Консультация для родителей "Использование различных методов и приемов в формировании элементарных математических представлений"
консультация (старшая, подготовительная группа) на тему
Подготовка детей к школе по математике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Подготовка детей к школе по математике. | 18.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа № 27 г. Благовещенска»
дошкольное структурное подразделение корпус 4
Консультация для родителей
"Использование различных методов и приемов в формировании элементарных математических представлений"
Воспитатель:
Гребенюк Г.И.
г. Благовещенск 2017 г.( апрель)
"Использование различных методов и приемов в формировании элементарных математических представлений"
Программа подготовки детей к школе по математике заключается в следующем. Познакомьте ребенка с числами и цифрами, со счетом в пределах 10. покажите, как образуется каждое новое число, обратите внимание на то, что число предметов не зависит от их размера, цвета, формы, пространственного расположения. Научите пересчитывать то или иное количество предметов. Познакомьте его с измерением, условной меркой (покажите, как можно стаканом измерить сколько воды в графине или сколько крупы в пакете; как полоской картона измерить высоту, длину, ширину стола, стула). Покажите, как целый предмет (лист бумаги, яблоко) можно разделить на несколько (2, 4, 8) равных частей. Научите как составлять и решать простые арифметические задачи, познакомьте со знаками «+»,«-» , «=».
Но как выполнить такую программу?
Перед тем, как приступить к работе, необходимо провести предварительную работу. Ставим предметы попарно (один к одному) и устанавливаем: больше, меньше или поровну предметов в двух сравниваемых группах, выяснить их отношения (больше, меньше, поровну).
Ребенку дают карточку с наклеенными на нее красными кружочками от 5 до 10 и просят положить столько лее (не считая) синих кружков. Надо следить, чтобы ребенок точно накладывал синие кружки на красные или клал рядом, соблюдая интервалы. Проделав эту операцию, ребенок должен подытожить ее результаты словами: «Синих и красных кружков поровну. Синих столько же, сколько красных».
Затем ребенка просят выяснить, каких кружков больше, каких - меньше, при этом синих кружков ему дают на один меньше, чем красных. Опять путем наложения или приложения ребенок устанавливает количественные отношения и говорит при этом: «Красных кружков больше чем синих. Синих меньше чем красных. Туту один лишний, а тут одного не хватает». Такие упражнения проведите с другими предметами (квадратами, треугольниками, игрушками). Сравнивайте с детьми предметы разной величины и определите, какой из них толще, какой тоньше (выше ниже, длиннее - короче, шире - уже, больше - меньше). Это научит детей сравнивать предметы по величине, соизмерять их. После того, как ребенок научится сравнивать конкретные предметы, с ним можно провести игру «Наоборот». Чтобы игра проходила интересно, к ней хорошо привлечь и других детей того же возраста, что и ваш ребенок.
Игра словесная: используются слова, обозначающие величину предметов: большой - маленький, толстый - тонкий, длинный - короткий, широкий - узкий, глубокий - мелкий и т.д. Взрослый говорит: «Мы сейчас будем играть. Если я скажу толстый, какое слово будет наоборот?». Ребенок отвечает «тонкий». Так выполняются ответы на все вопросы.
Теперь можно переходить к числу. Очень важно, чтобы ребенок понял как получается каждое число. На примере числа 2 мы покажем вам принцип образования любого числа.
Взрослый ставит на стол перед ребенком предметы, например, елочки и грибочки. Выясняем каких предметов больше, каких меньше, или поровну. После этого взрослый считает елочки: «Одна, две - обводит перечисленную группу круговым жестом: всего две елочки», кладет рядом с улочками цифру 2. «А грибочек один». Кладет рядом с грибочком цифру 1. два больше, чем один. Один меньше, чем два.
Теперь надо показать способы образования из неравенства - равенство.
1. К одному грибочку ставят еще один, елочек и грибков становится поровну, по два. И тогда к грибкам вместо цифры один кладут цифру два.
2. Восстанавливаем ситуацию. Убираем одну елочку. Елочек и грибков становится поровну, теперь уже по одному; рядом нужно положить по цифре 1. точно также покажите ребенку образование всех остальных чисел до 10. тогда он увидит, чем одно число отличается от другого, начнет понимать, что же такое число и как относятся смежные числа.
Итак, ваш ребенок умеет считать и отсчитывать различные предметы, умеет называть соседей того или иного числа. Теперь научим ребенка измерять. Вы варите кашу. Пусть он насыплет в кастрюлю из пакета четыре маленьких стакана риса -столько нужно, чтобы сварить кашу. Обратите внимание на то, что стаканчики должны быть полными, что риса во всех четырех стаканах должно быть одинаково.
Затем узнайте вместе с ребенком с помощью того же стаканчика, сколько риса еще осталось в пакете. Точно так же определите, сколько сахара в сахарнице, воды в стакане. А теперь предложите крупу, только что измеренную стаканчиком, померить чашкой, в которой крупы помещается вдвое больше (в пакете было 6 стаканчиков крупы, а теперь только три чашки. Почему так получилось?) Пусть малыш сам подумает (от величины мерки зависит сколько раз мы будем ее наполнять). Помогите это вывод сделать вашему ребенку, проиллюстрируйте его и с другими примерами, каждый раз доказывая правоту ребенка и свою наглядным примером.
Пересыпая в чашку 2 стаканчика риса, обратите внимание на то, сколько стаканчиков риса пересыпано в чашку и сколько в результате получится полных чашек риса. Теперь покажите ребенку красивую ленту и скажите, что вам очень хочется узнать, какой она длины, сколько раз в ней уложится вот эта картонная полоска. Возьмите ленту длинной 1 м., а мерку (полоску картона) длиной 20 см., чтобы она отложилась в длине ленты 5 раз без остатка. Покажите ребенку, как надо измерить, замечая каждый раз то место, где мерка кончилась и, продолжая измерять, начиная точно с того места.
Измерьте потом таким же способом длину крышки стола, высоту. И при измерении длины, высоты; ширины различных предметов вы можете показать зависимость числа от величины мерки. Так измерьте ту же метровую ленту полоской картона вдвое короче и тогда в результате получится, что новая мерка уложится не в 5 , а в 10 раз. И опять - почему? Если ребенок не сможет ответить, обязательно объясните, сравните обе мерки, пусть ребенок сам увидит, какая из них длиннее, какая короче, пусть измерит ленту еще раз той и другой полоской картона, что если мерка больше, то она укладывается меньшее число раз и наоборот.
Очень важно научить самого ребенка делить какие - то предметы на несколько равных частей. Для этого предложите ему разделить листок бумаги для двух кукол, которые «хотят рисовать», потом для четырех, для восьми, показав, как это можно сделать, складывая листок бумаги пополам (получится две части), потом еще раз пополам (получится 4 части) и еще раз пополам (получится уже 8 частей).
Потом покажите детям, что и ленту, шнурок, веревочку тоже можно разделить на такое же количество равных частей. При этом важно показать, что целая лента всегда больше своей части, так же как любой другой целый предмет, а часть меньше своего целого. Для вас это очевидно, а ребенку еще предстоит это хорошенько усвоить. Покажите ребенку целую ленту (не разделенную на части) и часть точно такой же ленты - пусть он сам сможет убедиться в том, что целая лента длиннее кусочка от нее.
Работайте с детьми - раннее усвоенные навыки и умения ребенок применит к новой для него деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровые методы и приемы в формировании элементарных математических представлений у дошкольников
Доклад на РМО по ФЭМП...
Консультация для педагогов ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЙ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ ПРИ ФОРМИРОВАНИИИ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ
1. Характеристика содержания понятия «формирование элементарных математических представлений» и динамика взглядов на математическое развитие дошкольников Одной из наиболее важны...
Реферат по самообразованию и консультация для педагогов на тему: "Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников"
Реферат по самообразованию, консультация для педагогов на тему: «Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»....
Игровые методы и приемы в формировании элементарных математических представлений у дошкольников
Из опыта работы для педсовета...
консультация для педагогов ДОУ «Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»
В настоящее время проблема формирования элементарных математических представлений является одной из наиболее важных и актуальных задач в рамках подготовки детей к школе. Математика представляет широки...
Консультация для воспитателей ДОУ «Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»
Дошкольный возраст – важнейший стартовый период жизни человека.Математика – это огромный фактор формирования познавательных и творческих возможностей ребенка, его интеллектуально...
Выступление на педагогическом совете по теме: «Формы, методы и приемы при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»
Выступление на педагогическом совете по теме:«Формы, методы и приемы при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»...