ОТЧЁТ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ВОСПИТАТЕЛЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ НА ТЕМУ «ИГРЫ -ГОЛОВОЛОМКИ ПО ФЭМП КАК СРЕДСТВО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ».
материал по математике (старшая, подготовительная группа) на тему
Логическое мышление — это вид мышления, сущность которого в оперировании понятиями, суждениями, умозаключениями на основе законов логики, их сопоставлении и соотнесении с действиями или же совокупность умственных логически достоверных действий или операций мышления, связанных причинно-следственными закономерностями, позволяющими согласовать наличные знания с целью описания и преобразования объективной действительности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
Отчёт по самообразованию воспитателя подготовительной группы № 11 Белогривцевой О.И.
по теме:
«Игры – головоломки по ФЭМП как средство интеллектуального развития».
Многие педагоги и родители знают, что математика — это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно и то, что от эффективности математического развития ребёнка в дошкольном возрасте зависит его успешность обучения математике в начальной школе.
Почему же многим детям так трудно дается математика не только в начальной школе, но уже и сейчас, в период подготовки к учебной деятельности? Попробуем ответить на этот вопрос. Проанализировав свой опыт работы пришла к выводу, что большой процент дошкольников затрудняются логически мыслить, анализировать, обобщать.
Логическое мышление — это вид мышления, сущность которого в оперировании понятиями, суждениями, умозаключениями на основе законов логики, их сопоставлении и соотнесении с действиями или же совокупность умственных логически достоверных действий или операций мышления, связанных причинно-следственными закономерностями, позволяющими согласовать наличные знания с целью описания и преобразования объективной действительности.
Развитие мышления дошкольника проходит несколько этапов. Сначала происходит формирование наглядно-действенного мышления, т. е. все мыслительные операции у малыша происходят через действие. В конце этого периода происходит закладка элементов наглядно-образного мышления, т. е. малыш начинает мыслить при помощи образов. А к концу старшего дошкольного возраста начинает формироваться словесно-логическое мышление, оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. Дети учатся самостоятельно рассуждать, делать выводы, сопоставлять, сравнивать, анализировать, находить частное и общее, устанавливать простые закономерности. Все виды мышления тесно связаны между собой. От уровня развития всех типов мышления зависит успешность обучения в школе, скорость усвоения материала, внимание, успеваемость в принципе.
Развивать логическое мышление старшего дошкольника целесообразнее всего в русле математического развития. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников – особая область познания, в которой при условии последовательного обучения можно целенаправленно формировать абстрактное мышление, повышать интеллектуальный уровень детей. В школе им понадобится применение таких мыслительных операций как умения сравнивать, анализировать, конкретизировать, обобщать.
Цели:
Создать условия для эффективного использования логико-математических игр как эффективного средства подготовки детей к школе.
Способствовать развитию познавательной активности детей.
Задачи:
1. Развивать творческие и интеллектуальные способности детей.
2. Развивать воображение детей.
3. Развивать логическое мышление детей.
4. Развитие у старших дошкольников логических приемов (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации)
5. Формирование умения понимать и прослеживать причинно — следственные связи и на их основе делать простейшие умозаключения.
6. Повысить уровень знаний детей по развитию элементарных математических представлений.
Сентябрь
Работа с детьми:
- Чтение математической сказки «В стране «Математике» в пластилиновом районе» (анализ и обсуждение сказки с детьми).
- Проведение НОД, с использованием игрового занимательного материала «Головоломки из счетных палочек» (карточки-схемы)
Выход темы: Карточки-схемы для головоломок из счетных палочек способствуют более продуктивному запоминанию материала.
Работа с родителями:
Консультация и наглядный материал в родительский уголок «Игры и упражнения, направленные на развитие умственных и речевых способностей у дошкольников».
Октябрь
Работа с детьми:
- Обучение модулированию ( учить составлять из нескольких треугольников один, из трёх частей круга круг, четырёх отрезков четырёхугольник, из двух коротких один длинный и т.д.)
- Проведение индивидуальной и подгрупповой деятельности с использованием блоков Дьенеша:
д/и «Угощение для медвежат» (блоки + карточки символы)
-д/и «Украсим дерево листочками» (блоки + карточки символы)
д/и «Логический поезд» (блоки + карточки символы)
Работа с родителями: Памятка для родителей : «Развитие логического мышления в старшем дошкольном возрасте»
Ноябрь
Работа с детьми:
-Использование в индивидуальной деятельности и в НОД математических загадок;
-Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала (игры с палочками Кюизенера: «Построение лестницы»)
- Обучение конструированию фигурок по словесному описанию и перечислению их характерных слов.
- Изготовление шаблонов контуров фигур
Работа с родителями:
Консультации по вопросам организации игр головоломок с детьми в домашних условиях. Участие родителей в изготовлении шаблонов и контуров фигур.
Декабрь
Работа с детьми -Использование в подгрупповой и индивидуальной деятельности «Загадки-шутки»;
- Использование в подгрупповой и индивидуальной деятельности упражнений «Графический диктант».
-Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью головоломок «Доберись до домика», «Поймай рыбку».
- Формировать умение детей ориентироваться на ограниченной поверхности (лист бумаги, учебная доска, тетрадь), располагать предметы в указанном направлении.
Работа с родителями:
Памятка для родителей «Приобретение навыков работы с играми головоломками».
Наглядный материал в родительский уголок.
Январь
Работа с детьми:
-Игры на развитие внимание и логического мышления: «Вставь пропущенное число», «Я загадала», «Выбери нужное», «Я беру с собой в дорогу» и т.д..
- Математическое развлечение «Путешествие в математическую страну на остров арифметической задачи».
- Игры -соревнования «Кто быстрее соберёт фигурку», «Чья команда быстрее соберёт фигуру».
Работа с родителями: Материал в родительский уголок:- Консультация для родителей «Важность обучения детей развивающим играм», Памятка «Загадки на сообразительность и развитие воображения»
Февраль
Работа с детьми:
-Игры на воссоздание силуэтов и моделирование на плоскости «Танграм», «Колумбово Яйцо, «Монгольская игра», «Листик»;
- Развитие умственных и речевых способностей с помощью словесных игр: «Расселили птиц», «Ассоциации», «Придумай предложение».
- Использование в индивидуальной деятельности и в НОД игр на развитие логического мышления.
- Использование в индивидуальной деятельности и в НОД упражнений «мозговой штурм»
- Создание копилки игр лабиринтов «Волшебная шкатулка».
Работа с родителями: Включение родителей в создание копилки игр лабиринтов «Волшебная шкатулка».
Март
Работа с детьми:
-Игры на развитие внимание и логического мышления: «Четвертый лишний», «Кто кем был и кто кем будет», «Варианты слов», «Запомни-повтори»
-Игра на воссоздание силуэтов и моделирование на плоскости «Колумбово яйцо», «Монгольская игра».
Консультация для воспитателей «Игра как средство развития логического мышления».
Работа с родителями:
Памятка для родителей «Как организовать игры детей дома с использованием занимательного математического материала»
Апрель
Работа с детьми:
- Игры на развитие познавательных интересов: «Запоминайка», «Рассыпанные цифры», «Выложи по памяти», «Игра-головоломка».
- Закрепить умение детей ориентироваться на ограниченной поверхности (лист бумаги, учебная доска, тетрадь), располагать предметы в указанном направлении.
- Использование в подгрупповой и индивидуальной деятельности упражнений «Графический диктант», «Раскраски-лабиринты».
- Фотовыставка «Маленький гений».
Работа с родителями:
Консультация для родителей «Как научить ребёнка ориентироваться на листе бумаги».
Май
Работа с детьми:
- д/и с обручами (от 1 до 10, «Спасатели спешат на помощь» (блоки Дьенеша + схемы)
- математическая викторина «Игра в КВН».
- Создание мини-центра «Наш мини-центр головоломок»
Работа с родителями:
Включение родителей в создание мини-центра головоломок.
Отчет о работе в форме презентации. Предоставление материалов самообразования в методический кабинет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самообразование воспитателя подготовительной группы по теме "Роль загадки в воспитании дошкольника"
Самообразование воспитателя подготовительной группы по теме "Роль загадки в воспитании дошкольника"...

Отчёт по самообразованию воспитателя подготовительной группы на тему "Роль загадки в воспитании дошкольника"
Отчёт по самообразованию воспитателя подготовительной группы на тему "Роль загадки в воспитании дошкольника"...

«ИГРЫ - ГОЛОВОЛОМКИ ПО ФЭМП КАК СРЕДСТВО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ»
Игры-головоломки по ФЭМП имеют важнейшее значение для интеллектуального развития ребёнка . Игра для дошкольника – способ познания окружающего мира. Она является средством воспитания,...

План по самообразованию воспитателя старшей группы «Ромашки» Тема: «Дидактическая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста»
На сегодняшний день – образная, богатая синонимами и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем: бедность...

Статья «Игры-головоломки по ФЭМП как средство интеллектуального развития детей»
Головоломка — непростая задача, для решения которой, как правило, требуется сообразительность, а не специальные знания высокого уровня.Некоторые головоломки известны с глубокой древности. О...
План работы по самообразованию воспитателя подготовительной группы на тему "Развитие навыка связной речи посредством пересказа у детей старшего дошкольного возраста"
План работы по самообразованию воспитателя подготовительной группы на тему "Развитие навыка связной речи посредством пересказа у детей старшего дошкольного возраста"...

План самообразования воспитателя подготовительной группы на тему: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 6-7 лет»
Цель: повысить свой профессиональный уровень, расширить свои знания по теме, усилить совместную работу педагога и родителей по развитию речи детей.Задачи: - активизировать работу по речевому; развитию...