Рабочая программа по ФЭМП в подготовительной группе для детей с ТНР
рабочая программа по математике (подготовительная группа) на тему

Рабочая программа помогает выстроить учебный процесс по ФЭМП в подготовительной группе для детей с ТНР, создать необходимые условия, достичь освоения программного содержания, опираясь на методические разработки И.А.Помораевой, В.А.Позиной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_femp_podgot_gruppa.docx86.88 КБ

Предварительный просмотр:

Утверждена педсоветом

№ 1 от 30.08.2017 г.

Заведующий МБДОУ№181

М.В.Овчинникова

Рабочая программа

по формированию элементарных

математических представлений

в подготовительной группе № 3

компенсирующей направленности

для детей с ТНР

  (6-7 лет)

Воспитатель:

Корчагина Е.А.

г. Ростов-на-Дону

ОГЛАВЛЕНИЕ

Наименованиеразделов

Стр.

1.

Целевой раздел

3

1.1.

Пояснительная записка

3

1.2.

Цели и задачи реализации Программы

4

1.3.

Принципы и подходы к формированию Программы

4

1.4.

Особенности детей старшего возраста с ТНР

5

1.5.

Планируемые результаты освоения Программы

6

2.

Содержательный раздел

8

2.1.

Программное содержание раздела ФЭМП

8

2.2.

Формы реализации Программы

10

2.3.

Интеграция образовательных областей

11

2.4.

Учебно-тематический план

12

2.5.

  Критерии освоения воспитанниками раздела ФЭМП

13

3.

Организационный раздел

15

3.1.

Режим дня. Расписание занятий.

15

3.2.

Материально-технические условия реализации Программы

16

3.3.

Дидактическое обеспечение

17

3.4.

Учебно-методическое обеспечение

17

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа непосредственно образовательной деятельности  «Формирование элементарных математических представлений» образовательной области «Познавательное развитие» для детей подготовительной группы разработана на основе основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, образовательной программы ДОУ, в соответствии с федеральными государственными  образовательными стандартами дошкольного образования.

Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

1.Федеральными законами:

1.1. Конституция РФ;

1.2. Конвенция ООН о правах ребёнка;

1.3. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ.

2.Постановлениями Правительства Российской Федерации:

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 года № 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы  дошкольных образовательных  организаций (СанПиН 2.4.1.3049-13).

3.Нормативно-правовыми документами Министерства образования и науки РФ:

3.1.Приказ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

3.2.Приказ от 30.08.2013 г. №1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования».

3.3. Письмо от 14.03.2000г. № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организационных формах обучения».

3.4. Приказ от 27.03.2000г № 27/901-6  «О психолого - медико - педагогическим консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения».

4. Документами, регламентирующими деятельность МБДОУ №181:

4.1.Устав  МБДОУ № 181 утвержден Управлением образования города Ростова-на-Дону, приказ № 586 от 19.06.2015 г.

4.2.Лицензия на  право ведения образовательной деятельности выдана Региональной службой по надзору и контролю в сфере образования Ростовской области, регистрационный № 5519 от 20 августа 2015 г., срок действия лицензии: бессрочно, с. 61Л01 № 003163.

5. Документами МБДОУ № 181:

5.1. Основная образовательная программа МБДОУ № 181 на 2017-18уч.год;

5.2. Годовой учебный план НОД на 2017-18уч.год;

5.3. Расписание НОД на 2017-18уч.год.

5.4. Календарный учебный график на 2017-18 уч. год.

  1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Цель:  Формирование умственных способностей и математических представлений, умений мыслить, логически рассуждать, находить  скрытые для непосредственного восприятия математические взаимосвязи и взаимозависимости.                                                                                                                  

Задачи:

  • развитие логико-математических представлений и представлений о математических свойствах и отношениях предметов (конкретных величинах,

числах, геометрических фигурах, зависимостях и закономерностях);

  • развитие сенсорных (предметно-действенных) способов познания математических свойств и отношений: обследование, сопоставление,

группировка, упорядочение, разбиение; освоение детьми экспериментально-

исследовательских способов познания математического содержания математического содержания (воссоздание, экспериментирование,

моделирование, трансформация);

  • развитие у детей логических способов познания математических свойств и отношений (анализ, абстрагирование, отрицание, сравнение, обобщение, классификация, сериация);
  • овладение детьми математическими способами познания действительности: счет, измерение, простейшие вычисления;
  • развитие интеллектуально-творческих проявлений детей: находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений задач;
  • развитие точной, аргументированной и доказательной речи, обогащение

словаря ребенка;

  • развитие активности и инициативности детей;
  • воспитание готовности к обучению в школе: развитие самостоятельности,

ответственности, настойчивости в преодолении трудностей, координации движений глаз и мелкой моторики рук, умений самоконтроля и самооценки.

  1. ПРИНЦИПЫ ПРОГРАММЫ

При обучении дошкольников с ТНР  используются принципы наглядности, от простого к сложному, учет реальных возможностей возраста, индивидуальных особенностей (обусловленных имеющимся речевым или сопутствующим дефектом), опоры на сохранные анализаторы. Также образовательный процесс строится на основе принципов:

  • содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником образовательного процесса;
  • поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;
  • сотрудничества с семьей;
  • формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

  1. ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ С ТНР

      Группа компенсирующей направленности с ТНР укомплектована детьми с речевыми нарушениями:  общее недоразвитие речи, дизартрия, фонетико-фонематическое недоразвитие речи,  фонетическое нарушение речи, заикание и др. Для этих детей характерны сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне при нормальном слухе и интеллекте. У них в большей или меньшей степени оказываются нарушенными произношение и различение звуков на слух, недостаточно полноценно происходит овладение системой морфем и, следовательно, плохо усваиваются навыки словоизменения и словообразования. Словарный запас отстает от возрастной нормы, как по количественным, так и по качественным показателям; оказывается недоразвитой связная речь.       Речевой опыт таких детей ограничен, языковые средства несовершенны. Потребность речевого общения удовлетворяется недостаточно. Разговорная речь бедная, малословная, тесно связана с определенной ситуацией и вне этой ситуации становится непонятной. Связная монологическая речь или отсутствует, или развивается с большим трудом и характеризуется качественным своеобразием. Наблюдается также отставание экспрессивной речи при относительном, на первый взгляд, понимании обращенной.

   У дошкольников с речевой патологией наблюдаются особенности психического развития. Отмечается недостаточность различных видов восприятия и в первую очередь слухового, зрительного, пространственного. Нарушения зрительной сферы проявляются в бедности и недифференцированности зрительных представлений, в инертности и нестойкости зрительных следов, а также в отсутствии прочной и адекватной связи слова со зрительным образом предмета. Дети с речевыми нарушениями затрудняются в дифференциации понятий «справа» и «слева», обозначающих местонахождение объекта. У них также наблюдаются трудности ориентировки в собственном теле. Внимание характеризуется недостаточной устойчивостью, быстрой истощаемостью, что определяет тенденцию к снижению темпа деятельности в процессе работы. Ошибки внимания присутствуют на протяжении всей работы и не всегда самостоятельно замечаются и устраняются детьми. Заметно снижены слуховая память и продуктивность запоминания по сравнению с нормально говорящими детьми. Дети часто забывают сложные инструкции, опускают некоторые их элементы и меняют последовательность предложенных заданий. Они, как правило, не прибегают к речевому общению с целью уточнения инструкций. Однако при имеющихся трудностях у детей данной категории остаются относительно сохранными возможности смыслового, логического запоминания. Несформированность некоторых знаний и недостаточность самоорганизации речевой деятельности влияет на процесс и результат мыслительной деятельности, необходимости дифференцированного подхода к детям с учетом особенностей их интеллектуального развития.

   У части детей с речевыми нарушениями отмечается соматическая ослабленность и замедленное развитие локомоторных функций. Так, наблюдается отставание в развитии двигательной сферы, которое характеризуется плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижении скорости и ловкости выполнения. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции. Эти дети отстают в воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, они нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. Отмечается недостаточная координация пальцев руки, общее недоразвитие мелкой моторики.

    Одной из общих закономерностей нарушенного развития являются отклонения в формировании личности. У детей-логопатов имеются трудности социальной адаптации, сложности при взаимодействии с социальной средой. Доказано, что речевые нарушения сказываются на характере взаимоотношений ребенка с окружающими, на формировании его самосознания и самооценки.

  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Количество и счет

  • Иметь представления о множестве: уметь  формировать множества по заданным основаниям, видеть составные части множества, в которых предметы отличаются определенными признаками.
  • Уметь объединять, дополнять множества, удалять из множества части или отдельные его части. Устанавливать отношения между отдельными частями множества, а также целым множеством и каждой его частью на основе счета, составления пар предметов или соединения предметов стрелками.
  • Считать до 10 и дальше (количественный, порядковый счет в пределах 20).
  • Соотносить цифру (0-9) и количество предметов.
  • Понимать отношения между числами натурального ряда (7 больше 6 на 1, а 6 меньше 7 на 1), уметь увеличивать и уменьшать каждое число на 1 (в пределах 10).
  • Называть  числа в прямом и обратном порядке (устный счет), начиная с любого числа натурального ряда (в пределах 10), последующее и предыдущее число к названному или обозначенному цифрой, определять пропущенное число.
  • Раскладывать  число на два меньших и составлять из двух меньших большее (в пределах 10, на наглядной основе).
  • Иметь представление о монетах  достоинством 1, 2, 5, 10 рублей (различение, набор и размен монет).
  • На  наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи на сложение (к большему прибавляется меньшее) и на вычитание (вычитаемое меньше остатка); при решении задач пользоваться знаками действий: плюс (+), минус (-) и знаком отношения равно (=).

Величина

  • Считать  по заданной мере, когда за единицу счета принимается не один, а несколько предметов или часть предмета.
  • Делить предмет на 2-8 и более равных частей путем сгибания предмета (бумаги, ткани и др.), а также используя условную меру; правильно обозначать части целого (половина, одна часть из двух (одна вторая), две части из четырех (две четвертых) и т.д.); устанавливать соотношение целого и части, размера частей; находить части целой и целое по известным частям.
  • Измерять длину, ширину, высоту предметов (отрезки прямых линий) с помощью условной меры (бумаги в клетку).
  • Измерять  объем жидких и сыпучих тел с помощью условной меры.
  • Иметь представления о весе предметов и способах его измерения. Сравнивать предметы (тяжелее — легче) путем взвешивания их на ладонях. Иметь представление о весах.
  • Иметь представление о том, что результат измерения (длины, веса, объема предметов) зависит от величины условной меры.

Форма

  • Знать геометрические фигуры, и их элементы (вершина, угол, стороны) и некоторых их свойств.
  • Иметь представление о многоугольнике (на примере треугольника и четырехугольника), о прямой линии, отрезке прямой.
  • Распознавать  фигуры независимо от их пространственного положения.  Изображать , располагать на плоскости, упорядочивать по размерам, классифицировать, группировать по цвету, форме, размерам.
  • Моделировать геометрические фигуры; составлять из нескольких треугольников один многоугольник, из нескольких маленьких квадратов — один большой прямоугольник; из частей круга —круг, из четырех отрезков— четырехугольник, из двух коротких отрезков — один длинный и т.д.; конструировать фигуры по словесному описанию и перечислению их характерных свойств;

Ориентировка в пространстве

  • Ориентироваться  на ограниченной территории (лист бумаги, учебная доска, страница тетради, книги и т.д.); располагать предметы и их изображения  в заданном направлении, отражать в речи их пространственное расположение {вверху, внизу, выше, ниже, слева, справа, левее, правее, в левом верхнем (правом нижнем) углу, перед, за, между, рядом и др.).
  •  «читать»   простейшую графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения в пространстве:  направо, справа налево, снизу вверх, сверху вниз; самостоятельно передвигаться в пространстве, ориентируясь на условные обозначения (знаки и символы).

Ориентировка во времени

  • Иметь элементарные представления о времени: его текучести, периодичности, необратимости, последовательности всех дней недели, месяцев, времен года.
  • Пользоваться  в речи словами-понятиями: сначала, потом, до, после, раньше, позже, в одно и то же время.
  •  Определять  время по часам с точностью до  1 часа.

К концу года дети подготовительной группы могут:

- Называть для каждого числа в пределах 10 предыдущее и последующее числа, обозначать числа 1-10 с помощью групп предметов и точек, а также с помощью цифр, печатая их в клетках.

- Определять с помощью предметных действий состав чисел первого десятка.

- Использовать числовой отрезок для присчитывания и отсчитывания одной или нескольких единиц.

- Пользоваться линейкой для измерения длины.

- Ориентироваться на листе бумаги в клетку, ориентироваться в пространстве с помощью плана.

- В простейших случаях пользоваться часами.

  1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ  РАЗДЕЛ

  1.  ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛА ФЭМП

Количество и счет. Развивать общие представления о множестве: умение формировать множества по заданным основаниям, видеть составные части множества, в которых предметы отличаются определенными признаками. Упражнять в объединении, дополнении множеств, удалении из множества части или отдельных его частей. Устанавливать отношения между отдельными частями множества, а также целым множеством и каждой его частью на основе счета, составления пар предметов или соединения предметов стрелками. Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10. Познакомить со счетом в пределах 20 без операций над числами. Знакомить с числами второго десятка. Закреплять понимание отношений между числами натурального ряда (7 больше 6 на 1, а 6 меньше 7 на 1), умение увеличивать и уменьшать каждое число на 1 (в пределах 10). Учить называть числа в прямом и обратном порядке (устный счет), последующее и предыдущее число к названному или обозначенному цифрой, определять пропущенное число. Знакомить с составом чисел в пределах 10. Учить раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее (в пределах 10, на наглядной основе). Познакомить с монетами достоинством 1, 2, 5, 10 рублей (различение, набор и размен монет). Учить на наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи на сложение (к большему прибавляется меньшее) и на вычитание (вычитаемое меньше остатка); при решении задач пользоваться знаками действий: плюс (+), минус (-) и знаком отношения равно (=).

Величина. Учить считать по заданной мере, когда за единицу счета принимается не один, а несколько предметов или часть предмета. Делить предмет на 2 8 и более равных частей путем сгибания предмета (бумаги, ткани и др.), а также используя условную меру; правильно обозначать части целого (половина, одна часть из двух (одна вторая), две части из четырех (две четвертых) и т. д.); устанавливать соотношение целого и части, размера частей; находить части целого и целое по известным частям. Формировать у детей первоначальные измерительные умения. Учить измерять длину, ширину, высоту предметов (отрезки прямых линий) с помощью условной меры (бумаги в клетку). Учить детей измерять объем жидких и сыпучих веществ с помощью условной меры. Дать представления о весе предметов и способах его измерения. Сравнивать вес предметов (тяжелее легче) путем взвешивания их на ладонях. Познакомить с весами. Развивать представление о том, что результат измерения (длины, веса, объема предметов) зависит от величины условной меры.

Форма. Уточнить знание известных геометрических фигур, их элементов (вершины, углы, стороны) и некоторых их свойств. Дать представление о многоугольнике (на примере треугольника и четырехугольника), о прямой линии, отрезке прямой. Учить распознавать фигуры независимо от их пространственного положения, изображать, располагать на плоскости, упорядочивать по размерам, классифицировать, группировать по цвету, форме, размерам. Моделировать геометрические фигуры; составлять из нескольких треугольников один многоугольник, из нескольких маленьких квадратов один большой прямоугольник; из частей круга круг, из четырех отрезков четырехугольник, из двух коротких отрезков один длинный и т. д.; конструировать фигуры по словесному описанию и перечислению их характерных свойств; составлять тематические композиции из фигур по собственному замыслу. Анализировать форму предметов в целом и отдельных их частей; воссоздавать сложные по форме предметы из отдельных частей по контурным образцам, по описанию, представлению.

Ориентировка в пространстве. Учить детей ориентироваться на ограниченной территории (лист бумаги, учебная доска, страница тетради, книги и т. д.); располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение (вверху, внизу, выше, ниже, слева, справа, левее, правее, в левом верхнем (правом нижнем) углу, перед, за, между, рядом и др.). Познакомить с планом, схемой, маршрутом, картой. Развивать способность к моделированию пространственных отношений между объектами в виде рисунка, плана, схемы. Учить «читать» простейшую графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения в пространстве: слева направо, справа налево, снизу вверх, сверху вниз; самостоятельно передвигаться в пространстве, ориентируясь на условные обозначения (знаки и символы).

Ориентировка во времени. Дать детям элементарные представления о времени: его текучести, периодичности, необратимости, последовательности всех дней недели, месяцев, времен года. Учить пользоваться в речи понятиями: «сначала», «потом», «до», «после», «раньше», «позже», «в одно и то же время». Развивать «чувство времени», умение беречь время, регулировать свою деятельность в соответствии со временем; различать длительность отдельных временных интервалов (1 минута, 10 минут, 1 час). Учить определять время по часам с точностью до 1 часа.

  1. ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

В соответствие с Программой педагогический процесс осуществляется в условиях полного дня. Воспитательно-образовательный процесс условно подразделен на:

  • непосредственно образовательную деятельность (НОД);
  • совместную деятельность взрослых и детей;
  • самостоятельную деятельность детей;
  • взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

         Помимо организованных занятий по ФЭМП математическое содержание включается во все виды детской деятельности:

  • Игровая;
  • Коммуникативная;
  • Познавательно-исследовательская;
  • Восприятие художественной литературы и фольклора;
  • Самообслуживание и элементарный бытовой труд;
  • Конструирование из разного материала;
  • Изобразительная (рисование, лепка, аппликация)
  • Музыкальная;
  • Двигательная.

Построение образовательного процесса основывается на адекватных возрасту формах работы с детьми:

  • игры: дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные, игры на прогулке, подвижные     игры имитационного характера;
  • просмотр и обсуждение мультфильмов, видеофильмов, телепередач;
  • чтение и обсуждение произведений разных жанров с математическим уклоном разрешение проблемно – поисковых ситуаций;

•   обсуждение возникающих вопросов,

• изготовление предметов для игр, познавательно-исследовательской деятельности;

  • создание макетов, коллекций и их оформление, изготовление украшений для группового помещения к праздникам, сувениров; украшение предметов для личного пользования;

•   проектная деятельность,

  • познавательно-исследовательская деятельность,
  • экспериментирование,
  • конструирование;

• математические праздники и развлечения, отгадывание загадок, занимательных вопросов, шуточных задачек, головоломок;

• театрализация с математическим содержанием;

• самостоятельная деятельность детей;

• продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);

  • моделирование.

Необходимыми педагогическими условиями математического развития дошкольников на основе интегрированного подхода являются:

  • система организованной образовательной деятельности, включающая интегрированные занятия;
  • рациональное совмещение различных видов деятельности (игровой, изобразительной, познавательной, исследовательской и др.) с вовлечением детей в решение проблемно-игровых ситуаций, сформулированных на основе личного опыта ребенка;
  • активизация познавательного интереса к математике у дошкольников и стремления к усвоению новых знаний.

2.3.ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ

  Интеграция развития математических представлений осуществляется через все образовательные области:

-Социально-коммуникативное развитие;

-Познавательное развитие;

-Речевое развитие;

-Художественно-эстетическое развитие;

-Физическое развитие.

   Интеграция с образовательной областью «Речевое развитие»

Вид деятельности: «Восприятие художественной литературы и фольклора»

-Широко используем такие малые фольклорные формы как, пословицы, поговорки, потешки, прибаутки, считалки, загадки.

-Используем стихотворные формы художественной литературы.

-Читаем сказки и рассказы способствующие формированию представлений о количественных отношениях частях суток, днях недели, временах года, величине и ориентировке в пространстве. В любой из сказок, будь она народная или авторская, присутствует целый ряд математических понятий. «Колобок» познакомит с порядковым счетом, «Теремок» и «Репка» помогут запомнить количественный и порядковый счет, да еще и основы арифметических действий.

Интеграция с образовательной областью «Художественно-эстетическое развитие»

Вид деятельности:

«Изобразительная» и «Конструирование из разнообразного материала»

-Подбираем темы, помогающие зрительно и осязательно помочь ребенку более детально запомнить и прочувствовать математические понятия. «Пластилиновые цифры», «Разноцветная мозаика», «Большие и маленькие дома на нашей улице» и т.п.

Интеграция с образовательной областью «Физическое развитие»

Двигательная деятельность.

-сравниваем предметы по величине и форме;

-определяем левую и правую сторону;

-ведем работу по ориентировке в пространстве относительно своего тела;

используют плоские и объемные геометрические фигуры, цифры, числовые карточки;

-используем карточки с изображением времен года и частей суток;

- используем считалочки (количественный и порядковый счет);

-Рассчитываемся по порядку (первый, второй и т.д.)

-Отсчитываем количество пойманных игроков (в подвижных играх),перенесенных предметов (в эстафетах).

-Играем в подвижные игры математического содержания «Попади вкруг», «Найди себе пару», «Классы», «Сделай фигуру», «Эстафеты парами», «Чья команда забросит больше мячей в корзину».

  1. УЧЕБНО –ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

    Учебно-тематический план ФЭМП составлен в соответствии с учебным планом МБДОУ на 2017-2018 учебный год, перспективным планом коррекционно-развивающей работы в соответствии с лексическими темами.

    Количество занятий  ФЭМП– 2 раз в неделю, 72 занятия в год.

Месяц

Неделя

Тема недели

Тема и номер занятия

Методическое обеспечение

сентябрь

1-2

Пед. диагностика (оценка имеющихся у детей представлений) с целью планирования педагогических действий.

сентябрь

3

Овощи

Занятие № 1,2

И.А. Помораева

В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений»  

подготовительная группа.

стр.17-18; 18-20

4

Фрукты

Занятие № 3,4

стр. 20-21; 21-23

октябрь

1

Сказки

Занятие № 1,2

стр. 27-30;30-33

2

Осень золотая

Занятие № 3,4

стр. 32-33;34-35

3

Одежда, обувь

Занятие № 5,6

стр. 36-38;38-41

4

Посуда

Занятие № 7-8

стр. 41-44;44-46

5

Продукты

Повторение пройденного

Дидактические игры

ноябрь

1

Дом, мебель

Занятие № 1,2

стр. 46-48;48-51

2

Профессии

Занятие № 3,4

стр. 51-53;54-55

3

Перелётные птицы

Занятие № 5,6

стр. 55-57;58-61

4

До свиданья, осень!

Занятие № 7,8

стр. 61-64;64-66

декабрь

1

Дикие животные

Занятие № 1,2

стр. 67-69;69-70

2

Зимующие птицы

Занятие № 3,4

стр. 71-73;73-76

3

Зима

Занятие № 5,6

стр. 76-77;77-80

4

Праздник Новый год

Занятие № 7,8

стр. 80-83;83-85

январь

2

Зимние забавы

Занятие № 1,2

стр. 85-88;88-90

3

Семья

Занятие № 3,4

стр. 90-93;93-94

4

Домашние животные

Занятие № 5.6

стр. 95-96;96-98

февраль

1

Домашние птицы

Занятие № 1,2

стр. 101-103;103-106

2

Животные холодных и жарких стран

Занятие № 3,4

стр. 106-109;109-111

3

Наши защитники

Занятие № 5,6

стр. 111-113;114-116

4

Конец зимы

Занятие № 7,8

стр. 116-118;118-120

март

1

Мамин праздник

Занятие № 1,2

стр. 120-122;123-125

2

Весна

Занятие № 3,4

стр. 126-128;128-130

3

Перелетные, зимующие птицы

Занятие № 5,6

стр. 130-132;132-134

4

Наш город, наша страна

Занятие № 7,8

стр. 134-136;136-137

5

Городской транспорт

Повторение пройденного

Дидактические игры

апрель

1

Транспорт наземный/           водный/воздушный

Занятие № 1,2

стр. 138-140;140-143

2

Космос

Занятие № 3,4

стр. 143-145;145-147

3

Лес, деревья

Занятие № 5,6

стр. 147-149;149-151

4

Насекомые

Занятие № 7,8

стр. 151-153;153-155

май

1

Праздник Победы

Закрепление пройденного материала

2

 Цветы

Закрепление пройденного материала

3,4

Пед. диагностика (итоговая оценка имеющихся у детей представлений)

               2.4 КРИТЕРИИ ОСВОЕНИЯ  ДЕТЬМИ РАЗДЕЛА ФЭМП

Умеет продолжать заданную закономерность с 1-2 изменяющимися признаками, находить нарушение закономерности, самостоятельно составить ряд, содержащий  некоторую закономерность.

1.  Воспитатель выкладывает перед ребенком вырезанные геометрические фигуры, одинаковые по цвету и размеру, но разные по форме, и предлагает продолжить заданную последовательность (например,    ).

   2. Воспитатель просит найти ошибку в заданной закономерности, выложенной из геометрических фигур одного цвета и формы, но разного размера

(например,

   3. Воспитатель предлагает ребенку одинаковые по форме и размеру геометрические фигуры трех цветов и предлагает самостоятельно составить последовательность.

   2 балла – выполняет задание самостоятельно, без ошибок.

   1 балл – при выполнении задания необходима помощь взрослого.

   0 баллов – не может выполнить задание.

Умеет называть для каждого числа в пределах 10 предыдущее и последующее числа, обозначать числа 1-10 с помощью групп предметов и точек, а также с помощью цифр, печатая их в клетках.

Воспитатель предлагает детям  назвать для какого –либо числа последующее и предыдущее без опоры на наглядность, обозначить данное количество предметов возможными способами.

   2 балла – выполняет задание самостоятельно, без ошибок.

   1 балл – при выполнении задания необходима помощь взрослого.

   0 баллов – не может выполнить задание.

Умеет определять с помощью предметных действий состав чисел первого десятка.

   Воспитатель предлагает детям предлагает детям разделить группу предметов (от 3 до 10) на две части  всеми возможными способами, ответить на вопрос: « Из каких частей можно составить данное число?», с помощью «домика» состава числа выполнить сложение и вычитание.

   2 балла – выполняет задание самостоятельно, без ошибок.

   1 балл – при выполнении задания необходима помощь взрослого.

   0 баллов – не может выполнить задание.

Умеет использовать числовой отрезок для присчитывания и отсчитывания одной или нескольких единиц.

   Воспитатель предлагает детям выполнить сложение и вычитание в пределах первого десятка с помощью числового отрезка.

   2 балла – выполняет задание самостоятельно, без ошибок.

   1 балл – при выполнении задания необходима помощь взрослого.

   0 баллов – не может выполнить задание.

Умеет пользоваться линейкой для измерения длины.

Воспитатель предлагает детям с помощью линейки измерить длину отрезка (1 10 см.).

    2 балла – выполняет задание самостоятельно, без ошибок.

   1 балл – при выполнении задания необходима помощь взрослого.

   0 баллов – не может выполнить задание.

Умеет ориентироваться на листе бумаги в клетку, ориентироваться в пространстве с помощью плана.

Воспитатель предлагает детям выполнить графический диктант, описывая движение карандаша по клеткам (одна клетка вправо, две клетки влево и т.д.), найти в группе игрушку, местоположение которой обозначено на созданном совместно плане группы.

    2 балла – выполняет задание самостоятельно, без ошибок.

   1 балл – при выполнении задания необходима помощь взрослого.

   0 баллов – не может выполнить задание.

Умеет в простейших случаях пользоваться часами.

Воспитатель спрашивает ребенка, который час (часы со стрелками находятся в поле зрения  ребенка и показывают время 3 часа, 10 часов, 7 часов и т.п.).

   2 балла – правильно называет время.

   1 балл – при выполнении задания необходима помощь взрослого.

   0 баллов – не может выполнить задание с помощью взрослого.

Знает месяцы года, их отнесенность по временам года; умеет устанавливать последовательность событий, которые происходят в природе и  в общественной жизни в определенные месяцы года; определять и называть части суток, последовательность дней в неделе.

   2 балла – называет без ошибок последовательно все месяцы с января до декабря, дни недели, части суток; правильно выкладывает последовательность сюжетных картинок (тает снег – распускаются цветы – бабочки летают над полем желтых колосьев – ветер сдувает с деревьев листья; люди сажают дерево – поливают его – собирают плоды; дети купаются в речке – идут с цветами в школу – катаются на лыжах – окапывают и белят деревья и т. п.).

   1 балл – при перечислении указанных последовательностей  и выкладывании картинок необходима  помощь взрослого или присутствуют некоторые ошибки.

   0 баллов – допускает ошибки при выполнении заданий и при наводящих вопросах взрослого и его помощи не может их исправить.

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1.РЕЖИМ ДНЯ. РАСПИСАНИЕ ЗАНЯТИЙ

Основным принципом построения режима является его соответствие возрастным психофизиологическим особенностям детей. При осуществлении режимных моментов учитываются   возрастные и индивидуальные особенности ребенка. Режим дня воспитанников составлен на основе примерного режима комплексной «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой.

Режим дня подготовительной группы (6-7 лет)

Режимные моменты

Время

Приём и осмотр, игры

  7.00 – 8.15

Утренняя зарядка

8.15 – 8.30

Подготовка к завтраку, завтрак

8.30 – 8.50

Подготовка к занятиям

8.50 – 9.00

Занятия

9.00 – 10.20

Подготовка к прогулке

Прогулка (игры, наблюдения)

10.20 – 11.20

Возвращение с прогулки

11.20 – 11.30

Занятия

11.30 – 12.00

Подготовка к обеду, обед

12.00 – 12.20

Подготовка ко сну, дневной сон

12.20 – 15.00

Постепенный подъём

15.00 – 15.15

Подготовка к полднику, полдник

15.15 – 15.30

  Игры, логопедический час, совместная

  и самостоятельная деятельность детей

15.30 – 16.00

 Подготовка к прогулке, прогулка

16.00 – 17.10

 Возвращение с прогулки

17.10 – 17.25

 Подготовка к ужину, ужин

17.25 – 17.40

 Игры, уход домой

17.40 – 19.00

Расписание НОД

День недели

Время

НОД

понедельник

 9.00

 9.40

музыка

коррек речи

15.45

психокоррекц

вторник

 9.00

 9.40

11.30

коррек речи

психокоррекц

физкультура

среда

 9.00

 9.40

11.30

коррек речи

ФЭМП

физкультура

четверг

 9.00

 9.40

11.30

коррек речи

ФЭМП

физкультура

пятница

 9.00

 9.40

11.30

коррек речи

прир/предм

музыка

Итого занятий в неделю

15

3.2.МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:

В группе созданы условия реализации программы.

  • Для проведения НОД используется групповое помещение, оборудованное мебелью, соответствующей росту и возрасту детей.
  • В группе имеется информационно-компьютерное оборудование: видеоплеер, телевизор, интерактивный комплекс: ноутбук, проектор, интерактивная доска Прометей. Оборудование поддерживает электронные образовательные ресурсы и программное обеспечение:

- развивающая программа для интерактивной доски ActiveInspire,

- программа обучающих презентаций PowerPoint,

- образовательная программа «1С.Дошкольники».

3.3.ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  Для обучения используются наглядные пособия: магнитная доска с   комплектом   геометрических фигур, цифр, знаков, плоских предметных изображений; плакаты, плакаты с изображением предметов и цифр, соответствующих их количеству и пр.

   Детям предлагается счетный раздаточный материал: математические наборы «Учись считать»; счетные палочки; бусины, пуговицы, картинки, картинки-пазлы, Умные карточки «Изучаем цифры»  и т.п.

  В работе с детьми используются рабочие тетради «Математика для дошкольников: Подготовительной  группа», прописи и раскраски для индивидуальной работы.

  Для закрепления математических представлений в совместной и самостоятельной деятельности в группе используются:

- дидактические и настольно печатные игры:  «Большой, средний, маленький», «Что где находится?», «Геометрия на верёвочке», «Учимся считать», «Мои первые цифры», «Весёлый счет», «Учимся считать», игры-ходилки, головоломки, домино, мозаики, лото «Геометрические фигуры» «Счетные  палочки Кюизенера»  и др. Также используются авторские игры В.В.Воскобовича «Игровизор», «Волшебный Квадрат», «Шнур-затейник», «Волшебная восьмерка». Авторские игры Б. П. Никитина «Сложи квадрат», «Сложи узор». Головоломки «Танграм», «Монгольский квадрат», «Колумбово яйцо» и др.

   Развивающая предметно-пространственная среда группы содержательно насыщена и соответствует возрастным возможностям детей группы.

3.4.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  1. Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений. Подготовительной группа (6-7 лет) Мозаика-синтез, М, 2015.  
  2. Рабочие тетради: Д.Денисова, Ю.Дорожин «Математика для дошкольников: Подготовительная группа, 6+».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по ФЭМП в средней группе по программе Н. Е. Веракса

рабочая программа по ФЭМП в средней группе по программе Н. Е. Веракса...

рабочая программа по ФЭМП в средней группе по программе Н. Е. Веракса

рабочая программа по ФЭМП в средней группе по программе Н. Е. Веракса...

Рабочая программа образовательной деятельности 2 подготовительной группы для детей от 6 до 7 лет за 2015-2016 г

Рабочая программа разработана с учетом  основных принципов, требований к организации и содержанию различных видов музыкальной деятельности в ДОУ, возрастных особенностях детей....

Рабочая программа воспитателя в комбинированной подготовительной группе по реализации основной общеобразовательной программы с учетом адаптированной программы для детей с ТНР 2017 – 2018 учебный год

Рабочая программа воспитателя в комбинированной подготовительной группе по реализации основной общеобразовательной программы с учетом адаптированной программы для детей с ТНР2017 – 2018 учебный ...

Рабочая программа по ФЭМП в средней группе для детей с ТНР

Рабочая программа по математике предназначена для организации работы в средней группе для детей с тяжелыми нарушениями речи. Программа содержит разделы в соответствии с ФГОС ДО....

Рабочая программа по ФЭМП для разновозрастной группы (старшая и подготовительная к школе группы).

Рабочая программа по формированию элементарных математических представлений (далее ФЭМП) разработана на основе основной образовательной программы группы кратковременного пребывания МБОУ «Нартасс...

рабочая программа учителя-логопеда в подготовительной группе для детей с ТНР

рабочая программа  учителя-логопеда на 20221-2022 уч.год.разработана на основе АООП ДОУ для детей с тяжелыми нарушениями речи, «Комплексной образовательной программы  дошкольного образ...