«ИГРЫ - ГОЛОВОЛОМКИ ПО ФЭМП КАК СРЕДСТВО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ»
презентация к уроку по математике (старшая, подготовительная группа) на тему

Белогривцева Ольга Ивановна

Игры-головоломки по ФЭМП имеют важнейшее значение для  интеллектуального развития ребёнка . Игра для дошкольника – способ познания  окружающего мира. Она является средством воспитания, если её включить в целостный педагогический процесс.  Активизируются разнообразные умственные процессы,  требующие от детей внимания, активной деятельности анализаторов, процессов различения, сравнения, обобщения и т.д. Происходит полноценное развитие ребёнка. Математика один из наиболее трудных учебных предметов в школе. Дошкольники об этом ещё не знают и не должны узнать. Поэтому наша задача – дать ребенку возможность почувствовать, что он сможет понять, усвоить не только частные понятия, но и общие закономерности. А самое главное – это познать радость при преодолении трудностей.В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни ребёнка. Игра для дошкольника – способ познания окружающего мира. Она является средством воспитания, если её включить в целостный педагогический процесс, то активизируются разнообразные умственные процессы. Цель работы - способствовать развитию познавательной активности, логического мышления, стремления  к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей через логико-математические игры.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Государственное бюджетное образовательное учреждение Школа №1155 Дошкольное отделение №2 САМООБРАЗОВАНИЕ НА ТЕМУ: «ИГРЫ -ГОЛОВОЛОМКИ ПО ФЭМП КАК СРЕДСТВО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ» Воспитатель подготовительной группы № 11 Белогривцева Ольга Ивановна

Слайд 2

Игры-головоломки по ФЭМП имеют важнейшее значение для интеллектуального развития ребёнка . Игра для дошкольника – способ познания окружающего мира. Она является средством воспитания, если её включить в целостный педагогический процесс. Активизируются разнообразные умственные процессы, требующие от детей внимания, активной деятельности анализаторов, процессов различения, сравнения, обобщения и т.д. Происходит полноценное развитие ребёнка

Слайд 3

Цель работы: Основной целью деятельности является всестороннее развитие ребёнка – развитие его мотивационной сферы, индивидуальных и творческих способностей с учётом возрастных и индивидуальных особенностей, его интересов, способностей и потребностей.

Слайд 4

Задачи: . Формировать мотивацию к познанию окружающего мира. . Способствовать формированию умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение , классификация, аналогия) и развитию мышления. . Развивать речь, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения. . Увеличение объёма внимания и памяти. . Формирование умений и навыков обдумывать и планировать свои действия. . Осуществлять решение в соответствии с заданными правилами. . Развитие математических представлений средствами занимательного материала.

Слайд 5

Новизна: Заключается в создании игротеки как новой формы работы на основе игрового занимательного материала с целью развития математических представлений у детей.

Слайд 6

ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ СВОЕЙ РАБОТЫ БЫЛ ПРОВЕДЁН МОНИТОРИНГ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ. Анализ полученных данных позволяет сделать вывод о повышении уровня математического развития детей. Уровень развития 2017-2018 учебный год Начало года Конец года Высокий 30% 40% Средний 55% 60% Низкий 15% 0% Этому способствовала и игротека как форма работы по развитию математических представлений дошкольников. Результаты мониторинга отражают положительную динамику в развитии детей.

Слайд 8

Работа с родителями Оформление развивающей среды. Родительские собрания. «Памятки» по использованию игровых технологий. Консультации для родителей. Совместные игры.

Слайд 9

Развивающая среда Организация развивающей среды В группе организован уголок занимательной математики. При организации развивающей среды исходили из принципа доступности игр детям. В уголок занимательной математики были помещены такие игры и игровые материалы, которые могут освоить дети с разным уровнем подготовки.

Слайд 10

Средства логико математического развития детей делятся на несколько групп по содержанию : Игры с геометрическими фигурами Игры с цифрами и числами Игры на ориентировки в пространстве Игры на различие временных представлений Игры на логическое мышление

Слайд 12

ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ИГРЫ , используемые в течение года в группе разнообразны. В проблемно-игровой технологии они представлены в виде групп: НАСТОЛЬНО-ПЕЧАТНЫЕ («Цвет и форма», «Логический домик», «Игровой квадрат», « Логоформочки », «Логический поезд»).; ИГРЫ НА ОБЪЁМНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ «Кубики для всех», «Загадка», «Шар», «Геометрический конструктор»

Слайд 13

ИГРЫ НА ПЛОСКОСТНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ « Танграм », «Сложи квадрат», « Колумбово яйцо», «Монгольская игра», « Пифагор», «Пентамино» ИГРЫ ИЗ СЕРИИ «КУБИКИ И ЦВЕТ» «Сложи узор», «Куб-хамелеон», «Цветное панно»

Слайд 14

Кубики Никитина В процессе игры с кубиками Никитина дети тренируют навыки счета, учатся ориентироваться в пространстве и во времени, конструктивные способности, развивают внимание, память, мелкую моторику, логическое мышление, воображение и речь.

Слайд 15

Развивающие игры Воскобовича Развивают: внимание и память, пространственное и логическое мышление; воображение и творческие способности, умение ориентироваться в форме и размере геометрических фигур, пространственных отношениях; умение конструировать плоскостные и объемные фигуры, пользуясь пооперационной схемой или собственным замыслом.

Слайд 16

ИГРЫ В.ВОСКОБОВИЧА «ПЛАНЕТА УМНОЖЕНИЯ», «ЦИФРА – ДОМИНО»

Слайд 17

" Геоконт " открывает ребенку мир геометрических и образных превращений, разноцветных приключений Развивает : название и структуру геометрических фигур, их размера; умение строить симметричные, несимметричные фигуры, узоры ориентироваться в пространстве; умение конструировать фигуры по схеме, картинке, словесному алгоритму и собственному замыслу; внимание, память, элементы логического мышления; воображение, творческие способности; пальцевую и кистевую моторику рук

Слайд 18

Подбери заплатку . Игра на развитие логического мышления. Задание для ребенка - подобрать правильную заплатку к картинкам.

Слайд 19

В процессе моделирования ребёнок замещает конструкцией из палочек реальный предмет (дом, дерево, и т.д.) с помощью творческого воображения, на основе которого формируется творческое мышление. Без этих качеств немыслима деятельность человека любой профессии Палочки Кюизенера

Слайд 20

Блоки Дьенеша Знакомят с формой, цветом, размером, толщиной объектов. Развивают пространственные представления. Развивают логическое мышление, представление о множестве, операции над множествами (сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование). Развивают умения выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно обозначать их отсутствие, обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения. Развивать знания, умения и навыки, необходимые для самостоятельного решения учебных задач. Развивать психические функции, связанные с речевой деятельностью.

Слайд 21

Развивающие игры-карточки на логическое мышление « Кайе Колоретто "," Каналетто " Виколетто Сейчас широко распространены " пазлы " в отличие от них, карточки Кайе – это вариативная много­функциональная дидактическая и игровая система открытого типа с множеством допустимых решений. Вариативность пособия обеспечивается большим количеством вариантов стыковки карточек. Две карточки дают от четырех до двенадцати вариантов сборки друг с другом (в зависимости от рисунка), а 100 карточек –практически, бесконечное число вариантов. Поэтому каждый раз – это новая игра.

Слайд 22

Палитра Палитра - универсальное пособие для работы с последующей самопроверкой. Карточка с заданием накладывается на деревянную основу. Ребенок берет в руки фишку, соответствующую заданию, ищет подходящий ответ и кладет фишку в углубление рядом с этим ответом. При проверке карточку переворачивают, снова кладут на палитру и затем проверяют, совпадают ли цвет и форма фишек с раскраской по краям заданий.

Слайд 23

ТЕХНОЛОГИЯ ТРИЗ По теории ТРИЗ нужно «обратить вред в пользу». Для математического развития детей рекомендуют применять следующие типы ТРИЗ - упражнений : «Поиск общих признаков» - найти у двух разных объектов как можно больше общих признаков; «Третий лишний» - взять три объекта, разные по смысловой оси, найти в двух из них такие сходные признаки, которых нет в третьем; «Поиск противоположных объектов» – назвать объект и как можно больше объектов, противоположных ему.

Слайд 24

Развитие логико - математических представлений о времени

Слайд 25

Решение логических задач

Слайд 26

Вставь пропущенные цифры Работа с числами, числовым рядом

Слайд 27

Заключение: Развитие логического мышления происходит постепенно. Для одного ребёнка больше характерно наглядно-образное мышление, для другого наглядно-действенное. А третий с лёгкостью оперирует понятиями. Дидактические игры по ФЭМП одна из форм развития логического мышления. В процессе игры разнообразные умственные процессы активизируются и принимают произвольный характер. Практика показала, что применение дидактических игр во время ФЭМП повышает эффективность педагогического процесса, кроме того они способны развитию памяти, мышления, внимания, воображения у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребёнка.

Слайд 28

Литература: Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. «Логика и математика для дошкольников». Михайлова З.А. «Игровые задачи для дошкольников». Гоголева В.Т. «Логическая азбука для детей 5 -7 лет». Гоголева В.Т. «Математика от трех до семи». Колесникова Е.В. «Развитие математического мышления у детей 5-7 лет». Волина В. «Праздник чисел». Соболевский Р.Ф. «Логические математические игры». Соловьева Е. «Логический класс» Смоленцева А.А., Пустовойт О.В. «Математика до школы».

Слайд 29

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОТЧЁТ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ВОСПИТАТЕЛЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ НА ТЕМУ «ИГРЫ -ГОЛОВОЛОМКИ ПО ФЭМП КАК СРЕДСТВО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ».

Логическое мышление — это вид мышления, сущность которого в оперировании понятиями, суждениями, умозаключениями на основе законов логики, их сопоставлении и соотнесении с действиями или же совок...

Статья «Игры-головоломки по ФЭМП как средство интеллектуального развития детей»

Головоломка — непростая задача, для решения которой, как правило, требуется сообразительность, а не специальные знания высокого уровня.Некоторые головоломки известны с глубокой древности. О...

Игры со счетными палочками как средство интеллектуального развития дошкольников

Интеллектуальное формирование дошкольников – универсальный процесс, имеющий отношение к делам связанным с вырабатыванием абсолютно всех сторон личности ребёнка, оно является важнейшей частью общ...

Опыт работы "Развивающие игры и игры головоломки как средство интеллектуального развития детей среднего возраста"

         Интеллектуальное развитие средних  дошкольников определяется комплексом познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. В с...

Консультация для воспитателей "Развивающие игры В. В. Воскобовича как средство интеллектуального развития дошкольников"

Консультация    для воспитателей "Развивающие игры   В. В. Воскобовича как средство интеллектуального развития дошкольников"   Игровая деятельность являетс...

опыт работы по теме «Развивающие игры и игры-головоломки средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста» "

опыт работы по теме «Развивающие игры и игры-головоломкисредствоинтеллектуального развития детей дошкольного возраста» "...