Проект "Мир геометрических фигур".
проект по математике (младшая группа) на тему
В силу своих возрастных особенностей у детей младшего дошкольного возраста недостаточно сформировано математическое развитие (знание геометрических фигур, умение сравнивать их и располагать в убывающем порядке, находить их в предметах окружающей обстановки).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_geometricheskie_figury.docx | 27.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема проекта: "Мир геометрических фигур"
Возраст: Вторая младшая группа.
Проблема: В силу своих возрастных особенностей у детей младшего дошкольного возраста недостаточно сформировано математическое развитие (знание геометрических фигур, умение сравнивать их и располагать в убывающем порядке, находить их в предметах окружающей обстановки).
Актуальность проекта: Математическое развитие младшего дошкольного возраста имеет большую ценность для интенсивного развития ребёнка, его познавательных интересов и любознательности. Формирование математического развития один из важнейших разделов программы. Применять приобретённые знания цвета, формы, размера дети могут в любом виде продуктивной деятельности - рисовании, лепке, аппликации, конструировании и т.д. Поэтому работа по математическому развитию начинается ещё в раннем возрасте, с сенсорного воспитания и продолжается на протяжении всего дошкольного возраста.
Цель проекта: Формировать у детей младшего дошкольного возраста знания геометрических фигур.
Задачи проекта:
- Формировать умения у воспитанников раскладывать фигуры по порядку убывания: большой, поменьше, маленький;
- Закреплять умение различать и называть фигуры: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник;
- Совершенствовать умения детей: сравнивать две фигуры по цвету и форме, подбирая по фигуре;
- Распознавать геометрические фигуры и находить их в предметах окружающей обстановки.
Тип проекта: познавательно-исследовательский.
Участники: воспитатели, дети второй младшей группы, родители, младший воспитатель.
Срок реализации: три месяца 09.01.2018 - 02.04.2018
Планируемый результат: расширение знаний детей о геометрических фигурах; обогащение активного и пассивного словаря детей за счет слов: «геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал и т. д. »; развитие у детей познавательного интереса, наблюдательности; принятие активного участия в продуктивной деятельности; проявление эмоциональной отзывчивости.
Проект состоит из трех этапов.
Первый этап - подготовительный.
Подготовительный этап:
1. Постановка цели и задач проекта.
2. Беседы с детьми, для выявления знаний о геометрических фигурах.
3. Подготовка стихотворений, загадок, игр, иллюстративного материала, с использованием геометрических фигур.
4. Подготовка необходимого оборудования.
5. Определение содержания, методов, форм работы с детьми, родителями по проекту.
Второй этап основной, на котором были организованны различные виды детской деятельности:
Это - двигательная деятельность:
1. Подвижная игра «Мы идём по кругу», «Мой весёлый, звонкий мяч», «Хоровод».
2. Комплекс утренней гимнастики «Солнышко».
3. Физминутка «Строим дом».
Познавательно-коммуникативная
1. Проведение НОД по познавательно-исследовательской, коммуникативной деятельности «Знакомство с фигурами и их свойствами».
2. Беседы по теме: «На какую фигуру похож предмет».
3. Чтение и разучивание с детьми стихов о геометрических фигурах.
4. Рассматривание иллюстраций с изображением геометрических фигур.
5. Дидактическая игра «Волшебные круги», «Найди спрятанную фигуру», "Чего не стало".
Продуктивная деятельность:
1. Лепка «Домики».
2. Рисование красками «Узор на рождественском сапожке».
3. Конструирование «Лодочка».
4. Аппликация "Волшебный квадрат".
Самостоятельная деятельность:
1. Сюжетные игры «Накроем на стол», «Строим дом Зайчику».
2. Дидактические игры «Найди одинаковую фигуру», «Лото», дидактические упражнения с блоками Дьенеша, палочками Кьюзерена.
3. Дидактическое пособие «Занимательные фигурки».
4. Игры со строительным материалом – постройка корабля, моста.
Исследовательская деятельность:
1. Наблюдение за работой младшего воспитателя (сервировка стола)..
2. Игры детей в центре математического развития "Сложи квадрат", "Составление геометрических фигур", "Квадрат Воскобовича".
3. "Прокати шарик в ворота".
Работа с родителями:
1. Консультация для родителей "Математическое развитие младшего дошкольного возраста".
2. Оказание помощи в пополнении групповой библиотеки.
3.Изготовление занимательного материала для детей из геометрических фигур.
4. Участие в выставке "Парад геометрических фигур".
На заключительном этапе:
1. Подведение итогов проекта.
2. Выставка работ "Парад геометрических фигур".
3. Презентация проекта.
НОД «Знакомство с квадратом»
Тема: «Квадрат»
Цель:
Развитие элементарных математических представлений у детей, познакомить с фигурой квадрат.
Задачи:
Обучающие:
-Упражнять в обследование фигур осязательно – двигательным способом;
-Совершенствовать комбинаторские способности детей.
-Закрепить знание основных цветов.
Развивающие:
-Развивать умение детей различать и правильно называть круг и квадрат.
Воспитательные:
-Воспитывать желание помогать друг другу.
Методы и приемы: Игровой, знакомство с квадратом, игра «Домики», физкультминутка, итог.
Демонстрационный материал:
Круг, квадрат, 2 домика из бумаги с изображением на одном круга на втором квадрата.
Раздаточный материал: Круг и квадрат, по 2 домика с изображением на одном круга на другом квадрата, блоки Дьенеша (круг, квадрат, треугольник) на каждого ребенка.
Предварительная работа:
Дидактическая игра «Сложи узор».
Цель: закрепление знаний о круге.
Чтение сказки «Колобок».
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, я сегодня расскажу вам историю, а вы внимательно слушайте и смотрите, что я буду вам показывать.
-Жил-был круг. Пошел он погулять, катится, катится по дорожке. Вдруг видит, идет ему навстречу кто-то странный, на него непохожий.
-«Кто ты? » - удивился круг.
-«Я квадрат, а ты кто? ».
-«Я круг. Давай вместе покатимся по дорожке».
-Попробовал квадрат катиться, а не может. Удивился круг, стал рассматривать квадрат и увидел, что у квадрата вот какие 4 стороны и есть 4 угла – вот они.(Воспитатель показывает).
-«А, я понял, почему ты не можешь катиться», - засмеялся круг.
-А вы, ребята, как думаете, что мешает квадрату катиться? (Ответы детей.)
Игра «Домики».
-Подружились круг и квадрат, и пошли вместе гулять. Гуляли они, гуляли и заблудились.
-Ребята, помогите им найти свои домики. На домиках фигур стоит знак, который поможет узнать, чей это дом.
-Вот и домики фигур.
-Посмотрите внимательно, какие фигуры изображены на домике, и какого цвета. Посмотрите, какого у вас цвета круг и квадрат. Теперь ищите их домики.
-Молодцы, дети, помогли найти кругу и квадрата их домики.
Физкультминутка:
-Пока помогали найти фигурам домики, мы с вами сами устали.
-Что это?
-Какой формы мяч?
Мы, будем сейчас не девочки и мальчики, а мячики.
-Как скачет мячик?
Мой веселый звонкий мяч,
Ты куда помчался вскачь?
Красный, желтый, голубой,
Не угнаться за тобой!
-Теперь мы снова не мячики, а девочки и мальчики.
- Перед вами лежат фигуры: квадрат и круг, можно ли с помощью этих фигур построить домик? (Нет).
- Какая фигура нам нужна, чтобы мы смогли построить домик? (треугольник)
(Воспитатель раздаёт треугольники и дети строят домики).
Итог.
Воспитатель: Ребята, какие фигуры приходили к нам в гости? (Круг, квадрат, треугольник).
- Какого они цвета?
- Что мы строили с помощью этих фигур?
-Эти фигуры похожи друг на друга? Чем они отличаются?
Стишки о геометрических фигурах.
Круг.
Наше солнышко в окошке - золотой круг в вышине.
Круглый мячик здесь лежит, в ручки к вам он поспешит.
Треугольник.
Самолёт летит по небу, треугольное крыло,
На моём велосипеде, треугольное седло.
Есть такой предмет - угольник,
И всё это - ТРЕУГОЛЬНИК.
Квадрат.
Вот четыре стороны и они всегда равны.
А фигура та, ребята, называется квадратом.
Овал.
Наш овал нам сделать просто:
Круг растянем - больше роста.
Нет углов и нет сторон,
Очень вытянутый он.
Прямоугольник.
Как окно прямоугольник, аккуратный, словно школьник.
Он похож на дверь, на книжки, и на ранец у мальчишки.
НОД "Круг и Квадрат".
Цель: закрепить понятия "круг", "квадрат", учить отвечать на вопросы.
Образовательные задачи:
- продолжать учить детей вести диалог с воспитателем, слушать и понимать задаваемый вопрос;
- развивать умение детей видеть геометрические фигуры в окружающей обстановке;
- закреплять знания детей о количестве предметов ( один, много, ни одного), закреплять умение различать и называть основные цвета ( красный, синий, желтый, зеленый);
- продолжать учить детей отвечать на вопросы воспитателя, упражнять в употреблении существительных в форме множественного числа в родительном падеже.
Развивающие задачи:
- развивать слуховое и зрительное внимание;
- развивать речь, наблюдательность, мыслительную активность;
- развивать эстетическое восприятие, расширять и активизировать словарь детей.
Воспитывать доброжелательное отношение к животным.
Оборудование и материалы.
Демонстрационный материал: кукла Катя, геометрические фигуры, 2 коробки.
Раздаточный материал: геометрические фигуры разных цветов на каждого ребенка ( красные, сини, желтые), тарелки цветные ( красные, сини, желтые).
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, кто- то стучится к нам в дверь. Давайте, посмотрим вместе кто к нам пришел.
(Дети открывают дверь, входит кукла Катя).
Катя:. Здравствуйте ребята.
Дети:. Здравствуй.
Воспитатель:. Катенька, ты что плачешь?
Катя: Я шла к вам в гости, и уронила корзину. Все рассыпала, перемешала и не могу разобраться.
Воспитатель: Давайте, ребята, поможем Кате разобрать все игры.
(Катя дает корзину с коробками).
1 игра: "Разложите квадраты по коробкам"
Воспитатель: Ребята, давайте разложим квадраты по коробкам. Большие квадраты в большую коробку, маленькие квадраты в маленькую коробку. Посмотрите, это какой квадрат.
Дети: Большой.
Воспитатель: Куда кладем?
Дети: В большую коробку.
Воспитатель: Это какой квадрат?
Дети: Маленький.
Воспитатель: Куда кладем?
Дети: В маленькую коробку.
Воспитатель: Молодцы ребята! Правильно разложили. Помогли мы Кате разложить квадраты. Сколько квадратов в коробке?
Дети: Много.
Катя: Помогите ребята, пожалуйста, разложить круги по цвету.
Игра. «Разложи по цвету»
У каждого ребенка на столе тарелочка определенного цвета ( синяя, красная, желтая). Дети должны положить из коробки круги своего цвета.
Воспитатель (берет круг и сообщает детям):. Это круг ( обводит рукой). Затем уточняет. Это круг. Что это?
Дети:. Круг.
Воспитатель: Ребята, возьмите круг и обведите круг рукой. А еще ребята Катя принесла разноцветные тарелочки.
Катя: Разложите кружочки по тарелочкам. Какого цвета тарелочка, такого же цвета кружочки нужно на нее положить. В красную тарелочку нужно положить красные кружочки, в синюю — синие, в желтую — желтые.
Дети каждый выполняет самостоятельно, на столе должны остаться зеленые кружочки.
Воспитатель: Алиса, у тебя в тарелочке кружочки, какого цвета?
Алиса: Синего.
Воспитатель: Алёша, у тебя какого цвета кружочки?
Алёша:. Желтые.
Воспитатель: Сколько их?
Дети: Много.
Воспитатель: Посмотрите, на столе остался кружочек. Какого цвета?
Дети: Зеленого.
Воспитатель: Сколько зеленых кружочков осталось на столе?
Дети: Один.
Воспитатель: Отдает зеленый круг Кате. Сколько кругов зеленого цвета осталось?
Дети: Ни одного.
Воспитатель: Молодцы ребята!
Физминутка. ” Три медведя”
Три медведя шли домой (дети шагают на месте),
Папа был большой, большой( поднять руки над головой),
Мама с ним поменьше ростом —( руки на уровне груди),
А сынок — малютка просто — (присесть),
Очень маленький он был —( присесть),
С погремушками ходил,
Дзинь — дзинь, дзинь — дзинь — (дети имитируют игру с погремушками).
Воспитатель: Ребята, Кате пора идти домой, давайте скажем Кате "до свидания".
Дети: До свидания.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами повторили названия геометрических фигур, какие фигуры приходили к нам в гости? А какого цвета были эти фигуры? А какого цвета были тарелочки? На какие фигуры были похожи тарелочки? А в какие коробки мы раскладывали квадраты?
Конспект занятия для 2 младшей группы «Овал».
Цель: Создание условий для знакомства детей с геометрической фигурой овал.
Задачи: -формировать навыки ориентировки в пространстве;
-закрепить порядковый счет в пределах 4;
-развивать у детей воображение.
Интеграция областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Материал: Геометрические фигуры – квадрат, круг, треугольник, овал. карточки с цифрами от1 до 4, карточки с изображением овощей от 1 до 4.
Ход:
Воспитатель рассказывает сказку:
- Однажды пошли гулять круг, квадрат, треугольник, прямоугольник (выставляет их на доску). Они увидели большую лужу (выкладывается овал голубого цвета).
-Ой, да она похожа на дыню, - сказал квадрат.
-А в ней что-то видно (выкладывает квадрат на овал). – воскликнул треугольник.
- Да это что-то похоже на круг.
-Солнышка это, - ответил кто-то за спинами друзей.
Фигуры обернулись и увидели (выставляется овал) вот кого.
- Ты кто? Вроде круг, а вроде не совсем похож на его.
-Овал я. А вы кто?
-Я треугольник…
-Как вы думаете, ребята, что рассказал о себе треугольник?
(Дети рассказывают о треугольнике. Аналогично о квадрате, прямоугольнике )
-А я круг у меня нет и углов, ни сторон, зато я могу катиться. А чем ты от меня отличаешься? ( Дети делятся своими наблюдениями.)
-Пошли гулять друзья вместе и пришли к нашему мишке в гости- в огород, стали там в прядки играть. (Выставляется на доску морковь, огурец, помидор, баклажан, перец, свекла.) Каждый спрятался за овощами, форму которых он напоминает.
- Какие овощи похожи на круг?
-Какие овощи похожи на треугольник?
-Какие овощи похожи на овал?
-Какие овощи похожи на прямоугольник?
-Как вы думаете, квадрат нашел похожие на себя овощи?
- Раз негде ему было спрятаться, он стал всех искать.
Физкультминутка.
В огород мы пошли
И морковь нашли.
Наклонились, подняли,
Дальше пошли.
Дети выполняют движение по тексту. Повтор производится 3-4 раза с заменой названия овоща (свекла, капуста и т.д.)
Игра «Расставь по порядку»
-Ребята , а наш мишка собрал урожай и стал укладывать в ящики по порядку, да запутался. Давайте поможем мишке расставить ящики по порядку.
Дети раскладывают перед собой карточки с цифрами по порядку.
-А теперь давайте разложим овощи по ящикам, но раскладывать нужно с учетом стоящих на них цифр.
Дети берут карточки с нарисованными овощами: 1 овощ, 2 овоща и т.д. и раскладывают их под цифрами.
Воспитатель спрашивает :
- Почему ты положил в этот ящик 3 огурца?
-Почему в этом ящике у тебя 1 помидор? И т.д.
Итог занятия:
- Ребята, с какой фигурой мы сегодня познакомились? А кто его друзья? Мы сегодня с вами пойдем на прогулку, и вы мне покажете. Какие на улице есть предметы похожие по форме на овал и на его друзей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированная образовательная деятельность на тему « Геометрические фигуры при обучении счету и аппликация из геометрических фигур «Бабочка»
Интегрированное занятие в средней группе на тему « Геометрические фигуры при обучении счету и аппликация из геометрических фигур «Бабочка» Цель: математика: продолжать...
«Закрепление и обобщение полученных знаний в области геометрических фигур, знакомства с новой геометрической фигурой - трапецией».
Знакомство с трапецией....
Конспект итогового занятия по математике в старшей группе Тема: «Играем с Машей и Медведем» Программное содержание: Образовательные: Учить узнавать в окружающих предметах геометрические фигуры, закреплять представления детей о геометрических фигурах. Прод
Конспект итогового занятия по математике в старшей группеТема: «Играем с Машей и Медведем»Программное содержание:Образовательные: Учить узнавать в окружающих предметах геометрические фигур...
"Геометрические фигуры" Закрепляем знание геометрических фигур.
Закрепить знания о геометрических фигурах круг, овал, прямоугольник, квадрат...
Сенсорика. Изучаем геометрические фигуры. Зачем изучать геометрические фигуры с малышом?
Сенсорика...
Конспект интегрированного занятия в средней группе. « Геометрические фигуры при обучении счету и аппликация из геометрических фигур «Бабочка»
Конспект интегрированного занятия в средней группе. « Геометрические фигуры при обучении счету и аппликация из геометрических фигур «Бабочка»...
Конспект открытого занятия в старшей группе по формированию элементарных представлений о геометрических фигурах. Тема «Геометрические фигуры»
Цель: закрепление представлений о геометрических фигурах Образовательные:закрепить названия геометрических фигур (треугольник, квадрат, прямоугольник, четырёхугольник);умение классифицировать фигуры п...