Конспект по математике
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Тема: «Число 10 и его состав, ориентировка на листе бумаги, логические задачи с математическим содержанием, сравнение двух чисел.
Программное содержание.
1.Обучающие задачи:
- упражнять в счете в пределах 10, в прямом и обратном счете;
- закрепить знания о составе числа 10 из двух меньших чисел;
- продолжить учить детей самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание в пределах 10, на наглядном материале;
- записывать задачи, пользуясь знаками «+», «-», «=»;
- продолжать формировать навыки ориентировки на листе бумаги в клетке.
2. Развивающие задачи:
- создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания;
- развивать смекалку, воображение;
- способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания;
- воспитывать трудолюбие, усидчивость, активность, аккуратность, чувство коллективизма.
3. Методические приемы:
- игровой (использование сюрпризных моментов);
- наглядный (использование иллюстрации);
- словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей);
- поощрение, анализ занятия.
4. Дидактический наглядный материал.
Демонстрационный материал: мяч, карточки с цифрами и арифметическими знаками, две карточки с изображением моделей для составления задач, модель многоэтажного дома под №10 (состав числа 10), письмо от Незнайки.
Раздаточный материал: простые карандаши, карточки с цифрами и арифметическими знаками, карточки с куклами и платьями , тетради в клетку.
Ход учебного занятия.
I.Орг.момент.
Воспитатель: - Ребята, я очень рада вас видеть. Встаньте, пожалуйста, в круг.
Собрались все дети в круг,
Я твой друг, и ты мой друг,
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Воспитатель: - Ребята, я вижу, что вы улыбаетесь, значит, настроение хорошее. А теперь посмотрите на нашу гостью, подарите ей свои улыбки и поздоровайтесь.
Воспитатель: - Ребята, сегодня, когда я пришла в детский сад, то увидела на двери вот это письмо. Хотите узнать что в нем ?
«Дорогие ребята! Пишет вам Незнайка. Для того, чтобы хорошо учиться в школе, надо много знать, уметь, думать, догадываться. А также решать необычные задачи, выполнять задания на смекалку и сообразительность. Вот и мне задали такие задания, а я затрудняюсь их выполнить. Помогите, мне, пожалуйста».
Воспитатель: - Поможем Незнайке?
Дети: Да!
(Дети встают полукругом. Игровое упражнение «Круглый год». Воспитатель бросает мяч ребенку и дает задание, а ребенок отвечает и возвращает мяч).
Основная часть.
Игра «Круглый год».
- Какое сейчас время года? (Весна)
- Назови соседей весны. (Зима, лето)
- Назови весенние месяцы по порядку. (март, апрель, май)
- Назови соседей зимы. (Осень, весна)
- Назови осенние месяцы по порядку. (Сентябрь, октябрь, ноябрь).
- Назови зимние месяцы по порядку. (Декабрь, январь, февраль).
- Назови соседей лета. (Весна, осень).
- Назови летние месяцы по порядку. (Июнь, июль, август).
- Сколько всего месяцев в году? (12)
- Сколько всего времён года? (4)
- Молодцы, вспомнили последовательно времена и месяцы года.
Воспитатель: - Ребята, а сейчас тихонечко займите свои рабочие места.
«2-е задание которое прислал нам Незнайка
Работа с раздаточным материалом.
Воспитатель:- Выложите в ряд столько кукол, сколько показывает цифра на моей карточке.
(У воспитателя карточка с цифрой 5).
- Сколько взяли кукол? (5)
- Поставьте цифру, которая показывает количество кукол. (5)
- Что любят носить куклы? (платья).
- Сколько надо взять платьев, чтобы хватило каждой кукле? (5 платьев).
- Поставьте цифру, которая показывает количество платьев(5)
- Сколько всего мы взяли кукол и платьев ? (10).
- Как получили число 10?
Дети: - Из двух меньших чисел: 5 и 5.
Воспитатель: - Запишите у себя на столе равенство.
(5+5=10).
- Что можно сказать про количество кукол и платьев?
Дети: - Их поровну, одинаково, по пять.
Воспитатель: - Молодцы. Справились со вторым заданием.
3-е задание
- Ребята, незнайка спрашивает из каких еще двух меньших чисел можно составить число 10.
- Обратите внимание на дом.
- Назовите № дома. (№10).
- Ребята, помогите заселить цифры в квартиры так, чтобы вместе они составили число 10.
- Сначала посчитаем, сколько этажей в доме? (5)
- На каждом этаже сколько квартир? (Две).
- Молодцы. Ребята, заселять цифры мы будем снизу вверх.
- Катя, засели цифры в квартиры на первый этаж.(1 и 9, а вместе 10).
- Арина, засели цифры в квартиры на второй этаж(2 и 8)
-Ваня, засели цифры в квартиры на третий этаж (3 и 7)
-Рома, засели цифры в квартиры на четвертый этаж (4 и 6)
-Алина, засели цифры в квартиры на пятый этаж (5 и 5)
(Дети заселяют цифры в квартиры, а в конце проверяем все варианты состава числа 10).
- Ребята, а какие еще варианты состава числа 10 существуют? (называют наоборот 9 и 1, 8 и 2, 7 и 3, 6 и 4).
- Молодцы, ребята. Справились с заданием.
4-е задание
Воспитатель: - А сейчас, ребята, проявите находчивость, смекалку и юмор. Послушайте задачи-шутки:
- Если курица стоит на одной ноге, то она весит 2 кг. Сколько будет весить курица, если будет стоять на двух ногах? (2 кг).
- У животного 2 правые лапы, 2 левые лапы, 2 лапы спереди, 2 лапы сзади. Сколько лап у животного? (4).
- Сколько лап у двух медвежат? (8).
Воспитатель: - Молодцы, ребята, справились с заданием. А теперь немножко отдохнем. (Тихо встают возле столов).
Физкультминутка.
Раз – согнуться, разогнуться.
Два – нагнуться, потянуться.
Три – в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять, шесть – тихо сесть.
Семь, восемь – лень отбросим!
5-е задание
Воспитатель: - А теперь вы должны сосредоточиться и быть очень внимательными. Мы с вами будем составлять и решать задачи по картинкам.
- Давайте вспомним, из чего состоит задача.
Дети: задача состоит из условия, вопроса, решения и ответа.
Воспитатель: Если в вопросе есть слово «стало», то какой арифметический знак нужно поставить? («+»).
- А если в вопросе есть слово, «осталось», то какой арифметический знак нужно поставить? («-»).
- Обратите внимание на картинку. Посчитайте, сколько птичек сидит на ветке? (7), а сколько летит птичек? (1). Попробуйте составить задачу по этой картинке.
Дети: На ветке сидели 7 птичек. К ним прилетела еще 1 птичка. Сколько стало птичек на ветке?
Воспитатель: - Назовите условие задачи. (На ветке сидели 7 птичек, к ним прилетела еще 1 птичка).
- Назовите вопрос. (Сколько стало птичек на ветке?).
- Эта задача на сложение или вычитание? (Сложение).
ребята выложите решение у себя на столе. (7+1= )
- Запишите ответ и прочитайте решение задачи.
(7+1=8)
- Какой же ответ? (На ветке стало 8 птичек).
- Посмотрите на следующую картинку и составьте задачу.
Дети: На ветке висело 5 вишенок, 1 вишенку склевала птичка. Сколько вишенок осталось на ветке?
Воспитатель: - Назовите условие задачи.
- Назовите вопрос.
- Эта задача на сложение или вычитание? (Вычитание).
ребята выложите решение у себя на столе. (5-1= )
- Запишите ответ и прочитайте решение задачи.
(5-1=4)
- Какой же ответ? (на ветке осталось 4 вишенки).
- Посмотрите на следующую картинку и составьте задачу.
6 куриц клевали зерно, 4 куриц ушли. Сколько осталось куриц?
- Эта задача на сложение или вычитание? (Вычитание).
ребята выложите решение у себя на столе. (6-4= )
- Запишите ответ и прочитайте решение задачи.
(6-4=2)
- Какой же ответ? (осталось 2курици).
- Посмотрите на следующую картинку и составьте задачу.
В водоеме плавало 5 рыбок, к ним приплыли еще 3 рыбки. Сколько стало рыбок?
- Эта задача на сложение или вычитание? (Сложение).
ребята выложите решение у себя на столе. (5+3= )
- Запишите ответ и прочитайте решение задачи.
(5+3=8)
- Какой же ответ? (В водоеме стало 8рыбок).
- А сейчас поиграем в игру «Найди ошибку».
- Ребята, обратите внимание на счетный ряд. Все числа идут по порядку. По моей команде, вы закрываете глаза, а теперь откройте и найдите ошибку. Исправьте её.
(Ребенок находит ошибку и исправляет ее. (5 раз)
Воспитатель: - А сейчас тихонечко займите свои места.
- А теперь Незнайка приготовил вам графический диктант.
- Перед вами листок в клетку и простой карандаш. Послушайте задание. Отступи 5 клеток слева, поставь маленькую точку, 1 клетку сверху, ставь точку и начинай рисовать:
1 – вниз
1 – влево
2 – вниз
1 – вправо
1 – вниз
4 – влево
2- вниз
1-вправо
1- вверх
2- вправо
2- вниз
1-влево
1-вниз
1-влево
2- вниз
1- влево
1- вниз
3-вправо
1- вниз
1-влево
1- вниз
2-вправо
2- вверх
1- вправо
2- вниз
2-вправо
1- вверх
1- влево
1- вверх
3-вправо
1-вверх
1- влево
2- вверх
1-влево
1- вверх
1- влево
2- вверх
2- вправо
1- вниз
1- вправо
2- вверх
3-влево
1- вверх
1-вправо
2-вверх
1-влево
1-вверх
2-влево
Что получилось?
Итог занятия.
Воспитатель: -
-Кому и чем вы с вами помогли?
- Какие задания с вами выполняли? (ответы детей)
-Были ли у вас затруднения при выполнение задания?
- Незнайка благодарит вас за помощь и дарит вам вот такое улыбающееся солнышко.
- А сейчас покажите, какое у вас настроение.
- У меня тоже хорошее настроение от того, что вы много знаете и такие молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект по математике " Юный математик"
Группа: Подготовительная , старшая.Технология: Социо-игровая Цель:Развитие логического мышления через блоки Дьенеша.Задачи: Развитие умений рассшифровывать ( декодировать информацию)о наличии или...
конспект по математике "Путешествие на планету математики"
Закреплять количественный и порядковый счет, название геометрических фигур; учить отгадывать логикоматематические задачки...
Конспект по математике "Путешествие в страну Математику"
Закрепление счёта в пределах 10 в прямом и обратном порядке, умение решать графические примеры, ориентирование на листе бумаги и в пространстве. Закрепление знаний о геометрических фигурах.Созда...
конспект по математике ФЭМП " Математика в сказках"
Конспект по ФЭМП в старшей группе " Математика в сказках" развивать у детей сообразительность, логическое внимание, учить решать арифметические задачи....
Конспект по математике в подготовительной группе "Путешествие в страну МАТЕМАТИКИ" 21.12.2015 год
Конспект по математике...
Конспект по математике "Золушка в стране математики"
закрепить навыки порядкового и количественного счёта до 5;Соотносить цифры с количеством предметов;Продолжать называть времена года, распределять картинки по порядку;Упражнять в ориентировке на ...
Конспект по математике "Путешествие в Королевство Математики"
Конспект по математике "Путешествие в Королевство Математики" в подготовительной группе...