Формирование математических способностей при помощи Лего-конструктора
методическая разработка по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)

Барабанова Анна Андреяновна

Цель: совершенствование математических способностей и познавательной активности дошкольников посредством Лего – конструирования.

Задачи:

- сформировать интерес к элементарным математическим представлениям дошкольника;

-  развивать логическое мышление, внимание, память, творческие способности и мелкую моторику рук;

- сформировать у дошкольников элементарные математические знания;

- сформировать практические навыки и умения, через игру в Лего-конструктор;

- создать устойчивую мотивацию к изучению элементарных математических представлений у дошкольника и самостоятельное познание элементов математики, через  игру в Лего-конструктор

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_konstruirovanie.docx34.82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 4» г.о. Самара

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«Формирование математических способностей

 при помощи Лего-конструктора»

                                          Автор:

Барабанова Анна Андреяновна,

                                                              воспитатель

        

Самара, 2020

Пояснительная записка

   В настоящее время актуальна проблема, с помощью чего помочь детям дошкольного возраста овладеть первичными математическими представлениями и суметь использовать их в жизни.

   Математика сопровождает нас всю жизнь. Без счета, без умения правильно складывать, выучить, умножать и делить числа человеку прожить невозможно. Поэтому чем раньше ребенок поймет и усвоит азы математики, тем легче ему будет в дальнейшем.

   Согласно Концепции развития математического образования в Российской Федерации (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 24. 12. 2013 г. № 2506-р).

   Цель настоящей Концепции – вывести российское образование на лидирующее положение в мире. Математика в России должна стать передовой и привлекательной областью знания и деятельности, получение математических знаний - осознанным и внутренне мотивируемым процессом.

   Основным направлением реализации Концепции в дошкольном образовании является создании условий (прежде всего предметно-пространственной среды, образовательных ситуаций, средств педагогической поддержки ребенка) для освоения воспитанниками форм деятельности, первичных математических представлений и образов, используемых в жизни.

Известно, что математика, является большим фактором развития детей и формирования их познавательных и творческих возможностей.

Математика способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоции, терпения, настойчивость, творческий потенциал личности ребенка, а так же приемы мыслительной деятельности.

Дети знакомятся с азами математики уже в дошкольном возрасте, когда начинают сравнивать предметы по величине, форме, цвету, устанавливают количественные и пространственные отношения, усваивают математические эталоны, овладевают моделирующей деятельностью. В дошкольном возрасте у детей формируются мыслительные операции (анализ, синтез, классификация, сравнение), понятие «число».

   На успешность овладения детьми основ математики влияют не только содержание предлагаемого материала, но и форма подачи, которая поможет заинтересовать детей и вызвать познавательно-исследовательскую активность детей. Взрослые должны поддерживать, направлять проявления активности етей, а так же создавать такие ситуации, в которых они ощутят радость открытий.

    Для успешного овладения детьми основ математики необходимо создать условия, в первую очередь, предметно-развивающую и игровую.

Актуальность выбранной темы

          Вхождение детей в мир математики начинается уже в дошкольном возрасте. Так как ФГОС дошкольного образования предполагают разработку ведущего вида деятельности дошкольника – игры, мы воспользовались конструктором-Лего, чтобы ребенку стало легче усвоить элементарные математические представления. Лего-конструктор позволяет учиться, играя и обучаться в игре.

       У нас ведется кружок «Лего – конструирования» и я вижу с какой заинтересованностью дети занимаются с Лего-конструктором, они с легкостью строят конструкции с опорой на схемы.

И чтобы ребенку стало легче усвоить основы математики, я решила воспользоваться Лего-конструктором, потому что Лего-конструктор позволяет и учиться играя и обучатся в игре. При помощи маленьких разноцветных кубиков, у детей помимо моторики рук, одновременно развивается восприятие окружающего мира, а так же он становиться источником развития воображения, пространственного и образного мышления, чувства равновесия, логического мышления.

Лего-конструктор учит детей самостоятельно действовать, принимать решения, фантазировать.

    Лего-конструктор удобен тем, что в него можно играть не только на столе, но и на полу.

Играя в ЛЕГО дети, развивают мелкую моторику стимулирующие в будущем общее речевое развитие и умственные способности. Учатся правильно и быстро ориентироваться на плоскости и в пространстве. Учатся устанавливать закономерности. Развивают внимание, способность сосредотачиваться, память, мышление. Учатся воображать, фантазировать, творчески мыслить. Овладевают умением мысленно разделить предмет на составные части и собрать из частей целое. Учатся общаться друг с другом, развивать необходимые в дальнейшей жизни навыки.

Цель и задачи

Цель: совершенствование математических способностей и познавательной активности дошкольников посредством Лего – конструирования.

Задачи:

- сформировать интерес к элементарным математическим представлениям дошкольника;

-  развивать логическое мышление, внимание, память, творческие способности и мелкую моторику рук;

- сформировать у дошкольников элементарные математические знания;

- сформировать практические навыки и умения, через игру в Лего-конструктор;

- создать устойчивую мотивацию к изучению элементарных математических представлений у дошкольника и самостоятельное познание элементов математики, через  игру в Лего-конструктор

Содержание работы

Этапы реализации

Реализация методической разработки предусматривает следующие этапы.

      Подготовительный этап – 2 неделя (выявление проблемы, анализ имеющихся педагогических ресурсов, определение направлений деятельности).

      Основной этап – 6 месяцев (содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей в рамках методической разработки).

       Итоговый этап – 2 недели (составление игр с Лего-конструктором в брошюру).

Подготовительный этап

РАБОТА С ДЕТЬМИ

  1. Выявление у детей проблем в изучении элементарных математических представлений.
  2. Формулировка проблемы.
  3. Подбор иллюстраций, картинок, формирование деталей Лего-конструктора.
  4. Составление системной паутинки.

Педагогические ресурсы

  1. Лего-конструкторы.
  2. Анализ результатов диагностики.
  3. Дидактические карточки по темам «Счет», «Цифры», «Форма», «Ориентировка в пространстве».

Задачи

  1. Выяснить проблемы у детей по изучению формированию математических представлений.
  2. Спланировать деятельность во время методической разработки.
  3. Создать развивающую среду и условия для активизации полученного опыта детьми в домашних условиях.
  4. Расширять представления детей о пользе Лего-конструктора.
  5. Обогащать словарь детей.

РОБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

  1. Информирование родителей о проведении методической разработки, изложение его цели.
  2. Консультации, папки - передвижки для родителей.
  3. Привлечение родителей к созданию предметно-развивающей среды в группе.

Педагогические ресурсы

  1. Системная паутинка.
  2. Индивидуальные и подгрупповые консультации (по запросам) «Польза или вред Лего-конструктора», «Игры в Лего-конструктор в домашних условиях», «ЛЕГО-конструктор в формировании элементарных математических представлений у дошкольников».

Задачи

  1. Повышать компетентность родителей в вопросах формировании элементарных математических представлений.
  2. Развивать интерес к формированию математических способностей детей.
  3. Привлечь к активному участию родителей к методической разработке.

Основной этап разбили на 4 блока:

1 блок

2 блок

3 блок

4 блок

Количество

Величина

Форма

Ориентировка

в пространстве.

  1. Игра: «Простой счет».
  2. Игра: «Счетная лесенка».
  3. Игра « Соотнеси число с количеством».
  4. Игра: «Сравнение с помощью Лего»
  5. Игра: «Состав числа».
  6. Игра: «Сложение и вычитание».
  7. Игра: «Строим дом».
  8. Сюжетно-ролевая игра «Магазин»
  1. Игра «Разбери по размеру».
  2. Игра: «Продолжи ряд».
  3. Игра: «Измерь с помощью весов»
  4. Игра: «38 попугая».
  5. Игра: «Измерь высоту».                                 Игра « Интересные дорожки».
  6. Игра: «Построй дорожку!»
  1. Игра: «Повтори узор»
  2. Игра: «Повтори картинку».
  3. Игра: «Логические последовательности»
  4. Игра: «Логические последовательности»                                                    Игра: «Зеркальный узор».
  5. Игра: «Собери такую же башню»
  6. Игра «Угадай фигуру».
  1. Игра «Справа – слева»
  2. Игра «Расположи правильно»
  3. Игра «Волшебный лего-квадрат».
  4. Игра «Навигатор»

Игры

1 блока:

Игра: «Простой счет»

Цель: Закрепление порядкового счета.

С помощью маленьких блоков, попросите ребенка посчитать: количество блоков в случайном нагромождении элементов ЛЕГО; количество точек на каждом блоке; определенное количество блоков в башне, которую он строит.

Игра: «Счетная лесенка»

Цель: формировать представления о количестве (больше - меньше), о величине, прямой, обратный и порядковый счет.

Готовые карточки с цифрами, раскладываются по порядку.

Дети самостоятельно или с помощью педагога, составляют столько Лего - блоков, сколько обозначает цифра.

Игра «Соотнеси число с количеством»

Цель: Продолжаем закреплять соотношение числа с количеством, умение         увеличивать и уменьшать числа на 1 (в пределах 10). Выбираем карточку с любым числом от 1 до 10, ребенок должен построить башенку, из соответствующего числа кубиков. Затем найти числа «соседи» и построить башню соответствующей высоты.

Игра: «Сравнение с помощью Лего»

Цель: Закрепляем «больше», «меньше», «равно».

Сравнение чисел и понятие «больше», «меньше» и «равно» очень просто для объяснения ребенку на наглядном примере. Берем 1 большую платформу от конструктора Лего и много маленьких одинаковых деталей двух цветов. Также готовим карточки с числами от 1 до 20 и знаки сравнения «больше», «меньше», «равно».  Для начала из кучи чисел выбирается два числа для сравнения. Далее делается предположение, какое из чисел «больше», какое «меньше», кладя соответствующий знак между ними. Затем ребенок проверяет свое предположение, построив две башни из блоков Лего согласно заданному их количеству. Правильный ответ при сравнении высоты построек.

Игра: «Состав числа»

Цель: Формирование представлений о числе и количестве.

Детям предлагается домик, разбитый на две части, в первой части есть данное количество нарисованных квадратов, а на крыше домика цифра. Задача ребенка поставить столько Лего- блоков, сколько не хватает до количественного счета. Ребенок может воспользоваться количественной полоской, обозначающая число на крыше дома.

Игра: «Сложение и вычитание»

Цель: Повторение увеличение и уменьшение чисел.

На листе изображено имеющее количество Лего-блоков, к имеющемуся количеству Лего-блоков прибавляем столько, сколько указанно на листе. Сначала прибавляем по одной. Пересчитываем. Потом можно переходить и к большему  увеличению чисел. Знакомим со знаком «+». Аналогично делаем и с принципом вычитания. Из имеющегося количества деталей убираем один, считаем. И т.д.

Игра: «Строим дом»

Цель: Закрепляем понимание отношений между числами.

 Предложить построить дом. Строим стены из Лего-блоков (снизу вверх). Первый ряд – 3 Лего-блоков. Второй ряд – на 1 Лего-блок больше. Третий ряд – на 2 Лего-блоков меньше, чем во втором ряду. Четвертый ряд – на 1 Лего-блок меньше, чем в третьем.

Во время игры задаваемые вопросы: — сколько в каждом ряду Лего-блоков? — сколько всего ушло Лего-блоков? — как сделать равными ряды? — какой ряд самый длинный? — самый короткий?

Сюжетно-ролевая игра «Магазин»

Цель: Формирование представлений о числе и количестве.

В магазине продаются фрукты, которые стоят от 1до 5 лего-денег.

Дети покупая фрукты рассчитываются лего-деньгами. Продавец может сдать сдачи лего- деньгами.

Игры

2 блока:

Игра «Разбери по размеру»

Цель: классификация предметов по форме, величине.
Детям предлагается конструктор Лего разобрать по форме, величине.

Игра: «Продолжи ряд»

Цель: 3 кирпичика лего чередуются по цвету, форме, задача ребенка повторить последовательность.

Игра: «Измерь с помощью весов»

Цель: Формируем представление о измерении сыпучих веществ, предметов с помощью условной меры. На весы насыпается сыпучее вещество, а условной мерой служит - один блок Лего-конструктора. Подсчитываем результат. Кроме сыпучих веществ, можно взвешивать предметы.

Игра: «38 попугая»

Цель: Формируем умение измерять длину предметов с помощью условной метки – Лего – блок. С помощью условной метки – Лего - блок, учимся измерять различные вещи. Можно пронумеровать детали башенки, наподобие сантиметровой ленты, а можно каждый раз пересчитывать количество «ступенек» в ней – таким образом, измеряя вещи, мы с тем вместе учимся считать. Просим ребенка построить ряд, рядом с объектом, который вы хотите измерить. Потом попросите его подсчитать количество блоков в ряду. Общее число Лего-блоков – размер объекта в единицах ЛЕГО.

Игра: «Измерь высоту»

Цель: Формируем умение измерять высоту предметов с помощью условной метки – Лего – блок. С помощью условной метки – Лего - блок, учимся измерять различные вещи. Берем любой предмет и просим ребенка измерить его высоту. Просим ребенка построить башню из Лего-блоков, рядом с объектом, который вы хотите измерить. Потом попросите его подсчитать количество блоков в башне. Общее Лего-блоков – размер объекта в единицах ЛЕГО.

Игра «Интересные дорожки»

Цель: формируются, закрепляются представления о цвете, форме, величине. Кирпичики лего чередуются по цвету, форме, длине. Можно построить дорожки к постройкам, а потом сравнить, какая из них короче, какая длиннее. Можно построить дорожки из разных по размеру Лего-блоков.

Игра: «Построй дорожку!»

Цель: Формировать умение выделять пространственные признаки предметов (высота, длина, ширина) и выполнять простые задания.

Предложить детям уменьшить или увеличить постройки, можно мелкие детали поменять на более крупные или добавить Лего-блоки.

Игры

3 блока:

Игра: «Повтори узор»

Цель: Формировать навык симметричного расположение на плоскости.

Попросить ребенка собрать симметричную половинку. Ребенок смотрит, что нужно убрать или доложить, чтобы картинка стала симметричной.

Игра: «Повтори картинку»

Цель: Формировать навык симметричного расположение на плоскости.

Ребенок выбирает себе рисунок и собирает, такой же с противоположной стороны.

Игра: «Логические последовательности»

Цель: Формируем пространственное мышление.

Из Лего-блоков можно выложить логическую последовательности. Ребенок продолжает последовательность, либо находит ошибку в выложенной последовательности.

Игра: «Логические последовательности»

Цель: Формируем пространственное мышление.

Из Лего-блоков можно выложить логическую последовательности. Ребенок продолжает последовательность, либо находит ошибку в выложенной после-довательности.

Игра: «Зеркальный узор»

Цель: Формируем пространственное мышление.

На одной части листа изображен узор,  а ребенок должен выложить зеркально с другой стороны листа такой же узор.

Игра: «Собери такую же башню»

Цель: Формируем пространственное мышление.

Ребенок выбирает себе картинку с башенками и рядом собирает себе такую же из Лего-блоков.

Игра «Угадай фигуру»

Цель: Формируем умение распознавать фигуры расположенные на плоскостях.

Ребенок выбирает карточку с изображением фигуры в трех проекциях – сзади, снизу, с боку. Ребенок создает из Лего-блоков эту фигуру.

Игры

4 блока:

Игра «Справа – слева»

Цель: Формируем пространственное расположение «справа», «слева».

Ребенку предлагается расставить 3 Лего-блока по заданному заданию.

Задания 1.  Поставь желтый кубик. Слева от желтого кубика — красный. А справа – черный.

Задания 2.  Расставь 3 кубика так, чтобы желтый был посредине, красный —слева, а черный справа.

Задания 3.  Желтый кубик стоит слева от черного, а красный слева от желтого; Задания 4.  Справа от красного стоит желтый кубик, а справа от желтого –   черный.

Игра «Расположи правильно»

Цель: Формируем пространственное расположение предметов в указанном направлении.

Задание 1. Поставь желтый кубик. Вверху – желтый, внизу – черный.  

Задание 2. Поставь желтый кубик. Над желтым кубиком - красный, под желтым – синий.  

Занятие 3. Поставь красный кубик, за ним синий, перед красным - желтый (можно так же повторить числовую последовательность – предыдущее число, последующее, соседи числа).

Объяснение: В ряд расположились три кубика – красный, желтый, зеленый. (Слева направо).  Красный стоит перед желтым, а зеленый – после.

Если составляем из большего числа разноцветных деталей.  

Задание 1. Какой кубик стоит перед желтым? А после желтого? А перед зеленым?  После того как усвоены понятия за-перед, можно познакомить ребенка с «предыдущий» (перед), «последующий» (за), «соседи» (те, что находятся с двух сторон от необходимого объекта).  

Задание 2. Какой цвет у предыдущего кубика желтому? А у последующего? Назови цвет соседей желтого кубика.

Игра «Волшебный лего-квадрат».

Цель: Формируем развитие ориентировки на плоскости.

Из деталей Лего конструируется квадрат. Ребенок располагает лего-конструктор по инструкции в нужном секторе лего-квадрата (верхний левый угол, центр, нижний правый угол и т. д.).

Игра «Навигатор»

Цель: Закрепление умения ориентироваться на Лего-пластине.

Игроку необходимо по заданию воспитателя расставить Лего -кирпичики на Лего-пластину.

Задания 1.

Поставьте синий кирпичик в центре Лего-пластины, слева от него расположите красный, справа — поставьте серый, сверху над красным кирпичиком поставьте чёрный, снизу под серым кирпичиком — жёлтый.

Игра продолжается до тех пор, пока на пластине не останется свободного места.

Задания 2.  

- Поставьте кирпичики так, чтобы: жёлтый был посередине, красный — слева, синий — справа;

- Жёлтый кирпичик поставьте слева от синего, а красный — слева от жёлтого;

- Поставьте справа от красного жёлтый кирпичик, а справа от жёлтого кирпичика — синий.

Задания 3.

Поставьте в центр Лего-пластины красный кирпичик, вверху — жёлтый, внизу — синий. Расположите серый кирпичик так, чтобы он был ниже жёлтого, но выше синего кирпичика. Поставьте чёрный кирпичик ниже синего и серого. Закрепите белый кирпичик так, чтобы он был выше чёрного, но ниже жёлтого и красного. Поставьте оранжевый кирпичик выше чёрного, но ниже серого.

Задание 4.

На Лего - пластине располагаются кирпичики разных цветов. Ребёнку нужно ответить на вопросы: Какой кирпичик стоит перед оранжевым? Кирпичик какого цвета стоит после белого? Какой кирпичик стоит над синим? Какой цвет у кирпичика, предыдущего жёлтому? Назови соседей зелёного кирпичика.

В результате в игры с Лего – конструктором  ребёнок должен уметь:

  1. Оперировать свойствами, отношениями предметов, числами.
  2. Выявлять простейшие изменения и зависимости их форме, размеру.
  3. Сравнивать, обобщать группы предметов, соотносить, вычленять закономерности, чередования и исследовать.
  4. Проявлять инициативу в деятельности, проявлять самостоятельность в выполнении достижении результата.
  5. Разовьют и умственные способности.
  6. Научатся правильно и быстро ориентироваться на плоскости и в пространстве.
  7. Научатся устанавливать закономерности.
  8. Разовьют внимание, способность сосредотачиваться, память, мышление.
  9. Научатся воображать, фантазировать, творчески мыслить.
  10. Овладеют умением мысленно разделить предмет на составные части и собрать из частей целое.
  11. Научатся общаться друг с другом, устраивать совместные игры, уважать свой и чужой труд разовьют необходимые в дальнейшей жизни навыки.

Формы подведения итогов работы:

- изготовление брошюры с играми позволяющие с помощью Лего-конструктора освоить математические азы.

Литература

  1. http://maminovse.ru/matematika-s-lego-gotovimsya-k-shkole.html
  2. https://nsportal.ru/detskiy-sad/matematika/2016/07/16/kartoteka-igr-po-matematike-s-ispolzovaniem-lego-konstruktora
  3. http://vytvoryandia.ru/matematicheskie-igry-s-lego/
  4. Шевченко Е. А. Формирование элементарных математических представлений у детей с умственной отсталостью посредством Лего-конструктора // Молодой ученый. — 2016. — №12.6. — С. 137-141.
  5. Л.И. Тихонова. Математика в играх с лего-конструктором. Санкт-Петербург, изд. «Детство-Пресс» 2001 г.
  6. Е.А. Носова. Логика и математика для дошкольников. 2-е изд. Санкт-Петербург «Детство-Пресс» 2002 г.
  7. http://base.garant.ru/70552506/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс Тема: «Изготовление макета «Улица города» при помощи ЛЕГО - конструктора»

Девиз: «Правила дорожные, знать каждому положено» Цель: обучить педагогов поэтапному созданию макета «Улица города» при помощи ЛЕГО - конструктора....

Презентация занятия по драматизации сказки "Заюшкина избушка" с помощью Лего конструктора

Цель:•Научить детей брать на себя роль и действовать в соответствии сюжету.• Содействовать развитию активной позиции ребёнка в творческой речевой деятельности.•Формировать умение планир...

«Формирование математических способностей при помощи Лего-конструктора»

Возможно совершенствовать математические способности и познавательную активность дошкольников через Лего – конструирование....

Конспект занятия по развитию коммуникативных способностей детей с 4 до 5 лет с помощью Лего-конструктора «Теремок»

Развитие эмоциональной сферы детей с ЗПР; формирование  культуры общения, умения вступать в контакт со взрослыми и сверстниками (выслушивать, отвечать, возражать, спрашивать, объяснять); выз...

картотека игр на развитие математических способностей с помощью Лего конструктора

КАРТОТЕКА ИГР ПОМАТЕМАТИКЕС ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЛЕГО КОНСТРУКТОРА...

Формирование математических способностей при помощи лего-конструктора

В настоящее время возникает вопрос с помощью чего привлечь детей дошкольного возраста к ознакомлению с первичными математическими представлениями. так как ведущий вид деятельности остается - игра, был...