Конспекты занятий по ФЭМП в доу
методическая разработка по математике на тему
Предложены конспекты занятий с использованием развивающих игр
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение детский сад комбинированного вида№32 «Лесная сказка»
г. Пролетарска Пролетарского района Ростовской области
Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной к школе группе
«В гостях у кота Матроскина»
Воспитатель Ивлева Н.Г.
Цели:
- Закреплять знание натурального ряда чисел, закреплять навыки счета до 10.
- Развивать умение выстраивать события в логической последовательности.
- Развивать навыки ориентировки на листе бумаги.
- Развивать внимание и память.
- Развивать творческое воображение, логическое мышление.
- Развивать приемы умственных действий, речь, быстроту реакции,
познавательный интерес. - Объяснить структуру арифметической задачи; учить детей вычленять условие задачи, ставить вопрос, составлять решение задачи, формулировать ответ.
Материалы для занятия:
- Наборы цифр и арифметических знаков на каждого ребенка.
- Натуральный ряд чисел от 1 до 10.
- Серия рисунков изображающих последовательность соединения паровоза.
- Макет арифметической задачи
- Карточки с пронумерованными точками. На каждого ребенка.
- Кот Матроскин - игрушка
- Карточки для раскрашивания рисунка в соответствии с цифрами на каждого ребенка
ЧАСТЬ 1
Введение в занятие. Письмо от Матроскина
Воспитатель:
- Дорогие ребята, сегодня я получила странное письмо. В нем ничего не написано, есть только карточки с пронумерованными точками. Как вы думаете, если их правильно соединить, мы сможем понять от кого письмо? Давайте попробуем.
(После самостоятельной работы у детей получаются рисунки кошачьей мордочки и домика).
Воспитатель:
- Как вы думаете, кто же прислал нам письмо, какой кот? Наверное, кот Матроскин. А что он хотел нам сказать? Наверное, хочет пригласить нас в гости. Хотите отправиться в гости в Простоквашино?
ЧАСТЬ 2 ПОЕЗД
Воспитатель:
- Я знаю, что в Простоквашино можно добраться на поезде, нам придется разгадать одну загадку. Посмотрите, на этих картинках изображены разные этапы строительства локомотива, к которому присоединяются вагоны. Нужно восстановить последовательность строительства локомотива. Попробуем это сделать с помощью цифр. Цифру 1 мы прикрепим к той карточке, на которой, по вашему мнению, изображен 1 этап строительства локомотива, цифру 2 - к той карточке, на которой, по вашему мнению, изображен следующий этап, и т.д.
Воспитатель:
- Ребята, кто хочет восстановить последовательность строительства локомотива. ( Если ребенок ошибается воспитатель предлагает ему подумать или просит оказать помощь других детей с тем условием, чтобы их мнение было обосновано).
ЧАСТЬ 3
Путешествие на поезде. Физкультминутка
Воспитатель:
- Теперь мы можем отправляться в путешествие. Давайте изобразим паровозик.
Чух,чух,чух, пыхчу, ворчу
Дети встают в колонну друг за другом, делают круговые движения согнутыми в локтях руками.
Это движение сохраняется в течение всей физкультминутки.
Стоять на месте не хочу
Стоя на месте попеременно поднимают ноги
Колесами стучу, стучу
Топают ногами.
Колесами верчу, верчу
Двигаются друг за другом по комнате
Садись, скорее, прокачу
Движение по комнате продолжается
Чу-чу-чу-чу!
Поезд останавливается
ЧАСТЬ 4
Приезд в Простоквашино» Помощь Матроскину.
Воспитатель:
- Ну, вот мы и приехали в Простоквашино. Нас встречает кот Матроскин.
- Матроскин:
- Я очень рад, что вы приехали, мне нужна ваша помощь. Шарик побежал на охоту и заблудился, никак не может найти дрогу домой. Следом за ним и моя корова, Гаврюша ушла, и зайчик убежал от Шарика и тоже заблудился. Ребята, я прошу, вас помочь моим друзьям найти дорогу домой, Матроскин:
- вот спасибо, вам ребята. Теперь мы все вместе. За вашу помощь я вас отблагодарю. В качестве подарка я вам приготовил несколько задач. Только сначала давайте немного поразомнемся, поиграем. Представим, что промчимся по деревне на быстром коне.
Физкульминутка
Конь меня в дорогу ждет
Конь меня в дорогу ждет
Бьет копытом у ворот,
Повороты туловища вправо- влево, ноги на ширине плеч
На ветру играет гривой
Пышной, сказочно красивой.
Наклоны головы вправо- влево
Быстро на седло вскочу.
Приседания
Не поеду- полечу.
Цок-цок-цок-цок
Поочередное высокое поднятие колен с одновременным цоканьем языком
Там за дальнею рекой
Помашу я всем рукой.
(т.к. на этом занятии дети много времени проводят за столами, в нем предусмотрено две физкультлтнутки. В них включаются упражнения на разгрузку позвоночника)
ЧАСТЬ 5
Решение арифметических задач
Матроскин:
- Ребята, а вы знаете, что такое задача? Вот послушайте:
«Матроскин и Шарик поливали огород Матроскин полил 2 грядки, а Шарик 3. Сколько грядок они полили вместе?».
Я вам сейчас прочитал задачу. В ней есть условие, вопрос, можно составить решение и получить ответ.
Мы с Шариком придумали, как нарисовать задачу в виде домика. Вот стены, пол и потолок- это условие задачи. В нашей задаче условие — «Матроскин и Шарик поливали огород Матроскин полил две грядки, а Шарик 3». Теперь в этой комнате делаем окошко. Это вопрос задачи. Какой вопрос в нашей задаче, о чем в ней спрашивается?
Правильно, сколько грядок они полили вместе. Теперь рисуем крышу. Это решение задачи. Решить задачу, значит ответить на её вопрос. Чтобы узнать, сколько грядок полили вместе Матроскин и Шарик, что нужно сделать? Верно, сложить 2 и 3: 2+ 3 = 5 . полученный результат и есть ответ задачи: Шарик и Матроскин полили вместе 5 гряд Воспитатель:
- Итак, задача - это такое математическое задание, в котором есть условие, вопрос, можно составить решение и получить ответ. Спасибо тебе за объяснение, Матроскин, и за рисунок тоже.
Воспитатель:
- А сейчас я буду вам давать разные задания, а вы будете говорить задачи это или нет.
I .Мама поставила в вазу 3 розы и 4 гвоздики. Стало красиво. ( Это не задача, т.к. нет вопроса)
- Мы купили в магазине 5 апельсинов и несколько груш. Сколько всего фруктов мы купили? ( Это не задача, т.к. не конкретное условие, и нельзя составить решение и получить ответ)
- Сколько конфет съедает за вечер Наташа? (это не задача, т.к. нет условия) Матроски:
- Вас не проведешь, молодцы, ребята! А теперь попробуйте решить мою задачу. Моя корова Гаврюша дает утром 2 ведра молока и одно вечером. Сколько всего ведер молока дает Гаврюша?
Воспитатель:
- Прежде, чем решать задачу, давайте еще раз повторим условие, сформулируем вопрос и, а потом составим решение и назовем ответ. Какое условие у задачи?
- О чем в ней спрашивается? Какое составим решение? Вы это решение можете выложить из цифр, которые есть у вас на столе, а Дима запишет решение на доске. Матроскин:
- Я думаю, что все ребята сегодня хорошенько потрудились. Поэтому я предлагаю вам в подарок математические картинки. Вот только раскрасить я их не успел. Поэтому, ребята, раскрасьте их сами в соответствии с цифрами. Цифру 5 надо красить красным цветом, 6-оранжевым, 7- зеленым. Каким цветом будем красить цифру 8 -Вадим? А цифру 9- Алеша?
ЧАСТЬ 6
Подведение итогов занятия
Воспитатель:
- Давайте, еще раз повторим, что нового мы узнали, приехав в гости в Простоквашино?
Мы узнали, что такое решение задачи и как изобразить их схематически, научились записывать решение с помощью цифр, раскрашивать картинки в соответствии с цифрами.
Кому и как мы помогли?
Помогли Шарику, Гаврюше и зайчику добраться до дома.
Предварительный просмотр:
Занятие по ФЭМП в средней группе с элементами развивающих
игр.
(логические блоки Дьенеша).
Воспитатель высшей квалификационной категории
Ивлева Наталья Геннадьевна
Тема:
Путешествие в страну геометрических фигур.
Цель:
- Актуализировать умение детей распознать изучение геометрических фигур и выделить их из множества фигур разной формы.
- Способствовать решению простейших логических задач на разбиение по свойствам.
- Закрепить умение понимать символы, обозначающие цвет,
форму, размер и толщину предметов.
Материалы к занятию:
Демонстрационный: Игрушка мишка, карточки с символами, карточки с геометрическими фигурами.
Раздаточный: «Билеты»- геометрические фигуры на каждого, картинки с предметами круглой, овальной, треугольной формы и коробками с соответствующими фигурами.
Набор «Логические блоки Дьенеша», карточки с символами.
Ребята, сегодня вас в гости приглашают жители страны геометрических фигур.
Страна эта далеко. Доехать можно на автобусе. Хотите поехать? Нам понадобятся билеты, чтобы найти своё место в автобусе. Раздаю детям карточки с геометрическими фигурами разного цвета и размера.
Детская игра «Найди своё место». (Дети находят стул с такой же фигурой, как и у них). Водитель занимает своё место, берёт руль, имитирует езду на автобусе.
Приехали. Нас встречает грустный мишка. Он поиграл игрушками и мама медведица, попросила его убрать игрушки на место, но с таким условием: в коробку можно положить только тот предмет, форма которого похожа на геометрическую фигуру на коробке. Поможем ему разложить игрушки? Раздаю детям карточки с заданием и простые карандаши. Дети соединяют линией предметы круглой, овальной, треугольной формы с коробками на которых нарисованы данные фигуры.
Физ. минутка. А сейчас отдохнём, поиграем в игру.
Пока звенит бубен, дети танцуют. Бубен замолкает. Показываю карточку со схематичным изображением человека в какой-либо позе, дети повторяют эту позу.
Обращаю внимание детей на рассыпанные на ковре блоке Дьенеша.
Ребята, жители нашей страны вышли погулять и хотят с вами поиграть. Посмотрите на эти картинки-символы. Что же они обозначают? Дети объясняют каждый символ . Игра называется «Кто быстрее принесёт нужную фигуру». Если ребёнок ошибается, спрашиваю его, что обозначает символ, предлагаю подумать и исправиться. Хвалю всех, называя победителей.
Ребята, а вы знаете, что жители этой страны очень любят превращаться в животных, в игрушки. Сейчас мы им в этом поможем.
На столах разложены картинки с изображением животных из альбома, лепим «нелепицы». Используя блоки Дьенеша. Некоторые геометрические фигуры на карточке заменены символами.
Например: (маленький, толстый, синий, квадрат). Во время работы помогаю детям наводящими вопросами. (Что обозначает этот символ? Обрати внимание на цвет и т.д.).
Тем детям, кто справляется быстрее других, предлагаю меняться карточками.
Итог. Молодцы ребята, отлично справились с заданием. Нам пора в обратную дорогу. Дети занимают свои места в «автобусе». Во время обратного пути спрашиваю, что им понравилось в стране геометрических фигур, что им было трудно сделать? Похвалить всех детей. Они справились со всеми заданиями, потому что хорошо знают геометрические фигуры, научились понимать символы, обозначающие цвет, форму, размер и толщину предметов.
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе
«КОСМИЧЕСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ».
Воспитатель: Н.Г.Ивлева
Цель: Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, к развивающим играм математического содержания, желание и стремление к
познавательной деятельности.
Образовательные задачи:
-закрепить знания о геометрических фигурах
-закрепить умения распределять десятки чисел в обратном порядке
-упражнять в счете в пределах 10
-закрепить умение различать предметы по 3 свойствам ( цвет, форма, размер)
-познакомить с составом числа 7 из двух меньших чисел
Развивающие задачи:
-развитие мыслительной и речевой деятельности
-развитие логического мышления, памяти, воображения, фантазии и смекалки
Воспитательные задачи:
-воспитание самостоятельности, активности, инициативности, умения работать в коллективе
Материал: набор геометрических фигур, набор карточек с цифрами, набор карточек с буквами, мяч, ,собака из геометрических фигур, развивающие игры: блоки Дьенеша, цветные счетные палочки Кюизенера, геоконт.
Ход занятия.
Вступительная беседа.
Сообщается, что сегодня необычное занятие. Нам придется отправиться в путешествие.
Слышится стук в дверь. Входит девочка и плачет.
Воспитатель: Как тебя зовут девочка?
Девочка:-Меня зовут Игринка. Я люблю играть в разные игры и заниматься математикой.
Воспитатель: Почему же у тебя плохое настроение?
Игринка: -Пропала моя любимая игрушечная собачка Квадрика. Она отправилась в путешествие на планету Математика, в город Геометрических Фигур. Сегодня я нашла вот этот конверт. Воспитатель достает из конверта письмо. «Дорогая Игринка! Твоя любимая собачка Квадрика отправилась путешествовать на Планету Математика. Приглашаем и тебя посетить наш город. Но город этот Секретный, и мы не всем позволяем сюда войти. Так что тебе придется пройти испытания. Мы верим, что ты справишься.
С уважением Круг,Квадрат,Треугольник».
Игринка:-Я боюсь,что не справлюсь с испытаниями,и никогда не увижу Квадрику.
Воспитатель:-Не беспокойся,наши ребята тебе помогут.
Игринка:-ну что же,тогда нам нужно попасть на космодром.А добраться туда мы сможем на автобусе.
Воспитатель:-Название автобуса зашифровано,вы сможете прочитать его,если правильно распределите числа по возрастанию.На кругах написаны числа 7,5,10,8,4,6.На обратной стороне написаны буквы: М,Ы,Е,Й,С,Л.Распределив числа, дети читают название автобуса (СМЕЛЫЙ)
Игринка:-Мы узнаем кто поедет на этом автобусе,если правильно распределим десятки чисел в обратном порядке: 60,20,80,40,100,90.
На обратной стороне буквы: Й,И,А,К,З,Н.
Распределив десятки чисел дети читают слово «ЗНАЙКИ».
Воспитатель:-И так,наш автобус называется «СМЕЛЫЙ», а поедут в нем «ЗНАЙКИ».
Воспитатель: Хорошо знаете числа, а вот сейчас мы раздадим вам билеты,которые нужно расшифровать и занять место согласно билету. Детям раздаются кодовые карточки,с помощью которых они определяют геометрическую фигуру,ее изображение находят на спинке стула и занимают место согласно билету(Блоки Дьенеша)
Воспитатель:-А пока мы едем, я предлагаю поиграть в мяч.Воспитатель бросает мяч ребенку и называет число,ребенок ловит мяч и бросая его обратно называет число на 1 больше.Игра с мячом проводится в быстром темпе.
Игринка:-Ну что же,вот и приехали мы на космодром.Ребята! А чего нам не хватает для полета?
Ребята:Ракеты!Игринка:-Сейчас мы ее с вами смоделируем.
Воспитатель:Ой! Да здесь снова какие то непонятные значки Ф1,Г2,Ж4,Ц,К3.Прийдется нам их расшифровать,а поможет нам в этом наша любимая игра»Геоконт».
Воспитатель:-Мы выполнили и это задание.(дети моделируют ракету)
Игринка: «Ждет нас быстрая ракета для полета на планету!
На какую захотим,на такую полетим».
Воспитатель: Вот мы и приземлились на планету,и теперь можем войти в город геометрических фигур.Ребята! Посмотрите какой это красивый и удивительно красочный город! В нем живут наши друзья Круг,Квадрат,Треугольник.
Игринка:-Но похоже нам еще придется выполнить одно задание,чтобы получить мою игрушку.Друзья хотят, чтобы Земляне оставили какой то подарок на память.
Воспитатель.-Это можно.Я думаю,что помогут нам в этом цветные счетные палочки.
Ребята присаживаются за столы.На магнитной доске размещены 7 геометрических фигур.
Воспитатель.-Что вы видете?
Дети:-Геометрические фигуры.
-Какие?(круги маленькие и большие)
-Сколько всего фигур?(семь)
-Как вы узнали?(сосчитали)
-Обозначьте это кол-во цифрой(соответствующей счетной палочкой)
-Разделите эти фигуры на 2 гр.По цвету.
-По какому признаку вы разделили геометрические фигуры на две группы?
-По цвету(на синие и красные)
-Сколько фигур синего цвета(шесть)
-Обозначьте счетной палочкой.
-А сколько фигур красного цвета?(одна)
-Обозначьте счетной палочкой.
-Сколько всего фигур было?(семь)
-Значит семь это-(шесть и один)
-А как еще можно разделить эти 7 фигур?(по размеру: на большие и маленькие),по форме(на круги и квадраты)
Воспитатель:Посмотрите! Какие красивые коврики у вас получились!
Давайте их опишем числами.Начинали мы с числа 7(это 6 и 1),5 и 2, 4и 3.
А теперь числами.(Дети выкладывают карточки с цифрами).
Воспитатель:Я думаю,что наши друзья будут довольны такими подарками.А вот и наша собачка Квадрика(дети собирают из геометрических фигур собачку).Что ж наше путешествие закончено.Пора возвращаться домой.
Воспитатель:-А мы с Игринкой приглашаем вас ребята еще раз полюбоваться звездным небом, и поиграть в игру. Проводится пальчиковая игра: «Разговор о созвездиях».
Предварительный просмотр:
Занятие в старшей группе
Формирование элементарных
математических представлений
с использованием блоков Дьенеша.
Воспитатель Ивлева Наталья Геннадьевна
Высшая квалификационная категория
Освобождение друзей.
Цель: Классификация блоков Дьенеша по двум, трем признакам с помощью кодового обозначения признака, описание блока с этими кодами. Формирование понятия об отрицании некоторого свойства с помощью частицы «НЕ». Учить детей выполнять сложение чисел в пределах 10. Формирование понятий «легкий-тяжелый» путем экспериментального наблюдения, проведение опыта. Учить устанавливать размерные отношения между 5 предметами разной высоты располагая их в убывающем порядке. Отражать в речи порядок расположения предметов и соотношение между ними по размеру. Развитие пространственного воображения, логического мышления, внимания, речи.
Ход занятия.
Игра «Руки – ноги»
Дети стараются безошибочно выполнить движения по команде воспитателя: один хлопок – команда рука:; их надо поднять или опустить. Два хлопка – команда ногам: нужно встать или сесть.
Воспитатель: Жили-были три друга – Знайка, Умейка, Почемучка. Они очень дружили между собой и с ребятами и всегда ходили в гости. Сегодня им захотелось поиграть с нами, но злая волшебница забрала всех друзей, чтобы освободить их надо пройти лабиринт, который закрыт на пять замочков. На каждом замочке задание, если все замочки открыть, то можно выручить друзей. Поможем? Тогда в путь!
Замочек 1.
Около первого замочка стоят изображения волка и лисы. Для волка надо положить вот такие геометрические фигуры: кодовая карточка – квадраты, не красные, маленькие.
А для лисы: квадраты, красные, не маленькие.
Замочек 2.
Открыть замочек можно решив правильно задачки.
- Яблоки в саду поспели,
Мы отведать их успели.
Пять румяных, налитых,
Три с кислинкой.
Сколько их?
- Стала курица считать
Маленьких цыпляток:
Желтых пять и черных пять,
А всего…(десяток)
3. Внуку Шуре добрый дед
Дал вчера семь штук конфет
Съел одну конфету внук
Сколько же осталось штук?
Замочек 3.
Игра с двумя обручами. У детей геометрические фигуры: 4-х цветов (желтые, красные, зеленые, синие), 2-х размеров(большие и маленькие), 3-х форм (треугольной, квадратной, круглой). На полу 2 обруча (синий и красный), в первом -красном обруче лежат красные фигуры (соответствующий символ), во втором - синем круглые (символ). Дети бегают по группе. По команде «фигура в домик», дети должны найти домик для своей фигуры. В процессе решения этой задачи возникает проблема: есть предметы одновременно и красные и круглые, есть не красные и не круглые. Таким образом, дети приходят к выводу, что у обручей есть общая область (часть, которая находится внутри обоих обручей) и пространство, которое находится вне этих обручей. В результате выполнения заданий дети отвечают на четыре вопроса:
- Какие блоки лежат внутри обоих обручей? (красные, круглые)
- Внутри синего, но вне красного обруча? (круглые)
- Внутри красного, но вне синего? (красные)
- Вне обоих обручей? (не красные и не круглые).
Замочек 4.
Чтобы открыть 4 замочек нужно заселить домики жильцами. Но домики охраняют солдаты, которых нужно построить по росту. Дети выкладывают разноцветные полоски по высоте от самого высокого до самого низкого. Теперь путь к домикам открыт и можно заселить первый этаж, четвертый, второй, третий.
| ||||
| ||||
|
Замочек 5.
Друзья великие коллекционеры, они собирают разные интересные вещи. Давайте посмотрим, из чего они сделаны.
Дети: кубик деревянный, мячик резиновый, гайка железная, шарик пластмассовый, и еще шарик, но он пластилиновый.
- Как узнать, какие предметы здесь легкие, а какие тяжелые? (ответы)
Дети: надо опустить предметы в воду (рассказывают, что плавает, а что утонуло. Почему?)
Друзья благодарят вас за спасение. Они приготовили нам подарок-сюрприз. В этих четырех пакетах находятся разные предметы. Подарок нам нужно будет найти по запаху. Он должен быть съедобным и вкусным. Дети по очереди нюхают пакеты: в первом – духи; во 2 – валерьяна; в 3 – кусочек мыла; в 4 – апельсин (кусочки).
Все угощаются апельсинами.
Предварительный просмотр:
Занятие в старшей группе
Формирование элементарных
математических представлений
с использованием блоков Дьенеша.
Воспитатель Ивлева Наталья Геннадьевна
Высшая квалификационная категория
Освобождение друзей.
Цель: Классификация блоков Дьенеша по двум, трем признакам с помощью кодового обозначения признака, описание блока с этими кодами. Формирование понятия об отрицании некоторого свойства с помощью частицы «НЕ». Учить детей выполнять сложение чисел в пределах 10. Формирование понятий «легкий-тяжелый» путем экспериментального наблюдения, проведение опыта. Учить устанавливать размерные отношения между 5 предметами разной высоты располагая их в убывающем порядке. Отражать в речи порядок расположения предметов и соотношение между ними по размеру. Развитие пространственного воображения, логического мышления, внимания, речи.
Ход занятия.
Игра «Руки – ноги»
Дети стараются безошибочно выполнить движения по команде воспитателя: один хлопок – команда рука:; их надо поднять или опустить. Два хлопка – команда ногам: нужно встать или сесть.
Воспитатель: Жили-были три друга – Знайка, Умейка, Почемучка. Они очень дружили между собой и с ребятами и всегда ходили в гости. Сегодня им захотелось поиграть с нами, но злая волшебница забрала всех друзей, чтобы освободить их надо пройти лабиринт, который закрыт на пять замочков. На каждом замочке задание, если все замочки открыть, то можно выручить друзей. Поможем? Тогда в путь!
Замочек 1.
Около первого замочка стоят изображения волка и лисы. Для волка надо положить вот такие геометрические фигуры: кодовая карточка – квадраты, не красные, маленькие.
А для лисы: квадраты, красные, не маленькие.
Замочек 2.
Открыть замочек можно решив правильно задачки.
- Яблоки в саду поспели,
Мы отведать их успели.
Пять румяных, налитых,
Три с кислинкой.
Сколько их?
- Стала курица считать
Маленьких цыпляток:
Желтых пять и черных пять,
А всего…(десяток)
3. Внуку Шуре добрый дед
Дал вчера семь штук конфет
Съел одну конфету внук
Сколько же осталось штук?
Замочек 3.
Игра с двумя обручами. У детей геометрические фигуры: 4-х цветов (желтые, красные, зеленые, синие), 2-х размеров(большие и маленькие), 3-х форм (треугольной, квадратной, круглой). На полу 2 обруча (синий и красный), в первом -красном обруче лежат красные фигуры (соответствующий символ), во втором - синем круглые (символ). Дети бегают по группе. По команде «фигура в домик», дети должны найти домик для своей фигуры. В процессе решения этой задачи возникает проблема: есть предметы одновременно и красные и круглые, есть не красные и не круглые. Таким образом, дети приходят к выводу, что у обручей есть общая область (часть, которая находится внутри обоих обручей) и пространство, которое находится вне этих обручей. В результате выполнения заданий дети отвечают на четыре вопроса:
- Какие блоки лежат внутри обоих обручей? (красные, круглые)
- Внутри синего, но вне красного обруча? (круглые)
- Внутри красного, но вне синего? (красные)
- Вне обоих обручей? (не красные и не круглые).
Замочек 4.
Чтобы открыть 4 замочек нужно заселить домики жильцами. Но домики охраняют солдаты, которых нужно построить по росту. Дети выкладывают разноцветные полоски по высоте от самого высокого до самого низкого. Теперь путь к домикам открыт и можно заселить первый этаж, четвертый, второй, третий.
| ||||
| ||||
|
Замочек 5.
Друзья великие коллекционеры, они собирают разные интересные вещи. Давайте посмотрим, из чего они сделаны.
Дети: кубик деревянный, мячик резиновый, гайка железная, шарик пластмассовый, и еще шарик, но он пластилиновый.
- Как узнать, какие предметы здесь легкие, а какие тяжелые? (ответы)
Дети: надо опустить предметы в воду (рассказывают, что плавает, а что утонуло. Почему?)
Друзья благодарят вас за спасение. Они приготовили нам подарок-сюрприз. В этих четырех пакетах находятся разные предметы. Подарок нам нужно будет найти по запаху. Он должен быть съедобным и вкусным. Дети по очереди нюхают пакеты: в первом – духи; во 2 – валерьяна; в 3 – кусочек мыла; в 4 – апельсин (кусочки).
Все угощаются апельсинами.
Предварительный просмотр:
Конспект занятия
по формированию элементарных математических представлений
с использованием палочек Кюизенера, блоков Дьенеша
(подготовительная группа)
Задачи:
· Учить раскладывать в определенных углах нужные геометрические фигуры.
· Закрепить знание детей числового значения палочек Кюизенера в пределах 10, знание цифр.
· Упражнять на основе развивающих игр «Палочки Кюизенера» и «Блоки Дьенеша» детей в количественном и порядковом счёте в пределах 10.
· Активизировать знания детей о геометрических фигурах.
· Уточнять знание последовательности времён года, месяцев, дней недели, части суток.
· Развивать зрительный глазомер и ориентировку в пространстве на плоскости листа в клетку, находить верхний, нижний, правый и левый углы.
· Развивать умение декодировать информацию о свойствах предметов.
· Способствовать логическому мышлению, фантазии.
· Формировать у детей навык самоконтроля, самооценки.
· Воспитывать чувство взаимопомощи, доброжелательности, отзывчивость, желание помочь героям в трудную минуту.
Оборудование:
· Письмо о помощи из страны Смешариков.
· (Презентация)Картинки Смешариков.
· Набор блоков Дьенеша на каждого ребёнка.
· Схемы автомобилей.
· Сенсорные таблицы с приложением – игра «Лабиринт».
· Палочки Кюизенера на каждого ребёнка.
· Карточки с зашифрованными изображениями
· Телефон.
· Аудиозапись (шум моря, движущегося поезда, гудок паровоза).
Ход занятия:
Воспитатель:
- Ребята, к нам пришли сегодня гости, кто же мы с вами? (Хозяева).
- Какими мы должны быть? (Доброжелательными, приветливыми, радостными).
- Правильно. Так давайте улыбнёмся гостям. Если у кого-то из них и было не очень хорошее настроение, оно, я думаю, несомненно, сейчас улучшилось. Итак, настроение отличное и у нас и у гостей, и вы готовы отвечать на мои вопросы? (Ответы детей).
- Мы с вами каждое утро делаем зарядку, а для чего она нужна? (Быть здоровыми и крепкими). Я с вами согласна и хочу вам предложить сейчас зарядку для ума. Это вопросы, на которые вы должны быстро ответить:
- Какой сейчас месяц?
- Какое время года?
- Какой сегодня день недели? А какой будет завтра?
- Какое сегодня число?
- Какое сейчас время суток?
Давайте сделаем круг, выполняют движения по тексту, который произносит воспитатель:
В круг широкий, вижу я, Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем налево, А потом пойдем направо.
В центре круга соберемся, И на место все вернемся.
Улыбнемся, подмигнем, Заниматься все начнем.
В записи звучит музыкальная загадка (может быть шум паровоза, взлёт космического корабля).
- Дети, что бы это могло быть…(ответы и предложения детей).
- Я сама тоже затрудняюсь ответить, что это могло бы быть.
(Раздаётся телефонный звонок)
- Алло! Слушаю! Да! Поняла! Дети, оказывается, это пролетела злая волшебница Бастинда и обронила письмо. Давайте мы его поищем.
(Дети с воспитателем находят письмо и читают).
« Дорогие ребята! Пишут вам Нюша, Совунья и Пин из страны Смешариков. Помогите, пожалуйста, вернуть наших весёлых, добрых, круглых друзей. Злая ведьма Бастинда разбросала их по разным сказкам и без вашей помощи нам не обойтись, потому что нужно выполнить сложные задания, которые только вам под силу. С уважением – Смешарики, очень дружные ребята!»
- Ну что ж, дети, поможем вернуться Смешарикам в мультстрану? Воспитатель: - чтобы им помочь, давайте скажем волшебные слова.
Психогимнастика.
У нас все получится,
У нас все в порядке.
Настроение, каково – Во! (Дети выставляют большой палец)
У всех без исключения – Да!
И вы такого мнения – Да!
Ну, вы ребята молодцы!
- Если отгадаете загадку, то сможете узнать, на чём мы отправимся в путь.
« В поле лестница лежит,
Дом по лестнице бежит!»
(Ответы детей)
Задания выполняются на основе развивающей игры «Палочки Кюизенера».
- Ребята, откройте коробочки с цветными палочками. Приготовьте свои поезда. Вагоны расположите так, чтобы их было 10 от самого маленького до самого большого.
- Сосчитайте вагоны в поезде.
- Каким по порядку стоит жёлтый вагон?
- Какого цвета вагон стоит шестым?
- Какой по порядку вагон находится между розовым и красным?
Какой вагон левее голубого?
- Перечислите по порядку цвета вагонов слева направо.
- А сейчас возьмите самую короткую палочку. Это пассажир. Поместите его в восьмой вагон.
- Какого цвета вагон, в котором едет пассажир?
- Ну что ж, вы были очень внимательны, поэтому безошибочно справились с заданием и нам удалось вернуть Кроша в свой мультфильм.
(На экране появляется Крош)
- Задание на основе развивающей игры «Блоки Дьенеша».
- Чтобы вернуть следующего героя, необходимо собрать автомобиль из геометрических фигур по схеме.
Дети выполняют задание, используя схемы автомобилей и наборы блоков Дьенеша. Воспитатель проводит индивидуальную работу.
- Дети, теперь проверьте друг у друга верно ли выполнено задание и если есть ошибки, исправьте.
- Автомобили собраны. А самое главное мы ещё одного героя смогли вернуть к друзьям.
(Смешарик появляется на экране)
Сейчас я предлагаю поиграть.
Физкультурная минутка
На каждый вопрос мой вы будете отвечать дружным хором «Вот так!» и жестом показывать нужные движения.
Как живешь? А идешь?
Как бежишь? А плывешь?
Ждешь обед? Машешь в след?
Утром спишь? А шалишь?
- Дети, вы без ошибок выполнили все движения, и вернули Лосяша к друзьям.
(Лосяш появляется на экране)
- Приглашаю присесть за столы. Перед вами зашифрованные изображения. Если правильно соедините цифры, то узнаете что зашифровано. Цифры необходимо соединять по порядку. Это задание поможет вернуть ещё одного героя.
(Предлагаются карточки-схемы с цифрами от 1 до 10 и точками)
Воспитатель проводит индивидуальную работу, спрашивая какая цифра?
- Что получилось? А на что похоже? (Ответы детей принимаются все)
- Какие вы замечательные фантазёры, видите то, что сразу и не разглядишь.
- Вот и Ёжика мы вернули в сказку. Вы настоящие спасатели!
(Ёжик появляется на экране)
- А теперь необходимо выручить Бараша. Дети, возьмите карточки с геометрическими фигурами (Предлагаются сенсорные таблицы с геометрическими фигурами)
- Сосчитайте все треугольники, квадраты.
- Сколько всего жёлтых фигур?
- Сколько всего жёлтых треугольников?
- Что можно сказать о жёлтых и красных фигурах?
- Сколько углов у треугольника?
- Сколько углов у квадрата?
- У какой фигуры тоже четыре угла?
- У какой фигуры все стороны равны?
-У какой фигуры нет углов?
(Ответы детей)
Вот и Бараш уже в стране Смешариков.
( Бараш появляется на экране)
- Чтобы все друзья были в сборе, необходимо вернуть последнего героя Каркарыча. Пройти придётся по лабиринту. Если выход найдёте, все друзья снова будут вместе.
Игра «Лабиринт»
(У каждого ребёнка плоскость в клетку)
Дети выполняют под диктовку воспитателя задания, перемещая фишку:
- на одну клеточку вверх,
- на три клеточки вправо,
- на одну клеточку вниз,
- на две клеточки вправо.
(Дети передвигают фишку до тех пор, пока фишка не окажется в самой верхней правой клетке)
- Из лабиринта выбрались все, потому что очень внимательны и правильно ориентируетесь по клеточкам.
(Каркарыч появляется на экране)
- Посмотрите, всех ли героев мы вернули в мультфильм? Давайте их сосчитаем.
- Дети, с каким заданием вам было справиться труднее всего?
- А какое задание было самым интересным?
- Ребята, какое доброе дело мы с вами совершили, всех друзей собрали в одну сказку. Они говорят вам огромное спасибо и дарят на память о себе диск с новыми приключениями.
Предварительный просмотр:
Конспект занятия с цветными палочками Кюизенера.
Тема: «Построим зверятам домики»
Воспитатель:Ивлева Н.Г.
Программное содержание:
1. Закрепить представления детей о форме:
-треугольная
-квадратная
-прямоугольная;
Закрепить представления детей о длине:
-самая длинная
-самая короткая;
Закрепить счёт в пределах 5;
2. Поупражнять в ориентировке в пространстве:
-лево, право
-вниз, вверх
-посередине;
3. Закрепить цвета:
-чёрный, белый
-оранжевый
-фиолетовый
-голубой
-розовый
Материал:
Набор цветных палочек Кюизенера каждому ребёнку, маленький зверёк (игрушка-киндер) на каждого ребёнка.
Ход занятия
1. Вводная часть:
-У каждого из вас есть зверёк на столе, которому негде жить. Давайте для него построим домик из цветных палочек.
-Даша, какой у тебя зверёк? А у Кати, Серёжи…?
-Как вы думаете, в каком доме будет уютно и приятно жить вашим зверятам? (в аккуратном, в правильном, в крепком, в надёжном)
2. Основная часть
- Возьмите 4 оранжевые палочки и составьте их так, чтобы получился квадрат.
- Чем гордится квадрат? (У квадрата есть 4 угла, 4 одинаковые стороны)
- Что мы построили у дома этим квадратом? (Мы построили стены)
- Стены готовы.
- Что строим дальше? (Теперь строим крышу)
- Постройте крышу из трёх синих палочек.
- Какой формы получилась крыша у дома? (Крыша получилась треугольной формы)
- Как вы поняли, что это треугольник? (Потому-то есть 3 угла)
- Чего не хватает на крыше? (На крыше нет трубы)
- Постройте трубу красного цвета из 1-ой палочки.
- Что есть у дома ещё, кроме стен и крыши? (У дома есть окна и двери)
- Возьмите 2 розовые и 2 жёлтые палочки и постройте в доме дверь.
- Какой формы получилась дверь? (Дверь получилась прямоугольная)
- Чем прямоугольник отличается от квадрата? (Прямоугольник отличается от квадрата тем, что у него 2 стороны длинные и 2 стороны короткие. А у квадрата все стороны одинаковые)
- Молодцы! Теперь можно пригласить наших зверят в дом? (Да)
- Только как они войдут в дом? Что нужно пристроить к дому? (К дому нужно пристроить лестницу)
- Возьмите по одной палочке: чёрную, фиолетовую, жёлтую, красную, розовую.
-Лестницу строить будем справой стороны от дома так, чтобы ступеньки (палочки) лежали горизонтально.
- Начинаем строить снизу вверх от самой длинной до самой короткой ступеньки.
- Какого цвета ступенька внизу? (Внизу ступенька чёрного цвета)
- Какого цвета ступенька вверху? (Вверху ступенька розового цвета)
- Какого цвета ступеньки находятся в середине?
(В середине находятся ступеньки фиолетового, жёлтого и красного цвета)
- Какого цвета ступенька самая длинная? (Самая длинная ступенька чёрного цвета)
- Какого цвета ступенька самая короткая? (Самая короткая ступенька розового цвета)
- Давайте посчитаем ступеньки. Начинаем считать снизу вверх.
- Какого цвета ступенька первая? (Первая ступенька чёрного цвета)
- вторая? (Вторая ступенька фиолетового цвета)
- третья? (Третья ступенька жёлтого цвета)
- А красная ступенька какая по счёту? (Красная ступенька четвёртая)
- А розовая? (Розовая ступенька пятая)
- Сколько всего у нас ступенек? (Всего 5 ступенек)
- Сейчас весна, а по весне сажают цветы. Давайте и мы украсим наш двор.
- Возьмите 2 голубые и 2 синие палочки и слевой стороны от дома постройте прямоугольную грядку.
- Вверху и внизу будут длинные палочки, а слева и справа короткие.
- Посадим на наши грядки 4 белых ландыша.
- Сколько цветов мы посадили? (Мы посадили 4 цветка)
- Как же звери будут ходить друг к другу в гости?
- Что для этого нужно построить между домами? (Надо построить дорожку)
- Стройте дорожки одного любого цвета справой стороны от дома, там, где лестница.
- Маша, какого цвета твоя дорожка? Гриша? Дима?
- Давайте поселим зверят в дома, которые вы построили. Зверёк пойдёт по дорожке, потом поднимется по лестнице и зайдёт в дом.
- Думаю, вашим друзьям дома понравились.
- И я сейчас со своим тигрёнком пройду посмотрю ваши замечательные постройки (отмечаю домик каждого ребёнка).
- После окончания занятия вы можете со своими зверятами походить друг к другу в гости.
3. Заключительная часть:
- Встаньте, ребята, в круг. Я буду бросать мяч и задавать вопрос. Тот кто поймает его, отвечает на этот вопрос.
- Тебе понравилось занятие?
- Что мы строили?
- Из чего строили?
- Какое задание было самым трудным?
- Какое самым лёгким?
- За что бы ты себя похвалил?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/11/picture-829227-1476190259.jpg)
Занятие по ФЭМП во второй младшей группе по ФГОС Конспект занятия по ФЭМП во 2 младшей группе по Фгос.
Цели: Закреплять знания о геометрических фигурах, отвечать на вопрос "сколько? \'\' словами один, много, ни одного.Продолжать формировать умение составлять группу из отдельных предметов и выделять из не...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/25/picture-572991-1422197806.jpg)
Конспект занятия по ФЭМП И. А.Помораеева «Занятия по ФЭМП» стр. 139 Занятие № 2
Образовательная область: познание.Интеграция образовательных областей: коммуникация, социализация, кругозор, здоровье, чтение художественной литературы.Тип: интегрированноеВозраст детей: 6 летФорма не...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/20/picture-961598-1511171913.jpg)
Конспект занятия по ФЭМП в средней группе (занятие проводилось для курсов повышения квалификации).
Конспект занятия по ФЭМП в средней группе (занятие проводилось для курсов повышения квалификации).Тема: Как растения помогают освоить азы математики.Цель: Учить рассматривать растения в определённой п...
Занятие по ФЭМП во второй младшей группе по ФГОС Конспект занятия по ФЭМП во 2 младшей группе по ФГОС
Конспект занятия по ФЭМП...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/15/picture-1009672-1636995305.jpg)
Занятие по ФЭМП в группе раннего возраста по ФГОС Конспект занятия по ФЭМП в группе раннего возраста по ФГОС «Мишутка и ребята»
Закрепление знаний о геометроических фигурах....
![](/sites/default/files/pictures/2022/09/03/picture-1379255-1662189018.jpg)
Занятие по ФЭМП в группе раннего возраста по ФГОС Конспект занятия по ФЭМП в группе раннего возраста по ФГОС
Занятие по ФЭМП в группе раннего возраста по ФГОСКонспект занятия по ФЭМП в группе раннего возраста по ФГОС...
![](/sites/default/files/pictures/2023/10/30/picture-1492942-1698677796.jpg)
Конспект занятия по ФЭМП в средней группе. план-конспект занятия по математике (средняя группа)
Конспект занятия по ФЭМП в средней группе: задачи, материалы, ход занятия....