. Закрепляют умение определять словом положение предмета по отношению к себе, другому лицу. (справа, слева, впереди, сзади и т. д.). Строятся в две, три колонны, расходятся парами направо и налево, образуют круги. Круги могут находиться внутри другого общего круга, один двигаться налево, другой направо; марш по залу (прямоугольнику, подчеркивая на поворотах углы, бегут «по кругу»«в рассыпную»«змейкой» и т. д.). При выполнении различных видов упражнений закрепляются умения ориентироваться в пространстве.

 «Мы расскажем сказку сами»

На своих занятиях нужно стараться выбирать произведения, способствующие формированию представлений о количественных отношениях, частях суток, днях недели, временах года, величине и ориентировке в пространстве. В своей работе  использовать такие малые фольклорные формы как, пословицы, поговорки, считалки, загадки, народные приметы, стихи и конечно сказки. В любой из сказок, будь она народная или авторская, присутствует целый ряд математических понятий. Например, инсценировка сказки «Репка» поможет закрепить количественный и порядковый счет, основы арифметических действий. Слушая сказку «Про козленка, который умел считать до десяти» . Поможет закрепить понятие порядкового значения числа и порядковых отношений; уточнить знание вопросов«Сколько?»«Какой?»«Который?».

 «Мы танцуем и поем»

Игровые музыкальные занятия и музыкальные разминки в детском саду способствуют развитию математических представлений у дошкольников, таких, как умение ориентироваться в пространстве - вправо, влево, вперёд, назад, хождение по кругу, врассыпную, различные перестроения - в шеренгу, в колонну, в несколько кругов в начальной части музыкального занятия, затем во время выполнения музыкально - ритмических движений в танцевальных композициях, хороводах, музыкальных играх.

На занятиях по изобразительной деятельности у детей закрепляются представления о геометрических фигурах, о форме, размерах предметов, об их пространственном размещении, о количестве. На занятиях по аппликации дети учатся отображать реальность и моделировать её. Реальные предметы в аппликации предстают в виде сочетаний упрощенных форм. Делая аппликации, дети учатся моделировать эти предметы, изменяя взаиморасположение одних и тех же основных геометрических форм, которые в каждом случае выступают разными элементами образа реального объекта.

 «Подвижные игры с математическим содержанием»

Используемые разнообразные подвижные игры, на прогулке с математическим содержанием«Краски»«Часовой»«Классики» и т. д. Учат детей ориентироваться во времени и пространстве, закрепляют знания об измерениях условными мерками или общепринятыми мерами. Отсчитывать шагами расстояния, произносить слова, определяющие положение предмета в пространстве.

Планируя работу по математике, нужно ее проводить в игровой форме, использую сказочные персонажи. Вместе с ребятами они попадают в разные истории, с ними случаются необыкновенные приключения. Вместе героями сказок дети получают подарки, сочувствуют друг другу и сопереживают. В ходе непосредственной образовательной деятельности мы отправляемся в путешествие, например, к «тетушке Сове», или к «Маше и Медведю». Спешим на помощь Незнайке, или к Мишке. Отправляемся в кругосветное математическое путешествие.

При работе с родителями, обращать внимание (родителей) на то, что знания, которые дети получают в детском саду можно закреплять по дороге из детского сада домой. Можно учить ориентироваться на улице (знать название улицы, на которой расположен детский сад, номер дома и квартиры, где проживает ребенок, обращать внимание детей на то, что цифры можно увидеть везде: на автобусах, номерах домов, машин, квартир, на то, что номера домов идут не по порядку (они четные и нечетные). В магазине, обращать внимание детей на цены на различные товары. Полученные знания закреплять дома, играя с ребенком. Домашняя обстановка способствует раскрепощению ребенка, и он усваивает учебный материал в индивидуальном для себя темпе. Родители в свою очередь узнают многое о своем ребенке. Разнообразить задания можно до бесконечности.

Подводя итог вышесказанному, хочется особо подчеркнуть, что развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка. Для формирования элементарных математических представлений детей важно создать такую среду и такую систему отношений, которые бы стимулировали самую разнообразную его умственную деятельность и развивали бы в ребенке именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться. Нельзя делать за ребенка то, что он сам может сделать, думать за него, когда он сам может додуматься. Такая подсказка только вредит ему! Нельзя лишать ребенка возможности и удовольствия сделать пусть маленькое, но открытие.

Консультация для педагогов

на тему

«Математика вокруг нас»

Выполнила: воспитатель старшей группы «Звездочка» Безуглова Н.В.

Таганрог 2017


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста»

Многие родители полагают, что главное при подготовке к школе - это познакомить ребенка с цифрами и научить его писать, считать, складывать и вычитать (на деле это обычно выливается в попытку вы...

Консультация для педагогов "Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста" с использованием ТРИЗ технологии

С древних времён человечество пыталось определить, что такое «время». Уже с трёх - четырёхлетнего возраста дети начинают осознавать то, что живут во времени. Они привыкают к последовательности событий...

Консультация для педагогов "Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста с помощью лепки"

Всегда говорю о том, что особая роль отводится математике - в умственном воспитании, в развитии интеллекта. Это объясняется тем, что результатами обучения математики являются не только знания, но и оп...

Консультация для педагогов "Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста"

Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста...

Консультация для педагогов "Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста."

Консультация для педагогов "Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста."...

Консультация для родителей «Развитие математических представлений у детей дошкольного возраста»

Консультация для родителей«Развитие математических представлений у детей дошкольного возраста»...