«Значение родного языка в дошкольном учреждении»
статья по логопедии (старшая группа)

В дошкольном возрасте дети осваивают родной язык и в его эстетической функции. Эстетическое воспитание в процессе обучения родному языку – это формирование эстетических чувств. В словесной форме отражаются природа, общество, личность человека, искусство. Формируя речевые умения на родном языке, мы одновременно воспитываем эстетическое отношение к природе, человеку, обществу, искусству. Сам родной язык как предмет усвоения обладает чертами прекрасного, способен вызывать эстетические переживания. Воспитатель привлекает внимание детей к образным средствам выразительности, звучности и мелодичности, уместности использования языковых средств и тем самым закладывает основы эстетического отношения к языку. Особое значение для эстетического развития имеют художественное слово, словесное творчество и художественно-речевая деятельность самих детей.

Цель статьи: изучить значения родного языка в дошкольном учреждении.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- определить значение родного языка;

- рассмотреть методы обучения родному языку в дошкольном учреждении;

- проанализировать, важна ли роль семьи в деле развития языка детей.

 

1. Значение родного языка

Роль родного языка в развитии ребенка раннего возраста огромна. И чувства, и понятия, выраженные на родном языке, близки ребенку.

Работа над развитием языка детей должна занимать в детском саду одно из важных мест: в дошкольном возрасте ребенок овладевает языком, его лексической, фонетической и отчасти синтаксической стороной. Темпы овладения языком поразительны, поразителен и объем речи, которую усваивает ребенок, и то, как он пользуется ею для удовлетворения своих запросов.

Развитие языка ребенка осуществляется в тесной связи с развитием его мышления, и отставание в развитии языка может служить препятствием на пути умственного развития ребенка. «Представление, не воплотившееся в ясное, толковое слово, теряет значительную часть своей ценности», - говорит Е. И. Тихеева. Одна из коренных задач школы в настоящее время -культура устной и письменной речи учащихся. Можно представить, какую громадную услугу в разрешении этой задачи окажет детский сад, передавая в школу детей с развитой речью, умеющих толково отвечать на вопросы, связно рассказывать, выразительно читать стихи.

 

2. Методы обучения родному языку в дошкольном учреждении

Методы обучения языку разнообразны. Их разнообразием должен пользоваться воспитатель, чтобы наиболее доступным и интересным для ребенка путем разрешить поставленные задачи.

Но в дошкольном воспитании как-то установилась традиция рассматривать как программное содержание некоторые материалы, которые сами по себе являются лишь средством развития речи. Такой взгляд установился на картинку, беседу. Конечно, и картинка, и беседа имеют свое содержание, но они являются средством для обучения ребенка языку. Возьмем, к примеру, картинку. Она может быть средством для разрешения разных задач: обогащения словаря, уточнения его, развития выразительной связной речи. В зависимости от того, какая задача стоит перед воспитателем, он и выберет картинку.

Огромное значение в обучении ребенка языку, мало еще оцененное практикой, имеют вопросы воспитателя ребенку. Уметь правильно, точно поставить перед ним вопрос, заставляющий думать, соображать, вызвать на соответствующий ответ, - это и есть упражнять ребенка в овладении языком. Опыт показывает, что умело и вовремя заданные вопросы резко меняют в лучшую сторону язык ребенка: выбор нужного слова, логичность речи.

Поручения, вызывающие у ребенка выполнение по слову определенного действия, также являются отличным методом в решении многих программных задач, в частности для уточнения, активизации словаря ребенка.

Беседа - богатый метод, применимый к большинству сторон развития языка ребенка.

Рассказывание детей, в частности пересказ, успешно применяется для развития связной речи, активизации словаря.

Все виды игр могут быть использованы в целях осуществления этой программы.

Мы перечислили сравнительно небольшую часть обширной методики. Разумеется, воспитатель применяет каждый из методов в строгом соотношении с возрастным развитием ребенка.

Материалы и пособия (составлено по Е. М. Тихеевой)

Работа в детском саду по родному языку требует вспомогательного материала, пособий, которые помогли бы разрешить определенные задачи. Разумеется, наличие этих материалов отнюдь не должно уменьшить или как-либо ограничить использование для развития языка всего многообразия окружающих ребенка предметов. Такой специально подобранный материал носит в педагогике название дидактического, т. е. приспособленного к известным целям обучения. Он должен быть создан в методических кабинетах и стать обязательной принадлежностью каждой группы детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znachenie_rodnogo_yazyka_v_dou.docx19.2 КБ

Предварительный просмотр:

«Значение родного языка в дошкольном учреждении»

В дошкольном возрасте дети осваивают родной язык и в его эстетической функции. Эстетическое воспитание в процессе обучения родному языку – это формирование эстетических чувств. В словесной форме отражаются природа, общество, личность человека, искусство. Формируя речевые умения на родном языке, мы одновременно воспитываем эстетическое отношение к природе, человеку, обществу, искусству. Сам родной язык как предмет усвоения обладает чертами прекрасного, способен вызывать эстетические переживания. Воспитатель привлекает внимание детей к образным средствам выразительности, звучности и мелодичности, уместности использования языковых средств и тем самым закладывает основы эстетического отношения к языку. Особое значение для эстетического развития имеют художественное слово, словесное творчество и художественно-речевая деятельность самих детей.

Цель статьи: изучить значения родного языка в дошкольном учреждении.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- определить значение родного языка;

- рассмотреть методы обучения родному языку в дошкольном учреждении;

- проанализировать, важна ли роль семьи в деле развития языка детей.

1. Значение родного языка

Роль родного языка в развитии ребенка раннего возраста огромна. И чувства, и понятия, выраженные на родном языке, близки ребенку.

Работа над развитием языка детей должна занимать в детском саду одно из важных мест: в дошкольном возрасте ребенок овладевает языком, его лексической, фонетической и отчасти синтаксической стороной. Темпы овладения языком поразительны, поразителен и объем речи, которую усваивает ребенок, и то, как он пользуется ею для удовлетворения своих запросов.

Развитие языка ребенка осуществляется в тесной связи с развитием его мышления, и отставание в развитии языка может служить препятствием на пути умственного развития ребенка. «Представление, не воплотившееся в ясное, толковое слово, теряет значительную часть своей ценности», - говорит Е. И. Тихеева. Одна из коренных задач школы в настоящее время -культура устной и письменной речи учащихся. Можно представить, какую громадную услугу в разрешении этой задачи окажет детский сад, передавая в школу детей с развитой речью, умеющих толково отвечать на вопросы, связно рассказывать, выразительно читать стихи.

2. Методы обучения родному языку в дошкольном учреждении

Методы обучения языку разнообразны. Их разнообразием должен пользоваться воспитатель, чтобы наиболее доступным и интересным для ребенка путем разрешить поставленные задачи.

Но в дошкольном воспитании как-то установилась традиция рассматривать как программное содержание некоторые материалы, которые сами по себе являются лишь средством развития речи. Такой взгляд установился на картинку, беседу. Конечно, и картинка, и беседа имеют свое содержание, но они являются средством для обучения ребенка языку. Возьмем, к примеру, картинку. Она может быть средством для разрешения разных задач: обогащения словаря, уточнения его, развития выразительной связной речи. В зависимости от того, какая задача стоит перед воспитателем, он и выберет картинку.

Огромное значение в обучении ребенка языку, мало еще оцененное практикой, имеют вопросы воспитателя ребенку. Уметь правильно, точно поставить перед ним вопрос, заставляющий думать, соображать, вызвать на соответствующий ответ, - это и есть упражнять ребенка в овладении языком. Опыт показывает, что умело и вовремя заданные вопросы резко меняют в лучшую сторону язык ребенка: выбор нужного слова, логичность речи.

Поручения, вызывающие у ребенка выполнение по слову определенного действия, также являются отличным методом в решении многих программных задач, в частности для уточнения, активизации словаря ребенка.

Беседа - богатый метод, применимый к большинству сторон развития языка ребенка.

Рассказывание детей, в частности пересказ, успешно применяется для развития связной речи, активизации словаря.

Все виды игр могут быть использованы в целях осуществления этой программы.

Мы перечислили сравнительно небольшую часть обширной методики. Разумеется, воспитатель применяет каждый из методов в строгом соотношении с возрастным развитием ребенка.

Материалы и пособия (составлено по Е. М. Тихеевой)

Работа в детском саду по родному языку требует вспомогательного материала, пособий, которые помогли бы разрешить определенные задачи. Разумеется, наличие этих материалов отнюдь не должно уменьшить или как-либо ограничить использование для развития языка всего многообразия окружающих ребенка предметов. Такой специально подобранный материал носит в педагогике название дидактического, т. е. приспособленного к известным целям обучения. Он должен быть создан в методических кабинетах и стать обязательной принадлежностью каждой группы детского сада.

1. Дидактические печатные игры для развития языка.

2. Мелкие игрушки (люди, средства передвижения, животные, птицы, овощи, фрукты, грибы, посуда чайная, столовая, кухонная и т. п.) - деревянные, из папье-маше и пр.

3. Разнообразные предметы, безопасные для использования (пробка, флакончик, куски дерева, коры и т. д.).

4. Серия картин для рассматривания всей группой, для индивидуальной работы ребенка:

а) жизнь детей (игры, занятия);

б) обиход повседневной жизни (мебель, посуда, платье, белье, обувь);

в) природа (времена года и их явления; лес, поле, огород, река; птицы, рыбы, растения);

г) транспорт;

д) праздники и демонстрации, отдельные картины событий Великой Отечественной войны.

5. Наборы образцов разноцветных тканей.

Специально записываются и накапливаются в детском саду загадки, пословицы, поговорки.

Значительная часть этих пособий может быть создана воспитателем, в том числе картинки в сериях: обиход повседневной жизни, транспорт. Остальные серии картин должны быть подобраны или заказаны. Такие пособия должны накапливаться и служить годами.

Обеспечив все стороны развития языка ребенка, активно работая над их совершенствованием, мы составим представление о требованиях к развитию языка ребенка, об уровне этого развития. Требованиями, выдвинутыми в программе, следует руководствоваться, помня, что путь их достижения длителен, требует от воспитателей разнообразной, продуманной работы, применения многочисленных упражнений, интересных для детей и в то же время дающих определенные результаты. Следует обратить внимание на то, что отдельные воспитатели много сил и энергии тратят на многочисленные записи за рассказами детей, но в этих рассказах не отражено продуманное педагогическое воздействие, и невозможно сказать, было ли оно. Следуя программе обучения языку, воспитатель каждый раз должен предвидеть те изменения, которые должны произойти в языке ребенка, трудиться над тем, чтобы их достигнуть. Тогда запись покажет уже образцы языка ребенка под влиянием педагогической работы.

3. Роль семьи в деле развития языка детей

Лингвистическое и литературное воспитание человека начинается в раннем детстве. Навык правильной речи, как и все добрые навыки, приобретается в семье. То, что делает семья по части упорядочения и развития речи ребенка, развития в нем литературных и художественных вкусов, имеет колоссальное значение для всей его последующей жизни.

Речи следует учить, прежде всего, путем примера. Слышит ребенок речь правильную, отчетливо ясную и невольно воспринимает ее, и мало-помалу добрый навык приобретает могущественную силу привычки.

Семьи является той ареной, среди которой беспрепятственно формируются и развиваются ум и воображение ребенка, его вкусы и интересы, а ведь все это и является преддверием, фундаментом правильной, литературной устной и письменной речи. В семье создается то или иное отношение к литературе. Домашнее самостоятельное чтение детей, чтение вслух, рассказы у семейного очага, оживленные беседы с родителями и близкими дают направление литературному развитию детей, а стало быть, и развитию их языка.

В семье, где высоко поднято знамя родного языка, им повседневной жизни которой не выброшена родная литература, где властно царит живое художественное слово, развивается речь ясная, образная и литератур-мин, где горячо поддерживается и поощряется малейшее проявление литературных вкусов и исканий, язык нормального ребенка не может не развиваться правильно и всесторонне, не могут не формироваться здоровые литературные навыки и вкусы.

Развитие языка детей, любви к родному языку, здоровых литературных вкусов — дело первейшей и существеннейшей важности. Служить этому делу самоотверженно и детский сад, и семья.

Заключение

В заключении можно сказать, что язык — совершеннейшее орудие социального общения людей — в наших условиях является могучим фактором развития культуры. Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в детском саду и в семье, и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей.

Список использованной литературы

1. Алексеева М. М., Яшина Б. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников : Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. М. «Академия», 2000. 400 с.

2. Программа воспитания и обучения в детском саду/Под ред. М. А. Ва-сильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. — 3-е изд., испр. и доп. — М. : Мозаика-Синтез, 2005. 208 с.

3. Тихеева Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста).-М. : Просвещение, 1981


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преемственность в обучении родному языку между дошкольными учреждениями и начальной школой

В статье рассказывается об опыте работы дошкольного подразделения и начальной школы ГОУ СОШ "Лосиный остров" № 368....

МАСТЕР – КЛАСС ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

МАСТЕР – КЛАСС ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ Тема: «КАК ВКЛЮЧАТЬ ПРОДУКТИВНУЮ (конструктивно-моделирующую ) ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ  ИХ ...

Реализация и использование УМК по обучению детей двум государственным языкам в дошкольном учреждении

Реализация и использование  УМК по обучению детей двум государственным языкам в дошкольном учреждении Из опыта работы МАДОУ...

Обучение детей-инофонов русскому языку в дошкольном учреждении

Обучение детей-инофонов русскому языку в дошкольном учреждении...

Реализация и использование УМК по обучению детей двум государственным языкам в дошкольном учреждении

Выступление на педчасе о реализации  УМК "Говорим по-татарски"  по обучению детей двум государственным языкам в ДОУ. ...

Доклад "Обучение чувашскому языку в дошкольных учреждениях" 27.11.2019г.

Обучение  чувашскому языку в дошкольных учреждениях...