Конспект НОД по познавательному развитию (ФЭМП) в старшей группе « Путешествие на математической чудо машине с элементами ТРИЗ»
план-конспект занятия по математике (старшая группа) на тему

Шеина Анастасия Олеговна

Конспект НОД по познавательному развитию (ФЭМП)  в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_po_femp_v_starshey_gruppe.docx20.56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №300 г. Челябинска

Конспект НОД по познавательному развитию (ФЭМП) в старшей группе

« Путешествие на математической чудо машине с элементами ТРИЗ».

                         Провела воспитатель: Жовнер А.О.

Челябинск 2016

Конспект НОД по математике в старшей группе: « Путешествие на математической чудо машине с элементами ТРИЗ».

ЦЕЛЬ.

Побуждать детей решать задачи, используя различные ресурсы : решение логических задач, измерение величины, определение объёма жидких тел.

ЗАДАЧИ.

- Закрепить знания детей о геометрических фигурах: прямоугольник, квадрат, трапеция, ромб; обобщить понятие – четырехугольник,

- Упражнять детей в сравнении по величине: длине, высоте, ширине,

- Повторить порядковый и количественный счет в пределах – 7

- Продолжать развивать нестандартность мышления, изобретательность, творческое воображение,

-Вовлекать детей в театрализованную деятельность.

- Развивать речь детей, обогащать словарь, побуждать отгадывать загадки, повторить пословицы о дружбе,

- Воспитывать отзывчивость, прививать любовь к добрым поступкам. (не проходить мимо чужой беды),

Материал:

- Изображение математической чудо-машины на фланелеграфе.

- Чудо дерева с геометрическими фигурами .

- Изображение рек разной ширины, гор разной высоты, дорог разной длины на доске,

- Карточки-схемы геометрических фигур,

- Изображение репки,

- Шапочки двойки, пятерки, волка,

- Игрушки: Дюймовочка, Буратино, Колобок, цветок,

- Цифры от 1 до 10

- Изображение героев сказки «Репка» и других сказок,

- Два кувшина, два тазика, мерный стакан, камешки, пенёк, воздушный шарик.

Предварительная работа: решение логических задач, рассказывание сказок, беседы о сказочных героях, разгадывание загадок, изучение пословиц.

Ход занятия.

I ЧАСТЬ

Математические загадки.

Воспитатель:

Я беру Карандаши.

Вы считайте не спешите.

И внимательней смотрите

Красный, белый, черный, желтый, синий.

Отвечай - В руке моей

Сколько всех Карандашей?

Три стороны и три угла. Знает каждый дошкольник: Фигура называется. Конечно, ... (треугольник) У цифры голова — крючок, И даже брюшко есть. Крючок похож на колпачок, И эта цифра... («шесть»)

В нем четыре стороны, Меж собою все равны. С прямоугольником он брат, Называется... (квадрат)

- Молодцы! Вы все загадки отгадали ,и я вам предлагаю отправиться в увлекательное путешествие в сказочную математическую страну.

Вы согласны отправиться в путешествие? Отправимся мы в сказочную математическую страну на чудо-математической машине, но я не успела её построить , есть схема по которой вы сможете сами построить машину. Чтобы закончить постройку чудо машины я хочу убедиться, что вы хорошо знаете геометрические фигуры.

Таблица № 1

Квадрат траления, ромб, прямоугольник.

Воспитатель: Чем похожи эти фигуры? (имеют 4 угла, 4 стороны, 4 вершины).

Таблица № 2

Квадрат траления, ромб, овал. Воспитатель: Какая фигура здесь лишняя? Почему овал на этой таблице лишний?

Таблица № 3

Воспитатель: Назовите пространственное расположение геометрических фигур на плоскости .

Воспитатель обращает внимание детей на чудо-дерево с геометрическими фигурами, которое растет рядом с мастерской.

Воспитатель: У этого дерева мы возьмем фигуры, чтобы достроить машину.

Дети получают карточки, где нарисованы схемы, по которым надо выбрать фигуры. Например: это квадрат, трапеция, треугольники, овалы, и.т.д. Опираясь на схему, достраивают «машину». Воспитатель с детьми выясняют какие геометрические фигуры использовали в постройке. ( дети называют и показывают геометр. фигуры).

- Мы с вами отправляемся на нашей математической машине в путешествие, садитесь по удобнее и в путь.

II ЧАСТЬ.

Загадка.

«Протянута нитка , но клубок не смотать».

Воспитатель обращает внимание детей на доску, где расположены полоски одинаковые по ширине, но разные по длине. Предлагаю детям расположить полоски от самой длинной, до самой короткой.

- Внимание. Мы с вами поедем не по самой длинной дороге и не по самой короткой и не по оранжевой. По какой дороге мы отправимся в путешествие?

(дороги длинная – красного цвета, чуть короче – оранжевая, голубя, короткая – желтая).

На экране появляются цифры от 1 до 7. Дети получают цифровые карточки. Дидактическое упражнение. «Назови соседа» (например :ребёнок с карточкой цифры 4 называет соседей-3 и 5)

- Ну ка цифры в ряд стройтесь все подряд. (порядковый и обратный счёт).Затем воспитатель обращает внимание на девочку с шапочкой цифры – 2 .

- Что с тобой случилось ,почему ты такая грустная?

- Меня дети в школе не любят, говорят, что я плохая оценка.

- Ребята давайте подумаем , как можно помочь цифре – 2. (дети – перевернуть и получится цифра – 5).

- Наше путешествие продолжается и по дороге мы встретили: на экране появляется «Лиса колобок»

- Как называется сказка? Как вы думаете, что сейчас произойдёт? Что вы посоветуете колобку , чтоб лиса его не съела. (надуться и стать огромным или наоборот стать как манная крупинка …)

Воспитатель показывает изображение репки на доске. Обращает внимание детей на то, что репка выросла большая-пребольшая, выше забора. Предлагает придумать, что с ней делать. Дети отвечают, что можно жить в самой репке. Помещают в репку героев этой сказки и других сказок, считают по порядку сказочных персонажей от одного до десяти. Дед, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка, ёжик, белочка, лягушка, зайчик. (задание счёт до – 10 и обратно выполняют дети сильной подгруппы).

- А если репка вырастет маленькая премаленькая , кто сможет её найти из герое сказки?

III ЧАСТЬ.

- На пути новое препятствие.

Загадка. «Стоит красавица высокая, стройная, на голове венок из облаков»

Воспитатель выставляет изображение гор, разной высоты. Предлагает назвать горы от самой высокой, до самой низкой и наоборот.

- Мы будем перелетать не самую высокую, не самую низкую и не голубую гору. (Будем перелетать через фиолетовую гору).

На экране картинка «луг».-

- Мы с вами опускаемся на луг, предлагаю отдохнуть.

Динамическая пауза

«Раз – согнуться, разогнуться,

Два – нагнуться, потянуться,

Три – в ладоши 3 хлопка, головою 3 кивка,

На четыре – руки шире,

Пять, шесть – тихо сесть,

Семь, восемь – лень отбросим».

Воспитатель обращает внимание, как много цветов на лугу, берёт один цветок, в нем сидит куколка. Дети говорят, что это Дюймовочка.

- Она счастливо живет в сказочной стране цветов, но Дюймовочку огорчает то, что мама ничего о ней не знает. Письмо может отнести ласточка, но девочка пишет такими маленькими буквами, что мама не сможет его прочитать.

- Как можно помочь Дюймовочке?

Дети предлагают написать письмо на воздушном шаре, буквы увеличатся, когда шарик надуется и их можно будет прочитать.

Проводим эксперимент. Ребенок надувает шарик, увеличиваются написанные на нем слово: мама. Дети читают

Выполнение дидактического упражнения. «Из какого окна вылетел шарик»

IV ЧАСТЬ.

Загадка.

«Бежит, бежит – не выбежит, течет, течет – не вытечет» (Река)

Выставляю изображение рек, разной ширины на доске, предлагаю назвать реки от самой широкой, до самой узкой и наоборот.

Воспитатель: Мы поплывем не по самой широкой, не по самой узкой, и не по синей реке (Выбираем серую реку).

На экране появляется Буратино (звучит музыка из фильма «Буратино»)

Воспитатель обращает внимание, что на берегу сидит Буратино. Он уронил в речку Золотой Ключик и не знает, как его достать. Спрашивает у детей, почему Буратино не может опуститься на дно реки? (Потому что он сделан из дерева, а деревянные предметы не тонут, а остаются на плаву).

Воспитатель: А как сделать Буратино тяжелым? (Взять в руки камень, опуститься с ним на дно, достать ключик, а потом подняться на поверхность).

Путешествие продолжается, дорога приводит в лес. На пеньке сидит Серый волк. (Мальчик в шапочке волка).

Волк : «Помогите мне, пожалуйста, мне нужно оживить Ивана-Царевича. У меня два кувшина с водой, в одном – живая, в другом – мертвая. Я забыл, в каком кувшине живая вода, знаю только, что живой воды больше.

Воспитатель: Ребята, поможем волку отыскать живую воду? - Как будем помогать мерить воду?

Мерным стаканом переливаем воду в тазики и каждую мерку отмечаем камешком, положенным около кувшина. Около какого кувшина камешков будет больше, там и живая вода.

Волк благодарит детей за помощь.

Воспитатель: «Пора возвращаться в детский сад. Машина набирает высоту, включает скорость и переносит нас обратно в детский сад».

На экране появляются: Колобок, Дюймовочки, Буратино, Серый волк. Воспитатель предлагает назвать сказки, в которых они побывали («Репка», «Колобок», «Дюймовочка», «Иван-царевич и Серый волк», «Золотой ключик или приключения Буратино»)

Воспитатель: «В следующий раз мы отправимся в другие сказки на чудо машине, чтобы помогать сказочным героям, попавшим в беду, а пока машина постоит в гараже».

Итог:

- Ребята, как вы думаете, нужно ли вам продолжать учиться считать, измерять предметы, читать? Для чего вам нужны эти знания и умения?

Что вам больше всего было интересно и понравилось в нашем путешествии в « Математическую страну».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по математике в старшей группе. « Путешествие на математической чудо машине с элементами ТРИЗ».

ЦЕЛЬ. Побуждать детей решать задачи, используя различные ресурсы : решение логических задач, измерение величины, определение объёма жидких тел. ЗАДАЧИ.  - Закрепить знания детей о ...

Конспект НОД по познавательному развитию (ФЭМП) в старшей группе «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ГОРОДУ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗАГАДОК»

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №34 Петродворцового района Санкт-Петербурга         Конспект НОД по познаватель...

Конспект НОД по «Познавательное развитие» (ФЭМП) в старшей группе «Путешествие по сказке»

Формирование начальных математических занятий у детей дошкольного возраста осуществляется так, что обучение дает не только непостредственный практический результат, но и широкий развивающий эффект....

Конспект НОД по «Познавательное развитие» (ФЭМП) в старшей группе «Путешествие по сказке»

Цель: Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания и продемонстрировать навыки комплексного применения математических представлений, знаний и способов действий каждог...

Конспект НОД по познавательному развитию ФЭМП в старшей группе «Путешествие в Королевство Математики»

Конспект НОД по познавательному развитиюФЭМПв старшей группе «Путешествие в Королевство Математики»...

Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшей группы «Путешествие по математическим тропинкам»

Обобщение знаний о элементарных математических представлениях полученных в течение года....