Конспект занятия по математике в старшей группе. « Путешествие на математической чудо машине с элементами ТРИЗ».
план-конспект занятия по математике (старшая группа) по теме
ЦЕЛЬ.
Побуждать детей решать задачи, используя различные ресурсы : решение логических задач, измерение величины, определение объёма жидких тел.
ЗАДАЧИ.
- Закрепить знания детей о геометрических фигурах: прямоугольник, квадрат, трапеция, ромб; обобщить понятие – четырехугольник,
- Упражнять детей в сравнении по величине: длине, высоте, ширине,
- Повторить порядковый и количественный счет в пределах – 7
- Продолжать развивать нестандартность мышления, изобретательность, творческое воображение,
-Вовлекать детей в театрализованную деятельность.
- Развивать речь детей, обогащать словарь, побуждать отгадывать загадки, повторить пословицы о дружбе,
- Воспитывать отзывчивость, прививать любовь к добрым поступкам. (не проходить мимо чужой беды),
Материал:
- Изображение математической чудо-машины на фланелеграфе.
- Чудо дерева с геометрическими фигурами .
- Изображение рек разной ширины, гор разной высоты, дорог разной длины на доске,
- Карточки-схемы геометрических фигур,
- Изображение репки,
- Шапочки двойки, пятерки, волка,
- Игрушки: Дюймовочка, Буратино, Колобок, цветок,
- Цифры от 1 до 10
- Изображение героев сказки «Репка» и других сказок,
- Два кувшина, два тазика, мерный стакан, камешки, пенёк, воздушный шарик.
Предварительная работа: решение логических задач, рассказывание сказок, беседы о сказочных героях, разгадывание загадок, изучение пословиц.
Ход занятия.
I ЧАСТЬ
Математические загадки.
Воспитатель:
Я беру Карандаши.
Вы считайте не спешите.
И внимательней смотрите
Красный, белый, черный, желтый, синий.
Отвечай - В руке моей
Сколько всех Карандашей?
Три стороны и три угла. Знает каждый дошкольник: Фигура называется. Конечно, ... (треугольник) У цифры голова — крючок, И даже брюшко есть. Крючок похож на колпачок, И эта цифра... («шесть»)
В нем четыре стороны, Меж собою все равны. С прямоугольником он брат, Называется... (квадрат)
- Молодцы! Вы все загадки отгадали ,и я вам предлагаю отправиться в увлекательное путешествие в сказочную математическую страну.
Вы согласны отправиться в путешествие? Отправимся мы в сказочную математическую страну на чудо-математической машине, но я не успела её построить , есть схема по которой вы сможете сами построить машину. Чтобы закончить постройку чудо машины я хочу убедиться, что вы хорошо знаете геометрические фигуры.
Таблица № 1
Квадрат траления, ромб, прямоугольник.
Воспитатель: Чем похожи эти фигуры? (имеют 4 угла, 4 стороны, 4 вершины).
Таблица № 2
Квадрат траления, ромб, овал. Воспитатель: Какая фигура здесь лишняя? Почему овал на этой таблице лишний?
Таблица № 3
Воспитатель: Назовите пространственное расположение геометрических фигур на плоскости .
Воспитатель обращает внимание детей на чудо-дерево с геометрическими фигурами, которое растет рядом с мастерской.
Воспитатель: У этого дерева мы возьмем фигуры, чтобы достроить машину.
Дети получают карточки, где нарисованы схемы, по которым надо выбрать фигуры. Например: это квадрат, трапеция, треугольники, овалы, и.т.д. Опираясь на схему, достраивают «машину». Воспитатель с детьми выясняют какие геометрические фигуры использовали в постройке. ( дети называют и показывают геометр. фигуры).
- Мы свами отправляемся на нашей математической машине в путешествие, садитесь по удобнее и в путь.
II ЧАСТЬ.
Загадка.
«Протянута нитка , но клубок не смотать».
Воспитатель обращает внимание детей на доску, где расположены полоски одинаковые по ширине, но разные по длине. Предлагаю детям расположить полоски от самой длинной, до самой короткой.
- Внимание. Мы с вами поедем не по самой длинной дороге и не по самой короткой и не по оранжевой. По какой дороге мы отправимся в путешествие?
(дороги длинная – красного цвета, чуть короче – оранжевая, голубя, короткая – желтая).
На экране появляются цифры от 1 до 7. Дети получают цифровые карточки. Дидактическое упражнение. «Назови соседа» (например :ребёнок с карточкой цифры 4 называет соседей-3 и 5)
- Ну ка цифры в ряд стройтесь все подряд. (порядковый и обратный счёт).Затем воспитатель обращает внимание на девочку с шапочкой цифры – 2 .
- Что с тобой случилось ,почему ты такая грустная?
- Меня дети в школе не любят, говорят, что я плохая оценка.
- Ребята давайте подумаем , как можно помочь цифре – 2. (дети – перевернуть и получится цифра – 5).
- Наше путешествие продолжается и по дороге мы встретили: на экране появляется «Лиса колобок»
- Как называется сказка? Как вы думаете, что сейчас произойдёт? Что вы посоветуете колобку , чтоб лиса его не съела. (надуться и стать огромным или наоборот стать как манная крупинка …)
Воспитатель показывает изображение репки на доске. Обращает внимание детей на то, что репка выросла большая-пребольшая, выше забора. Предлагает придумать, что с ней делать. Дети отвечают, что можно жить в самой репке. Помещают в репку героев этой сказки и других сказок, считают по порядку сказочных персонажей от одного до десяти. Дед, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка, ёжик, белочка, лягушка, зайчик. (задание счёт до – 10 и обратно выполняют дети сильной подгруппы).
- А если репка вырастет маленькая премаленькая , кто сможет её найти из герое сказки?
III ЧАСТЬ.
- На пути новое препятствие.
Загадка. «Стоит красавица высокая, стройная, на голове венок из облаков»
Воспитатель выставляет изображение гор, разной высоты. Предлагает назвать горы от самой высокой, до самой низкой и наоборот.
- Мы будем перелетать не самую высокую, не самую низкую и не голубую гору. (Будем перелетать через фиолетовую гору).
На экране картинка «луг».-
- Мы с вами опускаемся на луг, предлагаю отдохнуть.
Динамическая пауза
«Раз – согнуться, разогнуться,
Два – нагнуться, потянуться,
Три – в ладоши 3 хлопка, головою 3 кивка,
На четыре – руки шире,
Пять, шесть – тихо сесть,
Семь, восемь – лень отбросим».
Воспитатель обращает внимание, как много цветов на лугу, берёт один цветок, в нем сидит куколка. Дети говорят, что это Дюймовочка.
- Она счастливо живет в сказочной стране цветов, но Дюймовочку огорчает то, что мама ничего о ней не знает. Письмо может отнести ласточка, но девочка пишет такими маленькими буквами, что мама не сможет его прочитать.
- Как можно помочь Дюймовочке?
Дети предлагают написать письмо на воздушном шаре, буквы увеличатся, когда шарик надуется и их можно будет прочитать.
Проводим эксперимент. Ребенок надувает шарик, увеличиваются написанные на нем слово: мама. Дети читают
Выполнение дидактического упражнения. «Из какого окна вылетел шарик»
IV ЧАСТЬ.
Загадка.
«Бежит, бежит – не выбежит, течет, течет – не вытечет» (Река)
Выставляю изображение рек, разной ширины на доске, предлагаю назвать реки от самой широкой, до самой узкой и наоборот.
Воспитатель: Мы поплывем не по самой широкой, не по самой узкой, и не по синей реке (Выбираем серую реку).
На экране появляется Буратино (звучит музыка из фильма «Буратино»)
Воспитатель обращает внимание, что на берегу сидит Буратино. Он уронил в речку Золотой Ключик и не знает, как его достать. Спрашивает у детей, почему Буратино не может опуститься на дно реки? (Потому что он сделан из дерева, а деревянные предметы не тонут, а остаются на плаву).
Воспитатель: А как сделать Буратино тяжелым? (Взять в руки камень, опуститься с ним на дно, достать ключик, а потом подняться на поверхность).
Путешествие продолжается, дорога приводит в лес. На пеньке сидит Серый волк. (Мальчик в шапочке волка).
Волк : «Помогите мне, пожалуйста, мне нужно оживить Ивана-Царевича. У меня два кувшина с водой, в одном – живая, в другом – мертвая. Я забыл, в каком кувшине живая вода, знаю только, что живой воды больше.
Воспитатель: Ребята, поможем волку отыскать живую воду? - Как будем помогать мерить воду?
Мерным стаканом переливаем воду в тазики и каждую мерку отмечаем камешком, положенным около кувшина. Около какого кувшина камешков будет больше, там и живая вода.
Волк благодарит детей за помощь.
Воспитатель: «Пора возвращаться в детский сад. Машина набирает высоту, включает скорость и переносит нас обратно в детский сад».
На экране появляются: Колобок, Дюймовочки, Буратино, Серый волк. Воспитатель предлагает назвать сказки, в которых они побывали («Репка», «Колобок», «Дюймовочка», «Иван-царевич и Серый волк», «Золотой ключик или приключения Буратино»)
Воспитатель: «В следующий раз мы отправимся в другие сказки на чудо машине, чтобы помогать сказочным героям, попавшим в беду, а пока машина постоит в гараже».
Итог:
- Ребята, как вы думаете, нужно ли вам продолжать учиться считать, измерять предметы, читать? Для чего вам нужны эти знания и умения?
Что вам больше всего было интересно и понравилось в нашем путешествии в « Математическую страну».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по математике в старшей группе «Путешествие в Математическую страну».
Цель: Закреплять счётные умения в пределах 6. Формировать представление о начале отсчёта предметов, расположенных по кругу. Развивать мыслительные операции, умение анализировать, находить предме...
Конспект занятия по математике в старшей группе «Путешествие в математическое королевство»
I. Программное содержание:Обучающие задачи:·...
Конспект занятия по математике в старшей группе «Путешествие в математическое королевство»
ф Формирование и развитие элементарных математических представлений у детей старшей группы....
Конспект занятия по математике в старшей группе «Путешествие в математическую страну»
конспект зантия по математике в старшей группе...
Конспект занятия по математике в старшей группе «Путешествие в город математических загадок»
Цель: систематизировать знания, умения, представления детей. Задачи:1. Закреплять навык счета в пределах 102. Закрепить знание названий геометрических фигур.3....
Конспект занятия по математике в старшей группе «Путешествие по математическому королевству».
Конспект занятия по математике в старшей группе «Путешествие по математическому королевству»....
Конспект занятия по математике в старшей группе «Путешествие в математическое царство».
Конспект занятия по математике в старшей группе...