РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
рабочая программа (старшая группа) по теме

Ахмадеева Гульнара Газизжановна

Образовательная программа дошкольного учреждения разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования от 17.10.2013г. № 1155, Законом Российской Федерации «Об образовании» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комитет по социальной политике администрация МО «Кижингинский район»

Кижингинский районный отдел образования

МАДОУ Детский сад «Жаргал»

С.Кижинга                                                                                               тел/факс: 32-2-51

Ул. Ленина,                                                                                E-mail  sadZhargal@mail.ru

ПРИНЯТО

На Педагогическом Совете

МАДОУ «Детский сад «Жаргал»

Протокол № __  от «__ » _________201__г.

       УТВЕРЖДАЮ

Заведующий

МАДОУ «Детский сад «Жаргал»

_______ /Доржиева Д.Б./

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В СТАРШЕЙ  ГРУППЕ

НА 2017- 2018 УЧЕБНЫЙ ГОД

2017г- 2018 г.

Содержание

I .Целевой раздел

3

1.1. Пояснительная записка

  • цели и задачи Программы.
  • принципы и подходы к формированию Программы
  • значимые характеристики реализации Программы
  • возрастные  особенности  детей группы.
  1. Планируемые результаты освоения Программы.

3

17

II Содержательный раздел

21

2.1.Содержание образования по пяти образовательным областям.

2.2.Формы, способы, методы и средства реализации Программы.

2.3. Особенности образовательной деятельности разных видов культурных практик

2.4. Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений (вариативные формы, способы, методы и средства реализации РП.,модель образовательного процесса в группе; формы взаимодействия с родителями)

21

29

III Организационный раздел

40

3.1. Распорядок и/или режим дня.

3.2. Модель воспитательно-образовательного процесса.

3.3. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.

2.2  Формы, способы, методы и средства реализации Программы

Способы и направления поддержки детской инициативы.

Особенности взаимодействия с семьями воспитанников.

3.4. Описание материально-технического обеспечения Программы: обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания.

40

42

49

50

  1. Целевой раздел.

  1. Пояснительная записка

Образовательная программа дошкольного учреждения разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования от 17.10.2013г. № 1155, Законом Российской Федерации «Об образовании» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ

        Образовательная программа МАДОУ «Детский сад Жаргал», согласно п.2.9. ФГОС ДО, состоит из двух частей (обязательная часть – 60%, часть, формируемая участниками образовательных отношений – 40%).  Обязательная часть образовательной программы МАДОУ разработана с учетом образовательной программы дошкольного образования  «Тропинки» под редакцией В.Т. Кудрявцева, часть, формируемая участниками образовательных отношений представлена парциальными программами, разработана с учетом регионального компонента и ориентирована на потребность детей и их родителей.

Цели и задачи Программы:

Цель программы состоит:

в создании условий для общего психического развития детей 3-7 лет средствами развития творческих способностей, в частности, условий формирования у них готовности к современному (развивающему) школьному обучению;

первоначальном формировании на этой базе более широкой и отдаленной перспективы личностного роста ребенка в образовательных и внеобразовательных сферах его жизни (настоящей и будущей), своеобразной областью пересечения которых призвано стать развивающее пространство дошкольной организации.

Поставленной целью диктуются следующие задачи программы:

- инициирование и психолого-педагогическое сопровождение процессов

творческого освоения культуры детьми в рамках различных видов их деятельности (игры, познавательно-исследовательской, художественно-эстетической, проектной деятельности, учения и др.);

- развитие творческого воображения дошкольников, основанной на нём системы созидательных способностей ребенка (постигающего мышления, предпосылок рефлексии др.), креативности как ведущего свойства его личности;

- развитие у детей способности и стремления к инициативному и самостоятельному действию, приобретающему все более произвольный характер,специфической познавательной мотивации и интеллектуальных эмоций;

- создание условий, обеспечивающих триединство отношения ребенка к миру, его взаимоотношений с другими людьми и самоотношения:

- расширение «зоны ближайшего развития» путем включения дошкольников в развивающие формы совместной деятельности со взрослым и друг с другом;

- формирование у детей творческого, осмысленного, ценностного отношения к собственному физическому и духовному здоровью путем построения оздоровительной работы как развивающее-образовательной;

- развитие у ребенка начал будущего умения учиться.

Принципы и подходы к формированию Программы.

Целостность образовательного процесса обеспечивается единством принципов развивающей образовательной работы по всем его направлениям (социально-коммуникативное, познавательное развитие и др.)

Первый принцип - общность приоритетов творческого развития. Ведущий ориентир при решении специфических задач развития творческого потенциала ребенкавнутри каждого направления образовательного процесса задают основные составляющиеэтого потенциала. К их числу принадлежат: реализм воображения, «умение видеть целое раньше частей», надситуативно-преобразовательный характер творческих решений(творческая инициативность), мысленно-практическое экспериментирование.

Второй принцип развивающей работы - ориентация на универсальные моделитворчества в ходе развития творческих способностей детей. Кратко это можно выразить вформуле: «высшее» - ключ к развитию и преобразованию «низшего». Иначе говоря,эталоном решения элементарных проблемных задач ребенком выступают высокие творческие свершения в сфере культуры.

Третий принцип – проблема как основная единица развивающего программного содержания. Как уже отмечалось, проблематизация содержания социокультурного опыта является условием его полноценного освоения и одновременно – движущей силой психического развития растущего человека.

Четвертый принцип – разнообразие деятельностных средств воплощениятворческих поисков и решений. В образовательной практике распространенмонодеятельностный подход к развитию творческих способностей.

Пятый принцип - «событийное» оформление деятельной жизни ребенка. Этотпринцип обязывает придавать творческим занятиям детей по каждому направлениюработы характер маленьких, но отчетливо выделяющихся на фоне повседневности и яркопереживаемых жизненных событий.

Шестой принцип – единство развивающей и оздоровительной работы с детьми.Оздоровительная работа становится приоритетом и внутреннем звеном развивающегообразовательного процесса.

ФГОС дошкольного образования продолжает линию деятельностного, индивидуального, дифференцированного и других подходов, направленных на повышение результативности и качества дошкольного образования. Поэтому подходами к формированию программы являются:

  1. Деятельностный подход осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, изобразительной, музыкальной, восприятия художественной литературы и фольклора, двигательной, конструирования. Организованная образовательная деятельность (непосредственно образовательная) строится как процесс организации различных видов деятельности.
  2. Личностно-ориентированный подход – это такое обучение, которое во главу угла ставит самобытность ребенка, его самоценность, субъективность процесса обучения, т.е. опора на опыт ребенка, субъектно-субъектные отношения. Реализуется в любых видах деятельности детей (НОД, совместная деятельность в режимных моментах, при проведении режимных процессов).
  3. Индивидуальный  подход – это учет индивидуальных особенностей детей        группы в образовательном процессе.
  4. Дифференцированный подход – в образовательном процессе предусмотрена возможность объединения детей по особенностям развития, по интересам, по выбору.

Принципы и подходы к формированию Программы.

Принципы

Цель

Как реализуется в ДОУ

развивающего образования

развитие ребенка

   Совместная деятельность с воспитанниками опирается не на достигнутый уровень умений и навыков, а  на фактор опережения. Руководствуясь этим,  педагоги стараются предлагать детям задания,  выполнение которых требует активной умственной деятельности. Ребёнку необходимо приложить усилия для овладения новыми знаниями. Деятельность организована так, что, в процессе ее воспитанники сами делают открытия, узнают что-то новое путем решения доступных проблемных задач. Творческий характер приобрели  и специфические детские виды деятельности – конструирование, рисование, лепка, элементарное музицирование.

   Используемые в процессе образовательной деятельности

игровые моменты, радость познания и открытия нового формируют у детей познавательную мотивацию, а преодоление возникающих в процессе учения интеллектуальных и личностных трудностей развивает волевую сферу.

научной обоснованности и практической применимости

соответствие основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики

  Содержание Программы  соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики,  имеет возможность реализации в практике дошкольного учреждения.  

  Взрослые дают детям отчётливые представления в познании предметов ближайшего окружения, необходимые для правильного использования их в разнообразных видах детской деятельности.

полноты, необходимости и достаточности

решаются поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному "минимуму"

  В создании необходимых условий для образовательной деятельности играет степень трудности подобранного материала. Усложнение программного материала идёт постепенно, ненавязчиво. Новый материал изучается   на основе ранее изученного, хорошо усвоенного. Менее активные, стеснительные дети при этом чувствуют себя раскрепощённее, лучше вовлекаются в деятельность.

единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач

в процессе реализации формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста

    Взаимодействие педагогов с детьми – является основным звеном воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, поэтому главной задачей нашей деятельности является выбор верной позиции педагога во взаимодействии с детьми, которое основывается на следующих положениях:

- личностно ориентированный подход, т.е. использование педагогами новых форм работы с детьми, в т.ч. индивидуальной и подгрупповой, направленных на реализацию индивидуального подхода;

- диагностика развития детей, их индивидуальных особенностей;

- проведение семинаров, консультаций, тренингов по созданию положительного психологического климата в коллективе.

интеграции образовательных областей

соответствие с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей

   Основные задачи содержания дошкольного образования каждой образовательной области решаются и в ходе реализации других областей Программы при планировании и проведении совместной деятельности  с воспитанниками. Предлагаемое условное деление направлений развития детей на образовательные области вызвано наличием специфических задач, содержания, форм и методов дошкольного образования.

комплексно-тематический

посторенние образовательного процесса  на основе сезонности, праздников, юбилейных дат, тематических мероприятий и прочие

  В основу реализации данного принципа построения Программы положен  календарь праздников, традиций, который обеспечивает:

-социально-личностную ориентированность и мотивацию всех видов детской деятельности входе подготовки и проведения праздников;

- «проживание» ребёнком содержания дошкольного образования во всех видах детской деятельности;

- поддержание эмоционально-положительного настроя ребёнка в течение всего периода освоения Программы;

- технологичность работы педагогов по реализации Программы (годовой ритм: подготовка к празднику — проведение праздника, подготовка к следующему празднику — проведение следующего праздника и т. д.);

- многообразие форм подготовки и проведения праздников;

- возможность реализации принципа построения программы по спирали, или от простого к сложному (основная часть праздников повторяется в следующем возрастном подпериоде дошкольного детства, при этом возрастает мера участия детей и сложность задач, решаемых каждым ребёнком при подготовке и проведении праздников);

- выполнение функции сплочения общественного и семейного дошкольного образования (включение в праздники и подготовку к ним родителей воспитанников).

Педагоги разработали и внедряют:

- годовой круг тем;

- комплексно - тематическое планирование на год;

- календарный план образовательной деятельности с воспитанниками

построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми

решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования

   Взрослые реализуют в общении с детьми позицию равного партнера, проявляя уважение к интересам, мнениям, пожеланиям ребенка, поддерживая его достоинство.

 целостность  педагогического  процесса

учитывает сбалансированности детских видов деятельности и сочетание различных форм организации детской жизнедеятельности (индивидуальной, подгрупповой, фронтальной)

    Программа предусматривает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах  работы  с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности является игра, но при проектировании воспитательно-образовательного процесса учитываются все виды детской деятельности

        

Возрастные особенности развития дошкольников 5 – 6 лет

Интересы детей направлены на освоения мира человеческих отношений. Ведущей деятельностью на протяжении всего дошкольного возраста является сюжетно-ролевая игра, в которой формируются основные достижения возраста. Игра представляет собой форму социализации ребёнка, обеспечивающую вхождение и освоение мира человеческих отношений, как социальных, так и межличностных. В этом возрасте дети играют, заранее распределяя роли, поведение в игре выстраивается  в соответствии с принятой ролью. Роль активно обыгрывается в речевом плане, появляется интонационная выразительность. Дети начинают выделять более и менее привлекательные для них роли в играх и в детских праздниках. Конфликты между детьми возникают не только по поводу распределения игрушек, предметов, пространства (они уже владеют разными способами разрешать такого рода ситуации), но и по поводу распределения ролей и их исполнения.

В общении со взрослыми дети удовлетворяют свои познавательные потребности. Помимо устройства мироздания детей интересует мир человеческих взаимоотношений. Этот интерес находит своё выражение как в когнитивной, так и в личностной сфере. В силу усложняющегося когнитивного развития дети задают вопросы о степенях родства, их интересует, кто кому и кем приходится, кто кого родил, а также возникает вопрос «откуда берутся дети?». В игре проигрываются отношения между мужем и женой, мамой и ребёнком, врачом и пациентом и т.д. В связи с повышенным интересом к миру отношений появляются сюжеты, связанные с любовными отношениями, рождением детей, а также фантастические, сказочные сюжеты с включением волшебных помощников.

В общении со сверстниками проявляется возрастной феномен ябедничества, что связано с активным усвоением в этом возрасте норм и правил поведения. Замечая не соответствующее правилу поведение сверстника, дети хотят утвердиться в собственном понимании нормы. Дошкольники обращаются ко взрослому с целью проверки и подтверждения правильности своей позиции, а для этого рассказывают о том, что не правильно сделал сверстник (не помыл руки, не задвинул стул, не развесил вещи и т.д.) и ожидают реакции взрослого. Дети «ябедничают» не для того, чтобы сверстник был наказан, а для утверждения собственной правоты. Таких жалоб становится много и по самым мелким поводам. Продвигаясь в своём усвоении норм, дети перестают так часто жаловаться и докладывать о поведении сверстника. Взрослым, с одной стороны, важно подтвердить правильность понимания ребёнком норм и правил, а с другой, важно не закрепить такое поведение детей со сверстниками.

В общении с ровесниками увеличивается точность представлений дошкольников о себе, так как оно стимулирует постоянное сравнение себя с равным существом и предполагает взаимный обмен оценками, чаще всего пристрастными. Во взаимоотношениях со сверстниками проявляются первые детские влюбленности, формируются более устойчивые игровые объединения, но все эти явления носят зачастую ситуативный характер, всё очень быстро меняется. При ссоре дети переходят в другое игровое объединение, на следующий день влюбляются в другую девочку или мальчика и т.д.

Самооценка становится более реалистичной, адекватной, образ себя становится лабильнее. Опыт общения (преимущественно со взрослыми) начинает определять индивидуальные особенности образа. Оценки и поощрения в совокупности с возможностями ребёнка определяют те области действительности, успех в которых значим для детской личности. Начинает дифференцироваться общая и конкретная самооценка. Сначала общая и конкретная самооценки у ребёнка слиты. Он не отделяет оценку конкретных результатов какой-либо своей деятельности от общей самооценки. Оценка успеха или неудачи в конкретной деятельности относится ребёнком к своей общей самооценки, к своей личности в целом. Стремясь оставаться на уровне высокой положительной общей самооценки, ребенок может отказаться от деятельности, которая подразумевает переживание отрицательной оценки своих результатов. Дошкольник стремится удержать общую положительную самооценку на привычном уровне. Точное представление о своих возможностях возникает в условиях гармоничного сочетания опыта самостоятельной деятельности и общения.

Активно развиваются продуктивные виды детской деятельности: рисование, конструирование. Дети много и с удовольствием рисуют, передавая свои жизненные впечатления, переживания связанные с прослушиванием сказок, просмотром фильмов и мультфильмов. В аппликации создают сюжетные изображения, пейзажи, сопоставляя между собой детали, овладевают различными способами вырезывания из бумаги. Конструируют поделки из природного материала и бумаги. Создавая постройки, могут ориентироваться на рисунок, схему, собственный замысел или заданные условия; создают коллективные постройки.

Развитие воображения позволяет сочинять истории. Развивается произвольное внимание, его устойчивость и переключаемость, дети могут действовать по правилам. Развивается опосредованность памяти, дети могут ставить задачу запомнить и использовать для этого необходимые средства. Продолжает развиваться наглядно-образное мышление, восприятие. Дошкольники могут различать и называть множество оттенков и сложные геометрические фигуры, группировать предметы, учитывая несколько признаков одновременно – цвет, форму, величину. Развиваются обобщения, дети устанавливают причинно-следственные связи.

Речевое развитие в дошкольном возрасте характеризуется становлением функции планирования и регуляции деятельности в форме «речи для себя».  Развивается звуковая сторона речи, дети правильно произносят звуки, используют почти все части речи, занимаются словотворчеством.

  1. Планируемые результаты освоения Программы

        В соответствии с ФГОС ДО специфика дошкольного детства и системные особенности дошкольного образования делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений. Поэтому результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования и представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребенка к концу дошкольного образования. Реализация образовательных целей и задач Программы направлена на достижение целевых ориентиров дошкольного образования, которые описаны как основные характеристики развития ребенка. Основные характеристики развития ребенка представлены в виде изложения возможных достижений воспитанников на разных возрастных этапах дошкольного детства.

Целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от форм реализации Программы, а также от её характера, особенностей развития детей и Организации, реализующей Программу. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.

К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка:

на этапе завершения дошкольного образования:

- ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

- обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры всебя, старается разрешать конфликты;

- обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах

деятельности, и, прежде всего в игре; ребёнок владеет разными формами и видами игры,различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам исоциальным нормам;

- ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли ижелания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах,у ребёнка складываются предпосылки грамотности;

- у ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

- способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

- проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам,

интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать,экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения дошкольного образования.

II.Содержательный раздел.

2.1. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ОБЛАСТЯМ

В данном разделе Программы описано содержание воспитательно-образовательной работы в соответствии с образовательной программой обеспечивающее полноценное развитие личности ребенка, в соответствии с пятью образовательными областями, которые представлены в программно-методических разработках по конкретным направлениям.

Каждое направление содержит подразделы – «тропинки», которые обеспечивают реализацию целей и задач образовательных областей через различные вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программы с учётом возрастных ииндивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов.

Содержание работы по возрастным группам представлено в программно-методических пособиях по проекту «Тропинки».

Для просмотра видеофильмов во всех группах используется телевизор для расширения и систематизации знаний дошкольников.  Непрерывная длительность просмотра видеофильмов в младшей и средней группах - не более 20 мин., в старшей и подготовительной - не более 30 мин. Просмотр телепередач для детей дошкольного возраста проводится не чаще 2 раз в день (в первую и вторую половину дня). Просмотр телепередач в вечернее время проводят при искусственном освещении групповой верхним светом.

Образовательные области

Направление развития

Задачи

Физическое развитие

Тропинка в мир движения

Тропинка к здоровью

- развитие творчества в различных сферах двигательной активности и на этой основе – формирование осмысленности и произвольности движений, физических качеств, обогащение двигательного опыта.

-создание условий для развития

здоровья детей на основе формирования творческого воображения

Социально-коммуникативное развитие

Тропинка в мир людей

Тропинка в мир труда

- присвоение детьми норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

- развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;

- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;

- формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;

- формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках;

- формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.

- формирования навыков самообслуживания,

формирование навыков элементарного бытового труда в помещении и на улице (участке детского сада);

формирование первичных представлений о труде в природе;

-воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;

формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.

Познавательное  развитие

Тропинка в мир свойств и качеств предметов

Тропинка в мир математики

Тропинка в окружающий мир

-сенсорное развитие;

 - развитие познавательно-исследовательской деятельности;

- Формирование элементарных математических представлений;

- формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа,

об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира;

- формирование познавательных действий и экологического сознания: осознание многообразия окружающего мира, своей зависимости от происходящего в мире и зависимости природы и всего живого от нас, развитие способности испытывать

восхищение от соприкосновения с природой и сопереживать всему живому;

- развитие любознательности и познавательной мотивации, интереса к окружающему ребёнка миру и желание «открыть» его для себя;

- развитие воображения и творческой активности.

Речевое развитие

Тропинка в мир правильной речи

Тропинка к грамоте

- воспитание у детей звуковой культуры речи, словарную работу (обогащение, закрепление и активизация словаря);

-  формирование грамматического строя речи, ее связности при построении развернутого высказывания;

- воспитание интереса к художественному слову

- развивать артикуляционный аппарат;

- отрабатывать произношение звуков;

- развивать интонационную выразительность речи;

- развивать фонематический слух детей;

- знакомить с понятиями «слово», «звук»;

- знакомить с понятиями «гласный звук», «твёрдый и мягкий согласные звуки», «звонкий и глухой согласные звуки», учить их различать, знакомить со знаковыми

изображениями этих звуков (фишки красного, синего, зелёного цветов и т.д.);

- учить проводить звуковой анализ слов, соотносить слово с его звуковой моделью;

- знакомить с правилами написания букв, обозначающих гласные, после букв, обозначающих твёрдые и мягкие согласные звуки;

- знакомить с понятием «ударение»;

- знакомить с буквами алфавита, учить плавному слоговому чтению и чтению целым словам;

- учить писать печатными буквами.

Художественно-эстетическое

Тропинка в мир художественной литературы

Тропинка в мир музыки

Тропинка в мир изобразительного искусства

-формирование восприятия литературного произведения;

- развитие образной речи и овладение литературным языком;

- развития словесного творчества

-формирование у дошкольников первоначальных представлений о музыке как части целостного и многообразного мира искусства, который, в свою очередь неотделим от всего окружающего мира, от жизни людей;

- освоение детьми доступных им средств и способов «вхождения» в мир музыкального искусства, постижения художественно-образного содержания и выразительных средств музыки, а также воплощенных в ней реальных и сказочных образов окружающего мира, высших духовно-нравственных ценностей и идеалов;

- развитие музыкальных способностей детей, в том числе – музыкально-образных представлений и воображения; музыкального слуха и певческого голоса,

эмоциональной отзывчивости на музыку;

-  формирование у детей основ музыкальной культуры личности: музыкальных интересов, потребностей, вкусов, мотивов самостоятельной музыкально-творческой деятельности и познания музыкального искусства;

-  духовно-нравственное, патриотическое, этнокультурное воспитание дошкольников наматериале и средствами музыкального искусства;

- содействие социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому и физическому развитию дошкольников, их оздоровлению в процессе музыкальной деятельности, формированию у них навыков самопознания и саморазвития личности.

- раскрыть природу искусства как результат деятельности человека;

- содействовать формированию у детей эстетического отношения к окружающей действительности в целом, к искусству как отражению жизни во всем её многообразии и к самому себе как части мироздания;

- развивать творческое воображение и эстетическое восприятие как эмоционально- интеллектуальный процесс «открытия» мира и самого себя;

- знакомить с деятельностью художника, народного мастера, дизайнера в трёх его ипостасях «восприятие – исполнительство – творчество»;

- формировать разноаспектный опыт художественной деятельности на основе освоения «языка искусства» и общей ручной умелости.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»

Цель: развитие творчества в различных сферах двигательной активности и на этой основе – формирование осмысленности и произвольности движений, физических качеств, обогащение двигательного опыта;

создание условий для развития здоровья детей на основе формирования творческого воображения.

Задачи:  

- развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);

-накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);

-формирование у воспитанников  потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании;

- сохранение и укрепление физического и психического здоровья;    

-воспитание культурно-гигиенических навыков;

-формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

        

        ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ

«СОЦИАЛЬНО – КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ»

Цель: развитие продуктивного воображения, постигающего мышления, ориентации на позицию другого человека, произвольность, элементы рефлексии и др. в ходе творческого приобщения к социуму, миру труда. Первоначальное осмысление потенциальных опасностей, которые таит окружающая действительность, необходимости соблюдать правила поведения в различных ситуациях и беречь своё здоровье, природу.

Задачи:

- присвоение детьми норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральныеи нравственные ценности;

- развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;

- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции

собственных действий;

- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной

отзывчивости, сопереживания;

- формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;

- формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашегонарода, об отечественных традициях и праздниках;

- формирование основ безопасности в быту, социуме, природе;

- формирования навыков самообслуживания,

- формирование навыков элементарного бытового труда в помещении и на улице (участке детского сада);

- формирование первичных представлений о труде в природе;

- воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людейи его результатам;

- формирование первичных представлений о труде взрослых, его ролив обществе и жизни каждого человека.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ

«ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»

Цель: развитие продуктивного воображения и творческого мышления в процессе решения познавательных задач, создание условий для построения ребенком целостной образно смысловой картины мира, формирование начал самопознания

Задачи:

-развитие сенсорной культуры

- умение выделять фигуро-фоновые отношения;

- умение определять положение в пространстве и пространственные отношения;

- умение мысленно переструктурировать изображение;

- умение читать схему;

- умение совершать творческий выбор

- формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах

окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме,цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа,об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира;

- формирование познавательных действий и экологического сознания: осознаниемногообразия окружающего мира, своей зависимости от происходящего в мире изависимости природы и всего живого от нас, развитие способности испытыватьвосхищение от соприкосновения с природой и сопереживать всему живому;

-развитие любознательности и познавательной мотивации, интересак окружающему ребёнка миру и желание «открыть» его для себя.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ

 «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

Цель: развитие речевых способностей и умений, предпосылок чтения и письма, овладение способами и нормами практического общения в различных жизненных ситуациях

Задачи:

- воспитание у детей звуковой культуры речи,

-обогащение, закрепление и активизация словаря,

- формирование грамматического строя речи, ее связности при построении развернутого высказывания,

-воспитание интереса к художественному слову,

- формирование восприятия литературного произведения в единстве понимания егосодержания и художественной формы,

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ

«ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»

Цель: развитие эстетического мировидения, освоение эмоционально-нравственной культуры, формирование творческого воображения и образного мышления средствами художественно- эстетических видов деятельности, предпосылок общей художественной и художественно-конструктивной умелости

Задачи:

формирование у дошкольников первоначальных представлений о музыке как части

целостного и многообразного мира искусства, который, в свою очередь неотделим от всего окружающего мира, от жизни людей;

2) освоение детьми доступных им средств и способов «вхождения» в мир музыкального искусства, постижения художественно-образного содержания и выразительных средств музыки, а также воплощенных в ней реальных и сказочных образов окружающего мира, высших духовно-нравственных ценностей и идеалов;

3) развитие музыкальных способностей детей, в том числе – музыкально-образных

представлений и воображения; музыкального слуха и певческого голоса,

эмоциональной отзывчивости на музыку;

4) формирование у детей основ музыкальной культуры личности: музыкальных интересов, потребностей, вкусов, мотивов самостоятельной музыкально-творческой деятельности и познания музыкального искусства;

5) духовно-нравственное, патриотическое, этнокультурное воспитание дошкольников на

материале и средствами музыкального искусства;

6) содействие социально-коммуникативному, познавательному, речевому,

художественно-эстетическому и физическому развитию дошкольников, их

оздоровлению в процессе музыкальной деятельности

При реализации целей  и задач по каждой образовательной области соблюдается принцип возрастной адресности. Решение программных образовательных задач предусматривается в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.

2.2  Формы, способы, методы и средства реализации Программы

Виды детской деятельности  и формы активности ребёнка

Образовательные области

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие

Игровая деятельность

Сюжетно-ролевые игры: бытовые, производственные, общественные.

Театрализованные игры: игры-имитации (в том числе игры-этюды), ролевые диалоги на основе текста, драматизации, инсценировки, игры-импровизации.

Режиссерские игры: с игрушками-персонажами, предметами-заместителями.

Игры-фантазирования («Грамматика фантазии» Дж.Родари и др.).

Игры со строительным материалом: строительными наборами, конструкторами, природным материалом: песком, снегом.

Игры-экспериментирования с разными материалами: водой, льдом, снегом, светом, звуками, магнитами, бумагой и др.

Дидактические игры: с предметами (в том числе сюжетно-дидактические и игры-инсценировки); настольно-печатные; словесные (в том числе народные).

Интеллектуальные развивающие игры: головоломки, лабиринты, смекалки и др.

Подвижные (в том числе народные) игры: сюжетные, бессюжетные, игры с элементами соревнований, игры-аттракционы, игры с использованием предметов (мяч, кегли, кольцеброс, серсо и др.)

Игры с элементами спорта: городки, бадминтон, настольный теннис, футбол, хоккей, баскетбол, волейбол.

Досуговые  игры: игры-забавы, игры-развлечения, интеллектуальные, празднично-карнавальные, театрально-постановочные.

Проектная деятельность, например, «Школа волшебников» (сочинение сценария и игра- инсценировка придуманной сказки.

Игровые упражнения.

Ситуативное общение.

Досуги и развлечения.

Индивидуальная работа.

Сотрудничество с семьями

Коммуникативная деятельность

(с  взрослыми, со сверстниками)

Свободное сочинительство: сочинение сказок, рассказов, стихов, загадок, пословиц, дразнилок; придумывание сценариев  для театрализованных игр-инсценировок.

Специальное моделирование ситуаций общения: «Интервью», «У меня зазвонил телефон», «Телеканал детского сада представляет» и др.

Коммуникативные игры (на знакомство детей  друг с другом, создание положительных эмоций; развитие эмпатии, навыков взаимодействия и др.)

Придумывание этюдов для театрализации(невербальные средства выразительности).

Театрализованные, режиссерские игры, игры-фантазирования по мотивам литературных произведений.

Подвижные (в том числе народные) игры с диалогом.

Дидактические словесные (в том числе народные) игры.

Викторины.

Проектная деятельность.

Игры.

Игровые упражнения.

Беседы.

Наблюдения.

Ситуативное общение.

Индивидуальная работа.

Сотрудничество с семьями

Познавательно-исследовательская деятельность

Рассматривание, обследование, наблюдение.

Решение занимательных задач, проблемных ситуаций.

Создание символов, схем, чертежей, моделей, макетов, алгоритмов (в уголке природы, лаборатории «Почемучка» и др.

Просмотр познавательных мультфильмов, видеофильмов, детских телепередач с последующим обсуждением.

Рассматривание иллюстраций, фотографий  в познавательной литературе и детских иллюстрированных энциклопедиях.

Создание тематических альбомов, коллажей, стенгазет, например, «Знаете ли вы?», «Этот удивительный мир диких животных» и др.

Оформление тематических выставок, например, «Предметы, которые нас удивили», «Игрушки наших дедушек и бабушек» и др.

Оформление уголка природы.

Создание коллекций (гербарии, минералы, марки и др.).

Ведение «Копилки вопросов» (в том числе запись с помощью рисунков, символов).

Дидактические игры, интеллектуальные развивающие игры.

Сюжетно-ролевые, режиссерские игры-путешествия, н-р, «Путешествие в Африку», «Путешествие на батискафе», «Космическое путешествие» и др.

Поисково-исследовательские проекты.

Наблюдения.

Конкурсы и викторины.

Целевые прогулки (экскурсии, походы).

Опыты.

Экспериментирование.

Проектная деятельность.

Индивидуальная работа.

Сотрудничество с семьями

Восприятие художественной литературы и фольклора

Восприятие литературных произведений с последующими:

-свободным общением на  тему литературного произведения;

-решением проблемных ситуаций;

-дидактическими играми по литературному произведению;

-художественно-речевой деятельностью;,

-игрой-фантазией;

-рассматриванием иллюстраций художников;

-придумыванием и рисованием собственных иллюстраций;

-просмотром мультфильмов;

-созданием этюдов, сценариев для театрализации;

-театрализованными играми;

-созданием театральных афиш, декораций;

- театральных кукол;

- оформлением тематических выставок (например, «Сказки К.И. Чуковского» и др.).

Проектная деятельность, например, «Детская киностудия» (создание мультфильма по литературному произведению).

Игры.

Игровые упражнения.

Индивидуальная работа.

Сотрудничество с семьями

Самообслуживание и элементарный труд

Проектная деятельность.

Игры.

Игровые упражнения.

Беседы.

Наблюдения.

Трудовые поручения Дежурства.

Совместные формы труда (труд рядом, труд вместе, общий труд, коллективный труд).

Индивидуальная работа.

Сотрудничество с семьями

Конструирование

Игры.

Игровые упражнения.

Индивидуальная работа.

Сотрудничество с семьями.

Конструирование из строительного материала и деталей конструктора:

- по образцу (схеме, чертежу, модели);

- по условиям;

- по замыслу.

Конструирование из бумаги:

- по выкройке;

- схеме (оригами).

Свободное конструирование из природного материала (постройки из песка и снега)

Изобразительная деятельность

(рисование, лепка, аппликация)

Рисование различными материалами.

Лепка из различных материалов.

Аппликация:

- по замыслу;

- на заданную тему.

Художественный труд (поделки  из бумаги, картона, поролона, ткани; природного, бросового материала и др.):

- украшения к праздникам;

- поделки для выставок детского творчества;

- подарки, сувениры;

- декорации к театрализованным спектаклям;

- украшение предметов личного пользования и др.

Мастерская.

Детский дизайн.

Организация и оформление выставок.

Проектная деятельность.

Игры.

Игровые упражнения.

Индивидуальная работа.

Сотрудничество с семьями

Музыкальная деятельность

(восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах)

Слушание соответствующей возрасту народной, классической, детской музыки.

Игра на детских музыкальных инструментах.

Шумовой оркестр

Экспериментирование со звуками.

Двигательные, пластические, танцевальные этюды, танцы, хороводы, пляски.

Попевки, распевки, совместное и индивидуальное исполнение песен.

Драматизация песен.

Музыкально-театрализованные игры

Музыкальные и музыкально-дидактические игры.

Концерты-импровизации.

Музыкальное озвучивание картин художников, литературных произведений и др.

Игры.

Игровые упражнения.

Индивидуальная работа.

Сотрудничество с семьями

Двигательная активность (овладение основными движениями)

Физические упражнения.

Физминутки и динамические паузы.

Гимнастика (утренняя, после сна, дыхательная).

Ритмика, ритмопластика.

Подвижные игры, игры с элементами спорта, игры-соревнования.

Игры-имитации, хороводные игры.

Народные подвижные игры.

Пальчиковые игры.

Спортивные упражнения: катание на санках, скольжение, катание на велосипеде, плавание

Разнообразная двигательная деятельность в физкультурном уголке.

Игры.

Игровые упражнения.

Индивидуальная работа.

Сотрудничество с семьями

Особенности образовательной деятельности

разных видов и культурных практик

Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами программы и  реализуется в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка)

для детей дошкольного возраста

 (3 года - 7лет)

  • игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры,
  • коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками),
  • познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними),
  • восприятие художественной литературы и фольклора,
  • самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице),
  • конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал,
  • изобразительная (рисование, лепка, аппликация),
  • музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах);
  • двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.

Формы организации обучения детей

Формы организации обучения

Особенности

Индивидуальная

   Позволяет индивидуализировать обучение (содержание, методы, средства), однако требует от ребенка больших нервных затрат; создает эмоциональный дискомфорт; неэкономичность обучения; ограничение сотрудничества с другими детьми.

Групповая

(индивидуально-коллективная)

   Группа делится на подгруппы.

  Основания для комплектации: личная симпатия, общность интересов, но не по уровням развития. При этом педагогу, в первую очередь, важно обеспечить взаимодействие детей в процессе обучения. 

Фронтальная

  Работа со всей группой, четкое расписание, единое содержание.   При этом содержанием обучения на фронтальных вида образовательной деятельности может быть деятельность художественного характера.

  Достоинствами формы являются четкая организационная структура, простое управление, возможность взаимодействия детей, экономичность обучения; недостатком - трудности в индивидуализации обучения.

Содержание регионального компонента

Региональный компонент Программы включен в содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» и направлен на формирование нравственно-патриотического отношения и чувства сопричастности детей дошкольного возраста к природе, культуре, истории Бурятии, малой родины - Кижинги на основе историко-национальных и природных особенностей родного края. Воспитание чувства собственного достоинства как представителя своего народа, уважения к прошлому, настоящему, будущему республики Бурятия, толерантного отношения к представителям других национальностей.

Ознакомление дошкольников с родным краем должно естественно «входить» в целостный образовательный процесс, выстраиваемый на основе определения доминирующих целей Программы, решаемых на фоне краеведческого материала.

Основные организационные формы:

  • образовательная ситуация;
  • в свободной деятельности;
  • целевые прогулки по селу;
  • экскурсии с различной тематикой о селе;
  • праздники, развлечения, акции;
  • тематические выставки;
  • встречи с участниками исторических событий, людьми искусства;
  • работа в мини-музеях детского сада «Русская изба», «Бурятская юрта»

Методы и приемы:

  • беседы, рассказ воспитателя, родителей;
  • игры-практикумы, сюжетно-ролевые игры, дидактические, подвижные игры;
  • проблемные ситуации;
  • проектирование;
  • конкурсы, викторины;
  • коллективно-творческие дела;
  • наблюдения;
  • целевые прогулки и экскурсии;
  • рассматривание картин, иллюстраций.

Планируемые результаты:

- имеет первичные представления об истории родного края; достопримечательностях города Улан-Удэ; о людях, прославивших Бурятию.

- знает государственную символику родной республики, родного села.

- проявляет заботу о своей семье, знает и поддерживает семейные традиции;

- знает культурные традиции русского и бурятского народа;

- проявляет интерес к народному творчеству, народным промыслам, народным играм (малгай нюулга, шагай наадан  и др.), предметы русского быта, элементы народного и национального костюмов;

- знает представителей растительного и животного мира Бурятии.

Способы и направления поддержки детской инициативы.

5 - 6 лет

Приоритетная сфера инициативы — познание окружающего мира

Деятельность воспитателя по поддержке детской инициативы:

Поощрять желание ребенка строить первые собственные умозаключения, внимательно выслушивать все его рассуждения, проявлять уважение к его актуальному труду.

Создать условия и поддерживать театрализованную деятельность детей, их стремление переодеваться («рядиться»).

Обеспечить условия для музыкальной импровизации, пения и движений.

Создать в группе возможность, используя мебель и ткани, строить «дома», укрытия для игр.

Негативные оценки можно давать только поступкам ребенка и только один на один, а не на глазах у группы.

Недопустимо диктовать детям, как и во что они должны играть; навязывать им сюжеты игры. Развивающий потенциал игры определяется тем, что это самостоятельная, организуемая самими детьми деятельность.

Участие взрослого в играх детей полезно при выполнении следующих условий: дети сами приглашают взрослого в игру или добровольно соглашаются на его участие; сюжет и ход игры, а также роль, которую взрослый будет играть, определяют дети, а не педагог; характер исполнения роли также определяется детьми.

Привлекать детей к украшению группы к праздникам, обсуждая разные возможности и предложения.

Побуждать детей формировать и выражать собственную эстетическуюоценку воспринимаемого, не навязывая им мнения взрослых.

Привлекать детей к планированию жизни группы на день.

Особенности взаимодействия с семьями воспитанников.

В направлении выстраивания сотрудничества с семьями детей программа видит актуальной целью создание условий для построения личностно-развивающего и гуманистического взаимодействия всех участников образовательных отношений, то есть воспитанников, их родителей (законныхпредставителей) и педагогических работников.

Основные задачи, стоящие перед организацией дошкольного уровня образования вданной связи:

- изучение и понимание особенностей семей воспитанников, их специфических потребностей в образовательной области, разработка подходов к реализации сотрудничества с семьями воспитанников;

- определение приоритетных для конкретной дошкольной образовательной

организации направлений деятельности по взаимодействию с родителями детей,посещающих организацию дошкольного образования, учёт специфики региональных,национальных, этнокультурных и других условий жизни семей;

- построение образовательной среды и педагогического взаимодействия в ней наоснове принципа уважения личности ребенка, признания его полноценным участником(субъектом) образовательных отношений как обязательного требования ко всем взрослымучастникам образовательного процесса;

- обеспечение благоприятных педагогических условий для содействия и

сотрудничества детей и взрослых;

- поддержка инициативы и пожеланий семей воспитанников по организации

образовательного процесса;

- формирование отношений партнёрства и доверительности с родителями

воспитанников;

- создание развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с образовательной программой организации дошкольного образования и интересами семьи;

- использование интересных, понятных и удобных в организации родителям

воспитанников форм работы с семьёй;

- поддержка семейных традиций, приобщение детей к ценностям семьи;

- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения

компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепленияздоровья детей.

Направления и формы сотрудничества воспитателя с семьями воспитанников

Направления работы

 Формы работы

Опрос (анкетирование,интервью, беседа).

День открытыхдверей.

Родительское собрание.

Родительский клуб.

Родительская гостиная (встречи

со специалистами).

Круглый стол.

Деловая игра.

Беседа сродителями.

Индивидуальнаяконсультация.

Старшая группа

- Нормативно-правовое регулирование отношений семьи и образовательных организаций.

- Изучение особенностей семьи, семейных традиций, в том числе традиций воспитания.

- Возрастные особенности детей.

- Воспитание привычки к здоровому образу жизни. Создание условий для физического и психического здоровья ребёнка.

- Социально-коммуникативное развитие. Формирование этики и культуры поведения детей шестого года жизни.

- Педагогические условия гендерного воспитания детей старшего возраста в детском саду и в семье.

- Развитие игры детей пятилетнего  возраста.

- Формирование познавательных интересов детей.

- Педагогические условия трудового воспитания детей шестого  года жизни и формирования у детей разумных потребностей.

Организация совместного досуга с детьми

Сотрудничество дошкольной образовательной организации и семьи реализуется в форме совместной деятельности педагогов и родителей. Оно, во-первых, выстраивается на добровольных, доверительных, партнерских  отношениях и согласованных действиях обеих сторон. Во-вторых, на общей системе ценностей и основанных на ней целей воспитания детей и не противоречия требований к ребёнку в семье и в детском саду. В- третьих, эта деятельность требует формирования взаимно ценных отношений между воспитателями и членами семьи, поддержки авторитета друг друга обеими сторонами.

III Организационный раздел

3.1.Характеристика жизнедеятельности детей в группе. Режим дня. Особенности традиционных событий,праздников,мероприятий.         

 Режим дня соответствует возрастным особенностям воспитанников и действующим санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам (СанПиН)[1] .

Режим дня предусматривает следующие компоненты образовательного процесса в течение дня: образовательную деятельность в процессе организации режимных моментов, непосредственно образовательную деятельность, самостоятельную деятельность детей, взаимодействие с семьями по реализации образовательной программы, а также присмотр и уход.

При проведении режимных процессов следует придерживаться следующих правил.

  1. Полное и своевременное удовлетворение всех органических потребностей детей (в сне и питании).
  2. Тщательный гигиенический уход, обеспечение чистоты тела, одежды, постели.
  3. Привлечение детей к посильному участию в режимных процессах; поощрение самостоятельности и активности.
  4. Формирование культурно-гигиенических навыков.
  5. Эмоциональное общение в ходе выполнения режимных процессов.
  6. Учёт потребностей, индивидуальных особенностей каждого ребёнка.
  7. Спокойный и доброжелательный тон обращения, бережное отношение к ребёнку, устранение долгих ожиданий, так как аппетит и сон малышей прямо зависят от состояния их нервной системы.
  8. Уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях.
  9. Использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей).
  10. Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития.
  11. Поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности.
  12. Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности.
  13. Возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения.
  14. Защита детей от всех форм физического и психического насилия[2].
  15. Поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.

Основные принципы построения режима дня.

  1. Режим дня выполняется на протяжении всего периода воспитания детей в дошкольной организации, сохраняя последовательность, постоянство и постепенность.
  2.  Соответствие правильности построения режима дня возрастным психофизическим особенностям дошкольника.

Примерный режим дня в старшей группе (5-6 лет) в холодный период

Время

Режимные моменты

8.00 – 8.45

Утренний приём детей, образовательная деятельность в режимных моментах (игры, гигиенические процедуры, индивидуальная работа, физическое воспитание)

8.45 –8.55

Утренняя гимнастика

8.55 – 9.05

Игры (самостоятельная деятельность детей),

подготовка к завтраку, гигиенические процедуры

 9.05 – 9.25                                                  

Завтрак

 9.25 - 9.50

 10.00 - 10.25

Непосредственно образовательная деятельность

10.25 – 10.35

2-й завтрак        

10.35 – 12.00

Подготовка к прогулке, прогулка, возвращение с прогулки

12.00 – 13.00

Подготовка к обеду, обед

13.00 – 13.10

Гигиенические процедуры, подготовка ко сну

13.10 – 15.10

Сон

15.10 – 15.30

Постепенный подъем, гимнастика после сна,

воздушные, водные, гигиенические процедуры

15.30 – 16.00

Полдник

16.00 – 16.25

Непосредственно образовательная деятельность/ Развлечение (по пятницам)        

16.25 – 17.00

Самостоятельная деятельность детей, игры        

17.00 – 18.00

Подготовка к прогулке, прогулка, возвращение с прогулки

18.00 – 18.10

Подготовка к ужину

18.10 – 18.40

Ужин        

18.40 – 20.00

Игры (самостоятельная деятельность детей). Уход домой

Примерный режим дня детей с 3 до 8 лет в тёплый период года (июнь – август)

Время

Режимные моменты

8.00 – 8.45

Утренний прием детей, образовательная деятельность в режимных моментах (игры, гигиенические процедуры, индивидуальная работа, физическое воспитание) на открытом воздухе

8.45 – 8.55

Утренняя гимнастика на открытом воздухе

8.55 – 9.05

Игры (самостоятельная деятельность детей),

подготовка к завтраку, гигиенические процедуры

8.05 –9.25                                                  

Завтрак

9.25 – 10.00

Игры на открытом воздухе

10.00 – 10.20

Подготовка ко 2-му завтраку, 2-й завтрак

10.20 – 12.00

Игры и проекты на открытом воздухе

12.00 – 13.00

Подготовка к обеду, обед

13.00 – 13.10

Гигиенические процедуры, подготовка ко сну

13.10 – 15.10

Сон

15.10 – 15.30

Постепенный подъём, гимнастика после сна,

воздушные, водные, гигиенические процедуры

15.30 – 16.00

Полдник

16.00 – 16.30

Игры на открытом воздухе/ Развлечение (по пятницам)        

16.30 – 18.00

Самостоятельная деятельность детей, игры на открытом воздухе        

18.00 – 18.10

Подготовка к ужину

18.10 – 18.40

Ужин        

18.40 – 20.00

Игры (самостоятельная деятельность детей). Уход домой

Сетка организации непосредственно – образовательной деятельности

2017-2018 уч. год

Дни недели

Время

Вид деятельности

Понедельник

9.25 - 9.50

10.00-10.25

10.35-11.05

1.Изобразительная деятельность (лепка/аппликация)

2.Музыкальная деятельность

3. Двигательная деятельность (физкультура)

Вторник

9.25-9.50

10.00-10.25

10.35-11.05

1. Коммуникативная деятельность (развитие речи)

2.Познавательно-исследовательская деятельность (матем. и сенсорное развитие)

3. Изобразительная деятельность

(конструирование)

Среда

9.25-9.50

10.00-10.25

10.35-11.05

1. Подготовка к обучению грамоте/психологические игры

 

2.Музыкальная деятельность

2.Двигательная деятельность (физкультура) на воздухе

Четверг

9.25-9.50

10.00-10.25

1.Познавательно-исследовательская деятельность (исслед. объектов живой и неживой природы/позн. прир. и соц. мира, освоение безопасного поведения

2. Двигательная деятельность (физкультура на воздухе)

Пятница

9.25-9.50

10.00-10.25

1.Изобразительная деятельность (рисование)

2. Восприятие художественной литературы и фольклора

Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий

Структура образовательного процесса в дошкольной образовательной организации представляет собой четыре взаимосвязанных компонента, которые обязательно отражаются ежедневно в календарном плане педагогов:

  1. непосредственно образовательная деятельность;
  2. образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов;
  3. самостоятельная деятельность детей;
  4. взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Комплексно-тематическое планирование

образовательной деятельности в старшей  группе

Сентябрь

1        неделя – «Мой родной город»

2        неделя – «Осенние приметы»

3        неделя – «Я и  моя семья»

4        неделя – «Поздравляем  детский сад»

Октябрь

1        неделя – «Бабушки и дедушки лучшие друзья»

2        неделя – «Ребята и зверята»

3        неделя – «Путешествие по родной стране»

4        неделя – «Страна мультипликация»

Ноябрь

1.        неделя -   «Вместе – дружная семья»

2.        неделя – «Неделя игры и игрушки»

3.        неделя – «Нужные вещи»

4.        неделя – «Детский мир»

Декабрь  

1.        неделя - «Зима пришла »

2.        неделя – «Мои права»

3.        неделя – «Мастерская Деда Мороза»

4.        неделя – «К нам приходит новый год»

Январь

  1.  неделя – «Заповедники и зоопарки»

3.         неделя – «Выдумщики и изобретатели»

4.         неделя – «Помоги, тому, кто рядом»

Февраль

1.        неделя – «Зимние приключения»

2.        неделя – «Огород круглый год»

3.        неделя – «Наша армия сильна »

4.        неделя – «Известные места ан карте моей Родины»

Март

1.        неделя – «Домашние питомцы»

2.        неделя – «Поздравляем маму»

3.        неделя – «Земля – наш общий дом»

4.        неделя – «Дети в театре, театр – детям »

Апрель

1.        неделя – «Путешествие по страницам любимых книг »

2.         неделя – «На космических орбитах»

3.        неделя – «Приметы весны»

4.        неделя – «Уроки безопасности»

Май

1.        неделя – «Какие я знаю профессии»

2.        неделя – «День Победы»

3.        неделя – «Музеи для дошколят»

4.        неделя – «Скоро лето»

Июнь

1. неделя «Праздник детства»( 1 июня Международный день защиты детей)

2. неделя«Моя Родина – Россия»(12 июня День России)

3. неделя «На клумбе и на грядке»»

 4.неделя «Сильные, быстрые, ловкие»(23 июня Международный  олимпийский день

Июль

1 неделя «Живая природа на участке летом»

2 неделя  «Моя дружная семья» (8 июля – Всероссийский день семьи, любви и верности)

3 неделя «Летняя спортплощадка»

4 неделя  «Мои Друзья»

(30 июля – Международный день дружбы)

Август

1 неделя «Праздник светофора» (5 августа – Международный день светофора)

2 неделя «Мы – физкультурники» (10 августа – День физкультурника)

3 неделя «Летний урожай»

4 неделя «До свидания, лето!»

При отборе тем для работы педагогов в разных возрастных группах учтены:

  • события окружающего мира, происходящие в природе и в общественной жизни, понятные и привлекательные для детей данного возраста;
  • события, о которых дети узнают из литературных произведений, фольклора, мультипликационных и кинофильмов, вызывающие эмоциональный отклик и интерес воспитанников;
  • события и объекты окружающей действительности, стимулирующие развитие любознательности и познавательных интересов детей группы;
  • события, связанные с семьями воспитанников, традициями и бытом.

Разнообразные темы обеспечивают постепенное вхождение ребёнка в окружающий мир, освоение этого сложного и привлекательного для малыша пространства.

В конце недели по каждой «рамочной» теме проводится итоговое мероприятие, которое организуется для всей дошкольной образовательной организации одновременно. Такая интеграция усилий педагогов, активности детей реализуется за счёт распределения участия разных групп детского сада на различных этапах подготовки к итоговому мероприятию (кто-то готовит выставку, кто-то концерт и т.д.).

3.2. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды

        Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства детского сада для реализации Программы, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

        Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

        Развивающая предметно-пространственная среда - содержательно-насыщенна, трансформируема, полифункциональна, вариативна, доступна и безопасна.

        Насыщенность среды соответствует  возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания, соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарём (в соответствии со спецификой Программы).

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря  обеспечивают:

игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);

двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметнопространственным окружением; возможность самовыражения детей.

Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей; полифункциональность материалов дает возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.; в группах есть различные пространства (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодически сменяется игровой материал, стимулирующий игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

Все элементы среды соответствуют  требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.

В старшей группе создана содержательная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная и безопасная предметно-пространственная среда.

«Физкультурно-оздоровительный центр»

  • оборудование для ходьбы: дорожки массажные (для профилактики плоскостопия), шнур длинный.
  • Оборудование для прыжков:  обруч цветной, палка гимнастическая, шнур короткий плетеный, скакалки.
  • Оборудование для катания, бросания, ловли: мячи резиновые разных диаметров, мяч-шар надувной, набивные мячи.
  • Атрибутика к подвижным играм (шапочки, медальоны).
  • Разнообразные игрушки, стимулирующие двигательную активность: мячи, платочки, кубики, погремушки, ленты.
  • Кегли, кольцебросы.

«Центр познания»

  • Геометрические плоскостные фигуры и объёмные формы, различные по цвету, размеру (шар, куб, круг, квадрат, цилиндр, овал).
  • Лото, домино в картинках.
  • Предметные и сюжетные картинки, тематические наборы картинок (одежда, обувь, мебель, посуда, овощи, животные, игрушки, транспорт, профессии).
  • Иллюстрации предметов бытовой техники, используемых дома и в детском саду (пылесос, мясорубка, стиральная машина и т.д.).
  • Схемы, модели слов, дидактические игры по обучению грамоте, касса букв с цветовым обозначением гласных, согласных, твёрдых и мягких звуков.
  • Числовой ряд.
  • Картинки с изображением последовательности событий (иллюстрации к сказкам).
  • Картинки с изображением частей суток и их последовательности.
  • Мелкая и крупная геометрическая мозаика.
  • Наборы разрезных и парных картинок.
  • Чудесный мешочек.
  • Полоски различной длины, ширины.
  • Игры для интеллектуального развития.
  • Настольно-печатные игры разнообразной тематики и содержания.
  • Счётные палочки.
  • Карточки с изображением предметов, изготовленных из различных материалов.
  • Контурные и цветные изображения предметов.
  • Развивающие игры: «Составь куб», «Геометрические головоломки», «Сложи узор» и т.п.
  • Пособия для нахождения сходства и различия.
  • Пособия для составления целого из частей.
  • Пазлы.
  • Числовые карточки.

«Центр речевого развития»

  • Дидактические наглядные материалы;
  • Предметные и сюжетные картинки и   др.
  • Книжные уголки с соответствующей возрасту  литературой.
  • Игры с грамматическим содержанием.
  • «Чудесный мешочек» с различными предметами.
  • Коврограф Воскобовича

«Центр творчества (конструирование и ручной труд)».

Материалы для конструирования:

  • Строительные наборы с деталями разных форм и размеров.
  • Фигурки людей и животных для обыгрывания.
  • Тематические конструкторы (деревянный, пластмассовый).
  • Настольный конструктор «Лего».

Материалы для ручного труда.

  • Бумага разных видов (цветная, гофрированная, салфетки, картон, открытки и др.)
  • Вата, поролон, текстильные материалы (ткань, верёвочки. шнурки, ленточки и т.д.).
  • Подборка бросового материала (коробки, катушки, конусы. пластиковые бутылки, пробки,  фантики и фольга от конфет и др.).
  • Природные материалы (шишки, желуди, различные семена, скорлупа орехов, яичная и др.).
  • Инструменты: ножницы с тупыми концами;  кисть; клей.

Материалы для изодеятельности.

  • мольберт
  • Наборы цветных карандашей; наборы фломастеров; шариковые ручки.  гуашь; акварель; цветные восковые мелки и т.п.
  • Индивидуальные палитры для смешения красок.
  • Кисточки  - тонкие и толстые, щетинистые, беличьи;  баночки для промывания ворса кисти от краски.
  • Бумага для рисования разного формата.
  • Салфетки из ткани, хорошо впитывающей воду, для осушения кисти, салфетки для рук.
  • Губки из поролона.
  • Пластилин, доски для лепки.
  • Стеки разной формы.
  • Розетки для клея.
  • Подносы для форм и обрезков бумаги.
  • Большие клеёнки для покрытия столов.
  • Печатки для нанесения узора.
  • Мелки для рисования на доске и асфальте или линолеуме.

«Центр природы»

  • Познавательная природоведческая литература.
  • Иллюстрации с изображением признаков сезона.
  • Растения, требующие разных способов ухода.
  • Муляжи овощей и фруктов.
  • Календарь природы.
  • Инвентарь для ухода за растениями.
  • Зимний огород.
  • Иллюстрации растений различных мест произрастания.
  • Картинки с изображением цветов.
  • Иллюстрации с изображением животных
  • Иллюстрации с изображением общих признаков растений (корень, стебель, листья, цветок, плод).

«Центр игры»

  • Игрушки транспортные.
  • Игрушки, изображающие предметы труда и быта.
  • Ролевые атрибуты к играм-имитациям и сюжетно-ролевым , отражающим простые жизненные ситуации и действия («Кукольный уголок», «Кухня», «Парикмахерская», «Магазин», «больница», «Мастерская», «Гараж»).
  • Игрушки-животные.

«Центр театра»

  • Театры (настольный, на ширме, на фланелеграфе, пальчиковый).
  • Маски, шапочки.
  • Картинки для потешек.

«Центр безопасности»

  • Материалы, связанные с тематикой по ОБЖ и ПДД (иллюстрации, игры).
  • Макет проезжей части.
  • Макет светофора, дорожных знаков.
  • Иллюстрации и предметы, изображающие опасные инструменты.

«Центр музыки»

  • Музыкальные игрушки (бубен, погремушки, дудочка).
  • Неозвученные музыкальные игрушки.
  • Магнитофон
  • Аудиозаписи: детские песенки, фрагменты классических музыкальных произведений, записи звуков природы.

«Зона релаксации».

  • Фотоальбом.
  • Уголок уединения

Перечень методической литературы

Название

Автор, год издания

Количество

экземпляров

1.

Подготовка к обучению грамоте для детей 5-6 лет

(Сценарии образовательной деятельности)

Л.Е. Журова

Издательский центр «Вентана-Граф», 2017 г.

1

2.

Путешествие в страну математики

Методическое пособие для старшей группы детского сада

М.Н. Султанова

Издательский центр «Вентана-Граф», 2017 г.

1

3.

Путешествие в страну математики

Рабочая тетрадь №1 для детей 5-6 лет

М.Н. Султанова

Издательский центр «Вентана-Граф», 2017 г.

1

4.

Путешествие в страну математики

Рабочая тетрадь №2 для детей 5-6 лет

М.Н. Султанова

Издательский центр «Вентана-Граф», 2014 г.

1

5.

Педагогическая диагностика индивидуального развития ребенка 3-7 лет. Методическое пособие

Ю.В. Карпова

Издательский центр «Вентана-Граф», 2015 г.

1

6.

Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Тропинки»

Под.ред.

В.Т. Кудрявцевой

Издательский центр «Вентана-Граф», 2015 г

1

7.

Подготовка к обучению грамоте детей 4-7 лет. Программа. Методические рекомендации

Л.Е. Журова

Издательский центр «Вентана-Граф», 2015 г.

1

8.

Подготовка к обучению грамоте в детском саду. Дидактические материалы для работы с детьми 4-7 лет

Л.Е. Журова

Издательский центр «Вентана-Граф», 2014г.

1

9.

Развитие речи детей 5-6 лет. Программа. Методические рекомендации. Конспекты образовательной деятельности. Игры и упражнения

О.С.Ушакова

Е.М. Струнина

Издательский центр «Вентана-Граф», 2014г.

1

10.

Развитие речи детей 5-6 лет. Дидактические материалы

О.С.Ушакова

Е.М. Струнина

Издательский центр «Вентана-Граф», 2008г.

1



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа непрерывной образовательной деятельности «Аппликация» образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» для детей старшей группы общеразвивающей направленности

Рабочая программа непрерывной образовательной деятельности  «Аппликация» образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»  для детей старшей группы, сост...

Рабочая программа непрерывной образовательной деятельности «Лепка» образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» для детей старшей группы общеразвивающей направленности

Рабочая программа непрерывной образовательной деятельности «Лепка» образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» для детей старшей группы составлена на основе О...

Рабочая программа непрерывной образовательной деятельности «Познавательное развитие» образовательная область «математика» для детей старшей группы общеразвивающей направленности

Рабочая программа непрерывной образовательной деятельности  «Математика» образовательной области «Познавательное развитие» для детей старшей группы составлена на основе ос...

Рабочая программа воспитательно - образовательной деятельности; программа дополнительного образования

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА воспитательно-образовательной деятельности детей подготовительной к школе группы № 10 (6-7 лет) общеразвивающей направленности с 10,5 часовым пребыванием на 2021 – 2022 уч.год...