Рабочая программа в рамках дополнительного образования кружка «Сказкотерапия»
рабочая программа по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)
Рабочая программа
в рамках дополнительного образования
кружка «Сказкотерапия»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Отчет о кружковой работе «Сказкотерапия» за 2019-2020 учебный год. | 20.64 КБ |
Рабочая программа в рамках дополнительного образования кружка «Сказкотерапия» | 54.5 КБ |
положение | 17.76 КБ |
календарно-темат планирование | 21.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Отчет о кружковой работе «Сказкотерапия» за 2019-2020 учебный год.
Сказкотерапия - метод, использующий сказочную форму, основными задачами которого является: интеграция личности, развитие творческих способностей, расширение сознания, совершенствование взаимодействий с окружающим миром и развитие высших психических функций.
Источники: Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии; Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии; Л. Б. Фесюкова. Воспитание сказкой. Для работы с детьми дошкольного возраста.
Цели и задачи деятельности
Цель: формирование речевых навыков и других психических функций, а также развитие личности детей.
Общие задачи деятельности:
- Разработать и внедрить в практику совместной деятельности педагога и психолога по использованию методов работы со сказкой для развития связной речи у дошкольников и личностного развития.
- Привлекать родителей к сотрудничеству в педагогическом процессе через психологическое консультирование, совместную деятельность по созданию развивающей среды, и участию в совместной непосредственно-образовательной деятельности с детьми.
Деятельность кружка
Свою деятельность кружок «Сказкотерапия» осуществляет на основе следующих документов:
- Должностной инструкции руководителя кружка;
- Журнала учёта посещение детьми кружка;
- Программы работы кружка утвержденной руководителем ДОУ.
Непосредственно образовательная деятельность кружка «Сказкатерапия» осуществляется 2 раз в неделю во второй половине дня.
В ходе деятельности театрального кружка используются различные виды деятельности:
- Коммуникативная.
- Музыкально- художественная.
- Чтение.
- Игровая.
- Продуктивная. и др.
Коррекционные функции сказки:
- Психологическая подготовка к напряженным эмоциональным ситуациям;
- Символическое отреагирование физиологических и эмоциональных стрессов;
- Принятие в символической форме своей физической активности.
Возможности работы со сказкой:
- Использование сказки как метафоры.
- Рисование по мотивам сказки.
- Обсуждение поведения и мотивов действий персонажа.
- Проигрывание эпизодов сказки.
- Использование сказки как притчи-нравоучения.
- Творческая работа по мотивам сказки
Основные приёмы в работе со сказкой:
- Анализ сказок.
- Рассказывание сказок.
- Переписывание сказок.
- Постановка сказок с помощью кукол.
- Сочинение сказок.
Календарно – тематический план кружка «Сказкотерапия»
ноябрь | 6 | Тренинг общения. | |
13 | Три желудя | Экспрессивные этюды по каждому персонажу, в том числе и желуди | |
20 | Как Лиса зайцев обманывала | Дифференциация «Хорошо-плохо. Почему?» | |
27 | Бежал Ёжик по дорожке | Соотнесение с пословицами и поговорками | |
декабрь январь | 4 | Как Лиса терем строила | Рисование пастельными красками «Лиса-краса» |
11 | Как Волк за Зайцем гонялся | Экспрессивный этюд «Я – куст» | |
18 | Дубовые листья | Представление иного конца сказки | |
25 | Как Медведь был царём леса | Почемучки – вопрос «почему?» к каждому предложению | |
15 | Про червяка | Изучение характеров персонажей, экспрессивные этюды | |
22 | Как Муравей увидел звёздное небо | Беседа «Я как все или нет» | |
29 | Как Медведь варенье варил | Представление продолжения сказки | |
февраль | 5 | Что случилось с Мухой в зимнем лесу | Беседа-игра: «Если бы я был мухой,…., что бы мне было можно/нельзя» |
12 | Как Муравей в гости ходил | Релаксационное упражнение «Я дома» | |
19 | Почему Маша перестала ловить бабочек | Изучение и демонстрация ролей «Нападающий, жертва, защитник» | |
26 | Пропажа (совместное с родителями) | Совместное рисование по сюжету сказки | |
март | 5 | Как Медведь с Мужиком силами мерились | Игротренинг: Какая бывает сила? |
12 | Почему у Зайца длинные уши | Рисование Вобразилия: страна несуществующих зверей | |
19 | Трудное яблоко | Что на что похоже? Если бы яблоко было… | |
26 | Про Комара | Где она Родина? | |
2 | Почему Кузнечик всё время прыгает | Поспешишь – людей насмешишь! Всему своё время! | |
апрель | 9 | Как Волк дом сторожил | Что такое свобода? |
16 | Как Паук в гости ходил | О том как решать проблемы? | |
23 | Шапка-невидимка | Экспрессивные этюды Какие дарить подарки? | |
30 | Кому Ручеёк пел свою песенку | Релаксация: Я – дождь, я – ручеёк, я – снежинка… | |
май | 7 | Как Полкан Лису проучил | Игра-спор: Это мой друг! |
14 | Зайцы и Медведь | Игра-спор: Мне это интересно! | |
21 | Как Лиса птицам помогала | Беседа: Что нас объединяет? | |
28 | Почему Волк не катается на лыжах | Работа со страхами (индивидуально) |
Результаты:
- Дети проявляют активность и самостоятельность при пересказе.
- Повысилась речевая активность и инициативность детей при общении.
- Научились находить новые способы для решения различных проблемных ситуаций в общении со сверстниками;
- Умеют передавать свои чувства с помощью различных средств выразительности и дифференцировать чувства других.
- Повысился уровень психологической просвещённости родителей.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
г.Михайловск
«Детский сад №20»
Рабочая программа
в рамках дополнительного образования
кружка «Сказкотерапия»
2019-2020 уч. год
Руководитель:
Педагог-психолог Лавренова Д. А.
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена педагогом-психологом Лавреновой Д. А.
Количество детей с речевыми нарушениями разного плана у детей даже в старшем дошкольном возрасте составляет примерно 70-80%. Если нарушение звукопроизношения чаще к началу обучения в школе всё-таки удаётся корректировать, связная активная речь часто вызывает тревогу у большинства педагогов начальных классов. В основе лежат разные причины, но наиболее важный фактор – уровень развития основных психических функций и эмоционально-личностного развития. Поэтому становится целесообразной эффективная взаимосвязь таких специалистов детского сада как учителя-логопеда и педагога-психолога.
Рабочая программа составлена на основе:
- Куликовская Т.А. Сказки-пересказки. Обучение дошкольников пересказу: Учебно-методическое пособие для педагогов и родителей.
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии
Программа направлена на формирование речевых навыков и других психических функций, а также развитие личности детей.
Для реализации программы имеется:
- кабинет, столы и стулья, для проведения занятий;
- материалы и инструменты для инсценировки сказок;
- наглядные пособия;
- методическая литература.
Во время педагогического процесса соблюдаются санитарно-гигиенические и методические требования к охране жизни и здоровья дошкольников в рамках дополнительного образования.
Общие задачи деятельности:
1 . Разработать и внедрить в практику совместной деятельности педагога и психолога по использованию методов работы со сказкой для развития связной речи у дошкольников и личностного развития.
- Привлекать родителей к сотрудничеству в педагогическом процессе через психологическое консультирование, совместную деятельность по созданию развивающей среды, и участию в совместной непосредственно-образовательной деятельности с детьми.
Педагогические принципы:
1. уважения личности ребёнка;
2. деятельности. На занятиях дети находятся в постоянном процессе открытия новых знаний;
3. креативности. Создание условий для творческой активности детей;
4. вариативности. Свобода выбора ребёнком способов решения творческих заданий.
Форма работы с детьми:
Занятия проводятся с детьми подготовительной группой № 1, №2 и старшей группе 1 раз в неделю (во 2-й половине дня). Продолжительность занятий 25 – 30 минут. С детьми средней группы № 1, №2 1 раз в неделю 20-25 минут Курс занятий рассчитан на 7 месяцев (с ноября по май). В сентябре-октябре и мае проводится диагностика умений детей.
Ожидаемые результаты:
- Активность и самостоятельность детей при пересказе.
- Повышение речевой активности и инициативности детей при общении.
- Умение находить новые способы для решения различных проблемных ситуаций в общении со сверстниками;
- Умение передавать свои чувства с помощью различных средств выразительности и дифференцировать чувства других.
- Повышение уровня психологической просвещённости родителей.
Для определения уровня развития используются методы логопедической и психолого-педагогической диагностики. С помощью наблюдений и анализа продуктивной деятельности детей оформляются диагностические карты, на основе которых корректируется тематический план программы.
Результаты работы кружка «Сказкотерапия» будут представлены систематическими отчётами, участием детей в родительских собраниях, оформлении работами интерьера детского сада.
Психологическая часть
Основной метод/форма работы: сказкотерапия, психологический игротренинг.
Цель: способствование эмоционально-личностному развитию и развитию высших психических функций.
Источники: Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии; Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии; Л. Б. Фесюкова. Воспитание сказкой. Для работы с детьми дошкольного возраста.
Сказкотерапия - метод, использующий сказочную форму, основными задачами которого является: интеграция личности, развитие творческих способностей, расширение сознания, совершенствование взаимодействий с окружающим миром и развитие высших психических функций. Данные задачи на практике отражены в коррекционных функциях.
Коррекционные функции сказки:
- Психологическая подготовка к напряженным эмоциональным ситуациям;
- Символическое отреагирование физиологических и эмоциональных стрессов;
- Принятие в символической форме своей физической активности.
Возможности работы со сказкой:
- Использование сказки как метафоры.
- Рисование по мотивам сказки.
- Обсуждение поведения и мотивов действий персонажа.
- Проигрывание эпизодов сказки.
- Использование сказки как притчи-нравоучения.
- Творческая работа по мотивам сказки
Основные приёмы в работе со сказкой:
- Анализ сказок.
- Рассказывание сказок.
- Переписывание сказок.
- Постановка сказок с помощью кукол.
- Сочинение сказок.
Учебный план работы кружка «Сказкотерапия» на 2017 – 2018 учебный год.
Название курса | Кол-во занятий в неделю | Кол-во занятий в месяц | Кол-во занятий в год | Длительность занятий, мин. | Кол-во воспитанников | Общее кол-во часов (примерно) |
Сказкотерапия | 2 | 8 | 56 | 25 - 30 | 28 |
График проведения занятий
День недели | Время проведения |
Среда | 10.00-10.30 |
Предварительный просмотр:
Положение
О деятельности кружка
«Сказкотерапия»
1.Общие положения
1.1. Положение об организации деятельности кружка «Сказкотерапия» разработано на основе следующих нормативно-правовых документов:
- «Закона РФ « Об образовании».
- Типового положения о дошкольном образовательном учреждении.
- Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
- Санитарно – эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.1.2660-Изменения № 1 к СанПин 2.4.1.2660-10, утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 20.12.2010 № 164. Санитарно – эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.2791-1-10
- · Положения об организации деятельности по оказанию дополнительных образовательных услуг.
1.2. Деятельность кружка «Сказкотерапия» является одной из форм бесплатного дополнительного образования
1.3. Деятельность кружка «Сказкотерапия» осуществляют педагог-психолог.
1.4. Настоящее Положение утверждается руководителем образовательного учреждения.
1.5. Настоящее Положение является локальным нормативным актом, регламентирующим деятельность образовательного учреждения.
1.6. Положение принимается на неопределенный срок до замены новым.
2 Цели и задачи деятельности
2.1. Цель: формирование речевых навыков и других психических функций, а также развитие личности детей.
2.2. Общие задачи деятельности:
- Разработать и внедрить в практику совместной деятельности педагога и психолога по использованию методов работы со сказкой для развития связной речи у дошкольников и личностного развития.
- Привлекать родителей к сотрудничеству в педагогическом процессе через психологическое консультирование, совместную деятельность по созданию развивающей среды, и участию в совместной непосредственно-образовательной деятельности с детьми.
3 Порядок осуществления деятельности кружка «Сказкотерапия»
3.1.Деятельность кружка
Свою деятельность кружок «Сказкотерапия» осуществляет на основе следующих документов:
- Должностной инструкции руководителя кружка;
- Журнала учёта посещение детьми кружка;
- Программы работы кружка утвержденной руководителем ДОУ.
3.2. Специалист, осуществляющий руководство кружком «Сказкотерапия» предоставляет анализ деятельности кружка в конце года заведующему ДОУ.
3.3. Непосредственно образовательная деятельность кружка «Волшебная страна» осуществляется 2 раз в неделю во второй половине дня.
3.4.В ходе деятельности театрального кружка используются различные виды деятельности:
- Коммуникативная.
- Музыкально- художественная.
- Чтение.
- Игровая.
- Продуктивная. и др.
3.5. Все проводимые мероприятия оформляются в Портфолио, а результаты представляются общественности.
3.6. Одним из разделов календарно- тематического планирования является раздел планируемы результат освоения детьми тем.
3.7. Полученные результаты также представляются в отдельном разделе.
3.8. Руководители кружка выстраивают и осуществляют связи с воспитателями, музыкальным руководителем и родителями детей.
4 Ответственность
4.1.Ответственность за не выполнение программы и не соблюдения прав детей и родителей (законных представителей).
4.2. За некачественное и несвоевременное ведение и сдачу документации, регламентирующую деятельность кружка «Сказкотерапия».
Предварительный просмотр:
Календарно – тематический план кружка «Сказкотерапия»
№ | Дата | Психологическая часть | Общие задачи | ||
ноябрь | 6 | Тренинг общения. | Знакомство, установление доверительного общения, создание установки на дальнейшую совместную деятельность | ||
13 | Три желудя | Экспрессивные этюды по каждому персонажу, в том числе и желуди | Обучение алгоритму пересказа сказки; обучение проигрыванию ролей, изучение своего персонажа | ||
20 | Как Лиса зайцев обманывала | Дифференциация «Хорошо-плохо. Почему?» | Обучение алгоритму пересказа сказки; сравнение персонажей и их психологических характеристик | ||
27 | Бежал Ёжик по дорожке | Соотнесение с пословицами и поговорками | Закрепление алгоритма пересказа; стимуляция инициативности; развитие мышления (сравнение, причина-следствие) | ||
декабрь январь | 4 | Как Лиса терем строила | Рисование пастельными красками «Лиса-краса» | Воспроизведение сказки только при помощи вопросов; дифференциация чувств и эмоций через цвет | |
11 | Как Волк за Зайцем гонялся | Экспрессивный этюд «Я – куст» | Усвоение последовательности повторяющихся событий для облегчения запоминания; дифференциация эмоций и чувств путём придания их неодушевлённому предмету | ||
18 | Дубовые листья | Представление иного конца сказки | Обучение составлению плана; изучение понятий свобода, выбор и последствия | ||
25 | Как Медведь был царём леса | Почемучки – вопрос «почему?» к каждому предложению | Обучение использованию загадок для пересказа; использование вопроса как побуждение к решению мини-проблемы | ||
15 | Про червяка | Изучение характеров персонажей, экспрессивные этюды | Формирование бережного отношения к животным; сравнение разных типов поведения и их преимуществ и недостатков | ||
22 | Как Муравей увидел звёздное небо | Беседа «Я как все или нет» | Активизация в речи слов и выражений, позволяющих начать и закончить сказку; сравнение разных типов поведения и их преимуществ и недостатков | ||
29 | Как Медведь варенье варил | Представление продолжения сказки | Развитие умения рассказывать содержание сказки с использованием наглядных пособий; развитие воображения, конвергентного и дивергентного мышления | ||
февраль | 5 | Что случилось с Мухой в зимнем лесу | Беседа-игра: «Если бы я был мухой,…., что бы мне было можно/нельзя» | Обучение включению в составление сказки описание природы, окружающей обстановки; осознание выбора и последствий | |
12 | Как Муравей в гости ходил | Релаксационное упражнение «Я дома» | Развитие коммуникативных навыков; развитие умения контролировать свои чувства, обучение приёмам успокоения | ||
19 | Почему Маша перестала ловить бабочек | Изучение и демонстрация ролей «Нападающий, жертва, защитник» | Восстановление сюжета сказки сообща (достижение общей цели); дифференциация эмоций и чувств путём сравнения ролей | ||
26 | Пропажа (совместное с родителями) | Совместное рисование по сюжету сказки | Обучение родителей приёмам развития речи через сказку; демонстрация полезных свойств сказкотерапии | ||
март | 5 | Как Медведь с Мужиком силами мерились | Игротренинг: Какая бывает сила? | Развитие элементов словесно-логического мышления; Побуждение к рассуждению и сравнению | |
12 | Почему у Зайца длинные уши | Рисование Вобразилия: страна несуществующих зверей | Развитие пространственных представлений; определение причинно-следственных связей | ||
19 | Трудное яблоко | Что на что похоже? Если бы яблоко было… | Сочинение собственной сказки и вариантов развития событий | ||
26 | Про Комара | Где она Родина? | Стимуляция нравственно-патриотического развития | ||
2 | Почему Кузнечик всё время прыгает | Поспешишь – людей насмешишь! Всему своё время! | Развития ассоциативной памяти; развитие элементов словесно-логического мышления | ||
апрель | 9 | Как Волк дом сторожил | Что такое свобода? | Стимуляция нравственно-патриотического развития; активизация словаря; определение причинно-следственных связей | |
16 | Как Паук в гости ходил | О том как решать проблемы? | Снижение конфликтности, развитие коммуникативных навыков; развитие зрительной памяти, умения работать по мнемотаблицам | ||
23 | Шапка-невидимка | Экспрессивные этюды Какие дарить подарки? | Развитие чувства юмора, эмоционального интеллекта; обогащение словаря при описании персонажей от 1 и 2 лица | ||
30 | Кому Ручеёк пел свою песенку | Релаксация: Я – дождь, я – ручеёк, я – снежинка… | Стимуляция положительных эмоций, восстановление последовательности событий по опорным словам и фразам; релаксация | ||
май | 7 | Как Полкан Лису проучил | Игра-спор: Это мой друг! | Восстановление последовательности сюжета с помощью логической цепочки заключений; развитие функций общения, умения выстраивать доказательства, отстаивать свою точку зрения | |
14 | Зайцы и Медведь | Игра-спор: Мне это интересно! | |||
21 | Как Лиса птицам помогала | Беседа: Что нас объединяет? | Снижение конфликтности, развитие коммуникативных навыков; побуждение к рассуждению и сравнению | ||
28 | Почему Волк не катается на лыжах | Работа со страхами (индивидуально) | Снижение тревожности; обогащение словаря; работа с мнемотаблицами |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа «Занимательный английский» дополнительная образовательная программа для детей дошкольного возраста 4 – 7 лет
Содержание.1. Пояснительная записка.2. Требования к уровню образованности обучающихся.3. Учебно-тематический п...
Рабочая программа по реализации дополнительной образовательной программы «Здоровейка» для детей от 5 до 7 лет
Программа направлена на формирование у воспитанников старшего дошкольников возраста основ здорового образа жизни через использование специально - организованных форм обучения и реали...
" Рабочая программа"по реализации дополнительной программы музыкального развития «Ладушки» И. Каплуновой и И. Новоскольцевой
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо реализации дополнительной программы музыкального развития«Ладушки» И. Каплуновой и И. Новоскольцевойв образовательной области «Художественно-эстетическое развитие...
Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет
Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...
Рабочая ПРОГРАММА по реализации дополнительной общеобразовательной программы "БАДМИНТОН"
Рабочая ПРОГРАММА "Бадминтон"...
Рабочая программа по реализации дополнительной общеобразовательной программы «Пластилиновая фантазия» по обучению детей 4-6 лет
Удивительные качества пластилина берут начало из сочетания двух более древних материалов – глины и воска. По отдельности они имеют известные недостатки, а вместе помогают друг другу: глина удерж...