Проект по математическому развитию дошкольников «Удивительные кубики Б.П. Никитина»
проект по математике (старшая группа) по теме

Дейнега Лидия Владимировна

Актуальность проекта заключается в том, что с помощью кубиков Б.П. Никитина у детей развивается не только математическое мышление, но и творческие способности, что соответствует современным требованиям ФГОС. Только инициативный, думающий человек способен на творческий подход к любому делу, за которое он бы не взялся. Творческие люди, как правило, занимают активную жизненную позицию, что необходимо для развития общества и государства.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка-детский сад №10

ст. Каневской Краснодарского края

Проект по математическому развитию дошкольников «Удивительные кубики Б.П. Никитина»

                                                                         Дейнега Л.В.

Воспитатель МАДОУ

ЦРР-детский сад №10

2015г.

Проект по математическому развитию дошкольников «Удивительные кубики Б.П. Никитина»

Номинация проекта:

-Дошкольный возраст.

Пояснительная записка.

Актуальность проекта заключается в том, что с помощью кубиков Б.П. Никитина у детей развивается не только математическое мышление, но и творческие способности, что соответствует современным требованиям ФГОС. Только инициативный, думающий человек способен на творческий подход к любому делу, за которое он бы не взялся. Творческие люди, как правило, занимают активную жизненную позицию, что необходимо для развития общества и государства.

Проблема, решаемая при реализации проекта: с помощью математических развлечений возможно не только привлечь внимание детей к играм с кубиками Б.П. Никитина, но и создать предпосылки для воспитания и развития качеств личности, отвечающих требованиям современного общества.

Участниками проекта являются дети старшей группы компенсирующей направленности №12 МАДОУ ЦРР – детский сад №10.

Цель проекта: способствовать развитию у детей высокой познавательной мотивации, самостоятельной, активной инициативы в деятельности и общении.

Задачи: формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, аналогии); увеличение объема внимания и памяти; развитие образного мышления, воображения, творческих способностей.

Содержание проекта: Я работаю в старшей группе компенсирующей направленности с января 2015г. В процессе работы с детьми я заметила, что дети почти не обращают внимания на кубики Б.П. Никитина.  А с помощью этих кубиков у детей развивается сообразительность и конструктивные способности, математическое мышление; в них можно играть и одному, и вдвоем, и небольшой группой детей, что очень удобно для организации игр. Поэтому, я решила в июле с помощью математических развлечений привлечь внимание детей к этим удивительным кубикам. В ходе работы над решением этой задачи родился проект «Удивительные кубики Б.П. Никитина». В проекте представлены четыре математических развлечения с участием сказочных героев. В ходе развлечений дети путешествуют по сказкам, помогают героям выполнить то или иное задание, с помощью кубиков «Сложи узор». «Уникуб», «Кубики для всех», а также отгадывают загадки, решают математические задания. Сценарии всех развлечений составлены таким образом, что при проведении их педагог может обойтись без посторонней помощи.

Основные этапы проекта:

-составление поэтапного плана работы;

-разработка конспектов математических развлечений;

-изготовление схем к кубикам «Сложи узор». «Уникуб», «Кубики для всех»;

-разработка презентаций к развлечениям;

-реализация проекта.

В ходе реализации проекта использовались следующие педагогические технологии: ИКТ, здоровьесберегающие (дети находились в постоянном движении, использованы упражнения на умение соотносить свои действия с текстом), исследовательской деятельности (постановка и решение вопросов проблемного характера, использование художественного слова, дидактические игры с кубиками), личностно-ориентированная (индивидуальный подход, постановка задач и их максимальное уточнение с ориентацией на достижение результата, подготовка демонстрационного и раздаточного материала с учетом поставленных задач), игровая (каждое развлечение объединено общим сюжетом, персонажем).

В ходе реализации проекта были использованы следующие формы работы с детьми:

Виды детской деятельности

Методы и приемы

Игровая

Приглашение в путешествие, дидактические игры

Коммуникативная

Отгадывание загадок, ответы на вопросы

Двигательная

Физминутки, подвижные игры

Восприятие художественной литературы

Загадывание загадок, чтение отрывков из стихотворений  

Познавательно-исследовательская

Дидактические игры с кубиками «Сложи узор», «Уникуб», «Кубики для всех»

Ожидаемые результаты: предполагается, что в ходе проведения математических развлечений у детей повысится интерес к играм с кубиками Б.П. Никитина, дети не будут бояться преодолевать трудность, будут самостоятельно находить способы решения познавательных задач и стремиться к достижению поставленной цели, а также смогут переносить усвоенный опыт в новые ситуации.

Полученные результаты: в ходе проведенных мероприятий дети с живым интересом и сопереживанием откликались на просьбы о помощи, высказывали свои суждения, увлекались игрой с кубиками, не замечая, что учатся, познают новое. Даже самые пассивные из детей проявляли живой интерес к играм товарищей. Несколько детей стали даже сами придумывать новые узоры из кубиков «Сложи узор» и «Кубиков для всех». Многие дети рассказывали родителям об этих кубиках и просили им купить их. Таким образом, через возникший интерес у детей, удалось и у родителей вызвать интерес к кубикам Б.П. Никитина. Родители по очереди брали домой книгу «Б.П. Никитин. Интеллектуальные игры.», интересовались, где можно приобрести эти кубики.  Я считаю, что с помощью развлечений, соревнования, мне удалось привлечь внимание детей к кубикам Б.П. Никитина и успешно решить поставленные задачи.

Использованная литература:

  1. Примерная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, Москва МОЗАИКА-СИНТЕЗ 2014г.

2. Б.П.Никитин «Интеллектуальные игры», Москва. 1994г. 

Приложение.

Конспект математического развлечения для старшего дошкольного возраста «Спешим на помощь Элли и Тотошке».

Воспитатель МАДОУ ЦРР – детский сад №10 Дейнега Л.В.

Цель: Привлечь внимание детей к кубикам Б.П. Никитина «Сложи узор».

Программные задачи: Развивать сообразительность, логику, зрительное восприятие, внимание; развивать чувство сопереживания чужой проблеме, желание прийти на помощь, чувство коллективизма и взаимопомощи в ходе совместного мероприятия. Доставить детям радость.

Оборудование и материалы: ноутбук, два комплекта кубиков «Сложи узор», два комплекта карточек со схемами цифр 5, 6, 7, платья, сапожка; карточки с цифрами 1, 2, 3, 4, аудиозапись «Разминка» Алены Стихаревой.

Ход развлечения:

В: Ребята, мне сегодня пришло сообщение от Элли с Тотошкой с просьбой о помощи. Им нужно срочно попасть в Изумрудный город, а злая Гингема хочет помешать им. Она расставила на их пути ловушки-загадки, а Элии в детский сад не ходила и решить эти загадки она никак на может. Элли просит у вас помощи. Вы ей поможете? Загадки наверное сложные, раз их придумала сама Гингема. Вы справитесь? Элли обещала выйти с нами на  связь и сама рассказывать нам о ловушках-загадках. Но прежде, чем выйти на связь с Элли, давайте сделаем небольшую разминку, чтобы набраться энергии и сил.

Звучит музыкальная разминка Алены Стихаревой .

Слайд №1 и голос за кадром: «Здравствуйте, ребята! Спасибо, что откликнулись на мою просьбу, без вашей помощи мне никак не справиться. Гингема загадала загадки и на них нужно не просто ответить словами, а еще и выложить ответ с помощью кубиков. Вот первая загадка:

В огороде пугало

Рукавами машет.

В огороде пугало

Разгоняет пташек.

Три спаслись на загородке.

В небеса взвилась одна.

А последняя не трусит-

Очень храбрая она.

Сколько же было птичек?

Дети делятся на две команды, отвечают на вопрос  и выкладывают из кубиков цифру.

Слайд №2 и голос за кадром: «Вот молодцы! Слушайте следующую загадку:

Шесть грибов нашел Вадим,

А потом еще один.

Вы ответьте на вопрос:

Сколько он грибов принес?

Слайд №3 и голос за кадром: Ай, да молодцы! А вот еще одна:

Гингема рыбу ловила.

Поймала не мало.

Два окунька, три карася,

Один ершок-и того в горшок.

Уху сварила, но никого не угостила.

Сколько же рыб она сварила?

Слайд №4 и голос за кадром: «Элли, подожди со своими вопросами. Ребята наверное устали? А давайте поиграем! Хотите? Нет, не просто поиграем, а посоревнуемся, тем более, что вы уже разделились на две команды. А игра называется «Назови пять слов». Согласны? А сможете назвать пять слов на определенную тему? Тогда слушайте правила игры: по сигналу вы по очереди должны пройти вперед, сделав пять шагов, и на каждый шаг без малейшей запинки произнести слово на заданную тему.»

Проводится игра «Назови пять слов». Дети называют слова по темам: цифры, геометрические фигуры, дни недели, месяцы, имена, фамилии, профессии.

Слайд №5 и голос за кадром: «Тотошка, делу-время, потехе-час, нам ведь нужно попасть в Изумрудный город, а мы еще не выполнили все задания Гингемы. А она хочет еще, чтобы у нее и ее подружки к празднику было новое платье и сапожки. Что же нам делать?»

В: «Не расстраивайся, Элии, ребята что-нибудь придумают.»

Педагог подводит ребят к мысли, что с помощью кубиков можно выложить платье и сапожки.

Слайд №6 и голос за кадром: «Ай, да молодцы, ребята! Теперь мы точно попадем в Изумрудный город! Прежде чем попращаться с вами и отправиться в путь, давайте еще раз поиграем! Под музыку вы будете танцевать, двигаться как пожелаете, а как только музыка закончится-вы увидите цифру. Цифра укажет вам, как вы должны стать-по одному, парами, втроем или вчетвером.»

Проводится игра «Внимание!».

Слайд №7 и голос за кадром: «Огромное спасибо вам, ребята, за помощь! В знак благодарности примите от нас воздушные шарики. А нам с Тотошкой пора в путь.  До свидания, ребята!»

В: Ребята, вам понравилось помогать Элли и Тотошке? А что вам больше всего понравилось? А какое задание вам показалось самым трудным, а самым легким? Я очень рада, что вы у меня оказались такие находчивые и дружные!

Конспект математического развлечения для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по сказкам А.С.Пушкина»

Воспитатель МАДОУ ЦРР – детский сад №10 Дейнега Л.В.

Цель: Привлечь внимание детей к кубикам Б.П. Никитина «Сложи узор», создать эмоционально - положительное настроение у детей.

Программные задачи: Развивать сообразительность, логику, зрительное восприятие, внимание; развивать чувство коллективизма и взаимопомощи в ходе совместного мероприятия. Активизировать литературную память у дошкольников.

Оборудование и материалы: ноутбук, два комплекта кубиков «Сложи узор», два комплекта карточек со схемами белки, лебедя, кота, Золотой рыбки, иллюстрации к сказкам А.С. Пушкина, рукавичка с Золотой рыбкой.

Ход развлечения:

В: Ребята, завтра в нашей стране будет отмечаться день рождения великого русского поэта А.С. Пушкина.

Слайд №1

В: Вы знаете, что он написал несколько замечательных сказок. Как называются эти сказки знаете? А хотите мы прямо сейчас отправимся в путешествие по сказкам этого замечательного поэта? Во время путешествия нас ждет много интересных вопросов и заданий. Справиться с ними сможете? Не испугаетесь трудных вопросов? Тогда в путь! А в страну сказок мы попадем только тогда, когда отгадаем загадки. Если загадку отгадаете, то на экране появиться картинка-отгадка. Я вам буду читать отрывок из сказки, а вы должны сказать, как эта сказка называется.

Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

(Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне лебеди»)

Слайд №2

Пошел старик к синему морю

(Неспокойно синее море).

(Сказка о рыбаке и рыбке)

Слайд №3

Бедный поп

Подставил лоб:

С первого щелчка

Прыгнул поп до потолка…

(Сказка о попе и о работнике его Балде)

Слайд №4

Между тем царица злая,

Про царевну вспоминая, Не могла простить ее,

А на зеркальце свое

Долго дулась и сердилась…

(Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях)

Слайд №5

Вдруг раздался легкий звон,

И в глазах у всей столицы

Петушок спорхнул со спицы,

К колеснице полетел

И царю на темя сел…

(Сказка о золотом петушке)

Слайд №6

Слайд №7 и голос за кадром: «Ай, да молодцы, ребята! Надеюсь, вы меня узнали? Я всем известный кот ученый. Поздравляю вас, вы попали в страну сказок моего создателя-А.С. Пушкина. Теперь я вам буду задавать вопросы и если вы будете правильно на них отвечать, то мы с вами будем играть, а в конце путешествия вы получите сюрприз. Я смотрю у вас есть кубики необычные. А ну-ка, сделайте мой портрет.»

Воспитатель предлагает разделиться на две команды и дети выполняют задание.

Слайд №8 и голос кота: «Ну что же, будем считать это разминкой. А теперь слушайте загадку:

Ель растет перед дворцом,

А под ней хрустальный дом;

Кто же в доме том живет

И орешки все грызет?

Но отгадать- это еще мало, Нужно выложить ответ с помощью кубиков.»

Дети выполняют задание.

Слайд №9 и голос кота: «Молодцы! А сейчас можете немного отдохнуть и поиграть в игру «Кто лишний?»

Воспитатель называет героев из разных сказок, а дети должны захлопать в ладоши тогда, когда услышат героев пушкинских сказок. Если названы герои других сказок, то дети должны затопать ногами.

Слайд №10 и голос кота: «Ответ на следующую загадку нужно так же выложить с помощью кубиков:

Тридцать три года жил я у моря,

Рыбу ловил со стихиями споря,

Невод тянул, выбиваясь из сил,

Но кого все же я отпустил?»

Дети выполняют задание.

Слайд №11 и голос кота: «Молодцы! А теперь рыбка пусть сама с вами поиграет.»

Воспитатель надевает на руку перчатку с Золотой рыбкой и проводит игру «Внимание!». Одной рукой педагог изображает поверхность воды, другой рукой-движения рыбки. Когда рыбка «выпрыгивает» из воды, дети должны подпрыгнуть.

В: Ребята, а теперь мою отгадайте загадку. Я думаю ученый кот не обидится на меня.

То-красавица, то-птица! Красоте весь мир дивится!

Дети отгадывают загадку и выкладывают из кубиков изображение лебедя.

Слайд №12 и голос кота: «Ну, что тут сказать? Молодцы! Но прежде чем я попрощаюсь с вами и вы отправитесь домой, выполните еще последнюю мою просьбу. Я тут рассыпал иллюстрации к сказкам моего создателя и они все перемешались. Надо бы их разобрать по сказкам. Справитесь с этим заданием? Ну, тогда приступайте!»

Дети рассматривают иллюстрации, определяют из каких они сказок и раскладывают их в разные папки.

Слайд №13 и голос кота: «Вы, ребята, молодцы! Мне очень приятно было с вами познакомиться. Теперь буду рассказывать всем своим друзьям о вас, какие вы находчивые и дружные. А сейчас, как и обещал примите обещанный сюрприз-большую книгу сказок А.С. Пушкина. Ну а мне пора, до свидания, друзья!»

В: Ребята, вам понравилось путешествовать по сказкам А.С. Пушкина? Что нового вы для себя узнали? Какие испытывали трудности? Что вам понравилось больше всего? А какую сказку вы хотели бы услышать из новой книги?

Конспект математического развлечения для детей старшего дошкольного возраста «Буратино в гостях у ребят»

Воспитатель МАДОУ ЦРР – детский сад №10 Дейнега Л.В.

Цель: Формировать интерес у детей к кубикам Б.П. Никитина «Уникуб», создать эмоционально - положительное настроение у детей.

Программные задачи: Развивать сообразительность, логику, зрительное восприятие, внимание, ловкость, быстроту реакции; воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи в ходе совместного мероприятия. Оборудование и материалы: ноутбук, два комплекта кубиков «Уникуб», два комплекта карточек со схемами шахматной доски, слоеного пирога, букв «н», «о», «б», два мяча, карточки с цифрами от 1 до 10, магнитофон, аудиозапись веселых мелодий.

Ход развлечения:

В: Ребята, сегодня с нами на связь должен выйти Буратино. Хотите с ним встретиться?

Слайд №1 и голос за кадром: «Привет, девчонки и мальчишки! Мне вчера Мальвина кубики подарила. Как играть рассказала, но не показала. А сегодня обещала проверить, как я усвоил урок. И вы ж ее знаете, если не отвечу урок, то она меня опять запрет в чулане, противная девчонка. Ребята, умоляю помогите!»

В: Ну, что, ребята, поможем Буратино? НО прежде, чем приступить к делу, давайте сделаем небольшую разминку для тела и ума.

Под веселую музыку проводится игра «Преодолей  препятствия». На полу лежат мягкие цилиндры, квадратные и треугольные призмы. Детям дается задание: через цилиндры – перепрыгнуть, через квадратные призмы – перепрыгнуть, а треугольные призмы – обойти.

Слайд №2 и голос Буратино: «Как жаль, что меня нет сейчас рядом с вами, а то бы я то же порезвился! Ну ладно, к делу! Мальвина мне загадала загадки про буквы и нужно не просто ответить, а еще и выложить эти буквы из кубиков определенного цвета и посчитать сколько кубиков понадобилось. Вот первая загадка:

«Барабан», «баранка», «бак»,-

Без этой буквы им ни как.

Известно мне да и тебе,

Что эта буква – (буква «б»)

И эту букву нужно сделать синей.»

Воспитатель предлагает детям для удобства разделиться на две команды. Дети выполняют задание.

Слайд №3 и голос Буратино: «Следующая загадка и ответ на нее нужно выложить из кубиков желтого цвета:

«Нитки», «нос», и слово «нет»

С этой буквы начинаются,

А еще она в «конфете»,

«Ножницах» и «дне» встречается. (буква «н»)»

Дети выполняют задание.

Слайд №4 и голос Буратино: «Ай да, молодцы! Ну, теперь держись, Мальвина! Этот урок я тебе точно отвечу! Последняя загадка  на эту тему, ответ нужно выложить из кубиков красного цвета:

«Облако», «очки», «оса»,

«Нож», «клоун» и «колбаса»…

Знают дети все давно,

Что с баранкой схожа…(«о»).

Дети выполняют задание.

Слайд №5 и голос Буратино: «Ох и устал я! Давайте отдохнем и поиграем с мячом в игру «Передай – не урони!»

Дети строятся в две колонны и по команде сначала передают мяч через голову позади стоящих, Когда мяч оказывается у последнего игрока, дети должны развернуться в другую сторону и передать мяч влево, поворачивая корпус.

Слайд №5 и голос Буратино: «Здорово повеселились! А еще меня Мальвина попросила сделать шахматную доску для девчонок. Сколько ни старался, ничего не получается. Выручайте, ребята.»

Дети выполняют задание.

Слайд №6 и голос Буратино: «Вот спасибо! А давайте еще поиграем в какую-нибудь игру, только с цифрами. Как раз я их и повторю.»

В: Ребята, давайте я вам буду говорить задание (подскоки, прыжки, приседания и т.д.) и показывать карточку с цифрой, которая будет вам подсказывать сколько раз нужно выполнить задание.

Под веселую музыку проводится игра «Посмотри и выполни».

Слайд №7 и голос Буратино: «Спасибо за повторение! Ребята, еще осталось самое сложное задание. Мальвина заказала слоеный пирог. Без вас мне никак не справиться.»

Дети выполняют задание, при необходимости педагог помогает.

Слайд №8 и голос Буратино: «Спасибо вам, ребята, без вашей помощи сидел бы я сегодня в чулане! Пойду сейчас к Мальвине и отвечу на все ее вопросы!

В знак благодарности я хочу вам подарить настольную игру «Мои любимые сказки».

В: Молодцы, ребята! Я надеюсь, что Буратино стал немного умнее. С какими заданиями вам было труднее всего справиться? А какие показались самыми легкими? А что вам больше всего запомнилось и понравилось?

Конспект математического развлечения для детей старшего дошкольного возраста «В поисках сюрприза»

Воспитатель МАДОУ ЦРР – детский сад №10 Дейнега Л.В.

Цель: Формировать интерес у детей к кубикам Б.П. Никитина «Кубики для всех», создать эмоционально - положительное настроение у детей.

Программные задачи: Развивать сообразительность, логику, зрительное восприятие, внимание, ловкость, быстроту реакции; воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи в ходе совместного мероприятия. Оборудование и материалы: ноутбук, два комплекта кубиков «Кубики для всех», два комплекта карточек со схемами , два мяча, карточки с цифрами от 1 до 10, магнитофон, аудиозапись веселых мелодий.

Ход развлечения:

В: Ребята, сегодня, когда я пришла на работу, под дверью лежал вот этот конверт, а в нем загадочное письмо. Хотите узнать, что в нем написано?

«Здравствуйте, ребята! Я много наблюдал за вами и сделал вывод, что вы любите сюрпризы. Я долго думал, какой сюрприз вам приготовить и, наконец, придумал…  Вы, наверное, сейчас спрашиваете какой же сюрприз? А это вы узнаете, когда отыщете его сами с помощью моих подсказок. Готовы отправиться на поиски сюрприза?  Учтите, подсказки сложные. Не боитесь не справиться?  Тогда скорее включайте ноутбук и я с вами выйду на связь!»

Слайд №1и голос за кадром: «Ну, здравствуйте, дорогие мои! Надеюсь, вы меня узнали? Я великий волшебник Гудвин. Сюрприз я спрятал, и найти вы его должны сами с помощью моих подсказок. А чтобы вы смогли использовать подсказки, я для вас приготовил кубики и схемы. Выложив подсказку из кубиков по схеме, вы узнаете, где лежит следующая подсказка и, таким образом, вы найдете сюрприз. Итак, схема с первой подсказкой лежит под коробкой с кубиками. Желаю вам удачи!»

В: Ребята, давайте для начала сделаем разминку для ума.

Проводятся игры «Какие фигуры поменялись местами», «Сосчитай!»

Слайд №2 (игра «Сосчитай!»).

Затем дети выкладывают из кубиков по схемам сапожок и собачку. Педагог подводит их к мысли: что бы это значило? Если дети не догадываются, то воспитатель снова подводит их к мысли, что сапожок может означать место, куда ребята ставят свою обувь (шкаф), а собачка – это метка на шкафчике.

В детском шкафу оказывается следующая подсказка – схемы стола и стула.

По аналогии дети пытаются догадаться, где может лежать следующая загадка. На стульчике под столом лежит последняя подсказка – схема робота. Возле робота в игровом уголке стоит корзина, в которой лежит новая настольная игра «Ассоциации».  

Слайд №3 и голос Гудвина: «Ай, да, молодцы! Даже не думал, что вы такие смелые, находчивые, дружные и так быстро справитесь с моими нелегкими заданиями! Мне очень приятно было с вами познакомиться! К сожалению, мне пора возвращаться в свой Изумрудный город. До свидания, друзья!»

В: Вам понравилась новая игра? А какие задания Гудвина вам показались наиболее трудными? Какие легкими? А что бы вы еще хотели повторить?

Что вам запомнилось больше всего?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по математическому развитию дошкольников «Математическое путешествие»

Цель проекта: Повышение у детей старшего дошкольного возраста интереса к математике посредством создания условий для исследовательской деятельности по изучению геометрических фигур, ориентировки ...

Проект по математическому развитию дошкольников на тему «Познаем, исследуем, творим.»

Проект «Познаем, исследуем, творим» предназначен для развития элементарных математических представлений у детей раннего дошкольного возраста. Он представляет собой начальное звено непрерывного процесс...

Проект по математическому развитию дошкольников «Познаём, исследуем, творим»

Проект по математическому развитию дошкольников «Познаём, исследуем, творим»...

Проект по математическому развитию дошкольников "Познаём, исследуем, творим"

Проект по математическому развитию дошкольников "Познаём, исследуем, творим"...

Проект по математическому развитию дошкольников «Познаем, исследуем, творим»

Я работаю по технологии математической деятельности....

Проект по математическому развитию дошкольников "Познаем. Исследуем. Творим"

В рамках Концепции развития  математического образования  в РФ одним из основных направлений реализации Концепции является следующее: система  учебных программ математического содержани...