Использование новых методов по развитию логико-математических представлений.
методическая разработка по математике на тему
Предварительный просмотр:
Фролова Виктория
Мастер класс
Использование новых методов по развитию логико-математических представлений.
Цель:
Способствовать повышению интереса педагогов к поиску интересных методов и технологий в работе с детьми по развитию логико-математических представлений посредством развивающих игр.
Повышение уровня профессионализма воспитателей.
Задачи:
- Познакомить педагогов с опытом работы по использованию логико – математических игр в работе с детьми дошкольного возраста.
- Обучить участников мастер – класса методам и приемам использования развивающих игр в педагогическом процессе.
- Развивать интерес к оригинальной образовательной игровой технологии, инициативу, желание применять на практике данную технологию.
- Вызвать желание к сотрудничеству, взаимопониманию.
В. А. Сухомлинский писал: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра зажигающая огонёк пытливости любознательности».
Методика развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста постоянно развивается, совершенствуется, обогащается за счет новых технологий обучения.
Разработка и внедрение в практику эффективных дидактических средств, развивающих методов позволяет педагогам разнообразить занятия с детьми, познакомить со сложными, абстрактными математическими понятиями в доступной малышам форме. Поэтому в педагогической практике современного детского сада все большее место занимают универсальные дидактические материалы.
В практике работы используются следующие средства формирования элементарных математических представлений:
— комплекты наглядного дидактического материала для занятий;
— оборудование для самостоятельных игр и занятий детей;
— методические пособия для воспитателя детского сада, в которых раскрывается сущность работы по формированию элементарных математических представлений у детей в каждой возрастной группе и даются примерные конспекты занятий;
— сборной дидактических игр и упражнений для формирования количественных, пространственных и временных представлений у дошкольников;
— учебно-познавательные книги для подготовки детей к усвоению математики в школе в условиях семьи.
Об одном из таких средств я хотела бы рассказать поподробнее. Свое выступление я хочу начать с притчи: В Греции на острове Хеосс до нашей эры случилось землетрясение, засыпавшее дом богача и гостей, пировавших с хозяином в его большом доме. Когда людей раскопали, по их останкам было трудно определить, кто, где лежит. Единственный оставшийся в живых человек, учитель риторики и поэт Симонид, незадолго до трагедии вышедший из дома, легко вспомнил, кто, где сидел и кто что делал. Так родственники опознали тела своих близких, а Симонид стал основоположником нового метода запоминания - мнемоники.
Мнемоника или мнемотехника - (от греческого mnemonikon - искусство запоминания). Система специальных приемов, служащих для облегчения запоминания, сохранения и воспроизведения информации, путем образования дополнительных ассоциаций. А что такое ассоциации? (вопрос к аудитории) Это связь между отдельными представлениями, когда одно из них влечет за собой появление другого; например мы чувствуем запах пирога и вспоминаем старый деревенский дом, в котором провели свое детство. Или кто - то говорит нам "лес", и в нашем сознании всплывает образ ели.
Слово "Мнемотехника" образовалось от имени греческой богини памяти Мнемозины - матери девяти муз. Первоначально мнемотехника развивалась как часть риторики (ораторского искусства) и использовалась для запоминания речей. В настоящее время данная технология используется и в детских садах. Феноменальная память - это не дар. Это навык. Поэтому для выработки определенных навыков, умений в обучающий процесс вводятся различные приемы, которые помогают развивать память. В своей работе с детьми я использую мнемотаблицы - это схемы, в которые заложена определенная информация. Работа с мнемотаблицами заключается в следующем: сначала при чтении текста выделяется главная мысль, в каждом абзаце, и придумывается ей какой - то значок - символ. Если текст небольшой, но его трудно запомнить, можно придумать символы на каждое слово или словосочетание. В результате, после этого можно легко и быстро пересказать текст с опорой на символы. Например: (мнемотаблица составляется по рассказу Н. Носова "Заплатка", зачитывается отрывок (абзац) и выделяется главная мысль, которая и обозначается символом; в качестве примера маленького, но сложного текста использую правило по математике " От перестановки мест слагаемых сумма не меняется").
В таблице можно изобразить главных героев сказки или рассказа, явления природы, какие либо действия, то есть можно нарисовать все то, что вы посчитаете нужным, но изображать нужно так, чтобы нарисованное было вам хорошо понятно. В работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста рекомендуется использовать цветные мнемотаблицы, так как у детей остаются в памяти отдельные образы: цыпленок - желтого цвета, мышка - серая, елочка - зеленая. И как я говорила "спрятать" персонаж в графическом изображении; например: лиса состоит из геометрических фигур - треугольника и круга, медведь - большой коричневый круг.
Для детей старшего возраста схемы рекомендуется рисовать в одном свете, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображении. Мнемотаблицы очень эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или строчку придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После чего ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе воспитатель предлагает готовый план (схему), а по мере обучения в процесс создания включаются дети и создают свои схемы.
Хотелось бы отметить, что детям очень нравится рисовать и работать с мнемотаблицами. Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Ребенок знает, с чего он может начать, чем продолжить и уточнить свой рассказ, а также как его завершить. А процесс разучивания стихотворения становится интересным и быстрым. Уверена, что вы согласитесь со мной, если скажу, что нарисованное запечатлевается в памяти лучше, потому что закрепляется не только слово, но и образ, и движение руки.
А сейчас я хочу предложить вам, ряд игр с мнемотаблицами, которые можно использовать в работе с детьми.
Мнемотаблица «Геометрическая фигура квадрат»:
Задача данной таблицы - закрепить представления о свойствах квадрата. Квадрат располагаем в центре таблицы. Все остальные элементы отражают какие-то свойства или особенности данной фигуры. Цифра четыре может обозначать, что у квадрата четыре стороны; у стула четыре ножки и стул-это перевёрнутая четвёрка; с буквы К начинается слово «квадрат»; если соединить два треугольника, то получится квадрат; «ёлочка» из четырёх углов обозначает, что у квадрата четыре угла, так же как у стола. Таким образом, все элементы в таблице взаимосвязаны.
Такие же связи можно установить во второй таблице:
Мнемотаблица «Геометрическая фигура треугольник»
Мнемотаблица: «Цифра 1»
Запомнить такую таблицу можно составив сказку о цифрах:
«Жила-была цифра «Один». Она жила одна в лесу. Однажды она пошла гулять и заблудилась. Стала единица кричать:«АУ». Услышала её другая цифра «Один». Они встретились и подружились, взялись за руки и получилась цифра «Два». Пошли они гулять и пришли к озеру(овал), сели на камешек(овал), полюбовались красотой леса и пошли домой». Используя данную таблицу, мы не только знакомим детей с цифрами, а ещё и закрепляем представления о том, на что похож овал, знакомим с буквами.
Мнемотаблица «Цифра 3»
Способ составления сюжета наиболее интересен детям, они сами с удовольствием придумывают истории по таким таблицам. Одновременно с развитием речи происходит закрепление представлений о цифрах, геометрических фигурах.
Мнемотаблицы «Состав числа»:
В центре таблицы располагается нужное число, а по диагонали, горизонтали и вертикали - два меньших числа, которые в сумме составляют нужное число.
Кроме перечисленных методов и приёмов необходимо использовать дополнительные игры и упражнения, способствующие развитию у детей памяти, внимания, мышления. В младшем и среднем возрасте можно использовать игры Л.Венгера, которые решают задачи овладения детьми действиями замещения и наглядного моделирования. Такие игры как «Придумай сам», «Какая игрушка?», «Что это такое?» будут способствовать развитию у детей умения видеть характерные признаки предметов и явлений, пользоваться схемами для их обозначения. С целью развития ассоциативного мышления хорошо подходят игры типа «Назови, что бывает круглое (овальное, белое и т.п.), «Дорисуй фигуры», «На что похожа цифра», «Нарисуй предмет из цифр».
Варианты ассоциативного тренинга «На что похожа цифра»:
Таким образом, возможности использования мнемотехники, как методики развития памяти детей, значительно расширяются и могут решать задачи ещё и математического развития детей. Учитывая то, что любая мнемотаблица должна воспроизводиться детьми графически, то постоянно развивается мелкая моторика и дети упражняются в ориентировке на листе бумаги, что является немаловажной задачей при подготовке к школе. Я думаю, что игры с мнемотаблицами, которые были представлены, вам пригодятся в работе, а также понравятся вашим детям. Их можно использовать как в совместной деятельности с детьми, так и включать в непосредственно образовательную деятельность.
А сейчас я приглашаю вас, коллеги, самим поработать с мнемотаблицами. У вас на столах находятся мнемотаблицы, которые вам нужно будет заполнить. А теперь после всего услышанного, увиденного и выполненного я бы хотела спросить у вас уважаемые коллеги: стоит ли мнемотехникой заниматься в детском саду? Пригодится ли этот прием детям в жизни? И конкретно где? (ответы участников)
Мое выступление подошло к концу. Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование блоков Дьенеша с целью развития логико-математических представлений у детей дошкольного возраста
Галимова Алсу Авхадеевна представила свой обобщенный опыт работы по данной теме...
Статья Развитие логико-математических представлений у дошкольников через использование Логических блоков Дьенеша".
В статье рассматривается вопрс эффективности использования Логических блоков Дьенеша на развитие логико-математических представлений у детей дошкольного возраста....
Использование блоков Дьёнеша с целью развития логико – математических представлений у детей дошкольного возраста.
Это пособие поможет детям запомнить цифры, научит считать, составлять математические истории, придумывать сказки и рассказы. Поможет ребенку не только разобраться в мире чисел, но и с...
«Использование инновационных игровых технологий (блоков Дьенеша и палочек Кюизенера), как метод развития логико – математических представлений у дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»
laquo;Использование инновационных игровых технологий (блоков Дьенеша и палочек Кюизенера), как метод развития логико – математических представлений у дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»...
ПРОЕКТ-Использование блоков Дьенеша для развития логико- математических представлений у детей среднего дошкольного возраста
Современные требования к развивающему обучению в период дошкольного детства диктуют необходимость создания новых форм игровой деятельности, при которых сохранялись бы и синтезировались элементы познав...
"Занимательная математика с использованием блоков Дьенеша для развития логико-математических представлений у детей дошкольного возраста"
Презентация к дополнительной общеразвивающей программе...
«Использование блоков Дьенеша для развития логико – математических представлений у детей старшего дошкольного возраста». Презентация. Выступление на ГМО
Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста продиктована современной действительностью. Мы живём в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового тел...