Консультация для родителей «Развитие математических представлений у детей дошкольного возраста»
материал по математике (старшая группа)
Консультация для родителей
«Развитие математических представлений у детей дошкольного возраста»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley.docx | 20.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Развитие математических представлений у детей дошкольного возраста»
В обучении дошкольников важное место занимает математика. Особенно в наше время это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения, стремлением родителей раньше научить ребенка узнавать цифры, решать задачи, считать. Важно воспитать и привить интерес к математике. Очень важно, чтобы математика вошла в жизнь детей не как теория, а как знакомство с интересным явлением окружающего мира. Весь процесс должен быть настроен на более раннее возникновение "почему? ", желание узнать что-то новое, формируется познавательный интерес.
Уже с младенческого возраста начинается у ребенка знакомство с величиной, формой, пространственными ориентирами. Он на каждом шагу сталкивается с тем, что нужно учитывать величину и форму предметов, правильно ориентироваться в пространстве.
Знания по математике ребенок должен получать не только в детском саду, но и из своей повседневной жизни. Здесь без помощи родителей не обойтись. Вы можете уделить внимание и в повседневной жизни, по дороге в детский сад, на прогулке, в магазине и т. д. Обращайте внимание детей на форму различных предметов в окружающем мире, их количество. Например, тарелки круглые, часы круглые, скатерть квадратная. Спросите, какую фигуру напоминает тот или иной предмет. Выбери предмет похожий по форме на ту или иную фигуру. Спросите, чего у них по две и чего по одному. Поставьте чашки и спросите, если будут обедать 3 или 4 человека, сколько нужно поставить тарелок, положить ложек и вилок. Принесли домой фрукты, яблоки и груши, спросите чего больше? По дороге в детский сад или домой рассматривайте деревья, спросите, какое дерево выше, а какое ниже, какое толще, а какое тоньше. А когда рисует ваш ребенок, спросите его о длине карандашей, сравните их по длине, чтобы ребенок в жизни употреблял такие слова как длинный-короткий, широкий-узкий, высокий-низкий. Ребенок должен к школе пользоваться правильными словами для сравнения по величине. Сравнивайте все вокруг по величине. Обращайте внимание детей на характерные особенности животных.
Обращайте внимание на цифры, которые окружают вокруг нас в повседневной жизни, например в календаре, на телефонном аппарате, номер вашего дома, квартиры, страница в книге. Предложите ребенку рассмотреть цифры в телефоне, назвать их сначала в прямом, а потом в обратном порядке, сказать номер своего телефона, спросить, есть ли в номере одинаковые цифры. Спрашивайте ребенка, что находится слева, справа от него, впереди- сзади. Обращайте внимание на то, что было сегодня, что было вчера, что буде завтра. Называйте дни недели, спрашивайте его, а какой был день вчера, а какой будет день завтра. Называйте месяцы: зимние, весенние, летние и осенние. Обратите внимание детей на часы в вашем доме, например в телевизоре, магнитофоне, стиральной машине. Объясните для чего они. Познакомьте детей с деньгами, монетками. Чтоб ребенок знал, сколько рублей содержится в той или иной монете, цифра на монете обозначает количество рублей, что количество монет не соответствует количеству рублей.
Так вы можете приобщить ребенка ко многим математическим понятиям, способствовать их лучшему усвоению, поддерживая и развивая их интерес к математике, жертвуя небольшим количеством времени.
Математические игры в домашних условиях
Тема: счет
«Кто знает, пусть дальше считает»
- Например, взрослый называет число 5 и говорит: «Считай дальше» (и так с любым числом до 10).
- Назови числа до 6 (5, 3, 4 и т.д.)
- Назови числа после 3 (4, 7, 6 и т.д.)
- Назови число на 1 больше (или на 1 меньше названного).
- Счёт цепочкой (поочерёдно): начинает взрослый — «один», ребёнок продолжает — «два», взрослый — «три», ребёнок — «четыре» и т.д. до 10. Затем счёт первым начинает ребёнок.
«Отложи столько же предметов (счёт на слух)»
- Взрослый ритмично хлопает в ладоши, ребёнок закрывает глаза и считает хлопки на слух, затем откладывает столько же предметов.
Вопрос: «Сколько предметов ты отложил? и почему?»
Усложнение: «Отсчитай предметов на 1 больше (или на 1 меньше), чем услышишь хлопков».
Вопрос: «Сколько ты отложил предметов и почему?»
«Какой по счёту? (порядковый счёт)»
Расставьте в ряд любые предметы (игрушки)
«Слоник какой по счёту?», «Кто стоит второй?» и т.д.
Тема: цифры
«Наведи порядок»
Все цифры расположены беспорядочно. Дать задание ребенку разложить цифры по порядку.
«Назови соседей»
Перед ребёнком числовой ряд в правильном порядке. «Назови соседей числа 3», «Назови число, которое стоит после числа 4», «Назови число, которое стоит перед числом 7», «Какое число стоит между числами 4 и 6» и т.д.
«Какой цифры не стало?»
Перед ребёнком числовой ряд. Ребёнок закрывает глаза или отворачивается, взрослый убирает одну или две цифры. Открыв глаза, ребёнок определяет какой цифры нет.
«Математическая путаница»
В игре «Путаница» цифры раскладывают на столе в правильном порядке.
В тот момент, когда Дана закрывает глаза, цифры меняют местами. Ребёнок находит эти изменения и возвращает цифры на свои места.
«Загадки про цифры»
На столе лежат цифры первого десятка. Взрослый загадывает загадки. Ребёнок должен догадаться о какой цифре идет речь, убирает из числового ряда эту цифру. Загадки могут быть самые разнообразные. Например, убрать цифру, которая стоит после цифры 6, перед цифрой 4; убрать цифру, которая показывает число на 1 больше 7; убрать цифру, которая показывает, сколько раз я хлопну в ладоши; убрать цифру, которая показывает, сколько раз я топну и т.д.
Тема: Ориентировка в пространстве
«Кто где?»
Вокруг ребёнка с четырёх сторон (слева, справа, впереди, сзади) расставить любые игрушки.
Вопросы: Кто стоит справа (слева) от тебя? Кто стоит впереди (сзади) от тебя? Где стоит заяц? (слева от меня) Где находится машина? (сзади от меня) и др.
«Фигуры высшего пилотажа»
Перед ребёнком лист бумаги и маленький самолётик (из картона) или игрушка
Задания: Самолёт летит в правый (левый) верхний или нижний угол. Где самолёт? Самолёт полетел в середину листа. Где самолёт? и т.д. В этом задании можно использовать любые предметы и игрушки.
Игровые задания:
- Топни правой ногой 3 раза.
- Дотронься левой рукой до левого уха.
- Подними вверх правую (левую) руку.
- Поставь на носок правую (левую) ногу.
- Поставь на пояс правую (левую) руку.
- Дотронься левой рукой до правого колена.
- Повернись направо (налево).
- Сделай три шага вперёд, повернись влево сделай 5 шагов и т.д.
Тема: фигуры
Учимся находить в окружающих вещах знакомые фигуры: «Окно прямоугольное. Форточка квадратная. Флажок треугольный. Яйцо овальное. Колесо круглое.» Важно показать разницу между похожими фигурами (овал и круг, квадрат и прямоугольник) и общее.
Занимаясь с ребёнком рисованием, подсказывайте, как выполнить ту или иную деталь рисунка, по возможности обращаясь к таким формам: «Иллюминаторы рисуй круглыми», «Крышу сказочного домика лучше сделать треугольной», «Блоки для строительства нарисуй квадратными».
«Кто больше назовет»
Ребенок и взрослый соревнуются в названии предметов (в окружающей обстановке), похожих на геометрические фигуры. Например:
Прямоугольник- дверь, картина, стена, палас, рамка оконная, крышка стола и т.д.
Круг- тарелка, обруч, часы, мяч, шарик, баночка, баранка и т.д.
Трапеция- конструктор, юбочка, сумочка и т.д.)
Овал- огурец, батон, салфетка, хлебница, селедочница и т.д.
Тема: ориентировка во времени
«Сегодня», «завтра», «вчера»
Очень важно постоянно закреплять ориентирование во времени: правильно употреблять слова «сегодня», «завтра», «вчера» и производные от них. Этому умению ребёнок обучается постепенно, в повседневной жизни, почаще задавайте подобные вопросы: «Куда мы пойдем завтра?», «В какую игру вы играли вчера с Ваней?
«Части суток»
Что мы делаем утром? Когда мы ужинаем, спим, просыпаемся? и т.д.
«Времена года»
Знать название текущего времени года. Сколько всего времён года? Назови их по порядку. Какое время года идёт после весны? «Какие признаки осени ты знаешь?» и т.д.
Название текущего месяца года.
Тема: состав числа
Уважаемые родители, эти игры можно изготовить дома самостоятельно и в игровой форме закреплять знания.
Цель игр: Закрепить представления о составе чисел из двух меньших чисел (в пределах 10).
«Божьи коровки»
Материал: карточки с изображением божьих коровок с цифрой на левом крыле; карточки с цифрами для второго крыла; цифры в кругах.
Варианты использования пособия:
1. Кладёте цифру в круге над божьими коровками и предлагаете ребёнку подобрать цифру на второе крыло. Ребёнок находит эту цифру и прикрепляет его на крыле.
2. На обоих крыльях божьих коровках разложены цифры. Ребёнок должен из двух чисел составить число и найти соответствующую цифру в круге.
Игры очень просты и доступны. Играйте со своими детьми, развивая их умственные способности. Математика занимает важное место в жизни человека. Вы потратите совсем немного времени, а у ребенка с каждым занятием, с каждой игрой складывается все более глубокое представление, тем самым расширяются его возможности обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста".
Консультативный материал...
Консультация для родителей «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста в процессе изучения окружающего мира"
laquo;Развитие математических способностейу детей дошкольного возрастав процессе изучения окружающего мира»...
Консультация для родителей - Развитие временных представлений у детей дошкольного возраста
Ребенку в дошкольном возрасте еще довольно трудно научится определять дни недели, месяца. Вашему внимаю, мы предлагаем вам статью о том, как помочь справится ребенку дошкольного возраста с таки ...
Консультация для родителей «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста».
laquo;Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста»....
Консультация для родителей "Развитие математических представлений у детей дошкольного возраста посредством игр"
Консультация для родителей....
Консультация для родителей «Развитие временных представлений у детей дошкольного возраста»
Дети тем, особенно милы, что живут всегда в настоящем. Даже их мечты есть жизнь в настоящем и не нарушают ее.Лев Николаевич Толстой...
Консультация для родителей "Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста"
Обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное место....