Организация развивающей предметно-пространственной среды по ФЭМП в соответствии с ФГОС
консультация по математике на тему

Заварова Ольга Николаевна

Рекомендации по созданию развивающей предметно-пространственной среды по ФЭМП в соответствии с ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл org-iya_rpps_po_femp_v_sootvetstvii_s_fgos.docx24.88 КБ

Предварительный просмотр:

Организация развивающей предметно-пространственной среды

по ФЭМП в соответствии с ФГОС

Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды (РППС) ДО, на сегодняшний день, стоит особо актуально. Это связано с введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), дошкольного образования. ФГОС ДО  устанавливает требования  к развивающей предметно-пространственной среде как одному из условий реализации основной образовательной программы дошкольного образования.

При проектировании РППС по формированию элементарных математических представлений (ФЭМП) необходимо выделять следующие основные составляющие:

  • пространство
  • время
  • предметное окружение

Развивающая предметно-пространственная среда должна позволять организовать как совместную деятельность педагога с детьми, так и самостоятельную детскую деятельность, направленную на саморазвитие ребенка под наблюдением и при поддержке взрослого.

Для реализации образовательной области «Познавательное развитие» через процесс формирования элементарных математических представлений, в группах ДОУ организуются центры занимательной математики.

Центр занимательной математики должен быть оснащён материалами и атрибутами, позволяющими детям в самостоятельной деятельности отрабатывать навыки, закреплять уже имеющиеся  знания,  открывать для себя новое в области математики через своеобразные детские виды деятельности: игровую, поисково-исследовательскую, конструктивную, речевую и т.д.

Примерное содержание центра занимательной математики в группах ДОУ:

  1. Разнообразные игры на  развитие сенсорных чувств в соответствии с возрастом и развитием детей. Разнообразные игры на  формирование элементарных математических представлений по количеству и счету,  величине и форме предметов, ориентировке в пространстве и  времени.
  2. Разнообразный счетный, наглядный материал: плоскостные предметные картинки для счета; мелкие игрушки и предметы- матрешки, грибочки, рыбки и др.; счетные палочки; комплекты геометрических фигур разных размеров, разного цвета; природный материал для счета; комплекты цифр и т.д.
  3. Занимательный материал математического содержания: задачи-шутки, головоломки, ребусы, игр на нахождение сходства и различия  и др.; математические загадки,  считалки;
  4. Приборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, магниты, мерные ложки, резиновые груши разного объема,

Ранний возраст

Для детей раннего возраста образовательное пространство должно представлять необходимые и достаточные возможности для предметной и игровой деятельности с разными материалами: пирамидки (пластиковые, деревянные, напольные, настольные); развивающие игры - блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, рамки-вкладыши Монтессори и т.п., с методическими пособиями к ним (альбомы, инструкции и т.п.); логические кубики, шнуровки, наборы из объёмных геометрических форм, дидактический стол с комплектом развивающих пособий; наборы для завинчивания из элементов разных форм, размеров, цветов;  мозаика, домино; дидактические игры на цвет, форму, величину, развитие тактильных ощущений; материалы для игр с песком и водой; настольно-печатные игры; «Чудесный мешочек»; картотека художественного слова по ознакомлению детей с сенсорными эталонами. Приборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, магниты, мерные ложки, резиновые груши разного объема.

Младший возраст

В младшем дошкольном возрасте, прежде всего, создаётся комфортная и безопасная для ребёнка обстановка. Предметная среда группы организуется так, чтобы стимулировать восприятие детей, способствовать развитию анализаторов, подсказывать способы обследования и действий.

В центре занимательной математики  могут быть расположены дидактические игрушки и настольные игры, развивающие у детей умения: сравнивать предметы по различным признакам - размеру, форме, цвету, назначению и т.д.; группировать предметы на основе общих признаков (это - посуда, это - обувь); ленты одинаковой длины и одинакового цвета; составлять целое изображение из 6-8 частей («Игрушки», «Животные», «Цветы»); лото (посуда, одежда, мебель, животные, растения); составлять ряды из одинаковых предметов по убыванию или возрастанию того или иного признака: объема, высоты, интенсивности цвета и т.д.;  реальных объектов. Игры «Замри», «Волшебные картинки», «Придумай сам»,  и др.; Дидактические игры: «Лото», парные картинки, крупная и средняя пластиковая мозаика, например: «Геометрические фигуры», пазлы из 6–18 частей, наборы разрезных картинок на кубиках, картинки – трафареты: «Сложи цветок», «Сложи елочку», «Сложи домик с окошком (для петушка)», «Чудесный мешочек» и т.д. Развивающие игры: «Сложи узор», «Точки», «Уголки», «Уникуб», «Блоки Дьенеша», «Палочки Кюизенера», рамки-вкладыши Монтессори и т.д. в соответствии с возрастными задачами.

Для развития мелкой моторики кроме специальных дидактических игрушек-вкладышей, пирамидок, шнуровок, нужно включать в обстановку пластиковые контейнеры с крышками разных форм и размеров, коробки и другие хозяйственные предметы. Применяя крышки к коробкам, ребёнок накапливает опыт сравнения величин, форм, цветов. Игра способствует созданию у детей весёлого, жизнерадостного настроения, пробуждает стремление к общению с взрослыми и сверстниками.

Средний возраст

В среднем дошкольном возрасте важно накапливать опыт совместной со сверстниками деятельности, развивать познавательную деятельность и поддерживать попытки творчески отражать впечатления в продуктивных видах деятельности.

Центр занимательной математики средней группы может содержать: дидактические игрушки и настольные игры, развивающие у детей умения:   сравнивать предметы по различным признакам - размеру, форме, цвету, назначению и т.д.; группировать предметы на основе общих признаков; составлять ряды из одинаковых предметов по убыванию или возрастанию того или иного признака: высоты, длины, и т.д.; составлять простой план-схему с использованием разнообразных замещений реальных объектов; дидактические игры: игры для понимания символики, схематичности и условности («На что похоже?», «Дострой»); модели: числовая лесенка, ряд величин; игры для освоения величинных, числовых, пространственно-временных отношений); игры с алгоритмами, включающие 3-5 элементов («Выращивание дерева») и т.п. Развивающие игры: «Сложи узор», «Точки», «Уголки», «Уникуб», «Блоки Дьенеша», «Палочки Кюизенера», рамки-вкладыши Монтессори и т.д. в соответствии с возрастными задачами. Примерно 15% игр должно быть для детей старшей возрастной группы, чтобы дать возможность, детям не останавливаться, а продвигаться дальше.

Старшая и подготовительная группы

При переходе в старшую, и особенно в подготовительную группу, начинает меняться психофизическая позиция: они начинают ощущать себя старше среди детей детского сада. Важно поддерживать это ощущение такой организацией среды, при которой ребёнок будет проявлять познавательную активность, самостоятельность, инициативу.

В группе специальное место и оборудование для игротеки. Дидактические игры: игры для деления целого предмета на части и составление целого из частей («Дроби», «Составь круг»); игры с цифрами, монетами; игры для развития числовых представлений и умений количественно оценивать разные величины.  («Сравни и подбери»); игры с алгоритмами («Вычислительные машины»); модели числовых и временных отношений («Числовая лесенка», «Дни недели»); календарь, модель календаря.

Развивающие игры: шахматы, шашки, нарды, лото-бочонки и т.п.;       игра-пособие «Стосчет» Н.А. Зайцева, часы-конструктор, весы; игры Никитина, блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, игры Воскобовича и др. в соответствии с возрастными задачами. Природный и «бросовый» материал.

Обязательны тетради на печатной основе, познавательные книги. Трафареты, линейки и другие измерительные эталоны.

Таким образом, соблюдая все принципы построения развивающей предметно-пространственной среды, создаются условия для взаимодействия, сотрудничества, обеспечение максимального комфортного состояния ребенка и его развития.

Литература:

Нищева Н.В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. – СПб.: «Детство-Пресс», 2006 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детей раннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС.

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детейраннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС....

Организация развивающей предметно-пространственной среды по ФЭМП в соответствии с ФГОС

методическая разработка, представлена таблица по организации РППС во всех возрастных группах ДОУ....

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в условиях ФГОС ДО

Организация развивающей предметно- пространственной среды в физкультурном зале в структурном подразделении "ОДОД" в условиях ФГОС ДО...

Представление опыта на ГМО по теме "Организация развивающей предметно-пространственной макро-среды территории детского детского сада"

1.        Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому мы испытываем повышенный интерес к насыщению и об...

Особенности организации развивающей предметно-пространственной образовательной среды дошкольного образовательного учреждения для средней группы

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в условиях реализации ФГОС ДО для средней группы ДОО....