Рабочая программа по Формированию элементарных математических представлений
методическая разработка по математике на тему

Покидова Елена Алексеевна

Рабочая программа составлена с учётом примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой по формированию элементарных математических представлений.

 

Цель: Формирование умственных способностей и математических представлений, умений мыслить, логически рассуждать,находить  скрытые для непосредственного восприятия математические взаимосвязи и взаимозависимости

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_femp.doc115 КБ

Предварительный просмотр:

«Согласовано»                                                                                     «Утверждаю»

Педагогическим советом                                                                     Директор

Протокол № ____ от ________ 2017 г.                                               ___________Чернышова.

Приказ № ______ от ________ 2017г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По реализации  формирования

 элементарных математических представлений

А.И.Давидчук  

С учётом примерной общеобразовательной программы

 дошкольного образования

«От рождения до школы»

под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

(2-7лет)

Авторы составители:

Воспитатель Покидова Е.А.

2017г.

Пояснительная записка

Рабочая программа основана с учётом примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой по формированию элементарных математических представлений.

Цель: Формирование умственных способностей и математических представлений, умений мыслить, логически рассуждать,находить  скрытые для непосредственного восприятия математические взаимосвязи и взаимозависимости.                                                                                                                   Задачи:                                    

 Количество и счет.          (3-5лет   )                                                                                                

 Дать детям представление о том , что множество может состоять из разных по качеству предметов (разного цвета, формы, размера);   учить сравнивать эти предметы, определяя их равенство или неравенство на основе составления пар. Вводить в речь детей выражения: « Здесь много кружков, один красного цвета, а другие – синего, красных кружков больше, чем синих, а синих меньше, чем красных.»                                                                                                                                Учить детей считать до 5, пользуясь правильными приемами счета, называть числительные по порядку; соотносить каждое числительное только с одним предметом пересчитываемой группы, относить последнее числительное ко всем пересчитанным предметам, например: « Один, два, три – всего три кружка».                                                                                                                              Учить сравнивать две группы предметов, именуемые числами 1-2, 2 -2, 2-3, 3 -3, 3 -4, 4 -4, 4 -5, 5 -5.    

(5-7лет)                                                                                                

  Сформировать представление о равенстве (неравенстве) групп предметов на основе счета.                                                                                                                           Учить уравнивать неравные группы способами, добавляя к меньшей группе один предмет.                                                                                                                             Учить отсчитывать предметы из большего количества, приносить выкладывать определенное количество предметов по образцу или заданному числу.                                                                                                                             Учить считать предметы  на ощупь, на слух, считать движения.                                

 Учить на основе счета устанавливать равенство групп предметов в ситуациях, когда предметы в группах расположены на разном расстоянии друг от друга, когда они отличаются по размерам.     Учить создавать множества (группы предметов) из разных по качеству элементов (предметов разного цвета, размера, формы, назначения; звуков, движений); разбивать множества на части и воссоединять их; устанавливать отношения между целым множеством и каждой его частью, понимать, что множество больше части, а часть меньше целого множества; сравнивать разные части множества на основе счета и соотнесения элементов (предметов) один к одному; определять большую меньшую) часть множества или их равенство.

-Учить считать до 10; последовательно знакомить с образованием каждого числа в пределах от 5 до 10 (на наглядной основе).

-Сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10 на основе сравнения конкретных множеств; получать равенство из неравенства (неравенство из равенства), добавляя к меньшему количеству один предмет или убирая из большего количества один предмет («7 меньше 8, если к 7 добавить один предмет, будет 8, поровну», «8 больше 7; если из 8 предметов убрать один, о станет по 7, поровну»).

-Формировать умение понимать отношения рядом стоящих чисел (5 <6 на 1, 6>5 на 1).

-Отсчитывать предметы из большого количества по образцу и заданному числу (в пределах 10).

-Совершенствовать умение считать в прямом и обратном порядке в пределах 10). Считать предметы на ощупь, считать и воспроизводить количество звуков, движений по образцу и заданному числу (в пределах 10).

-Познакомить с цифрами от 0 до 9.

-Познакомить с порядковым счетом в пределах 10, учить различать вопросы «Сколько?», «Который?» («Какой?») и правильно отвечать на них.

-Продолжать формировать представление о равенстве: определять равное количество в группах, состоящих из разных предметов; правильно обобщать числовые значения на основе счета и сравнения групп (здесь петушков, 5 матрешек, 5 машин —всех игрушек поровну —по 5).

-Упражнять детей в понимании того, что число не зависит от величины предметов, расстояния между предметами, формы, их расположения, а также направления счета (справа налево, слева направо, с любого предмета).

-Познакомить с количественным составом числа из единиц в пределах 5 на конкретном материале: 5 — это один, еще один, еще один, еще один и еще один.

       

Величина.                                                                                                                Совершенствовать умение сравнивать два предмета по величине    (длине, ширине, высоте) путем непосредственного наложения и приложения друг к другу.                                                                                                                              Учить соизмерять предметы по двум признакам: величине и цвету. Учить детей устанавливать размерные отношения между 3 -5 предметами разной длины, ширины, высоты; располагать их в определенной последовательности – в порядке убывания или нарастания величины, обозначать словом размерные отношения предметов в ряду.

(5-7лет)

-Учить устанавливать размерные отношения между 5-10 предметами разной длины (высоты, ширины) или толщины: систематизировать предметы, располагая их в возрастающем (убывающем) порядке по величине; отражать в речи порядок расположения предметов и соотношение между ними по размеру: «Розовая лента —самая широкая, фиолетовая — немного уже, красная — еще уже, но она шире желтой, а зеленая уже желтой и всех остальных лент» и т. д.

-Сравнивать два предмета по величине (длине, ширине, высоте) опосредованно — с помощью третьего (условной меры), равного одному из сравниваемых предметов.

-Развивать глазомер, умение находить предметы длиннее (короче), выше (ниже), шире (уже), толще (тоньше) образца и равные ему.

-Формировать понятие о том, что предмет (лист бумаги, лента, круг, квадрат и др.) можно разделить на несколько равных частей (на две, четыре).

-Учить называть части, полученные от деления, сравнивать целое и части, понимать, что целый предмет больше каждой своей части, а часть меньше

Форма.      (3-5лет)                                                                                                                  

Развивать представление детей о геометрических фигурах: шаре, кубе, цилиндре, круге, квадрате, треугольнике.                                                                                            

 Учить выделять особые признаки фигур с помощью осязательно – двигательного и зрительного анализа.                                                                                                  

 Познакомить детей с прямоугольником, сравнивая его с кругом, квадратом, треугольником. Учить различать и называть прямоугольник.                                                                                                           Формировать представление о том, что фигуры могут быть разных размеров.                                                                                                                  Учить соотносить форму предметов с геометрическими фигурами.

С5-7лет)

Познакомить детей с овалом на основе сравнения его с кругом и прямоугольником.

-Дать представление о четырехугольнике: подвести к пониманию того, что квадрат и прямоугольник являются разновидностями четырехугольника.

-Развивать у детей геометрическую зоркость: умение анализировать и сравнивать предметы по форме, находить в ближайшем окружении предметы одинаковой и разной формы: книги, картина, одеяла, крышки столов — прямоугольные, поднос и блюдо — овальные, тарелки — круглые и т. д.

-Развивать представления о том, как из одной формы сделать другую.

Ориентировка в пространстве.

(3-5)                                                                      

Совершенствовать умение определять направление от себя, двигаясь в заданном направлении; обозначать словами положение предмета к себе.                                                                                                        Познакомить с пространственными отношениями: далеко – близко.

Ориентировка во времени.                                                  

Расширять представления детей о частях суток и их последовательности. Объяснить  значение слов « вчера», «сегодня», «завтра».  

(5-7)

       Совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве; понимать смысл пространственных отношений (вверху —внизу, впереди (спереди) — сзади (за), слева — справа, между, рядом с, около); двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу, а также в соответствии со знаками—указателями направления движения (вперед, назад, налево, направо и т.п.); определять свое местонахождение среди окружающих людей и предметов. Обозначать в речи взаимное расположение предметов. Учить ориентироваться на листе бумаги (справа — слева, вверху — внизу, в середине, в углу).     Раскрыть на конкретных примерах понятия «быстро – медленно».

 В программе также заложены возможности предусмотренного  стандартом формирования у воспитанников обще – учебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.                                                                                                                             Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования при переходе от одной возрастной группы к другой, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития воспитанников.    

Виды интеграции образовательной области «Познавательное развитие» с другими образовательными областями:

 «Физическое развитие» - дети развивают ориентировку в пространстве при выполнении основных движений: ходьба, бег в разных направлениях, строевые упражнения (построение в колонну по одному, в круг; перестроение в колонну по двое, по трое, по четыре на ходу, из одного круга в несколько, повороты направо, налево, кругом), играя в подвижные игры.

«Художественно-эстетическое развитие» - развивают умение сравнивать предметы между собой, изображать предметы, передавая их форму, величину.

«Социально-коммуникативное развитие», где знания и умения, полученные на занятиях, дети применяют в игровой деятельности.

Педагогический анализ знаний и умений детей проводится 2 раза в год. В середине декабря в форме диагностических (срезовых) заданий и в апреле – в форме итоговых занятий.

«Речевое развитие» - у детей развивается умение понимать речь взрослого без наглядного сопровождения; по словесному указанию педагога находить предметы по цвету, размеру, форме; обогащение словаря.

ПРИНЦИПЫ:

  • Формирование математических представлений на основе перцептивных (ручных) действий детей,  накопления чувственного опыта и его осмысления.    
  • Использование разнообразного и разнопланового  дидактического материала, позволяющего обобщить понятия «число», «множество», «форма».
  • Стимулирование активной речевой деятельности детей, речевое сопровождение перцептивных действий.
  • Возможность сочетания самостоятельной деятельности детей и их разнообразного взаимодействия при освоении математических понятий.

ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ:

игры, игровые упражнения, экпериментирование, разрешение проблемно – поисковых ситуаций, обсуждение возникающих вопросов

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ:

Материально-техническое обеспечение:

В группе имеется компьютер,

Методические пособия:

«От рождения до школы». Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования \ Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. 

А.Н.Давидчук. Формирование элементарных математических представлений. Электронные образовательные ресурсы:

Помораева И. А., Позина В. А. Формирование элементарных математических представлений. Средняя группа (4–5лет).  

Наглядно-дидактические пособия:

Плакаты: «Счет до 10»; «Счет до 20»; «Цвет»; «Форма».

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

К концу года дети3-5лет должны:

-Различать, из каких частей составлена группа предметов, называть их характерные особенности( цвет, форму, величину.)                                    

   -Считать до 5 (количественный счет),отвечать на вопрос « Сколько всего?»                                                                                                                          -Сравнивать две группы путем поштучного соотнесения предметов.        

  –Раскладывать 3 – 5 предметов различной величины ( длины, ширины, высоты) в возрастающем ( убывающем) порядке, рассказывать о величине каждого предмета в ряду.                                                                                                                                                –Различать и называть треугольник, круг, квадрат, прямоугольник, шар, куб, цилиндр; знать их характерные отличия.                                                                            

 –Находить в окружающей обстановке предметы, похожие на знакомые фигуры.

-Определять направление движения от себя ( направо, налево, вперед, назад, вверх, вниз).

-Различать левую и правую руку.

-Определять части суток.

к концу года дети 5-7лет должны:

Выделять основные части группы предметов, определять признаки различия и сходства, сравнивать части на основе составления пар и счета.

Считать и отсчитывать в пределах 10 в прямом и обратном порядке.

Правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными.

Сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10 (опираясь на наглядность, устанавливать, какое число больше (меньше) другого, уравнивать неравные группы предметов двумя способами (удаления и прибавления единицы).

Различать форму предметов: круглую, треугольную, четырехугольную.

Называть последовательно части суток, дни недели.

Называть текущий день недели.

Дидактические игры и игровые упражнения.

Количество и счет: «Игры с пальчиками», «Отсчитай столько же», «Найди пару» (счет по образцу), «Посчитай, сколько» (счет на слух), «У кого больше пуговиц», «Сделай столько же» (счет движений), «Исправь ошибку», «Который по счету?», «Угадай, что изменилось, «Исправь ошибку», «Стройся по порядку», «Найди на один меньше (больше) (лото), «Назови пропущенное число»; игры с мячом, «Составь число», «Подбери столько же разных предметов», «Я знаю пять названий цветов» (игра с мячом).

Величина.

Совершенствование умения сравнивать до 10 предметов по длине (ширине, высоте) и раскладывать их в возрастающем и убывающем порядке: «Наведи порядок», «Найди недостающее», «Расставь по порядку». Развитие глазомера: «Сколько шагов», «Найди такой же по величине», «Поручение».

Форма: формирование умения видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур: «Найди пару», «Найди, назови предметы такой же формы», «Подбери предмет», «Кто больше увидит предметов такой же формы», «Не ошибись» (составление плоских и пространственных фигур).

Ориентировка в пространстве: учить двигаться в заданном направлении: «Правильно пойдешь- секрет найдешь», «Где спрятались игрушки?», «Найди такую же картинку», «Запомни и повтори», «Что изменилось, «Составь узор», «Расскажи про свой узор».

Ориентировка во времени: расширить представления о частях суток. «Назови соседей», «Когда это бывает?», «Утро, день, вечер, ночь-сутки прочь», «Наоборот», Живая неделя», «Исправь ошибку», «Вчера, сегодня, завтра».


Учебно-тематический план

Учебный план составлен в соответствии с расписанием НОД(занятие) на 2017-2018 учебный год, утвержденным приказом №, от

По программе занятие по ФЭМП-1раз в неделю

Дата

Тема занятия

Кол-во часов

Примечание

05.09.17

Занятие №1 стр.14

1

12.09.17

Занятие №2 стр.15

1

19.09.17

Занятие №3 стр.16

1

26.09.17

Занятие №4 стр.17

1

03.10.17

Занятие №5 стр.18

1

10.10.17

Занятие №6 стр.19

1

17.10.17

Занятие №7 стр.20

1

24.10.17

Занятие №8 стр.21

1

07.11.17

Занятие №9 стр.22

1

14.11.17

Занятие №10 стр.23

1

21.11.17

Занятие №11 стр.24

1

28.11.17

Занятие № 12 стр.25

1

05.12.17

Занятие №13 стр.25

1

12.12.17

Занятие №14 стр.26

1

19.12.17

Занятие №15 стр.27

1

26.12.17

Занятие №16 стр.28

1

16.01.18

Занятие №17 стр.29

1

23.01.19

Занятие №18 стр.30

1

30.01.18

Занятие №19 стр.30

1

06.02.18

Занятие №20 стр.31

1

13.02.18

Занятие №21 стр.32

1

20.02.18

Занятие №22 стр.33

1

27.02.18

Занятие №23 стр.34

1

06.03.18

Занятие №24 стр.36

1

13.03.18

Занятие №25 стр.36

1

20.03.18

Занятие №26 стр.37

1

27.03.18

Занятие №27 стр.38

1

03.04.18

Занятие №28 стр.40

1

10.04.18

Занятие №29  стр.40

1

17.04.18

Занятие №30 стр.41

1

24.04.18

Занятие №31 стр.42

1

15.05.18

Занятие -повторение

1

22.05.2018

Занятие-повторение

1

итого

33


Список использованной литературы:

1.Занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе детского сада. Планы занятий.                                                            И.А.Помораева, В.А.Позина.

2.Л.С.Метлина. Занятия по математике в детском саду.М.Просвещение. 1985г.

3.Методические рекомендации к « Программе воспитания и обучения в детском саду»-под редакцией В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. 3 изд.-М:Мозаика-Синтез, 2006г.

4.Михайлова З.А. Игровые задачи для дошкольников: Книга для  воспитателя детского сада-СПБ:Акцидент,1996.

5.Рихтерман Т.Д. Формирование представлений о времени у дошкольников- М. Просвещение, 1991


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ в диагностической группе (ЗПР) для детей 5 – 7 лет

Программы по развитию элементарных математических представлений для детей с ЗПР 5-6ти летнего возраста (старшая группа) и для детей 6-7-летнего возраста (подготовительная группа) предусматривают...

Рабочая программа по формированию элементарных математических представлений у дошкольников старшего и подготовительного к школе возраста.

Данный материал содержит теоретический и практический материал по формированию элементарных математических представлений у дошкольников старшего и подготовительного к школе возраста....

Рабочая программа по формированию элементарных математических представлений в старшей логопедической группе.

Программа по формированию эелементарных математических представлений составлена в соответствии с лексическими темами....

Рабочая программа по «Формированию элементарных математических представлений у дошкольников»(младшая, средняя, старшая, подготовительная к школе группа).

В основу программы положена парциальная программа Л.Г. Петерсон " Практический курс математики для дошкольников "Игралочка" (для детей 3-4 года, 4-5 лет, 5-6 лет, 6-7 лет)....

Рабочая программа по формированию элементарных математических представлений для младшей группы

ЦЕЛИ- Формирование элементарных математических представлений- Первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающей окружающего мира.- Форме, цвете, размере, количестве, числе...

Рабочая программа по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе логопедической группе.

Рабочая программа по формированию элементарных математических представлений у детей в подготовительной к школе логопедической группе в соответствии с лексическими темами....

Рабочая программа по «Формированию элементарных математических представлений у дошкольников» (младшая, средняя, старшая, подготовительная к школе группа) по программе Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова. (Игралочка) на 2021/2025 учебный год

Программа «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста» (в дальнейшем именуемая Программа) соответствует Федеральному государственному стандарту дош...