Роль сказок в ФЭМП
статья по математике на тему
формирование элементарных математических представлений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_skazok_v_femp.docx | 24.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль сказки в формировании элементарных математических представлений у дошкольников
В наше время первостепенное значение приобрели такие качества личности, как:
- социальная и интеллектуальная компетентность;
- креативность;
- инициативность;
- самостоятельность;
- ответственность;
- коммуникативность.
Мощным фактором интеллектуального развития ребёнка, формирования его познавательных и творческих способностей является математика. Её изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует волевые качества, творческий потенциал личности. Однако часто можно услышать, что математика – скучная наука. Но с этими словами можно и не согласиться. Нужно лишь правильно организовать образовательную деятельность.
Чем любит заниматься ребенок дошкольного возраста больше всего? Играть и слушать художественные произведения, в частности сказки.
Народные и авторские сказки, которые дети уже, наверное, знают наизусть, – бесценные помощники. В любой из них целая уйма всевозможных математических ситуаций. И усваиваются они как бы сами собой. Судите сами.
«Колобок» познакомит с порядковым счетом. «Теремок» и «Репка» помогут запомнить не только количественный и порядковый счет, но и основы арифметики (присчитывание по единице). С помощью сказки «Три медведя» ребятам легко усвоить понятие о размере, а также научиться моделировать по схеме. Чтение «Красной Шапочки» даст возможность поговорить о понятиях «длинный» и «короткий».
Но просто читать сказки – этого мало. Можно в старших группах попробовать сочинять математические сказки самим. Ведь там, где находится место сказке, всегда царит хорошее настроение. Вот почему в процессе формирования элементарных математических представлений предлагается детям поиграть в сказку, стать ее непосредственными участниками, используя прием «вхождения в сказку», в этот удивительный волшебный мир.
Это позволяет не только формировать у воспитанников интерес к данному виду деятельности, но и в занимательной форме упражнять детей в счёте, ориентировке во времени, пространстве, а также решать другие программные математические задачи. Через сказку можно не только повторить и закрепить пройденный материал, но и знакомить детей с новым, научить их самостоятельно добывать знания.
Воспитатель должен уметь выбирать необходимое ему художественное произведение в зависимости от сложности текста, возраста детей, уровня их подготовки. Выделяется ряд требований и к произведениям устного народного творчества:
- высокая художественная ценность;
- идейная направленность; доступность по содержанию (произведения близкие опыту детей);
- знакомые персонажи;
- ярко-выраженные черты героя;
- понятные мотивы поступков;
- небольшие по объёму рассказы в соответствии с памятью и вниманием детей;
- доступный словарь;
- четкие фразы;
- отсутствие сложных форм;
- наличие образных сравнений, эпитетов, использование прямой речи в рассказе.
Осуществлять математическое развитие необходимо на занятиях и закреплять в разных видах детской деятельности. Эффективным дидактическим средством в усвоении основ математики, в развитии речи и в общем развитии детей являются основные формы детского фольклора, т. к. они помогают детям в изучении учебного материала добиваться успехов в усвоении материала, с интересом решать задачи и примеры: закрепляются количественные отношения (много, мало, больше, столько же, умение различать геометрические фигуры, ориентироваться в пространстве и времени). Особое внимание уделяется формированию умения группировать предметы по признакам (свойствам, сначала по одному, а затем по двум (форма и размер). Для этого педагог использует потешки, загадки, считалки, поговорки, пословицы, скороговорки, фрагменты сказок.
В загадках математического содержания анализируется предмет с количественной, пространственной и временной точек зрения, подмечаются простейшие математические отношения, что позволяет представить их более рельефно.
Загадка может служить, во-первых, исходным материалом для знакомства с некоторыми математическими понятиями (число, отношение, величина и т. д.). Во-вторых, эта же загадка может быть использована для закрепления, конкретизации знаний дошкольников о числах, величинах, отношениях. Можно также предложить детям вспомнить загадки, в которых есть слова, связанные с данными представлениями и понятиями.
Ещё один вид малых форм фольклора – скороговорка. Цель скороговорки – научить быстро и четко выговаривать фразу, которая намеренно выстроена затрудненным для произнесения образом. Скороговорка позволяет закреплять, отрабатывать математические термины, слова и обороты речи, связанные с развитием количественных представлений. Соревновательное и игровое начало, очевидно, и привлекательно для детей. Безусловна, велика польза скороговорки и как упражнения для улучшения артикуляции, выработки хорошей дикции. Скороговорки можно разучивать на занятиях по математике и вне их.
Методика работы над скороговоркой проста. Сначала педагог произносит её, а дети внимательно слушают, затем они повторяют очень медленно, но не по слогам, потом все, убыстряя и убыстряя темп (воспитатель в этом случае выступает в роли дирижёра).
Пословицы и поговорки на занятиях по математике можно использовать с целью закрепления количественных представлений. Пословицы можно предложить и с заданием: вставь в пословицы пропущенные названия чисел.
Необходимо помнить, что поговорка, в отличие от пословицы, не имеет нравоучительного, поучающего смысла. В. И. Даль писал: “Поговорка, по народному определению, цветочек, а пословица – ягодка; и это верно”. Поговорка – это всегда меткий, выразительный образ, часть суждения, оборот речи. Поговоркам свойственна метафоричность: “Убил двух зайцев. Семь пятниц на неделе”. Многие поговорки строятся на гиперболе: “Заблудился в трех соснах”.
Из всего многообразия жанров и форм устного народного творчества наиболее завидная судьба у считалок (народные названия: счетушки, счет, читки, пересчет, говорушки и др.). Она несёт познавательную, эстетическую и эстетическую функции, а вместе с играми, прелюдией к которым она чаще всего выступает, способствует физическому развитию детей.
Считалки-числовки применяются для закрепления нумерации чисел, порядкового и количественного счета. Их заучивание помогает не только развивать память, но и способствует выработке умения вести пересчет предметов, применять в повседневной жизни сформированные навыки. Предлагаются считалки, например, используемые с целью закрепления умения вести счет в прямом и обратном направлении.
С помощью фольклорных сказок дети легче устанавливают временные отношения, учатся порядковому и количественному счету, определяют пространственное расположение предметов. Фольклорные сказки помогают запомнить простейшие математические понятия (справа, слева, впереди, сзади, воспитывают любознательность, развивают память, инициативность, учат импровизации («Три медведя», «Колобок» и т. д.).
Во многих сказках математическое начало находится на самой поверхности ("Два жадных медвежонка", "Волк и семеро козлят", "Цветик-семицветик" и т. д.). Стандартные математические вопросы и задания (счет, решение обычных задач) находятся за пределами данной книжки.
Присутствие сказочного героя на занятии по математики или занятие - сказка придает обучению яркую, эмоциональную окраску. Сказка несёт в себе юмор, фантазию, творчество, а самое главное учит логически мыслить.
Задачи со сказочным сюжетом помогают увязать приобретенные знания с окружающей действительностью, позволяет применять их при решении различных жизненных проблем, своим конкретным содержанием способствуют формированию более глубоких и ясных представлений о числах и смысле производимых над ними действий. Например: «Красная Шапочка принесла бабушке пирожки с мясом и грибами. С мясом было 3 пирожка, а с грибами - 2. сколько всего пирожков принесла девочка своей бабушке?».
В народе давно получили признание задачи-шутки как одно из средств повышения интереса к изучению математики. Так, в результате решения последних задач-шуток у детей расширяется кругозор о величинах и взаимосвязях, существующих между ними.
Цель задач-шуток - содействовать воспитанию у детей наблюдательности, внимательного отношения к содержанию задач, к ситуациям, описанным в них, осторожного отношения к применению аналогий при решении задач.
Задачи-шутки по своей структуре часто составлены так, что призывают детей к решениям, аналогичным тем, которые применялись при решении похожих задач, рассматривавшихся на занятиях по математике. Но ситуация, описанная в задачах-шутках, обычно требует иного решения.
Для получения ответов на вопросы задач-шуток, во-первых, не требуется выполнять какие-либо арифметические действия, а нужно только объяснить правильные ответы. Во-вторых, в процессе работы над задачами по тем или иным причинам дети допускают ошибки и получают неправильные ответы, а обнаружив самостоятельно или с помощью воспитателя в этих ответах противоречия с жизненными наблюдениями и фактами, исправляют ошибки и объясняют правильное решение. Такая работа над задачами содействует развитию логического мышления учащихся, ибо приучает их рассматривать и объяснять явления в соответствии с логикой жизни.
Простота и занимательность сюжетов этих задач, парадоксальные ответы дошкольников на вопросы задач, а главное, осознание детьми допущенных ошибок способствуют созданию на занятиях прекрасной атмосферы легкого юмора, мажорного настроения у присутствующих и удовлетворения от получения новых знаний.
«Математика в фольклоре»
- Прочитать предложенный элемент устного народного творчества;
- Установить, о чем в нем говориться (о каком числе, величине, и т. п.) и для чего это используется;
- Объяснить смысл прочитанного;
- Если на одно и то же число, величину дано несколько элементов устного народного творчества, сравнить их между собой и выделить то общее, что у них имеется;
- Привести пример еще одного элемента устного народного творчества или произведения фольклора на ту же тему (число, величину);
- Нарисовать свой рисунок к прочитанному;
- Подготовить краткий устный рассказ о том элементе устного народного творчества, который больше всего понравился.
Таким образом, использование элементов устного народного творчества поможет воспитателю в воспитании и обучении детей, испытывающих трудности в усвоении математических знаний о числах, величинах, геометрических фигурах и т. д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль сказок в воспитании опрятности детей 3-4 лет на примере сказки «Туфельки».
Эта сказка помогает объяснить ребенку, как отличать на какую ножку какую обувь одевать, почему нельзя путать левую и правую обувь....
Роль сказок в воспитании детей
Сказка играет огромную роль в воспитании детей дошкольного возраста. Она способствует развитию красивой, связной, правильной речи. Сказка оказывает влияние на формирование нравственных чувств: доброты...
Роль сказок в жизни детей
консультативный материал для родителей...
"Роль сказок в экологическом воспитании дошкольников"
сообщение из оппыта работы...
статья: "Роль сказок в воспитании дошкольников"
Благодаря сказке дети начинают осознавать главнейшие истины человеческой жизни. Сказка помогает формировать основы нравственности, морали, по законам которой им предстоит жить. Та самая простая, прост...
Роль сказок в воспитании.
Сказка является неотъемлемым элементом в воспитании детей. Она учит детей жизни, рассказывает о добре и зле. Дети легче понимают сказку, чем взрослую речь. Поэтому если взрослые хотят...
Сборник сказок по ФЭМП
Сборник сказок про геометрические фигуры...