Формирование математических способностей с помощью развивающих игр
план-конспект занятия по математике (старшая группа) на тему
Главной задачей современной системы образования является раскрытие способностей каждого ребенка, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном информационном обществе, умение использовать информационные технологии, обучение в течение всей жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_matematicheskih_sposobnostey.docx | 278.63 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирование математических способностей детей дошкольного возраста с помощью развивающих игр»
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Математика – наука Хороша и всем нужна,
Без нее прожить нам трудно,
Без нее нам жизнь сложна.
Главной задачей современной системы образования является раскрытие способностей каждого ребенка, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном информационном обществе, умение использовать информационные технологии, обучение в течение всей жизни. Математическое образование уже в дошкольном возрасте способствует развитию критического мышления, логической строгости и алгоритмичности мышления, которые во многом определяют успешность и результативность деятельности ребенка в познании мира вне и внутри себя.
В процессе математического образования в детском саду осуществляется математическое развитие ребенка, наряду с которым встречается и понятие «логико-математическое развитие» (З. А. Михайлова). Под логико-математическим развитием дошкольников следует понимать позитивные изменения в познавательной сфере личности, которые происходят в результате освоения математических представлений и связанных с ними логических операций.
Математика – наука довольно сложная. Все, что нас окружает, подчинено законам математики: все можно посчитать и измерить, расположить в пространстве и найти сходство с геометрическими формами и фигурами и т.п.
В детских видах деятельности заложены огромные возможности для математического развития детей. При этом процесс обучения превращается в процесс «усвоения… в других (не учебных) видах деятельности»; присутствует «ситуация, актуально побуждающая и вынуждающая к расширению и перестройке собственного опыта».
Начиная работу, было бы неплохо изучить эмоциональное самочувствие ребенка, его отношение к математике. В этом может помочь проективная беседа, которая проводится индивидуально с каждым ребенком в атмосфере доброжелательности и при полном отсутствии оценочного отношения со стороны взрослого.
Один из тестов предполагает определить предпочтение ребенка в выборе деятельности. Воспитатель показывает ребенку таблицу с изображение пяти домиков, на каждом из них схематично изображено то, что подчеркивает принадлежность к определенной сфере:
1. «Математический домик» - украшен цифрами
2. Домик для грамоты – буквами
3. Карандаши на домике показывают, что он предназначен для изобразительной деятельности.
4. Игрушка – здесь можно играть.
Воспитатель спрашивает ребенка:
«Перед тобой домики – в одном можно рисовать, в другом – слушать сказки, в третьем – заниматься математикой, в четвертом –играть. В каком домике тебе будет интереснее всего? Почему? В какой еще домик тебе хотелось бы зайти? В какой домик тебе заходить совсем не хочется? Почему?»
Этот простой тест определяет предпочтения ребенка, его интерес к определенному виду деятельности. Становится ясно, кто из детей тяготеет к математическим занятиям, а кто не стремиться «посетить» этот домик.
Как показывает опыт, дети в первую очередь выбирают игровой и сказочный домики.
Игры с математическим содержанием развивают логическое мышление, познавательные интересы, творческие способности, речь, воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей.
Сегодня я вам предлагаю принять участие в этих играх.
Начнём с первого игрового задания «Вылепи цифру». Я буду загадывать загадку о цифре, а вы вылепите ответ.
Кто-то ночью старый стул
Спинкой вниз перевернул.
И теперь у нас в квартире
Стал он цифрою. (4)
Эта циферка с секретом.
И зимой, и жарким летом
Различишь едва-едва,
Где в ней ноги, голова. (8)
Цифру эту угадайка!
Она большая зазнавайка.
Единицу сложишь с двойкой,
И получишь цифру. (3)
Для детей это оказалось не так просто.
А теперь мы разделимся на две команды. Одна команда будут дети возраста 5 лет, другая – 6 лет. Для этого вы должны вытянуть карточки с цифрами от 1 до 6. Те, кому попадутся цифры 1,2,3 будут дети старшей группы, а кому попадутся цифры 4,5,6 будут дети подготовительной группы.
Вторая игра называется «Составь фигуру». Для этого мы будем использовать «Коломбово яйцо» для детей старшей группы, «Ракета» для детей подготовительной группы «Бабочка».
Ваша задача: составить изображение по схеме.
Следующая игра «Мы спасатели» (проводится с блоками Дьенеша).
В обычной жизни нам часто приходиться оказывать помощь родным, друзьям, просто прохожим, животным. Стремление прийти на помощь доброта, ум, внимательность к людям — это достоинство человека. И, конечно, спасателю нужна сообразительность, быстрота реакции умение рассуждать и принимать нестандартные решения. Я предлагаю вам стать «спасателями». К несчастью, в жизни бывают чрезвычайные ситуации, бедствия.
Задача «спасателей» (т.е. ваша задача) — подготовить транспорт к выезду в район бедствия. Выложите из блоков Дьенеша транспорт по схемам .
А сейчас я предлагаю вам игру «Полминутки для шутки» эта игра может служить динамической паузой.
1. Сколько елочек зеленых, столько выполним наклонов. (6)
2. Ножкой топни столько раз, сколько уточек у нас. (7)
3. Сколько покажу кружков, столько выполнишь прыжков. (8)
8. Присядем столько раз, сколько бабочек у нас. (5)
9. Сколько очков, столько язычком щелчков. (9)
11. Сколько точек будет в круге, столько раз поднимем руки. (10)
Следующее задание я предлагаю игра «Гараж». Игра подходит для отработки состава числа.
Ну и на конец самое интересное для детей – это конечно же графический диктант.
В свободной деятельности детям давала «Математические раскраски», «Посчитай предметы», «Найди правильную цифру».
Итак, какие трудности вы испытали выполняя задания? Игры с логическими блоками у детей вызывают живой интерес. А вам интересно было играть? А как вы считаете, какими мыслительными операциями овладевают дети в подобных играх?
Так незаметно, в игре дети овладевают и сложными мыслительными операциями, и получают знания элементарных математических представлений.
Я хочу закончить свое выступление словами, с которых начала свой мастер – класс.
Математика – наука Хороша и всем нужна,
Без нее прожить нам трудно,
Без нее нам жизнь сложна.
И хотя математика – один из самых сложных предметов, но наши воспитанники не должны узнать об этом никогда, ведь наша цель – научить ребенка постигать математику с интересом и удовольствием.
Список литературы:
- Михайлова З.А. Логико-математическое развитие дошкольников: от прошлого к настоящему / З.А. Михайлова // Дошкольная педагогика. . - 2011. - № 8. - С. 10-13.
- Ерофеева Т. И., Стожарова М. Ю. Математические сказки: пособие для детей 5 - 6 лет. В 2 выпусках / Т. И. Ерофеева, М.Ю. Стожарова.- М.: Просвещение, 2008. -16с.
- Сорокина А. Дидактические игры в детском саду. / А. Сорокина. / - М.: Просвещение, 2000.
- Макарова О. А. Планирование конспектов занятий по математике в подготовительной группе ДОУ / О. А. Макарова. - М.: изд. АРКТИ, 2008 – 116с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для воспитателей « Формирование математических способностей детей дошкольного возраста с помощью развивающих игр »
Математика – наука Хороша и всем нужна, Без нее прожить нам трудно, Без нее нам жизнь сложна. И хотя математика – один из самых сложных предметов, но нащи воспитанники не долж...
Мастер-класс для воспитателей «Формирование математических способностей детей дошкольного возраста с помощью развивающих игр»
Мастер-класс для воспитателей «Формирование математических способностей детей дошкольного возраста с помощью развивающих игр»...
«Формирование математических способностей при помощи Лего-конструктора»
Возможно совершенствовать математические способности и познавательную активность дошкольников через Лего – конструирование....
Мастер-класс для воспитателей «Формирование математических способностей у детей старшего дошкольного возраста с помощью развивающих игр»
Развитие умственных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольник с развитым интеллектом быстрее запоминает материал, более у...
Формирование математических способностей при помощи Лего-конструктора
Цель: совершенствование математических способностей и познавательной активности дошкольников посредством Лего – конструирования.Задачи:- сформировать интерес к элементарным математическим п...
Педагогический проект по развитию логико – математических способностей с помощью развивающих игровых технологий у детей 3-5 лет «Сказочная математика»
Одним из средств интеллектуального развития ребенка являются развивающие игры. Они важны и интересны для детей, разнообразны по содержанию, очень динамичны и включают излюбленные детьми манипуляции с ...
Формирование математических способностей при помощи лего-конструктора
В настоящее время возникает вопрос с помощью чего привлечь детей дошкольного возраста к ознакомлению с первичными математическими представлениями. так как ведущий вид деятельности остается - игра, был...